г. Санкт-Петербург |
|
25 октября 2018 г. |
Дело N А56-18783/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазков Е.Г.
судей Несмиян С.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Марченко Е.С.
при участии:
от истца: представитель Сунхарова Т.Х. по доверенности от 20.08.2018
от ответчика: представитель Тимовеева В.В. по доверенности от 01.08.2018
от 3-го лица: не явился, уведомлен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21344/2018) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2018 по делу N А56-18783/2018 (судья Дашковская С.А.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга"
3-е лицо: Администрация Невского района СПб
о взыскании денежных средств
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" (196068, г Санкт-Петербург, ул. Садовая д.55-57; Россия 191023, Санкт-Петербург, ул. Гороховая д.50,лит.А,п.7Н, ОГРН: 1147847277852, далее - ООО "ЖКС Северо-Запада", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" (192029, г Санкт-Петербург, пр-кт Обуховской обороны 54, ОГРН: 1037825019044, далее - Невское РЖА, Агентство) о взыскании 1 117 556 руб. 19 коп. задолженности по оплате коммунальных ресурсов (горячего водоснабжения) с учетом повышающего коэффициента.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Невского района Санкт-Петербурга (193131, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны 163, далее - Администрация).
Решением от 23.06.2018 арбитражный суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Решение обжаловано Агентством в апелляционном порядке.
Податель жалобы просит отменить обжалуемое решение и отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование возражений заявитель ссылается на то, что в отношении жилых помещений, находящихся в собственности города Санкт-Петербурга, не оборудованных индивидуальными приборами учета электрической энергии Невское РЖА не является обязанным собственником или представителем собственника - города Санкт-Петербурга. По мнению подателя жалобы, повышающий коэффициент к нормативу потребления коммунальных услуг не может быть применен для расчета размера платы публичному собственнику - городу Санкт-Петербургу в силу отсутствия обязанности органов государственной власти (управомоченных ими лиц) нести расходы по оплате коммунальных услуг после заселения жилых помещений нанимателями (заключения договоров найма). У Управляющей организации нет права предъявлять к оплате счета за коммунальные услуги к публичному собственнику - городу Санкт-Петербургу, а значит и производить расчет размера платы, т.к. помещения заняты нанимателями по договорам социального найма, что не оспаривалось истцом. Норматив потребления коммунальных услуг не является дополнительным платежом за счет средств бюджета. Установление норматива с учетом повышающих коэффициентов не относится к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД, устанавливается Комитетом по тарифам СПб (распоряжение от 09.09.2015 N 97-р). Невское РЖА не является ни собственником, ни нанимателем помещений, то есть не является потребителем коммунальных услуг. По мнению заявителя, законодательство (в частности, распоряжение Комитета по тарифам от 09.09.2015 N 97-р) не предусматривает возможность отдельно применить повышающий коэффициент для расчета платы в отношении публичного собственника, который по смыслу Правил N 354 потребителем коммунальных услуг не является.
От истца поступил отзыв на жалобу с возражениями против удовлетворения апелляционной жалобы.
Истец указывает, что в силу положений ЖК РФ, Закона N 261-ФЗ, Правил N 354 и Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а в случае отсутствия таких приборов учета с 01.07.2016 при расчете платы за коммунальные услуги (как для собственников, так и для нанимателей жилых помещений по договорам найма) применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Исходя из положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, Правил N 309, Правил N 354 следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей по их установке.
В настоящем судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на неё.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Согласно материалам дела, ООО "ЖКС Северо-Запада" в соответствии с договором от 16.03.2015 N 1-ОК/2015 осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными на территории Невского района Санкт-Петербурга по адресам: ул. Бабушкина, д. 42, корп. 2, лит. А; ул. Кржижиновского, дом 5, корп. 2, лит.А.; бульвар Красных Зорь, дом 10, лит. 3; бульвар Красных Зорь, дом 6 лит. Ч.; ул. Бабушкина, дом 47, корп. 3, лит. А; ул. Подвойского, дом 46, лит. Ш; ул. Караваевская, дом 36, лит. А, в которых имеются жилые помещения, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга.
Ссылаясь на неисполнением Невским РЖА обязанности, предусмотренной Законом N 261 по оплате оказанных услуг, Общество в адрес Агентства направило требование от 21.12.2017 о выплате задолженности за период с 01.07.2016 по 30.11.2017 в размере 1 117 556 руб. 19 коп. в виде разницы между суммой начисленной нанимателям платы за горячее водоснабжение в размере 2 387 545 руб. 65 коп. и размером указанной платы, рассчитанной с учетом повышающего коэффициента к нормативам потребления коммунальных услуг (3 505 101 руб. 84 коп.)
Отсутствие со стороны ответчика удовлетворения претензии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал обоснованными требования истца по праву и по размеру.
Между тем, судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Сторонами не оспаривается, что все спорные МКД оснащены общедомовыми приборами учета. При этом индивидуальные приборы учета горячей воды в жилых помещениях, принадлежащих городу Санкт-Петербургу, не установлены.
Правоотношения предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункты 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункты 1 и 36 Правил N 354). В силу пункта 14 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту.
Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Названным Законом на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность по оснащению и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии и газа.
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) были введены повышающие коэффициенты, применяемые с 1 января 2015 года, при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации была дополнена положением, предусматривающим, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
С 30.06.2016 пункты приложения к Правилам N 306, которыми были установлены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг, признаны утратившими силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603. Этим же Постановлением в Правила N 354 были внесены дополнения, в силу которых при наличии технической возможности установки приборов учета тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за соответствующую коммунальную услугу определяется по формулам приложения к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом повышающего коэффициента.
Таким образом, исходя из положений, содержащихся в Правилах N 306 и Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, повышающие коэффициенты подлежат применению при расчете платы лишь в случае неисполнения собственником обязанности по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии исключительно при наличии технической возможности установки таких приборов учета.
Истцом не доказаны исковые требования к ответчику ни по праву ни по размеру.
Из вышеуказанных норм права следует, что повышающие коэффициенты подлежат применению при расчетах с субъектами, которыми не исполнена соответствующая обязанность по установке приборов учета при наличии такой технической возможности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2018 N 307-ЭС18-17104, Учреждение не относится к лицам, обязанным оборудовать квартиры индивидуальными (квартирными) приборами учета.
Указанное препятствует признанию на стороне ответчика нарушения обязанности по установке приборов учета даже при наличии такой технической возможности, что исключает взыскание с Учреждения спорной задолженности.
В данном случае собственником спорных жилых помещений, не оснащенных индивидуальными приборами учета горячей воды, является город Санкт-Петербург.
Из буквального толкования положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, системного толкования положений Правил N 309, Правил N 354 следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей по их установке.
В свою очередь пунктом 7 статьи 12 Закона N 261-ФЗ установлена обязанность истца как лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
В данном случае ООО "ЖКС Северо-Запада" не представило доказательства совершения указанных действий.
С 30.06.2016 повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 01.01.2017 - 1,5, применяется в порядке, установленном Правилами N 354, путем включения данного коэффициента в формулы расчета размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению и отоплению.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления управляющая компания оказывает услуги за плату (услуги по управлению МКД, услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, коммунальные услуги). Перечень этих услуг - существенное условие договора управления (пп. 2 п. 3 ст. 162 ЖК РФ).
В платежном документе, который управляющая компания обязана представлять потребителям и на основании которого последние вносят плату, детально прописываются элементы такой платы. Требования к платежному документу, в том числе в части наименования отдельных элементов платы (услуг), установлены нормативными актами, в том числе п.69 Правил N 354. В платежном документе указывают отдельно:
- наименование каждого вида оплачиваемых коммунальных услуг, тариф на каждый вид коммунального ресурса, единицы измерения объемов каждого вида ресурсов, объем каждого вида коммунальных услуг, размер платы за каждый вид предоставленных услуг (пп. "в", "г" п. 69 Правил N 354);
- повышающий коэффициент (пп. "г(1)" п. 69 Правил N 354).
В материалы дела не представлены платежные документы, содержащие сведения о включении истцом в размер платы в отношении спорных помещений повышающего коэффициента.
Из представленных ООО "ЖКС Северо-Запада" счетов-фактур не следует, что истцу предъявлялась к оплате стоимости горячего водоснабжения, исчисленной гарантирующим поставщиком с применением повышающих коэффициентов в связи с отсутствием спорных жилых помещениях индивидуальных приборов учета горячей воды.
Одновременно с указанным ответчиком представлены относимые и допустимые доказательства того, что СПб ГКУ "Жилищное агентство Невское района Санкт-Петербурга" в спорный период осуществляло действия по запрашиванию бюджетных средств, необходимых для оснащения жилых помещений, принадлежащих городу Санкт-Петербургу, индивидуальными приборами учета; а также по использованию выделяемых бюджетных средств для оснащения жилых помещений такими приборами учета.
Таким образом, отсутствуют основания для взыскания с Невского РЖА спорной задолженности, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2018 по делу N А56-18783/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт: в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" 3000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18783/2018
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга"
Третье лицо: Администрация Невского района СПб
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2019 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 281-ПЭК19
23.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16780/18
25.10.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21344/18
23.06.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18783/18