город Ростов-на-Дону |
|
18 октября 2018 г. |
дело N А32-53450/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от заявителя: Соткин О.И., паспорт, по доверенности от 09.10.2018 N 82/3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Адлер-акционеры общественного питания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2018 по делу N А32-53450/2017, принятое судьей Левченко О.С.
по заявлению закрытого акционерного общества "Адлер-акционеры общественного питания"
к администрации города Сочи, Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о признании незаконным отказа,
при участии третьих лиц: Кочов Федор Ефремович, Кочов Михаил Ефремович, Кочов Афанасий Ефремович,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Адлер-акционеры общественного питания" (далее - ЗАО "Адлер-АОП") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации города Сочи, Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о признании незаконным отказа администрации, выраженного в письме департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 15.11.2017 об отказе в предоставлении в собственность на условиях платы без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402032:358 общей площадью 2715 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Станиславского, 1; о возложении на администрацию обязанности принять решение о предоставлении в собственность за плату обществу земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402032:358 общей площадью 2715 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Станиславского, 1, подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка, соответствующего действующему законодательству, и заключить указанный договор купли-продажи с заявителем.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Кочов Федор Ефремович, Кочов Михаил Ефремович, Кочов Афанасий Ефремович.
Решением от 26.06.2018 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Адлер-АОП" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что земельный участок не входит в пределы особо охраняемых природных территорий.
В судебное заседание не явились представители заинтересованных и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие администрации города Сочи, Департамента имущественных отношений администрации города Сочи, Кочова Федора Ефремовича, Кочова Михаила Ефремовича, Кочова Афанасия Ефремовича.
Представитель ЗАО "Адлер-АОП" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.10.2017 N 23/251/004/2017-2795 муниципальному образованию город - курорт Сочи на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402032:358, площадью 2 715 кв.м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Станиславского, 1, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обеспечения эксплуатации столовой (далее - спорный земельный участок), запись государственной регистрации права от 03.03.2015 N 23-23/05023/050/600/2015-2285/1.
Обществу "Адлер-акционеры общественного питания на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
нежилое здание с кадастровым (условным) номером 23:49:0402032:2110, площадью 172,9 кв. м, год постройки 1970, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Станиславского, запись государственной регистрации от 07.08.2014 N 23-23-22/197/2014-075;
нежилое здание с кадастровым (условным) номером 23:49:0402032:2111, площадью 76,0 кв. м, год постройки 1980, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Станиславского, запись государственной регистрации от 07.08.2014 N 23-23-22/197/2014-074;
нежилое здание с кадастровым (условным) номером 23:49:0402032:2112, площадью 891,0 кв. м, год постройки 1960, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Станиславского, запись государственной регистрации от 07.08.2014 N 23-23-22/197/2014-073.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402032:358.
16 октября 2017 года общество обратилось в администрацию города Сочи с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402032:358, площадью 2 715 кв.м, расположенного по адресу: 354340, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Станиславского, 1 в собственность без проведения торгов для обеспечения эксплуатации столовой, в порядке пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
К заявлению обществом были приложены следующие документы: электронная выписка из ЕГРЮЛ, приказ об исполнении обязанностей генерального директора ЗАО "Адлер-АОП", выписка из протокола N 34 от 27.06.2016, копия паспорта, удостоверяющего личность заявителя, сообщение об объектах недвижимости, находящихся на земельном участке, кадастровая выписка о земельном участке, копия свидетельства о государственно регистрации права от 07.08.2014 23-АМ 967724, 23-АМ N 967725, 23-АМ N 967723.
Письмом от 15.11.2017 N 28019/020516 департамент имущественных отношений администрации города Сочи отказал в предоставлении земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города - курорта Сочи от 14.11.2017 N 271 на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402032:358, расположенном по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Станиславского, расположены объекты недвижимости, выходящие за пределы границ земельного участка. Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города - курорта Сочи и публичной кадастровой карты в отношении конфигурации объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке отличаются от сведений о конфигурации по данным объектам недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Считая незаконным отказ в предоставлении земельного участка, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и по результатам указанного рассмотрения и проверки принимает соответствующее решение.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В подпункте 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 данной статьи.
Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов установлен также пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Частью 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
В соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ, Закон о курортах) природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Охрана названных объектов и их земель осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны (статья 16 Закона N 26-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 26-ФЗ, в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 406-ФЗ (30.12.2013), курорт определен как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Природные лечебные ресурсы представляют собой минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха (статья 1 Закона о курортах).
Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (пункт 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", далее - Закон об охране окружающей среды, Закон N 7-ФЗ).
30.12.2013 вступил в силу ФЗ РФ от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ), которым:
- признан утратившим силу раздел VIII "Лечебно-оздоровительные местности и курорты" Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
* внесены изменения в Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в соответствии с которыми курорты стали относиться не к особо охраняемой природной территории, а к особо охраняемой территории (статья 2 Закона N 406-ФЗ);
* изменена редакция статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, из подпункта 1 пункта 2 которой исключено указание на лечебно-оздоровительные местности и курорты как относящиеся к землям особо охраняемых природных территорий, а также подверглась изменению статья 96 Земельного кодекса Российской Федерации, утратившая упоминание о курортах как о землях особо охраняемых природных территорий.
Пунктом 2 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается, что в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отнесение объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных органов местного самоуправления).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Города-курорты Анапа, Геленджик, Сочи в составе курортов на Черноморском побережье Краснодарского края отнесены к курортам общесоюзного значения Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1970 года N 723 "О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
При этом признание утратившим силу распоряжения N 591-р (распоряжением от 21.04.2011 N 685-р) не отменяет режима особо охраняемой природной территории в отношении курортов федерального значения.
Пунктом 3 раздела 2 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации, не измененной Законом N 406-ФЗ, закреплено, что использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Частью 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ предусмотрено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Таким образом, возникший у курортного региона г. Сочи до введения в действие Закона N 406-ФЗ статус особо охраняемой природной территории не прекратился в силу положений пункта 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ, регламентирующих порядок введения данного Закона в действие.
Земли курорта Сочи не утратили статус курортов и продолжают входить в состав земель особо охраняемых территорий (статья 96 Земельного кодекса Российской Федерации) и подлежат особой охране на основании пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", (в применимой к спорным отношениям редакции), в который Законом N 406-ФЗ внесены изменения, но они не коснулись курортов.
Как правильно указал суд первой инстанции, представленное в материалы дела письмо министерства природных ресурсов Краснодарского края от 28.11.2017 N 20238634/17-03.1, согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен вне границ особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, не имеет значения при решения вопроса о предоставлении земельного участка, поскольку спорный земельный участок в силу Закона N 406-ФЗ относится к землям особо охраняемых природных территорий, имеющих федеральное значение.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы общества о том, что земельный участок не входит в пределы особо охраняемых природных территорий.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного и гражданского законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы с учетом обязательных указаний суда кассационной инстанции.
Решение суда от 26.06.2018 об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26 июня 2018 года по делу N А32-53450/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.