г. Санкт-Петербург |
|
18 октября 2018 г. |
Дело N А56-18739/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Сунхарова Т.Х., по доверенности от 20.08.2018;
от ответчика: Наровская Н.Л., по доверенности от 11.01.2018; Тимофеева В.В., по доверенности от 09.01.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19810/2018) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2018 по делу А56-18739/2018 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга"
о взыскании 570 441 рубля 10 копеек,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд с иском (уточненным в порядке статьи 49 к Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение) 570 441 рубля 10 копеек задолженности состоящей из повышающего коэффициента к плате за коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, за период с июля 2016 года по ноябрь 2017 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2018 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Учреждение просит решение суда от 20.06.2018 отменить, в иске отказать, поскольку Учреждение не является обязанным собственником или представителем собственника - Санкт-Петербурга. Податель жалобы считает, что повышающий коэффициент не может быть применен для расчета размера платы собственнику - городу Санкт-Петербургу в силу отсутствия обязанности органов государственной власти нести расходы по оплате коммунальных услуг после заселения жилых помещений нанимателями.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось с иском о взыскании с Учреждения повышающего коэффициента к стоимости услуг холодного и горячего водоснабжения в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, за период с июля 2016 года по ноябрь 2017 года.
Суд иск удовлетворил. Решение суда обжаловано.
Суд апелляционной инстанции отменил решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2018 и отказал в иске на основании следующего.
Положения частей 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги организаций и граждан, являющихся собственниками помещений, а также нанимателями жилых помещений по договору социального найма, нанимателями жилых помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, нанимателями жилых помещений по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, членами жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, собственниками помещений.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги как для собственников, так и для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, в том числе с применением повышающих коэффициентов определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 внесены изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, в том числе в Правила N 354, Правила N 306.
Данным Постановлением из Правил N 306 исключены положения, касающиеся порядка расчета норматива платы с повышающим коэффициентом, а пункт 42 Правил N 354 дополнен абзацем 3, согласно которому при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ установлено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В пункте 81 Правил N 354, регулирующих порядок ввода приборов учета в эксплуатацию, предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Таким образом, именно собственники обязаны обеспечить оснащение принадлежащих им жилых помещений индивидуальными приборами учета, и только они наделены правомочиями требовать от исполнителя коммунальных услуг ввода приборов учета в эксплуатацию и принятия их к последующему расчету. Наниматели помещений такими полномочиями не наделены, обязанности по установке приборов учета также на них не возложены.
Формулой 4(1) приложения N 2 к Правилам N 354 предусмотрено применение повышающего коэффициента при определении размера платы для потребителя. В соответствии с пунктом 1.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 N 196 районные жилищные агентства осуществляют от имени Санкт-Петербурга права и обязанности наймодателя жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга. Функция потребителя на РЖА не возложена. Потребителем является наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, но он не имеет права на установку приборов учета, поскольку эта обязанность возложена на собственника.
Из буквального толкования положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, системного толкования положений Правил N 306, Правил N 354 в соотношении с вышеприведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышенного норматива возможно в отношении собственников жилых помещений являющихся одновременно потребителями и не может быть осуществлена в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей.
Действующее жилищное законодательство содержит правовой механизм начисления управляющей организацией платы за коммунальные услуги в отношении одного и того же жилого помещения с предъявлением к оплате частично нанимателю и частично собственнику жилого помещения в многоквартирном жилом доме. В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что договором управления согласован размер платы с повышающим коэффициентом или, что наниматели вносят плату в размере меньшем, чем согласовано договором управления.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, также устанавливают обязанность фактических потребителей своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги (подпункт "и" пункта 34).
Мотивация потребителей к установке приборов учета не означает возможность безосновательного применения повышающих коэффициентов без наличия доказательств, обосновывающих правильность такого применения. Суд первой инстанции также учел, что Общество, заявляя о необходимости применения повышающего коэффициента, не подтвердило в соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ наличие технической возможности установки индивидуальных приборов учета.
Начисление платы за коммунальные услуги с применением повышенного норматива возможно только в отношении собственников жилых помещений, когда они являются одновременно потребителями, и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей.
При таких обстоятельствах доводы истца о необходимости применения повышенного коэффициента к нормативу потребления несостоятельны.
Соответствующая судебная практика отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2018 N 307-ЭС-1704.
В соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с оставлением иска без удовлетворения, расходы по уплате государственной пошлине по иску остаются на истце.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворена, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2018 по делу N А56-18739/2018 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18739/2018
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга"
Третье лицо: Администрация Невского района Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2019 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 280-ПЭК19
31.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16746/18
18.10.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19810/18
20.06.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18739/18