г. Санкт-Петербург |
|
24 октября 2018 г. |
Дело N А56-11711/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Глазкова Е.Г., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Сунхаровой Т.Х. по доверенности от 20.08.2018;
от ответчика (должника): Хозиной А.Н. по доверенности от 10.09.2018;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22298/2018) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2018 по делу N А56-11711/2018 (судья Золотарева Я.В.), принятое
по иску ООО "Жилищно-Коммунальные Системы Северо-Запада"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"
3-е лицо: Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
о взыскании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" (далее - истец, ООО "ЖКС Северо-Запада", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (далее - ответчик, СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга", Агентство) 236693 рублей 96 копеек задолженности за оставшуюся часть платы за холодное водоснабжение, начисленную с учетом повышающегося коэффициента к нормативам потребления коммунальных услуг.
Определением от 03.04.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - третье лицо, Администрация).
Решением суда от 07.07.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель сослался на следующие обстоятельства.
Условиями подписанных договоров не предусмотрены полномочия истца по начислению повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги в случае отсутствия индивидуального прибора учета, также договор не предусматривает обязанности Агентства оплачивать такие начисления.
К каждому договору сторонами согласован и подписан расчет выплат, осуществляемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, стоимость повышающего коэффициента, рассчитанная истцом, в указанный расчет не входит, а при заключении договора истец, зная о предусмотренном закон применении повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальных услуг, не заявил ответчику своих возражений по предмету расчетов, предусмотренных договорами.
До судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу в канцелярию апелляционного суда не поступали.
11.10.2018 в судебном заседании ответчик поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, представил отзыв на жалобу, который суд в отсутствие возражений ответчика приобщил к материалам дела.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании апелляционного суда не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ООО "ЖКС Северо-Запада", являясь управляющей оргагизацией, по ноябрь 2017 осуществляло управление многоквартирными жилыми домами по адресам: г Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 23, лит. А (с 01.05.2016), Малодетскосельский пр., д. 29, лит. А (с 01.06.2016), Большая Морская ул., д. 25, лит. А (с 01.06.2016), 11-я Красноармейская ул., д. 10, лит. А (с 01.01.2017), Измайловский пр., д. 15, лит. Д (с 01.01.2017), 11-я Красноармейская ул., д. 15а, лит. А (с 11.03.2017), Садовая ул., д. 72/16, лит. А (с 07.03.2017) (далее - МКД), которые подключены к системе централизованного холодного водоснабжения.
В указанных МКД имеются жилые помещения, находящиеся в собственности города Санкт-Петербурга, не оборудованные индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения.
ООО "ЖКС Северо-Запада" выставило ответчику счета на оплату повышающих коэффициентов по услуге холодного водоснабжения по помещениям, не оборудованным ИПУ, на 236 693 рублей 96 копеек за период с июля 2016 по ноябрь 2017, в том числе:
- N 1834 на 134 212 рублей 63 копейки с июля 2016 по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 23, лит.А по Почтамтской ул.,
- N 1835 на 4 428 рублей 82 копейки с июля 2016 по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 29, лит.А по Малодетскосельскому пр.,
- N 1836 на 3 593 рубля 81 копейку с июля 2016 по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 25, лит.А по Большой Морской ул.,
- N 1837 на 46 201 рубль 80 копеек с января 2017 по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 10, лит.А по 11-й Красноармейской ул.,
- N 1838 на 7 199 рублей 26 копеек с января 2017 по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 15, лит.Д по Измайловскому пр.,
- N 1839 на 34 437 рублей 78 копеек с марта 2017 по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 15а, лит.А по 11-й Красноармейской ул.,
- N 1840 на 6619 рублей 86 копеек с марта 2017 по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 72/16, лит.А по Садовой ул.
Письмом от 20.12.2017 N 1276/17 истец направил ответчику расчеты, счета, счета-фактуры и акты выполненных работ, предложив исполнить обязательство по оплате коммунальных услуг.
Поскольку ответчик указанные выше счета не оплатил, претензию истца от 20.12.2017 N 1276/17 оставил без ответа и без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленное истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру и удовлетворил иск в полном объеме.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд полагает его подлежащим отмене, а апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Сторонами не оспаривается, что все спорные МКД оснащены общедомовыми приборами учета холодной воды. При этом индивидуальные приборы учета холодной воды в жилых помещениях, принадлежащих городу Санкт-Петербургу, не установлены.
Также между сторонами отсутствует спор по тому обстоятельству, что все жилые помещения, принадлежащие городу Санкт-Петербургу, в спорных МКД, являются заселенными, то есть в отношении указанных жилых помещений заключены договоры найма жилых помещений с нанимателями.
Согласно пункту 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании пункта 2 указанной статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (подпункт 1); у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора подпункт 3); у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (подпункт 5).
Пунктом 3 данной статьи установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В данном случае судом установлено, что все спорные жилые помещения являются заселенными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Аналогичные правила установлены в договорах управления, заключенных между истцом и ответчиком, представленных в материалы настоящего дела.
На основании пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Пунктом 42 указанных Правил определено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
В соответствии с подпунктом а(1) пункта 4 приложения 2 Правил N 354 величина повышающего коэффициента в 2016 году принимается равной 1,4, а с 01.01.2017 - 1,5.
В соответствии с пунктом 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В данном случае собственником спорных жилых помещений, не оснащенных индивидуальными приборами учета электрической энергии является город Санкт-Петербург.
Согласно пункту 1.2 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, расчеты Санкт-Петербурга по перечисленным платежам производятся через районные жилищные агентства по месту нахождения помещения.
Пунктом 9 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
На основании пункта 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" и от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Из буквального толкования положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, системного толкования положений Правил N 309, Правил N 354 следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей по их установке.
В свою очередь пунктом 7 статьи 12 Закона N 261-ФЗ установлена обязанность истца как лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
В данном случае ООО "ЖКС Северо-Запада" не представило доказательств совершения указанных действий.
В соответствии с подпунктом г(1) пункта 69 Правил N 354 в платежном документе указывается размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента.
Истец только в декабре 2017 предъявил ответчику суммы повышающих коэффициентов к оплате.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что между ООО "ЖКС Северо-Запада" (управляющая организация) и СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга", уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах заключены договоры управления многоквартирными домами (далее - договоры управления), в соответствии с условиями которых, управляющая организация обязуется осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе обеспечивать предоставление коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, являющихся собственностью Санкт-Петербурга, а учреждение обязуется обеспечить оплату этих услуг и работ.
Пунктом 3.1 договоров установлено, что Агентство обеспечивает перечисление управляющей организации платежей нанимателей жилых помещений за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, платежей за коммунальные услуги.
Согласно подпункту "б" пункта 3.4.1. договоров его цена включает в себя, в том числе плату за услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению, газоснабжению, предоставленные в жилые помещения, в размере, рассчитанном в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" с применением тарифов, установленных нормативными правовыми актами Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
Условиями подписанных сторонами договоров управления не предусмотрена обязанности ответчика оплачивать такие начисления, связанные с применением повышающих коэффициентов.
К каждому договору сторонами согласован и подписан расчет выплат, осуществляемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, взыскиваемая задолженность не входит указанный расчет. Таким образом, требование истца об оплате сумм повышающего коэффициента не основано на договоре.
Апелляционный суд не признать указанное требование и основанным на законе, поскольку истцом не доказано, что СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" уполномочено без соответствующего бюджетного финансирования на установку индивидуальных приборов учета холодной воды.
При этом истцом не доказано, что истцу ресурсоснабжающей организацией предъявлялась к оплате стоимость холодной воды, исчисленная с применением повышающих коэффициентов в связи с отсутствием спорных жилых помещениях индивидуальных приборов учета электрической энергии.
Таким образом, исходя из заявленных ООО "ЖКС Северо-Запада" предмета и оснований иска, истцом не доказано наличие на стороне Агентства обязательства по оплате в пользу управляющей организации стоимости повышающих коэффициентов, иск не обоснован ни по праву, ни по размеру.
Приведенные выше выводы апелляционного суда сформулированы с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2018 N 307-ЭС18-17104 по делу с аналогичными обстоятельствами, согласно которой ответчик, как представитель собственника спорных помещений - Санкт-Петербурга, не может быть признан лицом, нарушившим обязанности по установке приборов учета даже при наличии такой технической возможности.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
В связи с изложенным выше решение суда первой инстанции подлежит отмене, исковые требования ООО "ЖКС Северо-Запада" к СПб ГКУ "Жилищное агентство Невское района Санкт-Петербурга" удовлетворению не подлежат, апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно части 5 указанной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2018 по делу N А56-11711/2018 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" в доход федерального бюджета Российской Федерации 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11711/2018
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"
Третье лицо: Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2019 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 276-ПЭК19
07.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16781/18
24.10.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22298/18
07.07.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-11711/18