г. Чита |
|
18 октября 2018 г. |
дело N А19-1176/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 октября 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черниковой Н.М., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.05.2018 по делу N А19-1176/2018 по исковому заявлению акционерного общества "РЖД Логистика" (ОГРН 1107746946340, ИНН 7708730092, адрес: г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34 Б, блок 1) к индивидуальному предпринимателю Ломако Оксане Анатольевне (ОГРНИП 307280135400063, ИНН 280128559857, адрес: Амурская область, г. Благовещенск) о взыскании денежных средств,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, адрес: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) (суд первой инстанции: судья Кшановская Е.А.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РЖД Логистика" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к индивидуальному предпринимателю Ломако Оксане Анатольевне (далее - ответчик) с требованиями о взыскании 24 200 руб. штрафа за сверхнормативный простой вагонов, 42 509,50 руб. расходов на оплату сбора за накатку-выкатку вагонов на/с парома и 10 725,02 руб. расходов на оплату сбора за переставление вагонов на тележки другой ширины колеи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.05.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просил отменить в части взыскания в пользу истца расходов на оплату сбора за накатку-выкатку вагонов на/с парома и расходов на оплату сбора за переставление вагонов на тележки другой ширины колеи.
Доводы жалобы сводятся к тому, что заявленные истцом расходы представляют собой оплату части железнодорожного тарифа перевозки груза и не подлежат оплате дополнительно к железнодорожному тарифу, спорные услуги включены в услуги паромной переправы, оказаны ООО "Сахамортэк" и ответчиком оплачены самостоятельно.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу возражал, указал, что доводы ответчика противоречат данным Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного постановлением ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5, не соответствуют фактическим обстоятельствам, ответчик неправильно толкует содержание документов в деле, на которые, ссылается в обоснование возражений на иск и в обоснование жалобы. Полагал решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
Стороны и третье лицо извещены о возбуждении судебного производства, однако в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили, ответчик не прибыл. От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таком положении, в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц и самого ответчика не препятствовала судебному разбирательству.
В заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 04.10.2018, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 11.10.2018. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку доводы апелляционной жалобы затрагивали решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца 42 509,50 руб. расходов на оплату сбора за накатку-выкатку вагонов на/с парома и 10 725,02 руб. расходов на оплату сбора за переставление вагонов на тележки другой ширины колеи, в связи с отсутствием возражений у истца и третьего лица, руководствуясь положениями части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность судебного акта первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только в обжалованной ответчиком части.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует и установил суд первой инстанции, спорные правоотношения возникли из договора транспортной экспедиции от 20.04.2017 N 385020017/2017 (далее - договор), заключенного между истцом (экспедитором) и ответчиком (клиентом).
По условиям договора экспедитор обязался по поручению и за счет клиента, за вознаграждение оказать или организовать оказание транспортно-экспедиционных и иных услуг при перевозках, в том числе в международном сообщении, грузов клиента железнодорожным, автомобильным, морским, речным, воздушным или смешанными видами транспорта (пункт 2.1 договора).
Пунктом 1.2 договора стороны предусмотрели, что услуги экспедитор оказывает по заказу клиента.
В заказе указываются наименование услуг, наименование и количество груза, грузоотправитель, грузополучатель, планируемый период отгрузки с разбивкой по датам и тоннажу, другие данные (пункт 3.1 договора).
Согласно пункту 4.3.9 договора клиент обязан своевременно и в полном объеме производить оплату услуг и расходов экспедитора, включая сборы, платы, штрафы.
Для определения стоимости оказываемых экспедитором услуг в протоколе согласования договорной цены от 20.04.2017 N 1 к договору стороны согласовывали "ставку экспедитора" (пункт 5.1 договора). В соответствии с протоколом согласования договорной цены от 20.04.2017 N 1 ставка экспедитора за единицу подвижного состава (крытый вагон), предоставляемой для перевозки груза со станции отправления Китой-Комбинатская до станции назначения Долинск составила 218 080,52 руб., в ставку экспедитора включены железнодорожный тариф по территории Российской Федерации и предоставление вагона.
Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что клиент оплачивает услуги экспедитора на условиях 100% предварительной оплаты в течение 5 рабочих дней с даты выставления экспедитором счета, но в любом случае не позднее даты, предшествующей дате начала оказания услуг согласно заказу (пункт 5.2 договора).
В связи с оказанием ответчику услуг транспортной экспедиции при перевозке груза в вагоне N 52390689 со станции отправления Китой-Комбинатская до станции назначения Долинск в мае 2017 года кроме железнодорожного тарифа перевозчик - ОАО "РЖД" начислил истцу 42 509,50 руб. дополнительного сбора за накатку-выкатку вагонов на/с парома и 10 725,02 руб. дополнительного сбора за переставление вагонов на тележки другой ширины колеи.
Ответчик не возместил истцу расходов на оплату указанных дополнительных сборов, что послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с иском. Предметом спора в деле стало требование о взыскании с ответчика 53 234,52 руб. (42 509,50 руб. + 10 725,02 руб.), составивших расходы истца в связи с исполнением обязательств экспедитора по договору.
Принимая решение в обжалованной части, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьи 8 Федерального Закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте", постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок". Суд исходил из обоснованности требований истца по праву и размеру, поскольку спорные расходы истца представляют плату (сбор) перевозчику за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов железнодорожным транспортом общего пользования, не включенную в тариф железнодорожной перевозки, доказаны факт и размер спорных расходов истца в связи с исполнением обязательств экспедитора.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права, полагал решение суда первой инстанции правильным.
Поскольку заключенный сторонами договор по правовой природе квалифицируется как договор транспортной экспедиции, к спорным отношениям применимы положения главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, понесенные им в интересах клиента.
Материалами дела доказаны спорные расходы истца как экспедитора связи с организацией перевозки груза в вагоне N 52390689 со станции отправления Китой-Комбинатская до станции назначения Долинск по оформленному ответчиком заказу от 21.04.2017 N 1 (т. 1 л.д. 42). Так, согласно данным акта оказания услуг от 20.06.2017 за период с 16.06.2017 по 20.06.2017 с учетом сведений перечня первичных документов к акту и электронной накладной на погрузку за оказанные услуги накатки-выкатки вагона N 52390689 на/с парома и переставление вагонов на тележки другой ширины колеи ОАО "РЖД" начислило сбор в размере 42 509,50 руб. и 10 725,02 руб., соответственно, помимо железнодорожного тарифа за перевозку груза (т. 1 л.д. 48-58). На возмещение указанных расходов 30.08.2017 через организацию почтовой связи истец направил ответчику уведомление от 23.08.2017 N 1 с приложением и счет на оплату от 23.08.2017 N 3800153, которые ответчик получил 06.10.2017 (т. 1 л.д. 67-71).
Согласно пункту 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) и статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом. При этом сбор определен как не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 утвержден Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2).
Указанное Тарифное руководство разработано в соответствии с Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Уставом, определяет тарифы на перевозки по российским железным дорогам грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами.
Тарифное руководство применяется на всех линиях железных дорог федерального железнодорожного транспорта, широкой и узкой колеи, принятых в постоянную эксплуатацию, является обязательным и единым для всех пользователей услугами железнодорожного транспорта.
Согласно подпунктам "в" и "д" пункта 3 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", перестановка вагонов на тележки, предназначенные для другой ширины колеи при перевозках по российским железным дорогам; накатка и выкатка железнодорожного подвижного состава на паромную переправу (с паромной переправы) отнесены к дополнительным работам (услугам), связанным с перевозкой грузов железнодорожным транспортом общего пользования. Таким образом, плата за накатку/выкатку и перестановку вагонов не входит в железнодорожный тариф, является дополнительной работой (услугой) ОАО "РЖД", за которую должен быть оплачен сбор.
Статьей 97 Устава не предусмотрено исключение таких платежей как накатка/выкатка и перестановка вагонов из состава платы за перевозку груза.
С учетом особенностей перевозочного процесса на остров Сахалин такие операции как накатка/выкатка, перестановка вагонов не являются дополнительными для грузоотправителя и оплачиваются им в силу требований нормативных правовых актов, являются частью платы за перевозку, не включенной в железнодорожный тариф, а значит расходами истца, подлежащими возмещению ответчиком.
Довод ответчика в обоснование апелляционной жалобе были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены.
Так, довод о том, что плата за услуги накатки-выкатки вагонов на/с парома и плате за переставление вагонов на тележки другой ширины колеи включены в состав железнодорожного тарифа опровергается содержанием договора, протокола согласования договорной цены от 20.04.2017 N 1 к договору, не соответствует содержанию Прейскуранта N 10-01 и не основано на нормах закона. Ссылка ответчика на ответ филиала ОАО "РЖД" ЦФТО Дальневосточный транспортный центр фирменного транспортного обслуживания Сахалинское АФТО не принята, поскольку содержание документа опровергает довод ответчика.
Довод ответчика о том, что спорные услуги включены в услуги паромной переправы, оказаны ООО "Сахамортэк" и их ответчик оплатил самостоятельно, так же не основан на законе и не соответствует фактическим обстоятельствам. Ссылка ответчика на счет на оплату от 24.04.2017 N 3800051, ответ ООО "Сахамортэк" на его (ответчика) запрос не принята ввиду того, что содержание названных документов не подтверждает заявленного ответчиком довода.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в размере 53 234,52 руб.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда в обжалованной части законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 3 000 руб. расходов на уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе оставлены на заявителе.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 мая 2018 года по делу N А19-1176/2018 в обжалованной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Капустина Л.В. |
Судьи |
Скажутина Е.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.