город Ростов-на-Дону |
|
25 октября 2018 г. |
дело N А53-12375/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Шулькина Андрея Александровича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 26.07.2018 по делу N А53-12375/2018,
принятое судьей Димитриевым М.А.
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Шулькина Андрея Александровича
к Комитету по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района Ростовской области
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского фермерского хозяйства Шулькин Андрей Александрович (далее - КФХ Шулькин А.А.) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом администрации Белокалитвинского района о признании незаконным решения Комитета от 06.03.2018 N 65.03.06/489 в части отказа в рассмотрении по существу заявления главы КФХ Шулькина А.А. от 06.02.2018 о намерении участвовать в аукционе по продаже или аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, Белокалитвинский район, Богураевское сельское поселение, примыкающий с запада к земельному участку с кадастровым номером 61:04:0600010:1992, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство, площадью 645 000 кв.м., для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
об обязании Комитета по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района повторно рассмотреть и направить письменный ответ на заявление главы КФХ Шулькина А.А. от 06.02.2018 о намерении участвовать в аукционе по продаже или аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, Белокалитвинский район, Богураевское сельское поселение, примыкающий с запада к земельному участку с кадастровым номером 61:04:0600010:1992, категория земель:земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство, площадью 645 000 кв.м., для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в десятидневный срок.
Решением от 26.07.2018 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, глава КФХ Шулькин А.А. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что заявление было подано им в надлежащей форме, заявленное требование к комитету обеспечивает восстановление нарушенных прав Шулькина А.А.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Комитета по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района Ростовской области в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя комитета.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 02 февраля 2018 года на официальном сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение о возможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, Белокалитвинский район, Богураевское сельское поселение, примыкающий с запада к земельному участку с кадастровым номером 61:04:0600010:1992, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство, площадью 645 000 кв.м. для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
06 февраля 2018 года глава КФХ Шулькин А.А. посредством почтовой связи направил в адрес органа публичной власти заявление о намерении участвовать в торгах.
06 марта 2018 года КУИ Администрации Белокалитвинского района принял решение в виде уведомления от 06.03.2018 N 65.03.06/489 об оставлении заявлений о намерении участвовать в аукционе без рассмотрения. В уведомлении было указано, что в информационном сообщении, опубликованном в средствах массовой информации и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru 02.02.2018, Комитетом по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района установлено, что заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков подаются лично на бумажном носителе и принимаются в Комитете по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района по адресу: Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Космонавтов, 3 (здание МАУ "МФЦ"), ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Комитет указал, что Шулькиным А.А. данные условия подачи заявления не выполнены, в связи с чем Комитет по управлению имуществом Администрации Белокалитвинского района оставляет заявления о намерении участвовать в аукционе без рассмотрения, по причине несоблюдения способа подачи заявлений.
Считая незаконным решение об отказе в рассмотрении по существу заявления о намерении участвовать в аукционе, глава КФХ Шулькин А.А. оспорил его в судебном порядке.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В силу пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Согласно пункту 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как правильно указано судом первой инстанции, процедура, предусмотренная статьей 39.18 Кодекса, направлена на выявление лиц, потенциально заинтересованных в приобретении земельного участка на аукционе. Целью данной процедуры является определение того, в какой форме земельный участок будет предоставлен: по заявлению о предоставлении земельного участка вне процедуры торгов либо на торгах, предоставляющих всем потенциально заинтересованным лицам возможность участвовать в аукционе.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что установление Комитетом способа подачи в форме личной явки по месту нахождения Комитета не соответствует требованиям статьи 39.18 ЗК РФ с учетом того, что способ и форма обращения подлежат установлению для заявлений о приобретении участка, а не заявлений о намерении участвовать в аукционе.
Как указал суд первой инстанции, в данном случае органу публичной власти достаточно получить заявления от любого лица в любой форме для последующего принятия решения о проведении аукциона.
При этом, в части способа подачи заявления об участии в аукционе в дальнейшем орган публичной власти вправе установить более жесткие требования к форме подачи документов.
Суд первой инстанции также правильно установил, что положения Земельного кодекса не предусматривают обязанности органа власти по принятию какого-либо решения в связи с получением заявлений о намерении участвовать в аукционе, направленных в порядке п. 4 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, оспариваемое Шулькиным А.А. решение, оформленное уведомлением от 06.03.2018 N 65.03.06/489 об оставлении заявлений о намерении участвовать в аукционе без рассмотрения, не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В частности, в дело не представлено доказательств того, что оспариваемое решение повлияло на принятие органом власти решения о проведении аукциона по продаже земельного участка, либо на право Шулькина А.А. на участие в таком аукционе.
В том числе, как правильно отметил суд первой инстанции, в рамках настоящего спора Шулькин А.А. не оспаривает бездействие органа публичной власти по проведению аукциона в отношении земельного участка.
В силу положений ст.ст. 198-201 АПК РФ доказанность нарушения оспариваемым ненормативным актов прав и законных интересов заявителя по делу, является обязательным условием удовлетворения требований, заявляемых в порядке главы 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не принимаются доводы Шулькина А.А. о том, что заявление было подано им в надлежащей форме, заявленное требование к комитету обеспечивает восстановление нарушенных прав Шулькина А.А.
Основания для удовлетворения заявления Шулькина А.А. о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении от 06.03.2018 N 65.03.06/489 об оставлении заявлений о намерении участвовать в аукционе без рассмотрения, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 26.07.2018 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26 июля 2018 года по делу N А53-12375/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.