г. Самара |
|
01 ноября 2018 г. |
Дело N А55-8598/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от заявителя - Густарев П.Ю., директор, протокол N 2 общего собрания учредителей от 05 марта 2014 года, Богорадникова О.А., доверенность N 1 от 01 июля 2016 года,
от ответчика - Нагорная С.С., доверенность N Д0501/2057 от 12 июля 2018 года,
от третьих лиц:
Министерства строительства Самарской области - не явился, извещён,
Главы городского округа Самара - не явился, извещён,
Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещён,
Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области - не явился, извещён,
Муниципального предприятия городского округа Самара "Архитектурно-планировочное бюро" - не явился, извещён,
Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - не явился, извещён,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещён,
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара на определение Арбитражного суда Самарской области от 17 сентября 2018 года по делу N А55-8598/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлениям Департамента градостроительства городского округа Самара о прекращении исполнительного производства N 6557/17/63045-ИП общества с ограниченной ответственностью "Нижний Пирс Самара" об изменении порядка и способа исполнения судебного акта по делу N А55-8598/2014 заявленных в рамках дела
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижний Пирс Самара" (ОГРН 1056367037594), город Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, город Самара,
с участием третьих лиц:
Министерства строительства Самарской области, город Самара,
Главы городского округа Самара, город Самара,
Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, город Самара,
Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, город Самара,
Муниципального предприятия городского округа Самара "Архитектурно-планировочное бюро", город Самара,
Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, город Самара,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, город Самара,
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, город Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нижний Пирс Самара" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - ответчик, департамент), с привлечением третьих лиц Министерства строительства Самарской области, Главы городского округа Самара, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, Муниципального предприятия городского округа Самара "Архитектурно-планировочное бюро", Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, о признании незаконным отказа от 10 октября 2013 года N СП-9/2027-0-20 в организации работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка, расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов, и обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары продолжить работу по выбору земельного участка, расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов в соответствии с решением суда от 15 мая 2013 года по делу N А55-544/2013.
Решением суда от 14.10.2014 г. заявленные обществом требования удовлетворены, а 08.12.2014 г. судом выдан исполнительный лист, на основании которого 27.04.2017 г. возбуждено исполнительное производство N 6557/17/63045-ИП.
23.08.2017 г. департамент обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства N 6557/17/63045-ИП.
Определением суда от 10.11.2017 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2018 г., в удовлетворении заявленных требований департаменту отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 08.05.2018 г., определение суда от 10.11.2017 г. и постановление апелляционной инстанции от 12.02.2018 г. по делу N А55-8598/2014 отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции в постановлении указал на то, что судами первой и апелляционной инстанции не установлены все фактические обстоятельства дела, а именно, сведений о том, что в данном случае до 01.03.2015 г. принято решение о предварительном согласовании ООО "Нижний Пирс Самара" места размещения объекта, которым утверждается акт выбора земельного участка в отношении участка, испрашиваемого обществом, материалы дела не содержат, и данное обстоятельство судами не установлено.
06.07.2018 г. заявитель обратился в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по улице Набережной реки Самара в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов в соответствии с решением суда от 15.05.2013 г. по делу N А55-544/2013.
Определением суда от 17.09.2018 г. заявление общества удовлетворено, а в удовлетворении заявления департамента о прекращении исполнительного производства N 6557/17/63045-ИП оставлено без удовлетворения.
Суд определил изменить способ и порядок исполнения решения суда от 14.10.2014 г. по делу N А55-8598/2014, обязав департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по улице Набережной реки Самара в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов в соответствии с решением суда от 15.05.2013 г. по делу N А55-544/2013.
Департамент, не согласившись с определением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления департамента о прекращении исполнительного производства N 6557/17/63045-ИП, в связи с невозможностью исполнения исполнительного документа, а также об отказе в удовлетворении заявления общества об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 14.10.2014 г. по делу N А55-8598/2014, обязав департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ул. Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов в соответствии с решением суда от 15.05.2013 г. по делу N А55-544/2013, о чем в судебном заседании просил и представитель департамента.
Представители общества в судебном заседании апелляционную жалобу отклонили, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просили определение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 24 до 31.10.2018 г. 9 час. 15 мин. Информация о перерыве в судебном заседании была объявлена публично на официальном сайте апелляционного суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает определение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением суда от 14.10.2014 г. по делу N А55-8598/2014 признан незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 10.10.2013 г. N СП-9/2027-0-20 в организации работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка, расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов. Суд обязал Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары (в настоящее время - Департамент градостроительства городского округа Самара) по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем продолжения работы по выбору земельного участка, расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов в соответствии с решением суда от 15.05.2013 г. по делу N А55-544/2013.
23.08.2017 г. департамент обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства N 6557/17/63045-ИП, а определением суда от 10.11.2017 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2018 г., в удовлетворении заявленных требований департаменту отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 08.05.2018 г., определение суда от 10.11.2017 г. и постановление апелляционной инстанции от 12.02.2018 г. по делу N А55-8598/2014 отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
06.07.2018 г. заявитель обратился в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по улице Набережной реки Самара в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов в соответствии с решением суда от 15.05.2013 г. по делу N А55-544/2013.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления общества об изменении способа и порядка исполнения судебного решения, и об отказе в удовлетворении заявления департамента о прекращении исполнительного производства N 6557/17/63045-ИП по следующим основаниям.
С 01.03.2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ утратили силу ст. ст. 28 - 34 ЗК РФ, что явилось обстоятельством, затрудняющим исполнение судебного акта.
Действующими с 01.03.2015 г. нормами главы V.1 и ст. 11.10 ЗК РФ установлена процедура предоставления земельного участка для строительства, не предусматривающая проведение выбора земельного участка и последующее утверждение акта выбора.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ до 01.03.2018 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со ст. ст. 31 и 32 ЗК РФ (в ред., действовавшей до дня вступления в силу настоящего Закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015 г., но не ранее чем за 3 года до предоставления земельного участка.
Вступившим в законную силу судебным актом по делу N А55-544/2013 установлено, что образованный в соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 31.10.2008 г. N 919 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов", приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.07.2009 г. N 204-п и от 22.12.2009 г. N 354-п земельный участок с кадастровом номером 63:01:0931001:522 сформирован на землях водного фонда (п.п. 1 п. 1 ст. 102 ЗК РФ), поскольку частично расположен в береговой полосе и в акватории реки Самара, что противоречит положениям п. 2 ст. 102 ЗК РФ, согласно которым не могут быть образованы земельные участки, включающие в себя земли, покрытые поверхностными водами (дно водного объекта).
Суд со ссылкой на ст. 11.1 ЗК РФ о том, что индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета, ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласно которой кадастровый номер и описание местоположения границ земельного участка отнесены к его уникальным характеристикам, указал, что спорный земельный участок сформирован в границах, определенных каталогом координат, указанных в проекте границ земельного участка, утв. постановлением Главы городского округа Самара от 31.10.2008 г. N 919 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по улице Набережной реки Самары в границах Советского и Железнодорожного районов города Самары, для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов". Эти координаты отображены в межевом плане, на основании которого был осуществлен кадастровый учет данного участка с присвоением ему кадастрового номера 63:01:0931001:522.
Суд со ссылкой на ст. ст. 30 и 31 ЗК РФ, в ред. Федерального закона от 13.05.2008 г. N 66-ФЗ, правовую позицию, приведенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 г. N 13443/11, указал, что из материалов дела и объяснений сторон следует, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области рассматривался лишь один вариант выбора земельного участка, проект границ которого был утвержден оспариваемым постановлением Главы городского округа Самара от 31.10.2008 г. N 919, т.е. земельного участка частично занятого акваторией реки Самара.
Частью 6 ст. 6 Водного кодекса РФ установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Между тем, создание объекта частной собственности на земельном участке общего пользования противоречит вышеназванной норме, в связи с чем, предложенный вариант выбора земельного участка подлежал отклонению.
Суд также указал, что полное изменение координат, исходя из положений ст. 11.1 ЗК РФ и ст. 7 Федерального закона о 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", влечет формирование иного объекта с иными уникальными характеристиками, поэтому нарушение прав и законных интересов заявителя допущенное изданием незаконного постановления Главы городского округа Самара от 31.10.2008 г. N919 может быть достигнуто только проведением повторной процедуры формирования земельного участка для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов.
Кроме того, признавая оспариваемые ненормативные акты незаконными, суд исходил из отсутствия у министерства полномочий на распоряжение названным земельным участком, поскольку согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ, в силу п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" водные объекты, в том числе земельный участок под акваторией реки Самара отнесен к федеральной собственности, в то время как в силу п. 2 постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства, и не является органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Таким образом, из установленных названным судебным актом обстоятельств следует, что для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов требуется формирование иного земельного объекта с иными уникальными характеристиками, которое возможно только путем проведения повторной процедуры формирования земельного участка.
Между тем, изменениями, внесенными в земельное законодательство с 01.03.2015 г., установлена процедура предоставления земельного участка для строительства, не предусматривающая проведение выбора земельного участка и последующее утверждение акта выбора, в связи с чем, предоставление ООО "Нижний Пирс Самара" земельного участка для строительства по ранее действовавшей процедуре невозможно в силу прямого указания закона.
Условием предоставления земельного участка в соответствии с законодательством, действовавшим до дня вступления в силу изменений, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта, принятое до 01.03.2015 г., но не ранее чем за 3 года до предоставления земельного участка.
Согласно ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 13 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Во исполнение Закона Самарской области от 29.12.2014 г. N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара, переданы Администрации городского округа Самара.
Таким образом, с 01.03.2015 г. распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Администрация городского округа Самара.
В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными в городском округе Самара, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Администрацию городского округа Самара.
Согласно постановлению администрации городского округа Самара от 11.01.2017 г. N 1 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" департамент наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, принятию решений по утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю, за исключением случаев предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд, исследовав доводы заявления общества, правильно посчитал, что имеются обстоятельства, затрудняющие исполнение решения суда от 14.10.2014 г. по делу N А55-8598/2014, что согласно ч. 1 ст. 324 АПК РФ и п. 1 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" является основанием для изменения способа и порядка исполнения судебного акта.
Под изменением способа и порядка исполнения судебного акта понимается замена одного способа и порядка исполнения другим.
При этом, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 18.12.2003 г. N 467-О, АПК РФ не содержит конкретных оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле.
Вместе с тем, довод ответчика о том, что в соответствии с п. 1.1.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утв. постановлением Администрации городского округа Самара от 29.03.2017 г. N 170, ООО "Нижний Пирс Самара" не может являться получателем данной муниципальной услуги, так как им не обеспечена подготовка схемы расположения земельного участка, и он не относится к категории юридических лиц, поименованных в данном пункте, правильно признан судом несостоятельным по следующим основаниям.
При рассмотрении дела N А55-8594/2014 суд исходил из обстоятельств, установленных судом в ходе судебного разбирательства по делу N А55-544/2013.
В решении суда от 15.05.2013 г. указано, что нарушение прав и законных интересов ООО "Нижний пирс Самара", допущенное изданием незаконного постановления Главы г.о. Самара может быть достигнуто проведением повторной процедуры формирования земельного участка. С учетом этого в решении суда от 14.10.2014 г. по делу N А55-8598/2014 суд пришел к выводу о том, что ответчик в рамках имеющихся у него полномочий, обязан определить такой каталог координат поворотных точек, который исключит нахождение арендуемого обществом земельного участка в береговой полосе водного объекта (р. Самара).
Ссылка ответчика на причины, не позволяющие утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а именно: согласно топографическим материалам Департамента земельный участок расположен в береговой полосе водного объекта, на территории общего пользования, в том числе имеются наложения на границы водных объектов; испрашиваемая территория находится в охранной зоне ВЛ-220 кВ, также несостоятельна.
Из пояснений представителей заявителя следует, что в связи с неисполнением вышеуказанных решений суда, ООО "Нижний Пирс Самара" обратилось в ООО "ТГК "Меридиан" с просьбой изготовить топографический план границ земельного участка площадью 637 кв.м. с указанием каталога координат поворотных точек, исключающий нахождение земельного участка в береговой полосе реки Самара. Данный топографический план был изготовлен 20.08.2015 г. и направлен на рассмотрение в Департамент градостроительства городского округа Самара для продолжения процедуры формирования земельного участка. В соответствии с письмом Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижнее - Волжского бассейнового управления от 06.09.2017 г. N ПМ-29/4849 испрашиваемый ООО "Нижний Пирс Самара" земельный участок находится в водоохранной зоне, вне береговой полосы реки Самары.
Таким образом, утверждение ответчика о том, что испрашиваемая ООО "Нижний Пирс Самара" территория расположена в береговой полосе, не соответствует действительности и противоречит материалам дела.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что заявление ООО "Нижний Пирс Самара" об изменении способа и порядка исполнения решения суда по делу N А55-8596/2014 подлежит удовлетворению.
Кроме того, рассмотрев заявление департамента о прекращении исполнительного производства N 6557/17/63045-ИП, суд правильно посчитал его не подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 327 АПК РФ суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.
Статьей 43 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) определены основания прекращения исполнительного производства судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона N 229-ФЗ, исполнительное производство подлежит прекращению судом в случаях: 1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; 2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); 3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
В силу ч. 2 ст. 45 Закона N 229-ФЗ приостановление и прекращение исполнительного производства судом производятся в случаях: 1) исполнения исполнительных документов, указанных в п.п. 5, 6 и 8 ч. 1 ст. 12 настоящего Закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя в соответствии с ч. 16 ст. 30 настоящего Закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Указанная выше норма предусматривает обязательные основания прекращения исполнительного производства, то есть предусматривает обязанность суда прекратить исполнительное производство.
Согласно ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции, содержащихся в постановлении от 08.05.2018 г., судом первой инстанции установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которым утверждается акт выбора земельного участка, принято уполномоченным органом только в отношении земельного участка, который частично расположен в береговой полосе водного объекта (приказ Министерства строительства и ЖКХ Самарской области N 204-п от 16.07.2009 г. (т. 1 л.д. 42 - 43).
Приказом Министерства строительства и ЖКХ Самарской области N 354-П от 22.12.2009 г. земельный участок предоставлен в аренду на 3 года (т. 1 л.д. 40 - 41).
Договор аренды земельного участка N 563 от 11.01.2010 г. заключен на основании приказа N 354-П от 22.12.2009 г. и зарегистрирован в установлен порядке (т. 1 л.д. 30-39).
Впоследствии указанное решение отменено приказом Министерства строительства и ЖКХ Самарской области от 25.10.2012 г. (т. 1 л.д. 28 - 29).
В постановлении суда кассационной инстанции от 29.06.2018 г. по делу N А55-12520/2017 по исковому заявлению Департамента к ООО "Нижний пирс Самара" о взыскании арендной платы указано, что ответчиком приняты все необходимые меры для устранения обстоятельств, препятствующих использованию по назначению земельного участка, переданного в аренду по договору, арендодателем никаких мер для устранения данных обстоятельств не осуществлено.
В судебных актах по делу N А55-33491/2017 сделан вывод о том, что договор аренды земельного участка N 563 является действующим.
Принимая во внимание, что суд в рассматриваемом случае изменил способ и порядок исполнения решения суда от 14.10.2014 г. по делу N А55-8598/2014, а доказательств невозможности исполнения решения суда от 14.10.2014 г. с учетом совершенных судом вышеназванных процессуальных действий не представлено, то суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для прекращения исполнительного производства у суда не имеется.
Кроме того, судом правильно указано, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается уполномоченным органом местного самоуправления, а Департамент не лишен возможности образовать земельный участок с таким каталогом координат, который исключит его нахождение в береговой полосе согласно топографическим материалам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемая обществом территория находится в охранной зоне ВЛ-220 кВ Орловская - 1,2 и ВЛ-110 кВ Толевая-1 являлись предметом рассмотрения судом заявления ООО "Нижний Пирс Самара" о признании незаконным отказа Департамента от 10.10.2013 г. N СП-9/2027-0-20 в организации работы по обеспечению выбора земельного участка и им дана надлежащая оценка.
В решении суда от 14.10.2014 г. по делу N А55-8598/2014 указано, что наличие на земельном участке охранной зоны ЛЭП-220 кВ само по себе в соответствии с действующим законодательством не может являться основанием для отказа в предоставлении в аренду земельного участка.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что размещение строений в охранной зоне ЛЭП запрещено Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. N 160 (далее - Правила N 160) также подлежит отклонению, поскольку в соответствии с п. 2, 3 Правил N 160, в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Вместе с тем, рассмотрев заявление общества об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 14.10.2014 г. по делу N А55-8598/2014, суд обоснованно посчитал его подлежащим удовлетворению, при этом оснований для переоценки указанного вывода суда у апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Пункты 1 и 3 ст. 11.10 ЗК РФ предусматривают, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Таким образом, учитывая указания суда кассационной инстанции, исходя из системного толкования норм ЗК РФ, в действующей в настоящее время редакции, следует, что устранение допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Нижний Пирс Самара" возможно не путем продолжения работы по выбору земельного участка, а путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При вынесении обжалуемого определения суд правомерно руководствовался п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ, согласно которому подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 39.2 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 13 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на заседании Комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара ООО "Нижний Пирс Самара" было отказано во внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утв. Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, проверены апелляционным судом, однако не могут являться основанием для отмены оспариваемого судебного акта по следующим основаниям.
Письмом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 22.01.2015 г. исх. N СП-9/2027-0-34 ООО "Нижний Пирс Самара" было уведомлено, что имеются обстоятельства, препятствующие обеспечению процедуры выбора земельного участка на основании решения суда от 14.10.2014 по делу N А55-8598/2014. Согласно Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре градостроительные регламенты в пределах территории, испрашиваемой обществом, отсутствуют.
В ответ общество обратилось в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара с заявлением от 19.03.2015 г. исх. N 7 о внесении изменений в Карту правового зонирования Правил застройки и землепользования и установлении на земельном участке площадью 786,60 кв.м. территориальной зоны ПК-1, предусматривающей в качестве основного вида разрешенного использования строительство базы складирования и хранения нерудных материалов.
Комиссией по застройке и землепользованию обществу было отказано во внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в связи с несоответствием предложения заявителя Генеральному плану городского округа Самара (протокол заседания комиссии от 29.07.2017 г. N 6).
В рассматриваемом случае заключение Комиссии не может являться достаточным основанием, препятствующим исполнению вступившего в законную силу судебного акта.
Кроме того, документальных доказательств мотивов изложенного отказа, а также обоснования доводов о том, что согласно Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре градостроительные регламенты в пределах территории, испрашиваемой обществом, отсутствуют, департаментом в материалы не представлено
Вместе с тем, из имеющихся в деле материалов следует, что земельный участок, испрашиваемый заявителем для строительства базы складирования и хранения нерудных строительных материалов, относящийся к землям населенных пунктов расположен в пределах территории зоны предприятий и складов, 1V-V классов вредности (ПК-1), что было отражено в Акте о выборе земельного участка (т. 1 л.д. 44 - 47), а также в постановлении Главы городского округа Самара N 919 от 31.10.2008 г. "Об утверждении проекта границ земельного участка" (т. 1 л.д. 50), а обратное департаментом не доказано.
Довод ответчика в апелляционной жалобе о том, что в соответствии с п. 1.1.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков на кадастровом плане территории из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утв. Постановлением Администрации городского округа Самара от 29.03.2017 г. N 170, ООО "Нижний Пирс Самара" не может являться получателем данной муниципальной услуги, так как им не обеспечена подготовка схемы расположения земельного участка, и он не относится к категории юридических лиц, поименованных в данном пункте, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В рассматриваемом случае, при рассмотрении дела N А55-8594/2014 суд исходил из обстоятельств, установленных судом в ходе разбирательства по делу N А55-544/2013.
В решении от 15.05.2013 г. (стр. 6) указано, что нарушение прав и законных интересов ООО "Нижний пирс Самара", допущенное изданием незаконного Постановления Главы городского округа Самара, может быть достигнуто проведением повторной процедуры формирования земельного участка.
С учетом этого в решении от 14.10.2014 г. по делу N А55-8598/2014 суд пришел к правильному выводу о том, что Департамент строительства и архитектуры в рамках имеющихся у него полномочий, обязан определить такой каталог координат поворотных точек, который исключит нахождение арендуемого обществом земельного участка в береговой полосе водного объекта (р. Самара).
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд пришел к правильному выводу о том, что заявление общества об изменении способа и порядка исполнения судебного решения подлежит удовлетворению, а в удовлетворении заявления департамента о прекращении исполнительного производства N 6557/17/63045-ИП следует отказать.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене или изменению определения судом апелляционной инстанцией не установлено.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого определения, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу заявленных требований, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, определение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 17 сентября 2018 года по делу N А55-8598/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.