г. Ессентуки |
|
30 октября 2018 г. |
Дело N А20-812/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Войташовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Антарес" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.08.2018 по делу N А20-812/2018 (судья Н.Ж. Кочкарова)
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Антарес",
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу - Антоновой Е.И. по доверенности;
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.08.2018, принятым по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление, заявитель), ООО "Антарес" (далее - общество) привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП, Кодекс) в виде штрафа в размере 100 000 рублей, с конфискацией оборудования: - перегонная установка 400 дал/сут., марки К5-5-М ( зав. N N 35, 56 в количестве 2 шт.); - перегонная установка 400 дал/сут., марки К5-5-М ( зав. NN 31, 33 в количестве 2 шт.); - перегонная установка 400 дал/сут., марки К5-5-М ( зав. N 160 в количестве 1 шт.).
Судебный акт постановлен на выводах о соблюдении управлением производства по делу об административном правонарушении и о доказанности вменяемого административного правонарушения (владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований. Общество указывает на то, что вина общества и конкурсного управляющего отсутствует, в связи с чем считает производство по делу подлежащим прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Управление в отзыве и представитель в судебном заседании считают доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просят отказать в ее удовлетворении, полагая доказанным вменяемое правонарушение и отсутствие процессуальных нарушений.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя общества, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило поручение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 13.11.2017 N 21621/08-03, согласно которому в соответствии с информацией, поступившей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также анализу Государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Северо-Кавказского федерального округа, а именно по адресу: Кабардино- Балкарская Республика, Зольский район, с. Сармаково, ул. Заречная, 41, находится ООО "Антарес", имеющее основное технологическое оборудование, подлежащее государственной регистрации и не зарегистрированное в установленном порядке, владение либо хранение оборудование осуществляется в отсутствие действующей лицензии.
Управлением в отношении общества 22.11.2017 возбуждено дело N 07-17/909 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.17 КоАП РФ.
09.02.2018 административным органом в отношении Общества составлен протокол N 07-17/909-7 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.17 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены управлением в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Федеральный закон от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) регулирует правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.1 Закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта (за исключением основного технологического оборудования для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) с производственной мощностью более 4000 декалитров (далее - основное технологическое оборудование) подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 г. N 666 (далее - Постановление N 666).
Не направление организацией в Росалкогольрегулирование в порядке, установленном статьей 14.1 Федерального закона N 171-ФЗ и Постановлением N 666, заявления о государственной регистрации основного технологического оборудования с приложением необходимых документов приводит к нарушению обязательных требований, установленных статьей 14.1 и пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке и (или) не зарегистрировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 26 Закона N 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования Закона N 171-ФЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 5 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Судом установлено и следует из материалов дела, что общество согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий в период времени с 25.01.2013 по 22.07.2016 имело лицензию на осуществление производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта (коньячный, винный, висковый дистиллят).
31.07.2017 Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в адрес общества направлено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований N 15091/02-03, в котором обществу предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в части осуществления необходимых действий по регистрации основного технологического оборудования, определённых ст. 14.1 Федерального закона N 171-ФЗ и Постановлением N666.
Согласно уведомлению о вручении (N 12599313387243) Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований N 15091/02-03 от 31.07.2017 вручено 17.08.2017, однако по состоянию на 09.02.2018 общество в соответствии с Правилами государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта, утверждёнными Постановлением N 666 заявление на регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта не подано.
28.11.2017 должностным лицом, проводящим административное расследование по делу, вынесено определение об истребовании сведений N 07-17/909-1, которыми располагает ООО "Антарес"; по состоянию на 09.02.2018 истребуемые сведения не получены. Кроме того, 28.11.2017 вынесено определение об истребовании сведений N 07-17/909-2, которыми располагает законный представитель - конкурсный управляющий ООО "Антарес" (ИНН 0702009886) Стрелкова Наталья Владимировна; по состоянию на 09.02.2018 истребуемые сведения также не представлены.
01.12.2017, 18.12.2017 и 15.01.2018 должностным лицом, проводящим административное расследование с целью проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов, осуществлены выезды по адресу места нахождения ООО "Антарес": Кабардино- Балкарская Республика, Зольский район, с. Сармаково, ул. Заречная, 41, провести осмотр не представилось возможным, в связи с отсутствием законного представителя ООО "Антарес", а также лиц, его замещающих, о чём составлены протоколы N N 07-17/909-4, 07-17/909-5 07-17/909-6.
К материалам дела об административном правонарушении 07-17/909 приобщён акт N у8-а910/10 от 02.11.2017 о снятии остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для её производства, а также пломбировании оборудования и коммуникаций ООО "Антарес", согласно которому производственные и складские помещения опечатаны бирками с надписью - "Главное следственное управление СК РФ по СКФО. Вещественное доказательство", в связи с чем 29.11.2017 в Следственный комитет России по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее - ГСУ по СКФО) направлен запрос N у8-18655/07 о представлении сведений, а именно:
- копию протокола наложения ареста на имущество ООО "Антарес" (ИНН 0702009886);
- копии правоустанавливающих документов на основное технологическое оборудование;
информацию о приобщении к уголовному делу арестованного основного технологического оборудования, принадлежащего ООО "Антарес" (ИНН 0702009886) в качестве вещественного доказательства.
В ответ на запрос N у8-18655/07 ГСУ по СКФО представлены материалы по уголовному делу 70/81-15, (исх. N301/15-43-8164-17 от 27.12.2017), а именно:
- протокол о наложении ареста на имущество N 3-6-98/2016 от 04.03.2016;
- протокол наложения ареста на имущество б/н от 18.05.2016;
- постановление о продлении срока ареста, наложенного на имущество б/н от 13.12.2017, согласно которым на территории ООО "Антарес" (ИНН 0702009886, адрес места нахождения: 361721, Кабардино - Балкарская Республика, Зольский район, с. Сармаково, ул. Заречная, 41) находится основное технологическое оборудование для производства этилового спирта (коньячного дистиллята) подлежащее государственной регистрации в едином государственном реестре мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, а именно:
- перегонная установка 400 дал/сут., марки К-5-М (зав. N N 35,56 в количестве 2шт.);
- перегонная установка 400 дал/сут., марки К-5-М (зав. N N 31,33 в количестве 2шт.);
- перегонная установка 400 дал/сут., марки К-5-М (зав. N 160 в количестве 1шт.).
Судом установлено, что с 17.08.2017 в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка от ООО "Антарес" не поступало сведений о невозможности регистрации основного технологического оборудования, из чего следует, что ООО "Антарес" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений ст. 14.1 Закона N 171-ФЗ и Постановления N666.
Следовательно, как верно заключил суд первой инстанции, в нарушение положений абз. 40 п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ, обществом, по адресу: 361721, Кабардино- Балкарская Республика, Зольский район, с. Сармаково, ул. Заречная, 41 (место совершения правонарушения), до 09.02.2018 года (время совершения правонарушения) не исполнено требование по соблюдению положений ст. 14.1 Закона N 171-ФЗ и Постановления N666, в результате совершено правонарушение, выразившееся в использовании и (или) владении основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, не зарегистрированным в установленном Законом N 171-ФЗ порядке и (или) не законсервированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер для недопущения вышеуказанного нарушения (а именно, регистрации находящегося в его владении основного технологического оборудования для производства этилового спирта или его консервации в установленном порядке), а также невозможности соблюдения обществом требований Закона N 171-ФЗ в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Суд первой инстанции пришел правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.17 КоАП РФ.
Санкция части 5 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что назначенный обществу административный штраф в минимальном размере 100 000 рублей, предусмотренном частью 5 статьи 14.17 КоАП РФ, отвечает целям административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
В материалах дела отсутствуют и обществом не представлены доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф. Также, в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для него необратимые последствия.
Заявление о снижении штрафа в соответствии с пунктом 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ не поступало, оснований для применения данной нормы не имеется.
Назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения настоящего дела не истек.
Таким образом, существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены решения суда, не установлено.
Поскольку санкция указанной статьи в качестве основного вида наказания, помимо штрафа, предусматривает конфискацию основного технологического оборудования, то технологическое оборудование для производства этилового спирта (коньячного дистиллята): перегонная установка 400 дал/сут., марки К5-5-М (зав. N N 35, 56 в количестве 2 шт.); перегонная установка 400 дал/сут., марки К5-5-М (зав. NN 31, 33 в количестве 2 шт.); перегонная установка 400 дал/сут., марки К5-5-М (зав. N 160 в количестве 1 шт.), находящееся на территории ООО "Антарес" не зарегистрированное в порядке, установленном законодательством в едином государственном реестре мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, подлежит конфискации.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.08.2018 по делу N А20-812/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.