г. Москва |
|
15 октября 2018 г. |
Дело N А40-158921/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
судей И.М. Клеандрова, В.С. Гарипова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Ю. Троян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Росимущество на определение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2018 г. по делу N А40-158921/15 вынесенное судьей Н.Л. Бубновой, об отказе Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в удовлетворении заявления недействительным пункта 9.7 Плана внешнего управления ОАО "ГСКБ" от 18.08.2016 в редакции п.2 изменений к Плану внешнего управления 8 ОАО "ГСКБ" от 22.02.2017, предусматривающих реализацию всего комплекса недвижимого имущества ОАО "ГСКБ".
при участии в судебном заседании:
от ООО "ПРОФМОНТАЖ" - Рогожин А.А., по дов. от 21.11.2017 г.
от внешнего управляющего ОАО "ГСКБ" - Кузовкина Т.Н., по дов. от 17.05.2018 г.
от Росимущество - Горчаков А.М., по дов. от 11.01.2018 г.
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2016 в отношении ОАО "Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для овощеводства" введено внешнее управление сроком на восемнадцать месяцев, внешним управляющим утверждена Мягких Наталия Александровна, о чем опубликованы сведения в газете "Коммерсантъ" N 83 от 14.05.2016. В Арбитражный суд города Москвы 26.06.2018 поступило заявление Росимущества о признании недействительным пункта 9.7 Плана внешнего управления ОАО "ГСКБ" от 18.08.2016 в редакции п.2 изменений к Плану внешнего управления 2 ОАО "ГСКБ" от 22.02.2017, предусматривающих реализацию всего комплекса недвижимого имущества ОАО "ГСКБ".
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2018 г. отказано Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в удовлетворении заявления недействительным пункта 9.7 Плана внешнего управления ОАО "ГСКБ" от 18.08.2016 в редакции п.2 изменений к Плану внешнего управления 8 ОАО "ГСКБ" от 22.02.2017, предусматривающих реализацию всего комплекса недвижимого имущества ОАО "ГСКБ". Не согласившись с вынесенным определением, Росимущество подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт. Внешний управляющий представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Росимущество доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней. Представители внешнего управляющего ОАО "ГСКБ" и ООО "ПРОФМОНТАЖ" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность принятого определения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("золотой акции"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 738, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее также - Росимущество) осуществляет права акционера ОАО "Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для овощеводства" (далее также - ОАО "ГСКБ", Общество), 100% акций которого находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из реестра акционеров ОАО "ГСКБ".
Как следует из материалов дела, собранием кредиторов 18.08.2016 решением собрания кредиторов должника утвержден План внешнего управления (далее - ПВУ), которым в качестве одной из мер по восстановлению платежеспособности ОАО "ГСКБ" была предусмотрена продажа части имущества Общества, а именно -подвального нежилого помещения площадью 597,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, пр. Солнечногорский, д. 4А, стр. 1.
Собранием кредиторов от 22.02.2017 утверждены изменения к Плану внешнего управления, которыми в п. 9.7 Плана внешнего управления внесены изменения, предусматривающие перечень имущества должника, подлежащего реализации.
Ходатайство Росимущества о признании недействительным пункта 9.7 Плана внешнего управления ОАО "ГСКБ" от 18.08.2016 в редакции п.2 изменений к Плану внешнего управления ОАО "ГСКБ" от 22.02.2017, предусматривающих реализацию всего комплекса недвижимого имущества ОАО "ГСКБ" было мотивировано тем, что указанным планом внешнего управления, в редакции п.2 изменений нарушаются его права, указывая на то, что размер задолженности ОАО "ГСКБ", включенной в реестр требований кредиторов Общества, составляет 31 236 235, 58 руб., а совокупный размер кредиторской задолженности ОАО "ГСКБ" вместе с задолженностью по текущим платежам и расходами на процедуру внешнего управления составляет всего 45 484 106, 26 руб., реализации подвального нежилого помещения площадью 597.3 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, пр. Солнечногорский, д. 4А, стр. 1 было достаточно для восстановления платежеспособности должника.
Реализация недвижимого имущества в составе, утвержденном планом внешнего управления в редакции п.2 изменений к Плану внешнего управления, по мнению Росимущества, привела к невозможности осуществления ОАО "ГСКБ" своей хозяйственной деятельности. В связи с изложенными обстоятельствами, акционером должника было подано вышеназванное заявление.
Исходя из требований к плану внешнего управления, сформулированных в пункте 3 статьи 106 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", план должен соответствовать требованиям федеральных законов, предусматривать срок восстановления платежеспособности должника и содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности в установленный срок.
В соответствии с положениями статьи 107 Закона о банкротстве план внешнего управления утверждается собранием кредиторов, и на основании пункта 6 названной нормы может быть признан недействительным полностью или частично арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве по ходатайству лица или лиц, права которых были нарушены.
Планом внешнего управления от 18.08.2016 в качестве одной из мер восстановления платежеспособности была предусмотрена реализация подвального помещения за 49 млн. рублей подготовлена и составлена до проведения оценки рыночной стоимости имущества должника и была актуальна на 2016 г.
49 млн. рублей, которые по мнению Росимущества предполагались к получению от реализации подвального помещения, было бы недостаточно для восстановления платежеспособности ОАО "ГСКБ" в связи с тем, что размер кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов с учетом начисленных мораторных процентов составляет 37 312 457,11 руб.:
Кредиторы |
Общая сумма требований |
Основной долг |
Неустойка (штрафы, пени) и иные финансовы е санкции |
Проценты начисленные в процедуре наблюдения |
Проценты начисленные в процедуре внешнего управления |
Общая сумма выплаты (основной долг, финансовые санкции, мораторные проценты) |
ООО "Профмотаж" |
28 585 024,37 |
18 850 158,99 |
9 734 865,38 |
801 002,65 |
4 539 015,00 |
33 925 042,01 |
ФНС России в лице |
1 249 |
678 |
570 296,80 |
28 |
163 448,54 |
1 441 377,66 |
ИФНС N 43 по г. |
085,26 |
788,46 |
|
843,86 |
|
|
Москве |
|
|
|
|
|
|
ООО |
1 402 |
1 126 |
275 225,95 |
47 |
66 272,90 |
1 516 284,38 |
"МониторингАвто" |
125,95 |
900,00 |
|
885,53 |
|
|
ООО "М-Авто" |
343 633,60 |
304 000,00 |
39 633,60 |
12 917,92 |
73 201,53 |
429 753,05 |
Всего: |
31 579 869,18 |
20 959 847,45 |
10 620 021,73 |
890 649,96 |
4 841 937,97 |
37 312 457,11 |
За период внешнего управления текущие расходы составили:
Расходы Тыс. руб.
-коммунальные и эксплуатационные платежи (ПАО "Мосэнергосбыт" (электроэнергия), ПАО "Мосэнерго" (теплоснабжение), ПАО "МГТС" (услуги связи), АО "Моссельмаш" (водоснабжение), ООО "ЧОП "Савпсан II" и ЗАО "Стильстрой" (охрана) |
8 633 |
-вознаграждение Арбитражного управляющего (процедура наблюдения и внешнее управление) |
1 170 |
-заработная плата |
12 444 |
-текущий и капитальный ремонт |
1 710 |
- налоги и аренда земли |
26 982 |
Погашения текущей кредиторской задолженности в соответствии с планом ВУ |
2 370 |
Итого |
50 939 |
В период с 28.04.2016 по 28.05.2018 внешнему управляющему было начислено вознаграждение в размере 1 125 000 рублей, также внешним управляющим были понесены расходы на процедуру внешнего управления в размере 1 164 631 рубль (почтовые расходы, расходы на оплату услуг оценщика, расходы на проведение торгов, расходы на публикации на сайте ЕФРСБ и газете "Коммерсантъ", комиссия банка за ведение счета).
Таким образом, реализация мероприятий, которые были предусмотрены в первоначальной редакции плана внешнего управления, не позволила бы погасить все обязательства и восстановить платежеспособность должника, так как общая сумма обязательств должника составляет 87 136 348 рублей. В связи с указанными обстоятельствами, в том числе в связи проведенной с оценкой рыночной стоимости имущества должника, 22.02.2017 собрание кредиторов утвердило изменения к ПВУ, в которых предусмотрена реализация имущества должника первоначальной стоимостью 201 миллион рублей, с НДС (181 миллион рублей без НДС).
Довод Росимущества о том, что реализация всего имущества должника лишает общество возможности осуществлять хозяйственную деятельность, обоснованно отклонен судом перовой инстанции. Под предприятием должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности (далее -предприятие). При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги) (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.
В результате торгов по продаже имущества ОАО "ГСКБ" реализована только часть имущества - недвижимое имущество. У должника имеется в собственности движимое имущество, патенты на изобретение, а также денежные средства достаточные для приобретения как движимого, так и недвижимого имущества, в связи с чем довод о реализации всего имущественного комплекса не может быть признан обоснованным.
В соответствии с учредительными документами ОАО "ГСКБ" и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является 72.19 - научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие. В настоящее время в собственности должника остается следующее имущество (не считая патентов и денежных средств), необходимое для осуществления основного вида деятельности:
N |
Наименование |
количество, шт. |
стоимость, руб. коп. |
1 |
ККТ Элвес-МК |
1 |
11 700,00 |
2 |
Принтер HP LJ Pro PI 102s и кабель Belkin F3U154chl.8M |
1 |
5 849,00 |
3 |
Компьютер OLDI Office 130 Celeron |
1 |
10 783,00 |
4 |
Трансформаторная подстанция |
1 |
16 269,00 |
5 |
Компьютер OLDI Office Pro 140 |
1 |
9 082,21 |
6 |
Компьютер OLDI Office 140 |
1 |
9 082,21 |
7 |
Монитор 21.5 Samsumg |
1 |
4 572,04 |
8 |
Монитор 21.5 Samsumg |
1 |
4 572,04 |
9 |
Принтер/сканер/копир/факс, МФУ HP Laser Jet Pro M1212nf RU |
1 |
7 205,93 |
10 |
Монитор 19 Samsung E1920NR |
25 |
4 912,00 |
Данное имущество находится в помещениях, используемых обществом на основании договора аренды нежилого помещения N 2/4 от 02 апреля 2018 года по адресу 125413, г. Москва, Солнечногорский проезд, д. 4А, строение 1.
Таким образом, реализация части имущества ОАО "ГСКБ" не приводит к невозможности осуществления должником своего основного вида деятельности, каких-либо доказательств того, что он не сможет продолжать свое существование в качестве субъекта гражданских правоотношений и извлекать прибыль в результате осуществления предпринимательской деятельности в соответствии со своими учредительными документами Росимуществом не представлено.
Кроме того, после завершения расчетов с кредиторами у общества останутся достаточные денежные средства для продолжения своей хозяйственной деятельности. Таким образом, довод Росимущества о невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности является необоснованным.
В соответствии с п. 2 ст. 93 Закона о банкротстве внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не более чем на шесть месяцев. Таким образом, общий срок внешнего управления не может превышать 24 месяца. Изменения к Плану внешнего управления утверждены 22.02.2017. Настоящее заявление об их оспаривании поступило в суд только 26.06.2018, т.е. спустя 16 месяцев, после утверждения изменений к плану, после полного его исполнения и истечения предельных сроков процедуры внешнего управления. По результатам проведения внешнего управления внешний управляющий представляет на рассмотрение общего собрания кредиторов отчет. Как установлено п. 6 ст. 118 Закона о банкротстве, по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений: об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о заключении мирового соглашения. Таким образом, если по итогам процедуры внешнего управления кредиторская задолженность не будет погашена, в отношении должника вводится конкурсное производство. Предъявление заявителем соответствующего заявления по истечении сроков внешнего управления не направлено на восстановление его прав, на соблюдение интересов должника как субъекта права и Российской Федерации в целом.
Довод апелляционной жалобы, касающийся причинения убытков Российской Федерации в связи с тем, что ОАО "ГСКБ" включено в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2017-2019 года, подлежит отклонению ввиду следующего. В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не позднее чем за восемь месяцев до начала очередного финансового года федеральные органы исполнительной власти представляют в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения о приватизации имущественных комплексов находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющих деятельность в соответствующей их компетенции отрасли экономики, иного федерального имущества.
Согласно отчету о выполнении аналогичного прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества 2014-2016 гг. в 2016 акционерные общества, в отношении которых введена процедура банкротства, относятся к невозможным к приватизации и не подлежат продаже. В соответствии с положениями статьи 107 Закона о банкротстве план внешнего управления может быть признан недействительным полностью или частично арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по ходатайству лица или лиц, права и законные интересы которых были нарушены. В данном случае, Федеральным агентством по управлении государственным имуществом не представлено достаточных доказательств нарушения прав и законных интересов последнего пункта 9.7 Плана внешнего управления ОАО "ГСКБ" от 18.08.2016 в редакции п.2 изменений к Плану внешнего управления ОАО "ГСКБ" от 22.02.2017, утвержденного на собрании кредиторов 22.02.2017.
Довод апелляционной жалобы о том, что платежеспособность должника не восстановлена и общество будет неспособно расплатиться по всем своим обязательствам, не состоятелен. В статье 2 Закона о банкротстве установлено, что внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Действия внешнего управляющего ОАО "ГСКБ" Н.А. Мягких направлены исключительно на восстановление платежеспособности Должника, путем выполнения мероприятий, предусмотренных Планом внешнего управления ОАО "ГСКБ". В результате выполнения мероприятий, предусмотренных ПВУ ОАО "ГСКБ", в том числе продажи части имущества, в настоящий момент все обязательства ОАО "ГСКБ" погашены полностью, платежеспособность восстановлена, цель процедуры внешнего управления достигнута. Таким образом, ущерба имущественным интересам Общества и Российской Федерации не нанесено.
В соответствии с положениями статьи 107 Закона о банкротстве план внешнего управления может быть признан недействительным полностью или частично арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по ходатайству лица или лиц, права и законные интересы которых были нарушены.
18.07.2018 внешним управляющим погашены все требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 24.07.2018 г. по делу N А40-158921/2018 утвержден отчет внешнего управляющего ОАО "ГСКБ", производство по делу о признании несостоятельным (банкротом) ОАО "Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для овощеводства" (ОГРН 1067746424602, ИНН 7743589452, далее - ОАО "ГСКБ", "Должник") прекращено. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 г. по делу N А40-158921/2015 определение Арбитражного суда города Москвы от 24.07.2018 г. по делу N А40-158921/2015 о прекращении производства по делу оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Росимущества без удовлетворения.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы, не содержат ссылки на доказательства, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, отсутствуют эти доказательства и в материалах апелляционной жалобы. В этой связи у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для иной оценки выводов суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено. Руководствуясь ст. ст. 266 - 269, 271, 272 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2018 г. по делу N А40-158921/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Росимущество - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
В.С. Гарипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.