г. Воронеж |
|
22 октября 2018 г. |
Дело N А14-21446/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа: Харченко Ю.В., представитель по доверенности от 12.02.2018;
от индивидуального предпринимателя Стрельникова Андрея Викторовича: Седых Е.Н., представитель по доверенности от 31.10.2017 сроком на три года;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.08.2018 по делу N А14-21446/2017 (судья Аришонкова Е.А.) по заявлению индивидуального предпринимателя Стрельникова Андрея Викторовича (ОГРНИП 316366800090922, ИНН 366310256634) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа (ОГРН 1043600195924, ИНН 3663052143) о признании недействительными решений N 1964 от 15.05.2017 и N 2753 от 23.05.2017 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Стрельников Андрей Викторович (далее по тексту - заявитель, ИП Стрельников А.В.) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа (далее по тексту - налоговый орган) N 1964 от 15.05.2017 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов денежных средств, решения N 2753 от 23.05.2017 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов денежных средств.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.08.2018 заявленные требования удовлетворены.
Решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств N 1964 от 15.05.2017 и N 2753 от 23.05.2017 признаны недействительными.
Инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С Инспекции в пользу индивидуального предпринимателя Стрельникова Андрея Викторовича взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 600 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа истек. Указывает, что для применения специального налогового режима, предприниматель обязан был уведомить Инспекцию в силу п.2 ст.346.13 НК РФ. В отсутствие такого уведомления ИП Стрельников А.В. не может применять УСН. Следовательно, решения налогового органа являются законными и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от индивидуального предпринимателя Стрельникова Андрея Викторовича.
Представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель индивидуального предпринимателя Стрельникова Андрея Викторовича не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Стрельников Андрей Викторович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 18.05.2016, и с этой же даты состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа.
Полагая, что с момента своей регистрации в качестве индивидуального предпринимателя он будет применять упрощенную систему налогообложения с объектом обложения "доходы", ИП Стрельников А.В. производил уплату данного налога за 2016 год (за 2 квартал 2016 г. платежным поручением N 5 от 19.07.2016 на сумму 28846 руб., за 3 квартал 2016 г. - платежным поручением N 9 от 07.11.2016 на сумму 80450 руб., за 4 квартал 2016 года - платежным поручением N 2 от 06.03.2017 на сумму 49971 руб., за 2 квартал 2017 г. - платежным поручением N 14 от 14.07.2017 на сумму 22928 руб.) и представил в Инспекцию налоговую декларацию по УСН за 2016 год 26.02.2017.
В ходе камеральной налогового проверки представленной 26.02.2017 декларации по УСН Инспекция установила, что в связи с отсутствием в налоговом органе поданного в порядке, установленном п.2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, уведомления налогоплательщика о переходе на упрощенную систему налогообложения, ИП Стрельников А.В. не является плательщиком УСН, и обязан представлять налоговые декларации по общей системе налогообложения, в частности, по налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц.
Ввиду непредставления заявителем налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2017 г. Инспекцией было принято решение N 1964 от 15.05.2017 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке.
В связи с непредставлением ИП Стрельниковым А.В. налоговой декларации по НДФЛ за 2016 год Инспекцией принято решение N 2753 от 23.05.2017 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов денежных средств.
25.05.2017 в адрес налогоплательщика направлено требование N 9939 о представлении пояснений, в котором указано на то, что ИП Стрельников А.В. не является плательщиком УСН, а является плательщиком общей системы налогообложения, что обуславливает необходимость представления налоговых деклараций по НДФЛ и НДС за 2016 год.
29.05.2017 в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи поступило уведомление ИП Стрельникова А.В. о переходе на упрощенную систему налогообложения с даты постановки на налоговый учет. На указанное уведомление Инспекцией направлено сообщение N 9 от 15.06.2017 о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения и отсутствии в связи с этим права на применение УСН с даты постановки предпринимателя на налоговый учет.
Полагая, что приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке 15.05.2017 произведено необоснованно, ИП Стрельников А.В. обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 14.06.2017. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области N 15-1- 18/19235@ от 07.07.2017 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решения Инспекции N 1964 от 15.05.2017 и N 2753 от 23.05.2017 без изменения.
Не согласившись с решениями Инспекции N 2753 от 23.05.2017 и N 1964 от 15.05.2017, ИП Стрельников А.В. обратился в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы налоговые декларации установлена статьей 80 НК РФ.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В частности, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, по общим 8 правилам статьи 143 НК РФ, признаются организации и индивидуальные предприниматели.
На основании пункта 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, под которым статьей 163 Кодекса понимается квартал.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
При этом налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (п.5 ст. 227 НК РФ)
Согласно п.1 статьи 229 НК РФ налоговая декларация по НДФЛ представляется указанными в ст. 227 НК РФ налогоплательщиками не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым для целей НДФЛ признается календарный год (ст. 216 НК РФ).
Таким образом, индивидуальные предприниматели в рамках общего режима налогообложения обязаны представлять налоговую декларацию по НДС по итогам каждого квартала в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, и по НДФЛ - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Одновременно, из пункта 3 статьи 346.11 НК РФ следует, что применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налогов, предусмотренных общей системой налогообложения, включая налог на доходы физических лиц и налог на добавленную стоимость.
Статьей 346.11 НК РФ установлено, что упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Также организации и индивидуальные предприниматели, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, уведомив об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения (п.1 ст. 346.13 НК РФ).
Таким образом, переход на упрощенную систему налогообложения (при соответствии определенным критериям), как и переход с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, зависит от волеизъявления налогоплательщика и носит уведомительный характер.
Согласно подпункту 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ (действующему с 01.01.2013) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Следовательно, налогоплательщик, несвоевременно уведомивший либо не уведомивший налоговый орган о применении упрощенной системы налогообложения, не вправе применять указанный специальный налоговой режим.
Таким образом, приведенными положениями ст. 346.12, 346.13 НК РФ закреплены порядок и условия начала применения УСН, предусматривающие, в том числе, требование об обязательном уведомлении налогоплательщиком налогового органа о переходе на упрощенную систему налогообложения в установленные сроки, а также установлены правовые последствие неисполнения налогоплательщиком этой обязанности, заключающееся в невозможности применения данной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, не уведомившими налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения в установленные сроки.
Одновременно, в пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018, указано, что налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом предпринимательства о применении упрощенной системы налогообложения, если ранее им фактически признана обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком
В данном случае из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что ИП Стрельников А.В. фактически применял упрощенную систему налогообложения (уплачивал авансовые платежи по данному налоговому режиму, представлял налоговую отчетность по УСН, не исчислял и не уплачивал налоги по общей системе налогообложения) без возражений со стороны налогового органа в период с момента постановки на учет в налоговом органе (18.05.2016) до приостановления операций по счетам оспариваемым решением от 15.05.2017.
Так, ИП Стрельников А.В. производил уплату налога по УСН за 2016 год за 2 квартал 2016 г. платежным поручением N 5 от 19.07.2016 на сумму 28846 руб., за 3 квартал 2016 г. - платежным поручением N 9 от 07.11.2016 на сумму 80450 руб., за 4 квартал 2016 года - платежным поручением N 2 от 06.03.2017 на сумму 49971 руб., за 2 квартал 2017 г. - платежным поручением N 14 от 14.07.2017 на сумму 22928 руб., представил в Инспекцию налоговую декларацию по УСН за 2016 год 26.02.2017.
Также из материалов дела следует, что в Инспекции велся лицевой счет предпринимателя по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с отражением начислений и уплаты налога по УСН в течение 2016-2017 годов.
01.06.2017 Инспекцией представлен заявителю акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам за 2016 год, в соответствии с которым отражено положительное сальдо по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 109 296 руб., а также за период с 01.01.2017 по 29.05.2017, согласно которому, по УСН отражено положительное сальдо в сумме 9 руб., а также начислены пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в сумме 321,76 руб.
Таким образом, из представленных доказательств усматривается, что заявитель на протяжении достаточно длительного периода времени (одного года с момента постановки на учет в налоговом органе) фактически применял упрощенную систему налогообложения, в отсутствие каких-либо возражений со стороны налогового органа.
Налоговый орган не требовал от заявителя, не представившего уведомление о переходе на УСН в течение 30 календарных дней со дня постановки на учет в налоговом органе, объяснений в отношении производимой уплаты налога по данной системе налогообложения, не направил предпринимателю сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, а также не требовал представления налоговой отчетности по НДС за 2, 3, 4 кварталы 2016 года.
Кроме того, в представленном акте совместной сверки расчетов от 01.06.2017 налоговый орган отразил произведенные заявителем платежи по УСН, в том числе, с учетом исчисленного в представленной декларации за 2016 год налога, а также отразил задолженность по начисленной пене по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Таким образом, своим поведением налоговый орган фактически признал правомерность применения ИП Стрельниковым А.В. упрощенной системы налогообложения с 2016 года, в связи с чем, в соответствии с правовой позицией, выраженной в приведенном Обзоре, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018, Инспекция утратила право ссылаться на положения подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса в обоснование изменения статуса налогоплательщика.
При этом в рассматриваемом случае Инспекцией не представлено доказательств совершения налогоплательщиком недобросовестных действий, направленных на неправомерное получение налоговых преимуществ, доводов о невозможности применения предпринимателем УСН по иным основаниям, помимо отсутствия в налоговом органе уведомления предпринимателя о применении УСН, Инспекцией не приведено.
На основании изложенного, суд области пришел к верному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для применения подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ в обоснование изменения статуса налогоплательщика, а следовательно, и для применения мер, направленных на представление налоговой отчетности по общей системе налогообложения в порядке пункта 3 статьи 76 НК РФ путем принятия оспариваемых решений.
Доводу Инспекции о пропуске заявителем процессуального срока на обращение с заявлением об оспаривании указанных решений, судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Таким образом, заявленные требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и не могут явиться основанием для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Инспекции, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.08.2018 по делу N А14-21446/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.