г. Самара |
|
24 октября 2018 г. |
Дело N А72-6082/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Главы КФХ Шулькина Андрея Александровича - представитель не явился, извещен,
от Муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом и
земельным отношениям Администрации муниципального образования "Майнский район" Ульяновской области" - представитель не явился, извещено,
от Волынщикова Николая Николаевича - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Главы КФХ Шулькина Андрея Александровича на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.07.2018 по делу N А72-6082/2018 (судья Лубянова О.А.)
по заявлению Главы КФХ Шулькина Андрея Александровича,
к Муниципальному учреждению "Комитет по управлению муниципальным имуществом и
земельным отношениям Администрации муниципального образования "Майнский район" Ульяновской области",
третье лицо: Волынщиков Николай Николаевич,
о признании недействительным решения от 26.03.2018 N 65, об обязании
УСТАНОВИЛ:
Глава КФХ Шулькин Андрей Александрович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Муниципальному учреждению "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации муниципального образования "Майнский район" Ульяновской области" (далее - Комитет) о признании решения от 26.03.2018 N 65 незаконным, об обязании ответчика повторно рассмотреть и направить письменный ответ на заявление главы КФХ Шулькина А.А. от 06.03.2018 в 10-дневный срок.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Волынщиков Николай Николаевич (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе указывает, что обжалуемое решение принято на основании неправильного толкования и применения норм материального права, при вынесении решения применены нормы материального права, не подлежащие применению, а нормами материального права, подлежащими применению при разрешении настоящего дела, суд не руководствовался.
Пункты 4, 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не содержат квалифицированных требований к форме заявления о намерении участвовать в аукционе по предоставлению земельного участка.
При этом несоблюдение способа подачи заявлений не является в силу положений ст. 39.18 ЗК РФ основанием для отклонения данных заявлений и предоставления земельного участка без проведения торгов.
Иное толкование данных положений привело бы к ограничению конкуренции и нарушению публичности при реализации земельных участков, находящихся в публичной собственности, что недопустимо.
Орган местного самоуправления ничем не обосновал необходимость установления нарочного способа подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе.
На стадии установления потенциальных участников аукциона (до его проведения, до инициирования публичной процедуры) требования к форме и способу подачи заявлений в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации не предъявляются. Достаточным является доведение до сведения публичного органа своего намерения испрашивать соответствующий земельный участок.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 28.02.2018 на сайте torgi.gov.ru в порядке ст. 39.18 ЗК РФ было опубликовано извещение о возможности предоставления земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственные угодья (пашни, сады, огороды, луга, пастбища), расположенного по адресу: Ульяновская область, Майнский район, МО "Тагайское сельское поселение", кадастровый номер 73:07:030203:336, площадью 175358 кв.м для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Шулькин А.А. 06.03.2018 по почте направил в адрес Муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации муниципального образования "Майнский район" Ульяновской области" письменное заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже или аукционе на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка.
Муниципальное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации муниципального образования "Майнский район" Ульяновской области" 26.03.2018 письмом N 65 отказало Шулькину А.А. в принятии его заявки на участие в аукционе.
Не согласившись с отказом от 26.03.2018, Шулькин А.А. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.04.2018 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:07:030203:336 зарегистрировано 13.04.2018 за Волынщиковым Н.Н.
В соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ земельные участки предоставляются: гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, крестьянским (фермерским хозяйствам) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 ЗК РФ.
В извещении указывается информация согласно п. 2 ст. 39.18. ЗК РФ.
В силу п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, в указанном случае земельные участки предоставляются только на конкурентной основе, а опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей следует рассматривать как часть этой процедуры.
В силу подп. 2 и 3 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ в извещении, предусмотренном п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, указываются: информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в п. 1 названной статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; а также адрес и способ подачи заявлений, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 28.02.2018 на сайте torgi.gov.ru в порядке ст. 39.18 ЗК РФ было опубликовано извещение о возможности предоставления земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственные угодья (пашни, сады, огороды, луга, пастбища), расположенного по адресу: Ульяновская область, Майнский район, МО "Тагайское сельское поселение", кадастровый номер 73:07:030203:336, площадью 175358 кв.м для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В извещении о возможности предоставления земельных участков гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам в собственность для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности указано: "Способ подачи заявлений - лично или через представителя в виде бумажного документа... Лица, подающие заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже вышеуказанных земельных участков, предъявляют документ, удостоверяющий личность заявителя, а в случае обращения представителя физического лица -документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Суд первой инстанции правильно указал в решении, что в извещении определен способ подачи заявки - лично или через представителя в виде бумажного документа.
При этом судом первой инстанции сделан правильный вывод, что уполномоченный орган, как распорядитель спорного земельного участка, в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ вправе установить способ подачи заявки.
Как указано Комитетом при рассмотрении дела установленный способ подачи документов направлен на проверку удостоверения личности лица, подающего соответствующее заявление, а также его волеизъявления на приобретение соответствующего земельного участка.
В данном случае уполномоченный орган установил требование непосредственного обращения с письменным заявлением лично или через представителя. Способ извещения заявителем не оспаривался и за разъяснением он не обращался.
Установленные условия по способу подачи заявки не противоречат ст. 39.18 ЗК РФ.
В рассматриваемом случае заявителем нарушен установленный в извещении порядок подачи заявки.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность названных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылки заявителя на судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку в представленной заявителем судебной практике указаны иные обстоятельства дела.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.07.2018 по делу N А72-6082/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.