г. Челябинск |
|
30 октября 2018 г. |
Дело N А76-25281/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирской О.Н.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области и Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2018 по делу N А76-25281/2017 (судья Калинина Т.В.).
В судебном заседании принял участие представители:
истца: Администрации Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области - Кистанова Надежда Ивановна (доверенность от 19.10.2018), Камаева Ирина Сергеевна (доверенность от 09.10.2018);
ответчика: общества с ограниченной ответственностью "Водоотведение" - Букалов Иван Владимирович (доверенность от 19.09.2017);
третьего лица, заявляющего самостоятельные требования: Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Бахарева Елена Николаевна (доверенность от 11.01.2018 N 13, удостоверение N 12985).
третьего лица Прокуратуры Челябинской области Макарова Светал Анатольевна по удостовеению
Муниципальное образование "Бакальское городское поселение" в лице администрации Бакальского городского поселения (далее - истец, МО "Бакальское городское поселение") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Водоотведение" (далее - ответчик, ООО "Водоотведение") о признании недействительным (ничтожным) концессионного соглашения N 2 от 23.08.2016, заключенного в отношении объектов водоотведения, расположенных на территории муниципального образования "Бакальское городское поселение" в целях реконструкции и эксплуатации, между МО "Бакальское городское поселение" (в лице администрации Бакальского городского поселения) (концедент) и ООО "Водоотведение" (концессионер); о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возложения обязанности на ответчика возвратить муниципальное имущество согласно перечню, содержащемуся в приложении N 1 к оспариваемому концессионному соглашению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Челябинской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - УФАС по Челябинской области, третье лицо), общество с ограниченной ответственностью "СтройКомплекс ВЕК" и общество с ограниченной ответственностью "СК ВЕК".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2018 (резолютивная часть от 19.07.2018) в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением не согласились Администрация Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области и УФАС по Челябинской области подав апелляционные жалобы.
Администрация Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Так податель жалобы указывает, что размещенный Администрацией Бакальского городского поселения в сети "Интернет" проект концессионного соглашения не содержал сведений об описании объектов, в части указания их технико-экономических, а именно сведений о сроке эксплуатации, износе, балансовой стоимости, проведенных мероприятиях по ремонту, что могло привести к ненадлежащему информированию неопределенного круга потенциальных участников конкурса, кроме того, размещено не в полном объеме и без необходимых приложений.
Истец указывает, что в ходе судебного разбирательства не рассматривался вопрос о соответствии действий Администрации Бакальского городского поселения по заключению концессионного соглашения требованиям антимонопольного законодательства.
Также истец отмечает, что судом первой инстанции в рамках дела N А76-22225/2016, решением которого от 14.03.2017 отказано в удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью "УралВодоканал" к Администрации Бакальского городского поселения о признании недействительным распоряжения N 179-р от 23.08.2016 "О заключении концессионного соглашения с обществом с ограниченной ответственностью "Водоотведение", рассматривался вопрос необоснованного отклонения заявки общества с ограниченной ответственностью "УралВодоканал", а не признание недействительным указанного концессионного соглашения.
УФАС по Челябинской области в своей апелляционной жалобе просит обжалуемое решение отменить, признать недействительным соглашение N 2 от 23.08.2016, заключенного между Администрацией Бакальского городского поселения и ООО "Водоотведение", а также применить последствия недействительности сделки в виде возврата муниципального имущества, переданного по концессионному соглашению N2 от 23.08.2016 в муниципальную казну.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие оснований для заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоотведения с ООО "Водоотведение" без проведения торгов в соответствии со статьей 37 Закона о концессионных соглашениях.
Отмечает, что заключение истцом концессионного соглашения не является муниципальной преференцией, в понимании Закона о защите конкуренции.
Также указывает, что судом первой инстанции, в рамках дела N А76-22225/2016, не установлено того, что действия Администрации по заключению концессионного соглашения N2 от 23.08.2016 соответствуют статье 37 Закона о концессионных соглашениях.
Податель жалобы ссылается на то, что нарушение проведение торгов по заключению концессионного соглашения может привести к созданию преимущественного условия осуществления деятельности определенному хозяйствующему субъекту.
Апеллянт указывает, что в материалах дела отсутствуют сведения и документы, подтверждающие право собственности муниципального образования на объекты водоотведения, следовательно, Администрация должна была принять решение об отказе в заключении концессионного соглашения.
Податель жалобы полагает, что имеются нарушения публичных интересов в связи с заключением спорного соглашения, поскольку данные действия не были направлены на обеспечение открытости и добросовестной конкуренции при осуществлении передачи прав на муниципальное имущество, а также на привлечение большего количества потенциальных концессионеров и заключение концессионного соглашения на более выгодных условиях для муниципального образования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплекс ВЕК", общества с ограниченной ответственностью "СК ВЕК" не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представители истца, УФАС по Челябинской области поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах. Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционных жалоб. Представитель Прокуратуры поддержал апелляционные жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации Бакальского городского поселения от 23.08.2016 N 197-р между МО "Бакальское городское поселение" в лице администрации Бакальского городского поселения (концедент) и ООО "Водоотведение" (концессионер) подписано концессионное соглашение N 2 от 23.08.2016 в отношении объектов водоотведения, расположенных на территории МО "Бакальское городское поселение", в целях реконструкции и эксплуатации (т. 1 л. д. 10-19, 20).
По условиям концессионного соглашения концессионер обязуется за свой счет производить реконструкцию объекта концессионного соглашения - имущественный комплекс для удаления сточных ливневых и талых вод и неразрывно связанное с ним имущество - право собственности, на которое принадлежит концеденту, и осуществлять эксплуатацию в целях предоставления услуг по водоотведению населению Бакальского городского поселения с использованием объекта соглашения, а концендент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (пункты 1, 2, 5 концессионного соглашения).
Концессионное соглашение заключено на срок 10 лет: с 23.08.2016 по 22.08.2026 (пункт 103 концессионного соглашения).
В подписанных к концессионному соглашению приложениях сторонами согласованы сведения о составе и остаточной стоимости имущества, составляющего объект концессионного соглашения, техникоэкономические показатели объектов системы водоотведения Бакальского городского поселения, техническое задание на реконструкцию объектов водоотведения, долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, плановые значения показателей качества, надежности и энергоэффективности, плановые объемы валовой выручки. Средства концедента на финансирование расходов по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения, порядок возмещения расходов концессионера при досрочном расторжении соглашения (т. 1 л. д. 22-40).
В главе VII концессионного соглашения и приложением N 3 к нему на концессионера возложена обязанность самостоятельно и за свой счет оформлять правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся под объектом концессионного соглашения (т. 1 л. д. 31).
Состав имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, его техническое состояние и остаточная стоимость согласованы сторонами в приложении N 1 к концессионному соглашению (т. 1 л. д. 22-29).
Указанное приложение содержит перечень из 74 позиций движимого и недвижимого имущества, образующего имущественный комплекс для удаления сточных, ливневых и талых вод на территории Бакальского городского поселения и неразрывно связанного с ним имущества, предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, с указанием технических характеристик и остаточной стоимости каждой единицы имущества, включенного в перечень. Общая остаточная стоимость объекта концессионного соглашения составляет 9 369 510 руб. 73 коп.
Объект концессионного соглашения передан концессионеру по акту 23.08.2016 (т. 1 л. д. 32).
22.05.2017 УФАС по Челябинской области уведомило администрацию Бакальского городского поселения о приостановлении государственной регистрации недвижимости (нежилое здание - блок биофильтров очистных сооружений) по причине отсутствия сведений о регистрации права собственности муниципального образования и ограничения - право владения и пользования концессионера по концессионному соглашению на остальные объекты недвижимости администрации Бакальского городского поселения права собственности (т. 1 л. д. 41).
23.05.2017 Федеральной антимонопольной службой вынесено предупреждение N 31-07/17 о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"; администрации Бакальского городского поселения предписано принять меры, направленные на устранение причин и условий нарушения антимонопольного законодательства, в том числе, в срок до 15.08.2017 отменить распоряжение N 197-р от 23.08.2016, на основании которого заключено концессионное соглашение, принять меры по возврату муниципального имущества - объектов водоотведения, переданного по концессионному соглашению, в муниципальную казну (т. 1 л. д. 47-51).
Письмом от 17.07.2017 N 1354 администрация Бакальского городского поселения, исполняя указанное выше предписание антимонопольного органа, предупредило ООО "Водоотведение" о предстоящей отмене распоряжения N 197-р от 23.08.2016, необходимости возвратить полученное по концессионному соглашению имущества в муниципальную казну, намерении администрации организовать мероприятия, необходимые для предоставления объектов водоотведения МО "Бакальское городское поселение" в соответствии с требованиями действующего законодательства (т. 1 л. д. 42).
Распоряжением N 161-р от 27.07.2017 администрация Бакальского городского поселения отменила свое распоряжение N 197-р от 23.08.2016, на основании которого было заключено концессионное соглашение N 2 от 23.08.2016 (т. 1 л. д. 43).
Отказ ООО "Водоотведение" в добровольном порядке возвратить полученное по концессионному соглашению имущество, послужил поводом для обращения МО "Бакальское городское поселение" в лице администрации муниципального образования в арбитражный суд с настоящим иском, а УФАС по Челябинской области с самостоятельными требованиями относительно предмета спора.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое концессионное соглашение заключено в отношении социально значимого объекта и фактически исполняется обеими сторонами: концессионер по заявкам концедента осуществляет текущий ремонт переданного имущества, начаты работы по реконструкции имущества, реальной возможности осуществления муниципальным образованием возложенного на него законом полномочия по организации водоотведения на территории Бакальского городского поселения иначе как посредством заключения концессионного соглашения в ходе рассмотрения дела не установлено, заключенное концессионное соглашение не нарушает прав третьих лиц, его заключение не повлекло каких-либо неблагоприятных последствий.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункт 3 указанной статьи).
Согласно статье 1 Закона о концессионных соглашениях (далее - Закона N 115-ФЗ), концессионные соглашения заключаются в целях привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В соответствии со статьей 3 названного Закона, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
За исключением случаев, предусмотренных статьей 37 названного Закона, концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (часть 1 статьи 13 указанного Закона). К объектам концессионных соглашений, в частности, отнесены объекты коммунального хозяйства (объекты водо-, тепло-, водоотведения, очистки сточных вод (пункт 11 части 1 статьи 4).
В соответствии с частью 4.2 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях" лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения.
В соответствии с частью 4.10 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ от 21.07.2005 "О концессионных соглашениях" в случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным" законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Положениями пункта 3 части 4.11 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ от 21.07.2005 "О концессионных соглашениях" установлены требования к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.
В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
В соответствии с пунктом 2 части 1.2 статьи 10 Закона N 115-ФЗ, в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями должно содержать следующие существенные условия - задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий.
На основании пункта 2.4 статьи 22 Закона N 115-ФЗ, задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод. Задание должно содержать величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации.
Как указано выше, существенные условия концессионного соглашения определены частью 1 статьи 10 Закона N 115-ФЗ о концессионных соглашениях. Оспариваемое концессионное соглашение содержит все существенные условия, предусмотренные действующим законодательством.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что с момента подписания концессионного соглашения и на настоящий момент концессионное соглашение фактически исполняется обеими сторонами, ответчиком выполняются заявки истца на выполнение срочного ремонта имущества, включенного в объект соглашения, ведутся работы по реконструкции на основании технического задания истца, при этом споров, связанных с идентификацией объекта концессионного соглашения, между сторонами не возникало.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях, объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения, на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц.
В соответствии со статьей 69 Закона о государственной регистрации N 218 от 13.07.2015, права на недвижимое имущество, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации права собственности муниципального образования на объекты концессионного соглашения не означает отсутствие у муниципального образования права собственности на эти объекты недвижимости, указанное имущество включено в перечень муниципальной собственности.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации УФАС по Челябинской области не представлено доказательств предоставления преимущественного права ответчику при заключении концессионного соглашения.
Также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2017 отказано в удовлетворении иска ООО "УралВодоканал" к администрации Бакальского городского поселения о признании недействительным распоряжения N 197-р от 23.08.2016 "О заключении концессионного соглашения с ООО "Водоотведение".
Судом первой инстанции верно указано, что в рамках дела А76-22225\2016 установлено, что ООО "Водоотведение" были указаны и представлены сведения, установленные ст. 37 Федерального Закона "О концессионных соглашениях"; ООО "Водоотведение" были представлены, в том числе: гарантийное письмо о предоставлении выписки из банка о наличии на лицевом счету 300 000 руб. 00 коп., 03.08.2016 соответствующая выписка действительно была предоставлена, представлена справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам N 01-32/1280 от 03.06.2016.
Ссылка подателя жалобы на неполноту размещенной администрацией МО "Бакальское городское поселение" информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов судебной коллегией не принимается, поскольку, перечисленные документы, не могли привести к недостаточному информированию иных лиц, желающих подать заявки, об условиях заключения концессионного соглашения, предложенных ООО "Водоотведение".
Не указании ответчиком источников финансирования деятельности по исполнению концессионного соглашения, относятся к устранимым и не привели к невозможности исполнения концессионером принятых на себя обязательств.
С учетом изложенного, основания для признания оспариваемого концессионного соглашения недействительным отсутствуют.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2018 по делу N А76-25281/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области и Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Н. Пирская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.