г. Чита |
|
31 октября 2018 г. |
Дело N А19-14355/2018 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска на резолютивную часть решения Арбитражного суда Иркутской области от 02 августа 2018 года по делу N А19-14355/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Областного государственного казенного учреждения "Управления социальной защиты населения по городу Иркутску" (ОГРН 1143850038045, ИНН 3808238352, адрес: 664011, Иркутская область, город Иркутск, улица Карла Маркса, дом 37) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска о признании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.02.2018 N N 048S19180002267, 048S19180002268, 048S19180002269, 048S19180002270, 048S19180002271, 048S19180002272, 048S19180002273, 048S19180002274, 048S19180002275; от 14.03.2018 NN 048S19180003823, 048S19180003824, 048S19180003825, 048S19180003826, 048S19180003827, 048S19180003828, 048S19180003829, 048S19180003830, 048S19180003831, 048S19180003832; от 16.03.2018 NN 048S19180004137, 048S19180004138, 048S19180004139, 048S19180004140, 048S19180004141, 048S19180004142, 048S19180004143, 048S19180004144, 048S19180004145; от 30.03.2018 NN 048S19180005049, 048S19180005050, 048S19180005051, 048S19180005052, 048S19180005053, 048S19180005054, 048S19180005055, 048S19180005056, 048S19180005057, 048S19180005058, 048S19180005059 незаконными полностью, решение от 30.03.2018 N 048S19180005060 незаконным в части несвоевременного представления сведений в отношении Матусевич В.В., как несоответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования",
(суд первой инстанции - Л.В. Назарьева),
без вызова сторон в судебное заседание
установил:
Областное государственное казенное учреждение "Управления социальной защиты населения по городу Иркутску" (далее - заявитель, страхователь, агентство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска о признании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее - заинтересованное лицо, управление, фонд) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.02.2018 N N 048S19180002267, 048S19180002268, 048S19180002269, 048S19180002270, 048S19180002271, 048S19180002272, 048S19180002273, 048S19180002274, 048S19180002275; от 14.03.2018 NN 048S19180003823, 048S19180003824, 048S19180003825, 048S19180003826, 048S19180003827, 048S19180003828, 048S19180003829, 048S19180003830, 048S19180003831, 048S19180003832; от 16.03.2018 NN 048S19180004137, 048S19180004138, 048S19180004139, 048S19180004140, 048S19180004141, 048S19180004142, 048S19180004143, 048S19180004144, 048S19180004145; от 30.03.2018 NN 048S19180005049, 048S19180005050, 048S19180005051, 048S19180005052, 048S19180005053, 048S19180005054, 048S19180005055, 048S19180005056, 048S19180005057, 048S19180005058, 048S19180005059 незаконными полностью, решение от 30.03.2018 N 048S19180005060 незаконным в части несвоевременного представления сведений в отношении Матусевич В.В., как несоответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Резолютивной частью решения Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Признаны решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.02.2018 N N 048S19180002267, 048S19180002268, 048S19180002269, 048S19180002270, 048S19180002271, 048S19180002272, 048S19180002273, 048S19180002274, 048S19180002275; от 14.03.2018 NN 048S19180003823, 048S19180003824, 048S19180003825, 048S19180003826, 048S19180003827, 048S19180003828, 048S19180003829, 048S19180003830, 048S19180003831, 048S19180003832; от 16.03.2018 NN 048S19180004137, 048S19180004138, 048S19180004139, 048S19180004140, 048S19180004141, 048S19180004142, 048S19180004143, 048S19180004144, 048S19180004145; от 30.03.2018 NN 048S19180005049, 048S19180005050, 048S19180005051, 048S19180005052, 048S19180005053, 048S19180005054, 48S19180005055, 048S19180005056, 048S19180005057, 048S19180005058, 048S19180005059 незаконными полностью, решение от 30.03.2018 N 048S19180005060 незаконным в части несвоевременного представления сведений в отношении Матусевич В.В., как несоответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Областного государственного казенного учреждения "Управления социальной защиты населения по городу Иркутску". Взыскано с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска в пользу Областного государственного казенного учреждения "Управления социальной защиты населения по городу Иркутску" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 08.2018 г по делу N А19-14355/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что представление страхователем по истечении срока, предусмотренного статьей 11 Федерального закона от 01 04.1996 N 27-ФЗ, сведений по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на застрахованных лиц, в отношении которых в установленные сроки ранее не были представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная", означает то, что исходные сведения были неполные и недостоверные, что свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
На апелляционную жалобу поступил отзыв страхователя, в котором он просит оставить его решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается без проведения судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Иркутска (далее - УПФР) в отношении Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Иркутску" (далее - учреждение) проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа (далее - проверка).
По результатам проверки составлены акты о выявленных правонарушениях в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, нап основании которых вынесены решения.
Акты от 21 декабря 2017 года:
N 048S 18170020450 - сведения о 2-х застрахованных лицах Снегиревой М.Ю., Филатовой Э.Ф. за апрель 2016 года представлены 15 декабря 2017 года;
N 048S 18170020451 - сведения о 2-х застрахованных лицах С н е г и р е в о й М. Ю., Филатовой Э.Ф. за май 2016 года представлены 15 декабря 2017 года;
N 048S 18170020452 - сведения о 2-х застрахованных лицах Снегиревой М. Ю., Филатовой Э.Ф. за июнь 2016 года представлены 15 декабря 2017 года;
N 048S 18170020454 - сведения о 2-х застрахованных лицах Снегиревой М. Ю., Филатовой Э.Ф. за июль 2016 года представлены 15 декабря 2017 года;
N 048S 18170020456 - сведения о 2-х застрахованных лицах Снегиревой М. Ю., Филатовой Э.Ф. за август 2016 года представлены 15 декабря 2017 года;
N 048S18170020457 - сведения о 2-х застрахованных лицах Снегиревой М.Ю., Филатовой Э.Ф. за сентябрь 2016 года представлены 15 декабря 2017 года;
N 048S 18170020458 - сведения о 2-х застрахованных лицах Снегиревой М. Ю., Филатовой Э.Ф. за октябрь 2016 года представлены 15 декабря 2017 года;
N 048S18170020459 - сведения о 2-х застрахованных лицах Снегиревой М.Ю., Филатовой Э.Ф. за ноябрь 2016 года представлены 15 декабря 2017 года;
N 048S18170020460 - сведения о 2-х застрахованных лицах Снегиревой М.Ю., Филатовой Э.Ф. за декабрь 2016 года представлены 15 декабря 2017 года.
На основании актов 07 февраля 2018 года вынесены решения УПФР о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: N 048S19180002267 на сумму 1000,0 руб., N 048S 19180002268 на сумму 1000,0 руб., N 048S 19180002269 на сумму 1000,0 руб., N 048S 19180002270 на сумму 1000,0 руб., N 048S 19180002271 на сумму 1000,0 руб., N 048S 19180002272 на сумму 1000,0 руб., N 048S 19180002273 на сумму 1000,0 руб., N 048S 19180002274 на сумму 1000,0 руб., N 048S 19180002275 на сумму 1000,0 руб.
Акты от 22 января 2018 года:
N 048S 18180000788 - сведения о 2-х застрахованных лицах Снегиревой М. Ю., Филатовой Э.Ф. за январь 2017 года представлены 06 декабря 2017 года;
N 048S 18180000795 - сведения о 2-х застрахованных лицах Снегиревой М.Ю., Филатовой Э.Ф. за февраль 2017 года представлены 06 декабря 2017 года;
N 048S 18180000797 - сведения о 2-х застрахованных лицах Снегиревой М. Ю., Филатовой Э.Ф. за март 2017 года представлены 06 декабря 2017 года;
N 048S18180000798 - сведения о 2-х застрахованных лицах Снегиревой М.Ю., Филатовой Э.Ф. за апрель 2017 года представлены 06 декабря 2017 года;
N 048S 18180000800 - сведения о 2-х застрахованных лицах С н е г и р е в о й М. Ю., Филатовой Э.Ф. за май 2017 года представлены 06 декабря 2017 года;
N 048S 18180000801 - сведения о 3-х застрахованных лицах С н е г и р е в о й М. Ю., Филатовой Э.Ф., Золотареве Б.Ю. за июнь 2017 года представлены 06 декабря 2017 года;
N 048S18180000802 - сведения о 3-х застрахованных лицах Снегиревой М.Ю., Филатовой Э.Ф., Золотареве Б.Ю. за июль 2017 года представлены 06 декабря 2017 года;
N 048S 18180000804 - сведения о 3-х застрахованных лицах Снегиревой М. Ю., Филатовой Э.Ф., Золотареве Б.Ю. за август 2017 года представлены 06 декабря 2017 года;
N 048S 18180000807 - сведения о 3-х застрахованных лицах Снегиревой М.Ю., Филатовой Э.Ф., Золотареве Б.Ю. за сентябрь 2017 года представлены 06 декабря 2017 года;
N 048S18180000810 - сведения о 3-х застрахованных лицах Снегиревой М.Ю., Филатовой Э.Ф., Золотареве Б.Ю.. за октябрь 2017 года представлены 06 декабря 2017 года.
На основании актов 14 марта 2018 года вынесены решения УПФР о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: N 048S19180003823 на сумму 1000,0 руб., N 048S 19180003824 на сумму 1000,0 руб., N 048S19180003825 на сумму 1000,0 руб., N 048S19180003826 на сумму 1000,0 руб., N 048S 19180003827 на сумму 1000,0 руб., N 048S 19180003828 на сумму 1500,0 руб., N 048S 19180003829 на сумму 1500,0 руб., N 048S19180003830 на сумму 1500,0 руб., N 048S 19180003831 на сумму 1500,0 руб., N 048S19180003832 на сумму 1500,0 руб.
Акты от 25 января 2018 года:
N 048S 18180001263 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за апрель 2016 года представлены 23 января 2018 года
N 048S 18180001291 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за май 2016 года представлены 23 января 2018 года
N 048S18180001296 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за июнь 2016 года представлены 23 января 2018 года
N 048S 18180001302 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за июль 2016 года представлены 23 января 2018 года
N 048S18180001304 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за август 2016 года представлены 23 января 2018 года
N 048S18180001315 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за сентябрь 2016 года представлены 23 января 2018 года
N 048S 18180001318 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за октябрь 2016 года представлены 23 января 2018 года
N 048S 18180001319 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за ноябрь 2016 года представлены 23 января 2018 года
N 048S 18180001323 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за декабрь 2016 года представлены 23 января 2018 года.
На основании актов 16 марта 2018 года вынесены решения УПФР о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: N 048S 19180004137 на сумму 500,0 руб., N 048S 19180004138 на сумму 500,0 руб., N 048S 19180004139 на сумму 500,0 руб., N 048S 19180004140 на сумму 500,0 руб., N 048S 19180004141 на сумму 500,0 руб., N 048S 19180004142 на сумму 500,0 руб., N 048S 19180004143 на сумму 500,0 руб., N 048S 19180004144 на сумму 500,0 руб., N 048S 19180004145 на сумму 500,0 руб.
Акты от 07 февраля 2018 года:
N 048S 18180002135 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за январь 2017 года представлены 23 января 2018 года;
N 048S18180002136 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за февраль 2017 года представлены 23 января 2018 года;
N 048S 18180002138 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за март 2017 года представлены 23 января 2018 года;
N 048S18180002140 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за апрель 2017 года представлены 23 января 2018 года;
N 048S 18180002141 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за май 2017 года представлены 23 января 2018 года;
N 048S18180002143 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за июнь 2017 года представлены 23 января 2018 года;
N 048S 18180002145 - сведения по 1-му застрахованному лицу М а т у с е в и ч В.В. за июль 2017 года представлены 23 января 2018 года;
N 048S18180002146 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за август 2017 года представлены 23 января 2018 года;
N 048S18180002148 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за сентябрь 2017 года представлены 23 января 2018 года;
N 048S18180002150 - сведения по 1-му застрахованному лицу Матусевич В.В. за октябрь 2017 года представлены 23 января 2018 года;
N 048S 18180002151 - сведения по 1-му застрахованному лицу М а т у с е в и ч В.В. за ноябрь 2017 года представлены 23 января 2018 года;
N 048S18180002157 - сведения о 3-х застрахованных лицах Матусевич В.В., Коломиец Л.В., Константинову В.Н. за декабрь 2017 года представлены 19 января 2018 года, 23 января 2018 года, 01 февраля 2018 года.
На основании актов 30 марта 2018 года вынесены решения УПФР о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: N 048S 19180005049 на сумму 500,0 руб., N 048S 19180005050 на сумму 500,0 руб., N 048S 19180005051 на сумму 500,0 руб., N 048S 19180005052 на сумму 500,0 руб., N 048S 19180005053 на сумму 500,0 руб., N 048S 19180005054 на сумму 500,0 руб., N 048S19180005055 на сумму 500,0 руб., N 048S19180005056 на сумму 500,0 руб., N 048S 19180005057 на сумму 500,0 руб., N 048S19180005058 на сумму 500,0 руб., N 048S19180005059 на сумму 500,0 руб., N 048S19180005060 на сумму 1500,0 руб.
Не согласившись с решениями пенсионного фонда, страхователь оспорил их в судебном порядке.
Резолютивной частью решения Арбитражного суда Иркутской области, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены резолютивной части решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух оснований - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных этим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Пунктом 2.2 указанной статьи Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу третьему статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Для привлечения страхователя к ответственности необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как установлено судом апелляционной инстанции, сведения о застрахованных лицах по исходной форме СЗВ-М посредством ТКС с ЭЦП за период с апреля 2016 по декабрь 2017 года представлены страхователем в установленный срок, что не оспаривается сторонами.
В последующем страхователем по телекоммуникационным каналам связи в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (ДОП) за период с апреля 2016 по декабрь 2017 года на застрахованных лиц, которые отсутствовали в "исходных" формах СЗВ-М за эти периоды
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 г. N 766н (далее, в том числе - Инструкция) установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда РФ, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом РФ (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции).
Пунктом 39 Инструкции также установлено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Пенсионным фондом уведомление в адрес страхователя об устранении имеющихся расхождений не направлялось, страхователем корректировка представленных сведений по исходной форме СЗВ-М за период с апреля 2016 по декабрь 2017 года произведена самостоятельно путем представления дополняющих форм СЗВ-М.
Тем самым, страхователь самостоятельно обнаружил ошибки в ранее представленных сведениях, отсутствие в них сведений в отношении Матусевич В.В., самостоятельно исправил данную ошибку путем направления в орган Пенсионного Фонда дополняющих сведений за указанный период, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провел проверку представленных сведений и выявил указанное выше нарушение Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Оценивая доводы пенсионного фонда о том, что в данном случае предоставленные страхователем дополняющие сведения нельзя признать исправлением ошибки, поскольку ранее в первоначальных сведениях сведения сведений в отношении Матусевич В.В. отсутствовали, следовательно, спорные сведения представлены впервые и с нарушением срока, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Указанные Пенсионным фондом доводы, по сути, лишают страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
Кроме того, согласно статье 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью.
Отсутствие в Инструкции указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, статья 15 вышеназванного закона предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.
В целом по смыслу статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Тем самым, для привлечения к ответственности в ситуациях как при неполных (недостоверных) сведениях, так и при несвоевременном представлении сведений, если допущенные ошибки выявлены и устранены самостоятельно, то есть, до обнаружения этого пенсионным фондом, оснований не имеется, поскольку лицо пользуется своим правом на исправление ошибок, установленным статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а само нарушение в такой ситуации утрачивает такой необходимый признак правонарушения как общественная вредность (опасность).
Суд апелляционной инстанции полагает, что в действиях страхователя отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете. Выводы Управления в оспариваемом решении о виновности страхователя, с применением к последнему финансовых санкций не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.
Апелляционный суд считает, что данная позиция соответствует судебной практике Верховного Суда Российской Федерации (например, по делам N А04-5748/2017, N А04-5751/2017, N А73-910/2017).
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании указанных норм права.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения резолютивной части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Резолютивную часть решения Арбитражного суда Иркутской области от 20 августа 2018 года по делу N А19-14355/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.