г. Владивосток |
|
23 октября 2018 г. |
Дело N А51-2703/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей О.Ю. Еремеевой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-5687/2018
на решение от 27.06.2018
судьи Д.В. Борисова
по делу N А51-2703/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Департамента здравоохранения Приморского края (ИНН 2540018454, ОГРН 1072540000103)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований: общество с ограниченной ответственностью Медицинская организация "Мобильные клиники"
о признании недействительным предупреждения от 01.02.2018 N 741/08,
при участии:
от Департамента здравоохранения Приморского края: Лазненко О.Ю., по доверенности от 18.09.2018 сроком действия до 31.12.2018, паспорт; Кирсанов И.С., по доверенности от 18.09.2018 сроком действия на 1 год, удостоверение; Ермошина Н.Г., по доверенности от 18.09.2018 сроком действия до 31.12.2018, удостоверение,
от УФАС по Приморскому краю: Самсонова В.М., по доверенности от 09.01.2018 сроком действия до 31.12.2018, удостоверение,
от ООО Медицинская организация "Мобильные клиники": Грац С.В., по доверенности от 23.03.2017 сроком действия на 3 года, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Департамент здравоохранения Приморского края (далее - заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Управление, УФАС по ПК, антимонопольный орган) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 01.02.2018 N 741/08.
Определением от 28.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Медицинская организация "Мобильные клиники" (далее - ООО МО "Мобильные клиники", общество).
Решением от 27.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на следующее.
Вывод суда о том, что ООО МО "Мобильные клиники" не осуществляло деятельность по адресу г. Владивосток, ул. Заречная, д. 51, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, а именно договору аренды помещений от 01.12.2011 N 31-12/11 и санитарно-эпидемиологическому заключению от 03.02.2012 N 25ПЦ.01.851.М.000135.02.12.
Судом не учтено, что переоформление лицензии без указания в ней адреса места осуществления медицинской деятельности (зданий, строений, сооружений) является нарушением законодательства о лицензировании медицинской деятельности. В свою очередь, передвижной медицинский комплекс, используемый для осуществления медицинской деятельности, - это медицинское изделие, которое не может быть само по себе указано в лицензии в качестве адреса места осуществления деятельности.
Прекращение деятельности по конкретному адресу в силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании, Закон N 99-ФЗ) означает исключение всех видов работ (услуг), выполняемых по данному адресу.
Не согласен заявитель и с выводом суда о том, что внесение в лицензию конкретного адреса места осуществления деятельности сделало невозможным осуществление ООО МО "Мобильные клиники" деятельности с использованием мобильного лечебно-профилактического комплекса (далее - МЛПК) и мобильного лечебно-профилактического модуля (далее - МЛПМ) и создало необоснованное препятствие (ограничение) в осуществлении данным обществом деятельности на товарном рынке оказания медицинских услуг в границах Приморского края.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи Е.Л. Сидорович в отпуске на основании определения суда от 18.10.2018 произведена её замена на судью Т.А. Солохину, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведено с самого начала в составе судей А.В. Пяткова, О.Ю. Еремеева, Т.А. Солохина.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Департамента здравоохранения поддержали доводы апелляционной жалобы.
УФАС по Приморскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в письменном отзыве, поддержанным его представителем в судебном заседании.
Представитель ООО МО "Мобильные клиники" также возражал против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Из материалов дела судом установлено.
ООО Медицинская организация "Мобильные клиники" осуществляло медицинскую деятельность на основании лицензии Департамента здравоохранения Приморского края от 17.04.2012 N ЛО25-01-001356 по видам деятельности, указанным в приложении к лицензии.
В 2014 году по обращению общества в Департамент здравоохранения Приморского края лицензия на осуществление медицинской деятельности была переоформлена в части изменения классификации видов медицинской помощи. Обществу была оформлена лицензия от 20.11.2014 N ЛО-25-01-002491.
Приложением N 1 (стр.1, 2 и 3) к лицензии предусмотрено, что местом (адресом места) осуществления деятельности является Приморский край, Мобильный лечебно-профилактический комплекс МЛПК "Диагностика", модель 575032, идентификационный номер (VIN) XU5575032B0000160. Выполняемые работы, оказываемые услуги с использованием указанного МЛПК: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи организуются и выполняются работы (услуги) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лабораторной диагностике; при оказании первичной врачебно медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: педиатрии, терапии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), дерматовенерологии, детской урологии-андрологии, детской хирургии, неврологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации), офтальмологии, профпатологии, психиатрии-наркологии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии, функциональной диагностике, хирургии. При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым); при проведении медицинских освидетельствований: медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием; при проведении медицинских экспертиз по экспертизе профессиональной пригодности.
Приложением N 2 (стр.1, 2 и 3) к лицензии предусмотрено, что местом (адресом места) осуществления деятельности является Приморский край, Мобильный лечебно-профилактический комплекс МЛПК "Диагностика", модель 575032, идентификационный номер (VIN) XU5575032B0000161. Выполняемые работы, оказываемые услуги с использованием указанного МЛПК: при оказании первичной, в то числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи организуются и выполняются работы (услуги) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лабораторной диагностике; при оказании первичной врачебно медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: педиатрии, терапии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), дерматовенерологии, детской урологии-андрологии, детской хирургии, неврологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации), офтальмологии, профпатологии, психиатрии-наркологии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии, функциональной диагностике, хирургии. При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым); при проведении медицинских освидетельствований: медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием; при проведении медицинских экспертиз по экспертизе профессиональной пригодности.
Приложением N 3 к лицензии предусмотрено, что местом (адресом места) осуществления деятельности является Приморский край, Мобильно лечебно-профилактический модуль МЛПМ "Флюорограф", модель 575042, идентификационный номер (VIN) XU5575042B0000170. Выполняемые работы, оказываемые услуги с использованием указанного мобильного лечебно-профилактического модуля: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: рентгенологии.
28.08.2017 ООО МО "Мобильные клиники" обратилось в Департамент здравоохранения Приморского края с заявлением о переоформлении лицензии в связи с изменением адреса места нахождения юридического лица с г. Владивосток, ул. Дальзаводская, д. 27, Б, на г.Владивосток, ул. Русская, д.27, корпус В, офис 30, 34.
08.09.2017 Департаментом здравоохранения Приморского края по заявлению общества была выдана новая лицензия N ЛО-25-01-004181.
При этом, в приложениях N 1 и N 2 адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности, выполняемых работ, оказываемых услуг, указан адрес 690054, Приморский край, г. Владивосток, ул. Заречная, 51 (мобильные лечебно-профилактические комплексы).
27.09.2017 ООО МО "Мобильные клиники" было подано заявление в Департамент здравоохранения Приморского края для внесения в лицензию сведений об адресе места осуществления лицензируемого вида деятельности: г.Владивосток, ул. Русская, 27, корпус В, офис 30, 34, 36.
05.10.2017 Департаментом здравоохранения Приморского края по заявлению общества была выдана новая лицензия N ЛО-25-01-004202.
19.10.2017 и 17.11.2017 ООО МО "Мобильные клиники" поданы в Департамент здравоохранения Приморского края заявления о переоформлении лицензии, в частности об исключении из лицензии сведений о работах (услугах), по которым деятельность прекращается.
01.11.2017 и 21.11.2017 Департаментом здравоохранения Приморского края по заявлению общества были выданы лицензия N ЛО25-01-004228 и N ЛО-25-01-003897, в которых по заявлению общества была исключена часть видов деятельности, которые общество оказывало ранее.
04.12.2017 общество в заявлении на переоформление лицензии просило исключить из лицензии запись об осуществлении медицинской деятельности по адресу: г. Владивосток, ул. Заречная, д. 51, в связи с прекращением деятельности по данному адресу.
15.12.2017 Департаментом здравоохранения Приморского края была выдана новая лицензия N ЛО-25-01-004261, в которой были исключены все виды деятельности, оказываемые обществом по данному адресу с применением мобильных лечебно-профилактических комплексов.
Посчитав, что указанная лицензия выдана Департаментом с нарушением Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, общество обратилось с жалобой в УФАС по Приморскому краю.
По результатам рассмотрения жалобы общества Управление 01.02.2018 выдало Департаменту предупреждение N 741/08 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном установлении (указании) в лицензиях от 08.09.2017 NЛО-25-01-004181, от 05.10.2017 NЛО-25-01-004202, от 01.11.2017 NЛО-25-01-004228, от 21.11.2017 NЛО-25-01-004242 на осуществление медицинской деятельности при их переоформлении в графе "адрес места осуществления медицинской деятельности": ул. Заречная, д.51 в г. Владивостоке с использованием МЛПК: Мобильного лечебно-профилактического комплекса МЛПК "Диагностика", модель 575032, идентификационный номер (VIN) XU5575032B0000160; Мобильного лечебно-профилактического комплекса МЛПК "Диагностика", модель 575032, идентификационный номер (VIN) XU5575032B0000161; Мобильного лечебно-профилактического модуля МЛПМ "Флюорограф", модель 575042, идентификационный номер (VIN) XU5575042B0000170, и незаконном исключении из лицензии от 15.12.2017 N ЛО-25-01-004261 при ее переоформлении всех видов работ (услуг), осуществляемых с использованием указанных МЛПК и МЛПМ, предусмотренных в лицензии от 21.11.2017 N ЛО-25-01-004242, создавших необоснованное препятствование (ограничение) в осуществлении ООО МО "Мобильные клиники" деятельности на товарном рынке оказания медицинских услуг (работ) в границах Приморского края.
На основании статьи 39.1 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) УФАС по ПК предупредило Департамент о необходимости в срок до 15.02.2018 о прекращении действия, содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства, следующим путем:
- внесения изменений (дополнений) в лицензию от 15.12.2017 N ЛО25-01-004261 на осуществление медицинской деятельности, восстановив запись о выполняемых ООО МО "Мобильные клиники" работах (услугах), указанных в Приложении (стр. 1,2,3) к лицензии от 21.11.2017 N ЛО-25-01-004242,
- и указав в графе "адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности" - Мобильный лечебно-профилактический комплекс МЛПК "Диагностика", модель 575032, идентификационный номер (VIN) XU5575032B0000160; Мобильный лечебно-профилактический комплекс МЛПК "Диагностика", модель 575032, идентификационный номер (VIN) XU5575032B0000161; Мобильный лечебно-профилактический модуль МЛПМ "Флюорограф", модель 575042, идентификационный номер (VIN) XU5575042B0000170.
Письмом от 06.02.2018 N 873/08 предупреждение N 741/08 было уточнено в части, предусматривающей указание "места осуществления деятельности". Департаменту было предложено внести изменения (дополнения) в лицензию, указав "Приморский край, г. Владивосток, Мобильный лечебно-профилактический комплекс МЛПК "Диагностика", модель 575032, идентификационный номер (VIN) XU5575032B0000160; Мобильный лечебно-профилактический комплекс МЛПК "Диагностика", модель 575032, идентификационный номер (VIN) XU5575032B0000161; Мобильно лечебно-профилактический модуль МЛПМ "Флюорограф", модель 575042, идентификационный номер (VIN) XU575042В0000170".
Не согласившись с вынесенным предупреждением, Департамент обратился в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности предупреждения, поскольку в нем указаны признаки правонарушения, указаны нормы антимонопольного законодательства, нарушенные Департаментом, конкретные действия, направленные на прекращение действия, а срок для его выполнения является разумным. При этом, суд указал, что Департамент, по сути, вменил обществу осуществление медицинской деятельности по адресу нахождения гаражных боксов и арендованного места хранения МЛПК и МЛПМ (г. Владивосток, ул.Заречная, 51), в то время как в 2017 году этот адрес обществом уже не арендовался, чем ограничил право общества на осуществление медицинской деятельности с использованием МЛПК и МЛПМ.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав пояснения заявителя, антимонопольного органа и третьего лица, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению в силу следующего.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, регулируются положениями Закона N 135-ФЗ о защите конкуренции.
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается уполномоченным органом в случае выявления признаков нарушения конкретно обозначенных статей настоящего Федерального закона.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 "Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, учитывая правовую природу оспариваемого ненормативного правового акта, полномочия суда должны быть ограничены особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта, то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Под местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ понимается объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о лицензировании в лицензию, в том числе, включаются сведения об адресе места нахождения лицензиата и адресе мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Согласно части 1 статьи 18 указанного Закона лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения адреса места нахождения юридического лица и адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии (часть 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
Частью 7 статьи 18 Закона о лицензировании предусмотрено, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Согласно части 8 статьи 18 Закона N 99-ФЗ в случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.
Указанное правовое регулирование позволяет прийти к выводу о том, что в лицензии в обязательном порядке должен быть указан адрес места осуществления деятельности.
В связи с чем предложение УФАС по ПК в оспариваемом предупреждении N 741/08 от 01.02.2018 о внесении изменений в лицензию от 15.12.2017 NЛО25-01-004261 путем указания в качестве адреса места осуществления деятельности Приморский край, г. Владивосток, Мобильный лечебно-профилактический комплекс (МЛПК) и Мобильный лечебно-профилактический модуль (МЛПМ), с указанием конкретного идентификационного номера модели, не соответствует нормам Закона о лицензировании.
Довод УФАС по ПК о том, что поскольку МЛПК и МЛПМ являются передвижными мобильными клиниками, расположенными в многосекционном изотермическом фургоне на шасси автомобильного прицепа, оснащены автономными системами жизнеобеспечения, медицинским и вспомогательным оборудованием для проведения инструментальной, лабораторной, функциональной диагностики, имеют данные, позволяющие их идентифицировать, то в качестве адреса места осуществления деятельности согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ может быть указан иной объект - конкретный Мобильный лечебно-профилактический комплекс (МЛПК) и Мобильный лечебно-профилактический модуль (МЛПМ), судом апелляционной инстанции отклоняется как основанный на неправильном толковании норм права.
Из положений пункта 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ следует, что под местом осуществления понимается не просто объект, а место, имеющее почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать данные, что корреспондирует с положением подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, устанавливающим в качестве лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
Спорные Мобильный лечебно-профилактический комплекс "Диагностика" и Мобильный лечебно-профилактический модуль "Флюорограф" согласно статье 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 N 4н, являются медицинскими изделиями (изделиями медицинской техники), что подтверждается имеющимся в деле регистрационными удостоверениями N ФСР 2011/10124 от 18.04.2011 и N ФСР 2011/10125 от 14.04.2011.
Таким образом, оборудование, при помощи которого осуществляется оказание услуг, а именно спорные Мобильный лечебно-профилактический комплекс "Диагностика" и Мобильный лечебно-профилактический модуль "Флюорограф" на базе прицепа для медицинской деятельности, в силу указанного определения местом осуществления лицензируемого вида деятельности не являются.
Утверждение антимонопольного органа о том, что указание конкретного адреса места осуществления деятельности ограничивает право ООО МО "Мобильные клиники" на осуществление деятельности с применением МЛПК и МЛПМ по другому адресу, отличному от указанного в лицензии, не основано на нормах права и не подтверждается материалами дела.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, которым предусмотрено, что организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к настоящему Положению.
Приложением N 8 утверждены Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады, которыми предусмотрено, что мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий.
Состав мобильной медицинской бригады формируется руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения) из числа врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием, исходя из цели ее формирования и возложенных задач, с учетом имеющихся медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, медико-демографических особенностей территории обслуживания медицинской организации, ее кадрового и технического потенциала, а также половозрастной, социальной структуры населения и его потребности в отдельных видах (по профилю) медицинской помощи (включая вопросы индивидуальной и групповой профилактики неинфекционных заболеваний, обучение населения правилам оказания первой помощи, консультирование по вопросам ведения здорового образа жизни). В состав мобильной медицинской бригады по согласованию могут включаться медицинские работники других медицинских организаций.
Мобильная медицинская бригада обеспечивается транспортными средствами, в том числе специальными, оснащается медицинским оборудованием, расходными материалами, лекарственными средствами, необходимыми для оказания медицинской помощи населению в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, учебно-методическими пособиями и санитарно-просветительной литературой.
Таким образом, анализ положений указанных Правил в совокупности с Положением о лицензировании медицинской деятельности свидетельствует о том, что осуществляя деятельность с использованием МЛПК и МЛПМ, лицензиат должен иметь стационарное (постоянное) место осуществления медицинской деятельности, а мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), из которой осуществляется выезд мобильной медицинской бригады.
При этом, Положение об организации деятельности мобильного лечебно-профилактического модуля для оказания эндокринологической специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.10.2007 N 672, на которое ссылаются УФАС по ПК и ООО МО "Мобильные клиники", не опровергает вышеизложенных выводов.
Действительно, указанным Приказом предусмотрено, что Мобильный лечебно-профилактический модуль для оказания эндокринологической специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом является структурным подразделением специализированного учреждения здравоохранения субъекта Российской Федерации; представляет собой передвижной лечебно-диагностический центр, созданный на базе многосекционного изотермического фургона-полуприцепа; состоит из кабинетов.
Между тем, из данного Положения не следует, что в лицензии в графе "адрес места осуществления деятельности" при оказании медицинских услуг посредством данного модуля может быть указан его идентификационный номер, а не адрес медицинской организации.
При этом, указанное не означает, что медицинская организация ограничена в оказании медицинских услуг с использованием МЛПК и МЛПМ исключительно по адресу, указанному в лицензии, поскольку данный вывод противоречит предназначению мобильных лечебно-профилактических комплексов, целью которых является оказание медико-санитарной помощи населению в труднодоступных местах и удаленных районах.
Также судом апелляционной инстанции признается не соответствующим действующему законодательству вывод УФАС по ПК о незаконном исключении Департаментом здравоохранения из лицензии от 15.12.2017 N ЛО-25-01-004261 при ее переоформлении всех видов работ (услуг), осуществляемых с использованием указанных МЛПК и МЛПМ, предусмотренных в лицензии от 21.11.2017 N ЛО-25-01-004242.
Как указывалось выше, частью 8 статьи 18 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что в случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.
Согласно части 9 статьи 18 Закона о лицензировании при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются.
В случае изменения наименования юридического лица или места его нахождения, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц (для лицензиата - юридического лица), в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для лицензиата - индивидуального предпринимателя) (часть 10 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
Поскольку из законодательства о лицензировании следует, что в лицензии в обязательном порядке должен быть указан адрес места осуществления деятельности, то прекращение медицинской деятельности по адресу предполагает прекращение данной деятельности по всем видам работ (услуг) в составе медицинской деятельности, которые лицензиат осуществлял и которые указаны в приложении к лицензии по данному адресу.
Из материалов дела следует, что 04.12.2017 общество обратилось в Департамент с заявлением о переоформлении лицензии N ЛО-25-01-004242 от 21.11.2017 в связи с прекращением с 08.09.2017 деятельности по адресу: г.Владивосток, ул. Заречная, д. 51.
В связи с чем Департамент 15.12.2017 выдал обществу лицензию N ЛО-25-01-004261, в которой исключил все виды деятельности, указанные в лицензии N ЛО-25-01-004242 от 21.11.2017, которые общество осуществляло с применением МЛПК и МЛПМ, что соответствует закону о лицензировании.
Таким образом, предупреждение УФАС по ПК о необходимости внесения изменений (дополнений) в лицензию от 15.12.2017 N ЛО25-01-004261 на осуществление медицинской деятельности, путем восстановления записи о выполняемых ООО МО "Мобильные клиники" работах (услугах), указанных в Приложении (стр. 1,2,3) к лицензии от 21.11.2017 N ЛО-25-01-004242, не основано на нормах Закона N 99-ФЗ.
Как следует из оспариваемого предупреждения, действия Департамента как по внесению в лицензии конкретного адреса, так и по исключению из лицензии вида деятельности, осуществляемого с применением МЛПМ и МЛПК, квалифицированы Управлением как создавшие необоснованное препятствование (ограничение) в осуществлении ООО МО "Мобильные клиники" на товарном рынке оказания медицинских услуг (работ) в границах Приморского края, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 указанного Закона федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Пунктом 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Между тем, судебная коллегия, проанализировав действия Департамента по указанию в лицензиях от 08.09.2017 N ЛО-25-01-004181, от 05.10.2017 N ЛО-25-01-004202, от 01.11.2017 N ЛО-25-01-004228 и от 21.11.2017 N ЛО-25-01-004242 на осуществление медицинской деятельности с использованием МЛПК и МЛПМ конкретного адреса места осуществления деятельности, а также по исключению из лицензии от 15.12.2017 всех видов деятельности, указанных в лицензии N ЛО-25-01-004242 от 21.11.2017, которые общество осуществляло с применением МЛПК и МЛПМ, не находит их нарушающими законодательство о конкуренции и создающими необоснованные препятствия, ограничения конкуренции, для осуществления ООО МО "Мобильные клиники" на товарном рынке в границах Приморского края медицинских услуг, поскольку как указывалось выше, данные действия Департамента соответствуют закону о лицензировании и, соответственно, не могут ограничивать конкуренцию либо создавать иные необоснованные препятствования осуществлению деятельности обществу.
С учетом вышеизложенных выводов суда о том, что в лицензии на осуществление медицинской деятельности в обязательном порядке должен быть указан адрес места осуществления деятельности, в том числе и при осуществлении деятельности с использованием МЛПК и МЛПМ, а также о том, что организация не ограничена в оказании медицинских услуг с использованием надлежащим образом зарегистрированных мобильных комплексов исключительно по адресу, указанному в лицензии, что также подтвердили представители Департамента здравоохранения в судебном заседании, коллегия апелляционной инстанции признает вывод УФАС по ПК о наличии в действиях Департамента признаков нарушения антимонопольного законодательства не соответствующим Закону N 135-ФЗ.
Довод УФАС по ПК и ООО МО "Мобильные клиники" о том, что по адресу г. Владивосток, ул. Заречная, д.51, общество никогда медицинской деятельности не осуществляло, данный адрес представляет собой гаражные боксы для хранения автомобильных фургонов, оснащенных МЛПМ и МЛПК, коллегией отклоняется.
Как пояснили представители Департамента и что нашло свое подтверждение материалами дела в лицензионное дело ООО МО "Мобильные клиники" при оформлении лицензии был представлен договор аренды нежилого помещения N 31-12/11 от 01.12.2011, заключенный обществом (арендатор) с ООО "Востокпрофстрой" (арендодатель), в соответствии с которым последний передает обществу в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу г.Владивосток, ул. Заречная, д. 51, общей площадью 22 кв. м., для использования под производство.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению N 25.ПЦ.01.851.М.000135.02.12 от 03.02.2012 указанное помещение предполагается использовать для осуществления медицинской деятельности согласно приложению, оно соответствует СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
Также в материалах дела имеется акт проверки N 95ЛОсм от 10.04.2012, из которого следует, что Департаментом здравоохранения проводилась внеплановая выездная проверка в отношении ООО МО "Мобильные клиники" по адресу г.Владивосток, ул. Заречная, 51, в ходе которой установлено соответствие лицензионным требованиям зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, которые предполагается использовать при осуществлении медицинской деятельности по указанному адресу.
В связи с чем ссылка ООО МО "Мобильные клиники" на договор аренды N 30-10/11 от 01.10.2011, заключенный с ООО "Востокпрофстрой" на аренду нежилого помещения общей площадью 131,6 кв.м. по адресу г.Владивосток, ул. Заречная, д. 51, и акт приема-передачи от 01.10.2011, в соответствии с которым арендуемое помещение представляет собой часть гаражного бокса, коллегией отклоняется, поскольку на основании данного договора арендовалось другое помещение.
Несостоятельной является и ссылка общества на санитарно-эпидемиологическое заключение N 25.ПЦ.01.000..001558.12.14 от 04.12.2014, в котором указано на хранение МЛПМ по адресу г.Владивосток, ул. Заречная, д. 51, поскольку оно выдано в отношении условий работы с источником физических факторов воздействия на человека (ионизирующее излучение) Мобильного лечебно-профилактического модуля "Флюорограф", а не в отношении непосредственно помещения по указанному адресу.
Однако, коллегия признает заслуживающим внимания довод УФАС по ПК и общества, что Департамент необоснованно в лицензиях от 08.09.2017 N ЛО-25-01-004181, от 05.10.2017 N ЛО-25-01-004202, от 01.11.2017 N ЛО-25-01-004228, от 21.11.2017 N ЛО-25-01-004242 на осуществление медицинской деятельности с использованием МЛПК и МЛПМ в графе "адрес места осуществления медицинской деятельности" указал адрес г. Владивосток, ул. Заречная, 51, поскольку вопрос о фактическом использовании обществом в 2017 году помещения по данному адресу Департаментом не исследовался.
Как следует из материалов дела, с мая 2017 года медицинская организация располагается по адресу г.Владивосток, ул. Русская 27, корпус В, офис 30, 34, в связи с чем обществом 28.08.2017 было подано заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением адреса места нахождения юридического лица.
Вместе с тем, необоснованное указание Департаментом здравоохранения в лицензиях от 08.09.2017 N ЛО-25-01-004181, от 05.10.2017 N ЛО-25-01-004202, от 01.11.2017 N ЛО-25-01-004228, от 21.11.2017 N ЛО-25-01-004242 на осуществление медицинской деятельности с использованием МЛПК и МЛПМ именно адреса г. Владивосток, ул. Заречная, д. 51, не повлекло за собой нарушения антимонопольного законодательства, поскольку не создало препятствий (ограничений) для общества в оказании медицинских услуг с применением МЛПК и МЛПМ исходя из того, что организация не ограничена в осуществлении медицинских услуг с использованием мобильных клиник исключительно по адресу, указанному в лицензии.
Антимонопольный орган не указал, в чем конкретно в данном случае выразилось препятствование (ограничение) Департаментом здравоохранения в осуществлении обществом оказания соответствующих медицинских услуг с использованием МЛПК и МЛПМ на товарном рынке в границах Приморского края, не привел доказательств невозможности осуществления обществом данных услуг.
Довод УФАС по ПК о том, что ООО МО "Мобильные клиники" с соответствующими заявлениями о внесении изменений в лицензии не обращалось, в связи с чем у Департамента здравоохранения отсутствовали полномочия по внесению таких изменений в лицензии, коллегией также отклоняется.
Порядок переоформления лицензии регламентирован статьей 18 Закона N 99-ФЗ, частью 1 которой предусмотрено, что лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Согласно части 14 статьи 18 Закона N 99-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня представления лицензиатом надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов в соответствии с частью 12 настоящей статьи лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 3, 7 и (или) 9 настоящей статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.
В силу части 16 указанной нормы в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет их рассмотрение с учетом сведений о лицензиате, имеющихся в его лицензионном деле, а также проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона.
В сроки, установленные частями 16 и 17 настоящей статьи, лицензирующий орган на основании результатов рассмотрения представленных заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении в порядке, установленном частями 2 - 6 статьи 14 настоящего Федерального закона (часть 18 статьи 18 Закона о лицензировании).
Как следует из материалов дела все изменения в лицензии от 08.09.2017 N ЛО-25-01-004181, от 05.10.2017 N ЛО-25-01-004202, от 01.11.2017 N ЛО-25-01-004228, от 21.11.2017 N ЛО-25-01-004242 и от 15.12.2017 N ЛО-25-01-004261 были инициированы ООО МО "Мобильные клиники" на основании заявлений от 28.08.2017, от 27.09.2017, от 19.10.2017, от 30.10.2017 и от 04.12.2017.
Департаментом в порядке и сроки, предусмотренные частями 14-18 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, были изданы приказы о переоформлении лицензии от 08.09.2017 N 211ЛОм, от 05.10.2017 N 233ЛОм, от 01.11.2017 N 261ЛОм, от 15.12.2017 N294ЛОм, на основании которых были выданы лицензии от 08.09.2017 NЛО-25-01-004181, от 05.10.2017 NЛО-25-01-004202, от 01.11.2017 NЛО-25-01-004228, от 21.11.2017 NЛО-25-01-004242 и от 15.12.2017 N ЛО-25-01-004261.
То, что в качестве оснований для переоформления лицензий от 08.09.2017 N ЛО-25-01-004181, от 05.10.2017 N ЛО-25-01-004202, от 01.11.2017 N ЛО-25-01-004228, от 21.11.2017 N ЛО-25-01-004242 ООО МО "Мобильные клиники" были указаны другие обстоятельства, а Департамент одновременно с данными основаниями указал в этих лицензиях адрес места осуществления деятельности г.Владивосток, ул. Заречная, д. 51, не свидетельствует о превышении заявителем своих полномочий, поскольку данные действия были направлены на приведение в соответствие с действующим законодательством лицензии от 20.11.2014 N ЛО-25-01-002491, в которой в приложении N 1 (стр. 1, 2, 3) в качестве адреса места осуществления деятельности было указано "Приморский край, мобильный лечебно-профилактический комплекс (модуль), с указанием модели и идентификационного номера МЛПК и МЛПМ".
Лицензия от 15.12.2017 N ЛО-25-01-004261 была выдана на основании заявления общества от 04.12.2017, в котором медицинская организация просила переоформить лицензию на медицинскую деятельность в связи с прекращением деятельности по адресу г.Владивосток, ул. Заречная, д.51, что и повлекло исключение в данной лицензии всех осуществляемых по указанному адресу видов медицинской деятельности.
Согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Принимая во внимание, что материалами дела не нашло своего подтверждения наличие в действиях Департамента признаков нарушения антимонопольного законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у УФАС по ПК отсутствовали правовые основания, предусмотренные статьей 39.1 Закона N 135-ФЗ, для выдачи Департаменту оспариваемого предупреждения.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, а заявленные Департаментом требования - удовлетворению, предупреждение УФАС по ПК о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 01.02.2018 N 741/08, признанию недействительным, как не соответствующее Федеральному Закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.06.2018 по делу N А51-2703/2018 отменить.
Признать недействительным предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 01.02.2018 N 741/08, как не соответствующее Федеральному Закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.