г. Красноярск |
|
17 октября 2018 г. |
Дело N А33-5415/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" октября 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретаря судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бондаренко Даниила Геннадьевича): Редькина Д.А, представителя на основании доверенности от 27.10.2017, паспорта,
от ответчика (Министерства лесного хозяйства Красноярского края): Черновой Ж.Ю., представителя на основании доверенности от 28.12.2017 N МИХ/1-04204, паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "30" июля 2018 года по делу N А33-5415/2018,
принятое судьей Куликовой Д.С.,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бондаренко Даниил Геннадьевич (ИНН 246600277140, ОГРН 312246820100120) (далее - истец, Бондаренко Д.Г., глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952) (далее - ответчик, Министерство) о признании отказа N МЛХ/2-15823 от 18.12.2017 об исключении сведений из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на земельные участки с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385.; обязании исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385.
Определением от 07.03.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, краевое государственное казенное учреждение "Ирбейское лесничество", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю, ФГУП "Рослесинфорг".
Определением от 25.04.2018 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование Ирбейский район в лице администрации Ирбейского района Красноярского края.
Определением от 28.05.2018 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2018 года по делу N А33-5415/2018 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства от 18.12.2017 N МЛХ/2-15823. На Министерство возложена обязанность исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385. С Министерства в пользу главы КФХ взыскано 300 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, министерство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое без учета фактических обстоятельств дела и основанное на неправильном применении норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнений) ответчик ссылается на следующие обстоятельства:
- внесение сведений в государственный кадастр недвижимости носит заявительный характер, в связи с чем решение о проведении кадастровых работ принимают владельцы участков; в связи с тем, что заявителем не представлена информация о месте и площади пересечений в координатном выражении, то и рассмотреть вопрос возможности исключения сведений о землях лесного фонда из государственного лесного реестра невозможно;
- заявителем выбран неверный способ защиты, т.к. собственником данных участков является орган местного самоуправления, то и обращение должно быть к собственнику этих земельных участков;
- вопрос о переводе земельных участков из одной категории в другую в рамках рассмотрения гражданского дела не разрешался;
- суд, обязывая Министерство исключить сведения в части наложения спорных земельных участков на лесной фонд, не только не проверил точки наложений и площадь, но и вышел за пределы своих полномочий, суд, признавая отказ недействительным, не обязывает рассмотреть его повторно, а принимает решение по обращению за Министерство.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнениях к ней.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Краевое государственное казенное учреждение "Ирбейское лесничество", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю, ФГУП "Рослесинфорг", муниципальное образование Ирбейский район в лице администрации Ирбейского района Красноярского края, Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
22.07.2016 между главой КФХ Бондаренко Д.Г. (ссудополучатель) и Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края (ссудодатель) подписан договор N 08-БП-1545 о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности Красноярского края, согласно пункту 1.1 которого, ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, со следующими характеристиками:
- кадастровый номер 24:16:0401004:385, площадь 490 000 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Талое. Участок находится примерно в 1,4 км от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, АО "Тальский", участок N 20 (земельный участок частично расположен в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, информация об охранной зоне указана в кадастровом паспорте земельного участка);
- кадастровый номер 24:16:0401004:386, площадь 547 400 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Талое. Участок находится примерно в 2,1 км от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, АО "Тальский", участок N 21;
- кадастровый номер 24:16:0401004:387, площадь 817 000 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Талое. Участок находится примерно в 2,8 км от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, АО "Тальский", участок N 22;
- кадастровый номер 24:16:0401004:388, площадь 465 600 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Рождественка. Участок находится примерно в 3 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, АО "Тальский", участок N 23;
- кадастровый номер 24:16:0301004:452, площадь 2 389 900 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Зеленая Слобода. Участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, АО "Тальский", участок N 53;
- кадастровый номер 24:16:0401002:381, площадь 1 643 700 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Васильевка. Участок находится примерно в 6,9 км от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, участок N 3;
- кадастровый номер 24:16:0401002:382, площадь 177 900 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Васильевка. Участок находится примерно в 9,2 км от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, участок N 2;
- кадастровый номер 24:16:0301005:210, площадь 400 900 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Васильевка. Участок находится примерно в 9,9 км от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, участок N 1 (земельный участок частично расположен в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, информация об охранной зоне указана в кадастровом паспорте земельного участка);
- кадастровый номер 24:16:0401003:619, площадь 739 500 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Агул. Участок находится примерно в 3,9 км от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, участок N 35;
- кадастровый номер 24:16:0501001:180, площадь 939 908 кв.м., с разрешенным использованием для производства сельскохозяйственной продукции. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Рождественка. Участок находится примерно в 2,3 км от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, АО "Тальский" участок N 32.
Пунктом 1.2. договора установлено, что срок действия договора 6 лет с даты его подписания.
Согласно штампу, договор от 22.07.2016 N 08-БП-1545 прошел государственную регистрацию 01.09.2016.
10.08.2016 между главой КФХ Бондаренко Д.Г. (ссудополучатель) и Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края (ссудодатель) подписан договор N 08-БП-1572 о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности Красноярского края, согласно пункту 1.1. которого, ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельные участки (далее - Участки) из земель сельскохозяйственного назначения, со следующими характеристиками:
- кадастровый номер 24:16:0401003:607, площадь 1 659 700 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Васильевка. Участок находится примерно в 1,7 км от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, участок N 13;
- кадастровый номер 24:16:0401002:385, площадь 6 395 000 кв.м., с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Васильевка. Участок находится примерно в 2,1 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Ирбейский район, участок N 6.
Пунктом 1.2. договора установлено, что срок действия договора 6 лет с даты его подписания.
Согласно штампу, договор от 10.08.2016 N 08-БП-1572 прошел государственную регистрацию 01.09.2016.
При предоставлении участков определены координаты характерных точек границ земельных участков, границы сформированы, поставлены на кадастровый учет, внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается представленными документами, а также публичной кадастровой картой.
Согласно кадастровым выпискам о земельном участке:
- от 21.07.2016: участок с кадастровым номером 24:16:0501001:180, поставлен на кадастровый учет 26.03.2010 года, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного использования";
- от 21.07.2016: участок с кадастровым номером 24:16:0401002:385, поставлен на кадастровый учет 06.11.2009 года, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства";
- от 21.07.2016: участок с кадастровым номером 24:16:0301004:452, поставлен на кадастровый учет 31.08.2009 года, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства";
- от 21.07.2016: участок с кадастровым номером 24:16:0401003:607, поставлен на кадастровый учет 06.11.2009 года, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства".
Из письма филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" от 06.09.2016 N 03-70/1309 земельные участки с кадастровыми номерами:
- 24:16:0401002:385, 24:16:0301005:210 частично расположены на землях государственного лесного фонда, на территории Ирбейского лесничества, Ирбейского сельского участкового лесничества, колхоз "Новая жизнь";
- 24:16:0301004:452 частично расположен на землях государственного лесного фонда, на территории Ирбейского лесничества, Ирбейского участкового лесничества, Ирбейского сельского участкового лесничества, колхоз "Заветы Ильича", совхоз "Тальский";
- 24:16:0501001:180 частично расположен на землях государственного лесного фонда, на территории Ирбейского лесничества, Ирбейского сельского участкового лесничества, совхоз "Тальский";
- 24:16:0401004:385 не относится к землям лесного фонда. Проверка принадлежности земельного участка проводилась картометрическим способом с помощью материалов: планшеты лесонасаждений Ирбейского лесничества, Ирбейского участкового лесничества (год лесоустройства 1992); планшеты лесонасаждений Ирбейского лесничества, Ирбейского сельского участкового лесничества, колхоз "Новая жизнь", колхоз "Заветы Ильича", совхоз "Тальский" (год лесоустройства 1986); данные государственного кадастрового учета.
Заявлением от 28.09.2017 (получено ответчиком 28.09.2017) заявитель обратился в Министерство с просьбой исключить сведения о лесном участке с кадастровым номером 24:16:0401003:607, внесенном в государственный лесной реестр, из государственного лесного реестра.
Заявлением от 29.09.2017 (получено ответчиком 29.09.2017) заявитель обратился в Министерство с просьбой исключить сведения о лесных участках (выделах), границы которых пересекаются с границами земельных участков с кадастровыми номерами 24:16:0301004:452, 24:16:0501001:180, 24:16:0401002:385, из государственного лесного реестра.
Письмом от 18.12.2017 N МЛХ/2-15823 Министерство сообщило заявителю, что по результатам заседания межведомственной рабочей группы по вопросу пересечения участка с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385 с землями лесного фонда, принято решение о необходимости осуществления кадастровых работ в целях уточнения местоположения данного земельного участка для исключения из него земель лесного фонда.
Сообщил о необходимости обратиться в орган местного самоуправления для уточнения границ указанных земельных участков с учетом выявления наложений на земли лесного фонда для последующего внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и государственный лесной реестр.
Ссылаясь на нарушение прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о том, что отказ Министерства от 18.12.2017 N МЛХ/2-15823 является незаконным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу пунктов 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 8 указанного закона предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения объекта недвижимости.
В пункте 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ указано, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке.
Статья 18 данного Закона устанавливает перечень документов, представляемых для осуществления кадастрового учета.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2005 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно статье 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ, для уточнения границ земельного участка.
Согласно подпункту 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Таким образом, вышеперечисленными нормативными актами предусмотрено, что органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а именно Министерству лесного хозяйства Красноярского края, переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков.
В апелляционной жалобе с учетом дополнений ответчик ссылается на то, что внесение сведений в государственный кадастр недвижимости носит заявительный характер, в связи с чем решение о проведении кадастровых работ принимают владельцы участков; в связи с тем, что заявителем не представлена информация о месте и площади пересечений в координатном выражении, то и рассмотреть вопрос возможности исключения сведений о землях лесного фонда из государственного лесного реестра невозможно; заявителем выбран неверный способ защиты, т.к. собственником данных участков является орган местного самоуправления, то и обращение должно быть к собственнику этих земельных участков.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы ответчика как основанные на неверном толковании норм права.
Как указано выше, в соответствии со статьей 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ, для уточнения границ земельного участка.
Как следует из материалов дела, с Бондаренко Д.Г. заключены договоры о безвозмездном пользовании спорными земельными участками, таким образом, Бондаренко Д.Г. является правообладателем данных земельных участков.
Таким образом, учитывая, что глава КФХ обратился с заявлением в надлежащий орган, доводы апелляционной жалобы в данной части являются несостоятельными.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается также на то, что вопрос о переводе земельных участков из одной категории в другую в рамках рассмотрения гражданского дела не разрешался.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, соглашается с доводом Министерства и считает, что суд первой инстанции необоснованно ссылается на Федеральный закон N 172-ФЗ от 21.12.2004 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", поскольку в настоящем деле не рассматривается вопрос о переводе земельных участков из одной категории в другую, доказательств обращения заявителя с заявлением о переводе лесных участков в земли сельскохозяйственного назначения в материалы дела не представлено.
Вместе с тем данные обстоятельства не привели к неправильному принятию судом первой инстанции решения по делу.
Из представленного заявителю отказа следует, что 22.11.2017 состоялось заседание межведомственной рабочей группы, которой рассматривались вопросы по пересечениям участков с землями лесного фонда. Сведения о границах спорных участков с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385, схемами их расположения и точками местоположения границ земельных участков представлялись ответчику. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, ответчику представлены документы в объеме, позволяющем принять решение об уточнении границ спорных земельных участков с учетом выявленных наложений. Доказательств внесения сведений о спорных лесных участках в Единый государственный реестр недвижимости не представлено. Факт установления границ спорных земельных участков и постановка указанных земельных участков на кадастровый учет подтверждается материалами дела. Доказательств заключения договоров аренды этих лесных участков не представлено. Следовательно, у Министерства имелись все основания для исключения сведений о спорных лесных участках из государственного лесного реестра.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ Министерства является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения заявления по делу об оспаривании ненормативных актов органов, осуществляющих публичные полномочия, в резолютивной части решения должны содержаться, в том числе указание обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что суд первой инстанции, обязывая Министерство исключить сведения в части наложения спорных земельных участков на лесной фонд, вышел за пределы своих полномочий, суд, признавая отказ недействительным, не обязывает рассмотреть его повторно, а принимает решение по обращению за Министерство.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку, учитывая наличие полномочий Министерства на исключение сведений из реестра лесных участков, представление ответчику документов в объеме, позволяющем принять решение об исключении, Министерством не представлено доказательств наличия каких-либо препятствий для исключения сведений из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385.
Таким образом, учитывая отсутствие препятствий для исключения сведений из государственного лесного реестра, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что по данному делу устранением нарушенных прав заявителя будет являться возложение на Министерство обязанности исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки с кадастровыми номерами 24:16:0501001:180, 24:16:0401003:607, 24:16:0301004:452, 24:16:0401002:385. Оснований, препятствующих исключению сведений из реестра лесных участков, Министерством не приведено.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Министерство на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "30" июля 2018 года по делу N А33-5415/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.