г. Владимир |
|
30 октября 2018 г. |
Дело N А79-10724/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Александровой О.Ю., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.08.2018 по делу N А79-10724/2017, принятое судьей Новожениной О.А.,
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, ОГРН 1091326001502, ИНН 1326211305, г. Саранск, к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтное специализированное монтажное управление", ОГРН 1155228000102, ИНН 5212511091, р.п. Воскресенское Воскресенского района Нижегородской области, третьи лица - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике, г. Чебоксары, муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Чебоксары", г. Чебоксары,
о понуждении к исполнению обязательства,
при участии: от ответчика - Михайловой Е.В. по доверенности от 12.02.2018 (сроком на 1 год);
от истца (заявителя) - не явился, извещен;
от третьих лиц, участвующих в деле, - не явились, извещены,
установил.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Ремонтное специализированное монтажное управление" привести убежище гражданской обороны, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Пристанционная, дом 7, в соответствие с техническим паспортом ГУП Чувашской Республики "Чуваштехинвентаризация" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской
Республики от 06.10.2008 путем демонтажа возведенных гипсокартонных стен в помещениях N N 6, 10, 14, 16; восстановления стен между помещениями N N 15, 16 и между помещениями N N 16, 17; стен в помещениях N N 21, 22, 23, 25, 26 в соответствии с требованиями СНиП И-11-77* "Защитные сооружения гражданской обороны"; обеспечить доступ к баку с водой в помещениях N N 11, 12, а также привести его в надлежащее состояние путем освобождения всех помещений от мусора, холодильного, кухонного оборудования, сантехники и мебели; провести ремонт защитно-герметической двери запасного выхода N 2, находящейся между помещениями N N 29, 30; обеспечить наличие противогазов ГП-5 (793 шт.),
респираторов Р-2 (300 шт.), аптечек индивидуальных (350 шт.), сумок санитарных (6 шт.), дозиметра прибор ДП-5 (1 шт.), войскового прибора химической разведки (ВПХР) (2 шт.), газоанализатора ГХП-100 (1 шт.), тягонапорометра (1 шт.), комплекта ДП-64 (1 шт.), психрометра (2 шт.).
Исковые требования обоснованы положениями статей 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определениями от 23.10.2017, от 10.04.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике и муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Чебоксары".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил иск, просил обязать ООО "РСМУ" в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного решения установить дизельную станцию мощностью 37,5 кВт в помещении N 8 (генераторная); обеспечить наличие противогазов (800 шт.), респираторов Р-2 (300 шт.), аптечек индивидуальных (350 шт.), сумок санитарных (6 шт.). Уточнение судом принято.
Решением от 02.08.2018 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Заявитель пояснил, что в ходе осмотра установлено отсутствие дизельной станции мощностью 37,5 кВт в помещении N 8 (генераторная), противогазов (800 шт.), респираторов Р-2 (300 шт.), аптечек индивидуальных (350 шт.), сумок санитарных (6 шт.).
Поступившим ходатайством просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель ООО "Ремонтное специализированное монтажное управление" в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность обжалуемого решения, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Чебоксары" в отзыве на апелляционную жалобу также указало на законность и обоснованность обжалуемого решения, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 15.10.2018 судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 23.10.2018.
После перерыва лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, убежище гражданской обороны общей площадью 479,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Чебоксары, ул.Пристанционная, д.7, является собственностью Российской Федерации на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", в подтверждение чего представлено свидетельство о государственной регистрации права 21 АБ 104179, выданное Управлением Росреестра по Чувашской Республике 07.04.2014 (т.1 л.д.12).
Согласно паспорту убежища, объект введен в эксплуатацию в 1981 году, расположен по адресу: г. Чебоксары, ул. Привокзальная, дом 7; ранее принадлежал Республиканскому производственному объединению "Чувашремстрой", оснащено дизельной электростанцией ДЭС 37,5 кВт, назначение объекта - склад для хранения противогазов (т.1 л.д.13-20; л.д.82-89; л.д.91-93).
В отношении данного объекта 19.01.2004 между Министерством имущественных отношений Чувашской Республики и ЗАО "РСМУ" был заключен договор N 1 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны (т.1 л.д.78-81).
28.01.2009 ЗАО "РСМУ" (предприятие - 1), Управлением Росимущества, ГУ МЧС России по Чувашской Республике и ЗАО "РСМУ" (предприятие - 2) оформлен договор N 10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, по условиям которого предприятие - 1 передает, а предприятие - 2 принимает на ответственное хранение и в безвозмездное пользование средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, расположенные по адресу: г. Чебоксары, ул. Пристанционная, д.7: имущество гражданской обороны - убежище; другое имущество гражданской обороны негосударственной собственности - противогазы, респираторы, аптечки индивидуальные, сумки санитарные, дозиметр, войсковые приборы химической разведки, газоанализатор, тягонапорометр, комплект ДП-64, психрометр (т.1 л.д.11).
В соответствии с разделом 2 договора предприятие - 2 обязалось сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений; накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре; не допускать использование объектов и имущества гражданской обороны, упомянутых в настоящем договоре, в качестве залога, продавать или отчуждать их иным способом; не допускать передачу объектов и имущества гражданской обороны, упомянутых в настоящем договоре, в аренду либо с баланса на баланс в управление другим юридическим лицам без согласования с ГУ МЧС России по Чувашской Республике; выполнять меры по защите рабочих и служащих от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий в условиях мирного и военного времени, их жизнеобеспечению в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение спасательных и других неотложных работ на предприятиях при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а также принимать участие в их проведении на других объектах по распоряжению органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно разделу 3 договора ГУ МЧС России по Чувашской Республике обязалось оказывать методическую помощь в проведении соответствующих мероприятий гражданской обороны; оказывать помощь в приобретении имущества гражданской обороны, необходимой технической, проектной, нормативно-технической и другой документации.
В соответствии с планом-графиком проведения проверок на 2017 год Управлением Росимущества проведена внеплановая выездная проверка соблюдения установленных требований в области гражданской обороны в отношении ЗАО "РСМУ".
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте от 15.02.2017.
Установлено, что произведены перепланировки помещений N N 6, 10, 14, 16 с возведением дополнительных гипсокартонных стен; между помещениями N N 15, 16 произведен демонтаж стены; в перегородке между помещениями N N 16 и 17 проделан дверной проем; в помещениях N N 21, 22, 23, 25, 26 произведен частичный демонтаж стен; защитно-герметическая дверь запасного выхода N 2, находящейся между помещениями N N 29, 30, окрашена вместе с уплотнителем, расположенным по периметру двери, механизм задраивания двери заржавел, что не позволяет достичь полной герметичности объекта при закрывании двери; в помещениях N N 11, 12 доступ к баку с водой замурован; отсутствуют противогазы ГП-5 (793 шт.), респираторы Р-2 (300 шт.), аптечки индивидуальные (350 шт.), сумки санитарные (6 шт.), дозиметр прибор ДП-5 (1 шт.), войсковой прибор химической разведки (ВПХР) (2 шт.), газоанализатор ГХП-100 (1 шт.), тягонапорометр (1 шт.), комплект ДП-64 (1 шт.), психрометр (2 шт.) (т.1 л.д.21-24).
31.07.2017 Управление Росимущества обратилось к ответчику с требованием об устранении замечаний, выявленных в ходе проверки 15.02.2017 (т.1 л.д.42-44).
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Судом установлено, что спорное помещение является защитным сооружением гражданской обороны.
Статья 1 Федерального закона N 28-ФЗ от 12.02.1998 "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о гражданской обороне правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны.
Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 804 от 26.11.2007 (далее - Положение N 804), установлено, что подготовка к ведению гражданской обороны (далее - ГО) заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите
населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 10 Положения N 804 определены основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, которыми, в том числе, являются накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.
Деятельность организаций в военное время определяется в зависимости от того, продолжает ли она функционировать в военное время, включена ли в единую систему гражданской обороны на соответствующей территории с присвоением определенной категории и возложением специальных задач и полномочий в области ГО, участвует ли в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время, выдано ли ей мобилизационное задание.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 1115 от 19.09.1998 "О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне" отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранения этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по ГО.
На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации N 1149 от 03.10.1998 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.
Порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определен Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 379 от 27.04.2000.
Согласно пункту 3 данного Положения запасы иных средств включают в себя, в том числе, средства радиационной, химической и биологической защиты.
Пунктом 6 Положения N 379 определено, что организации определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; создают и содержат запасы; осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
В соответствии с пунктом 17 Приказа МЧС России N 543 от 01.10.2014 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" списание средств индивидуальной защиты осуществляется по решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций на основании результатов лабораторных испытаний (поверок), выданных лабораториями и другими уполномоченными организациями, в порядке, установленном Приказом МЧС России N 285 от 27.05.2003 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля", а медицинских средств индивидуальной защиты - по истечению установленного срока годности.
Из материалов дела следует, что ООО "РСМУ" не использует и не накапливает средства индивидуальной защиты, обязанность по обеспечению средствами индивидуальной защиты возложена на органы местного самоуправления; не имеет мобилизационного задания; не привлекается к выполнению мобилизационных работ; не участвует в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения и не относится к исполнительным органам государственной власти, а также органам местного самоуправления; не относится к организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения и к соответствующим объектам экономики.
Данные обстоятельства подтверждены третьим лицом - МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары".
Следовательно, в силу изложенных норм права возложение обязанности по обеспечению наличия противогазов (800 шт.), респираторов Р-2 (300 шт.), аптечек индивидуальных (350 шт.), сумок санитарных (6 шт.) на ответчика необоснованно.
В материалы дела представлен акт N 1 от 02.06.2016 (т.1 л.д.66) о списании имущества гражданской обороны негосударственной собственности, а именно: противогазов (800 шт.), респираторов Р-2 (300 шт.), аптечек индивидуальных (350 шт.), сумок санитарных (6 шт.).
Указанный акт оформлен комиссией по результатам ознакомления с представленными документами (акт N 4 о результатах лабораторных испытаний средств индивидуальной защиты ГО) ввиду утраты эксплуатационных свойств имущества и подписан, в т.ч., представителем ГКЧС Чувашии.
В обоснование требования о возложении на ООО "РСМУ" обязанности установить дизельную электростанцию мощностью 37,5 кВт в помещении N 8 (генераторная) истец ссылается на паспорт убежища, а также на инвентаризационную карточку защитного сооружения гражданской обороны N 21/37 от 14.05.2014, в которой в разделе II - Техническая характеристика ЗС ГО указывается на наличие дизельной электростанции ДЭС- 37,5 кВт (т.2 л.д.31, 32).
Вместе с тем, из договора N 10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 28.01.2009 не усматривается, что ответчику было передано убежище с дизельной электростанцией.
В свою очередь, ответчиком представлена накладная N 95 от 21.02.2011 на приобретение дизельной электростанции 50 кВт на базе двигателя Д-60Р (т.1 л.д.144).
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены по вышеизложенным основаниям.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.08.2018 по делу N А79-10724/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
О.Ю. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.