город Томск |
|
31 октября 2018 г. |
Дело N А67-7196/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захарчук Е. И.
судей: Терехина И. И.
Колупаева Л. А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Гавриловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Громада" (07АП-8199/18), департамента финансов администрации Города Томска (07АП- 8199/18(2)), Администрации Кировского района г. Томска (07АП-8199/18(3)) на решение от 25.07.2018 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7196/2017 (судья Пономарева Г.Х.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Громада" (ИНН 7017157242 ОГРН 1067017166809, 634009, Томская обл, город Томск, переулок Кооперативный, 2, ОФ.115) к Муниципальному образованию "Город Томск" в лице Администрации Кировского района г. Томска (ИНН 7017131075 ОГРН 1057002650594, 634034, Томская обл, город Томск, проспект Кирова, 11а), в лице администрации Города Томска, департамента финансов администрации Города Томска о взыскании 3 981 957, 99 руб.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска,
в судебном заседании приняло участие:
от истца: Бабушкин Ю.С. по доверенности от 15.11.2017, паспорт; Бабушкин В.В. по протоколу N 13 от 18.08.2018 директор, паспорт;
от ответчика департамента финансов администрации Города Томска: Писушина Я.П. по доверенности от 25.06.2018, служебное удостоверение;
от ответчика Администрации Кировского района г. Томска: Останина Е.В. по доверенности от 30.11.2017, служебное удостоверение;
от третьего лица: не явился (извещён);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Громада" (далее - истец, ООО УК "Громада", Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Муниципальному образованию "Город Томск" в лице Администрации Кировского района г. Томска (далее - ответчик, Администрация Кировского района), с учетом заявлений об уточнении исковых требований от 22.05.2018, о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и услуг по управлению домом по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 49, стр. 1 (далее - МКД) за период с 01.07.2016 30.04.2018 в сумме 3 960 088,07 руб. (т. 4, л. д. 142-143).
Решением от 25.07.2018 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7196/2017 иск удовлетворён частично, с Муниципального образования "Город Томск" за счет казны муниципального образования "Город Томск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Громада" взыскано 2 735 877 руб. 15 коп. основной задолженности. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО УК "Громада", департамент финансов администрации Города Томска, Администрации Кировского района г. Томска обратились с апелляционными жалобами на решение суда от 25.07.2018.
ООО УК "Громада" в своей апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт в части отказа в удовлетворении иска и принять в этой части новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь, в том числе на то, что судом неверно применён расчет, указывая на обязанность ответчика, как собственника жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 49, стр. 1, нести расходы на содержание и ремонт общего имущества, потребленные коммунальные услуги.
Департамент финансов администрации Города Томска Департамент финансов администрация Города Томска в своей жалобе возражает против удовлетворения исковых требований, указывает, что департамент финансов не вправе представлять интересы муниципального образования Город Томск, является ненадлежащим ответчиком; полагает, что обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг в силу закона лежит на физических лицах, проживающих в жилом доме и потребляющих данные услуги. Просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Администрации Кировского района г. Томска в жалобе указывает, что представление счета-извещения на оплату жилищно-коммунальных услуг в помещениях, в отношении которых истец не заключил договоры, которые выставляются истцом; ответчик намеренно скрывает информацию об оплатах, полученных от потребителей услуг; указывает, что невозможно произвести контррасчет и установить остаток задолженности по каждому помещению, представленные в материалы дела документы не являются надлежащими доказательствами факта потребления услуг, объема такого потребления и размера долга, судебным актом по делу N А67-5691/2015 установлено, что обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг лежит на физических лицах, проживающих в жилом доме и потребляющих данные услуги. Просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
ООО УК "Громада" в дополнениях к своей апелляционной жалобе представило альтернативный расчет, указывая, что общая задолженность по оплате коммунальных услуг, услуг по обслуживанию и ремонту общедомового имущества дома N 79/1 по пр. Кирова в период с 01.07.2016 по 30.04.2018 составляет 3 872 197,92 руб.
Определением от 22.08.2018 судебное заседание назначено 16.10.2018.
В судебном заседании 16.10.2018 представители истца и ответчиков поддержали свои позиции изложенные в жалобах и дополнении.
В судебном заседании 16.10.2018 объявлен перерыв до 23.10.2018.
22.10.2018 от истца поступило дополнение к жалобе, в котором представлен подробный расчет задолженности, копии договоров оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества и коммунальных услугах дома, копии ведомостей начисления за жилищно-коммунальные услуги, копи ведомостей оплат за жилищно-коммунальные услуги.
В судебном заседании 23.10.2018 представители истца и ответчиков поддержали свои позиции изложенные в своих апелляционных жалобах по доводам изложенных в них и дополнениях.
Третье лицо, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.
Рассмотрев вопрос о возможности приобщения к материалам дела дополнительных доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их приобщении к материалам дела, исходя из следующего.
В соответствии частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции при наличии ходатайства лица, участвующего в деле, о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств и при условии надлежащего обоснования лицом, участвующим в деле, невозможности представления в суд первой инстанции данных доказательств по причинам, не зависящим от него, а также в случае отказа судом первой инстанции в удовлетворении соответствующего ходатайства.
Учитывая необходимость оценки представленных документов в совокупности с другими, имеющимися доказательствами, а также, исходя из того, что их не приобщение может привести к принятию необоснованного судебного акта (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009), суд апелляционной инстанции, в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств настоящего спора, руководствуясь частью 1, 2 статьи 268 АПК РФ, представленные истцом документы принял в качестве дополнительных доказательств.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб и дополнений, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа N 1138 от 18.12.2013 заместителя министра обороны Российской Федерации по передаточному акту в муниципальную собственность передано, в том числе жилое здание по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 49, стр. 1, общей площадью 4 742,1 кв. м. (т. 2, л. д. 143-148).
Постановлением администрации города Томска от 30.05.2014 N 458 жилое здание, расположенное по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 49, стр. 1, принято в муниципальную имущественную казну города Томска.
Жилой дом по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 39, стр. 1, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Город Томск", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.04.2014 (т.1, л. д. 34).
Администрацией города Томска вынесено постановление N 458 от 30.05.2014 о принятии жилого здания по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 49, стр. 1, в муниципальную имущественную казну Города Томска (т.1, л. д. 35).
Собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
На основании протокола N 12 открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 16.06.2016 (т.1, л. д. 37), между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Громада" (управляющая компания) и Администрацией Кировского района города Томска (собственники) 01.07.2016 заключен договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 39, стр. 1, (т.1, л. д. 12-28).
Приказом департамента ЖКХ и Государственного жилищного надзора Томской области N 211л/пр-в от 18.07.2016 в реестр ООО "УК "Громада" включены сведения об управлении многоквартирным домом по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 39, стр. 1 (т.1, л. д. 36).
Согласно пункту 6.4 договора управления многоквартирным домом от 01.07.2016 плата или часть платы собственника по договору может вноситься за него в установленном порядке нанимателями, арендаторами помещений в многоквартирном доме, иными лицами.
Согласно приложению N 1 к договору управления многоквартирным домом, количество квартир составляет 139, площадь жилых помещений - 1580,00 кв. м., помещения общего пользования (общая площадь нежилых помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) составляет 3 162,1 кв. м., уборочная площадь других помещений общего пользования (включая технические этажи, чердаки, технические подвалы) - 475,9 кв. м. (т. 6, л. д. 44).
ООО "УК "Громада" как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства МКД; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
ООО "УК Громада" заключило следующие договоры: договор энергоснабжения от 01.04.2016 N 70011011002950 с ПАО "Томскэнергосбыт" (т.3, л. д. 4-24); договор энергоснабжения N 4938 от 01.07.2016 с АО "ТомскРТС" (т.3, л. д. 25-36); договор на водоснабжение и водоотведение от 01.06.2015 N 1-5545 (т.3, л. д. 32-36).
По расчету истца в спорный период было потреблено электрической энергии на сумму 1223304, 00 руб., что подтверждается актом сверки расчетов, счет-фактурами (т. 1, л. д. 37-38, т.2, л. д. 137- 142; т.3, л. д. 95-96, т. 4, л. д. 39-40, 146-148, т.5, л. д. 55-59, т. 5, л. д. 134-138).
В период с 29.09.2016 по 10.05.2017, с 22.09.2017 по 30.04.2018 было потреблено тепловой энергии на отопление на общую сумму 1 485 948,51 руб.
Период потребления тепловой энергии подтверждается актами включения от 29.09.2016, от 22.09.2017 и актами отключения от 10.05.2017, от 18.05.2017 (т. 1, л. д. 46-47, т. 2, л. д. 57, 58, 64, 65). Объем потребленной тепловой энергии подтверждается представленными в материалы дела актами приема-передачи тепловой энергии, счет-фактурами, среднемесячными ведомостями по приборам учета, справкой (т.2, л. д. 118-132, т.3, л. д. 37-40, 93-94, т. 4, л. д. 37-38, 144-145, т. 5, л. д. 60-74, 139-140, т.6, л. д. 1-7).
В спорный период стоимость услуг по холодному водоснабжению оказаны на сумму 920958,50 руб.,, оказано услуг по водоотведению на сумму 585 487,92 руб. что подтверждается актами сверки, счет-фактурами (т. 1, л. д. 39-40, т.2, л. д. 133-136, т.3, л. д. 97, т. 4, л. д. 41, 150, т. 5, л. д. 75-82).
В связи с ненадлежащим исполнением обществом обязанности по оплате коммунальных услуг истец направил в адрес ответчика претензию от 28.07.2017 N 122, в которой предложил в срок до 10.08.2017 погасить задолженность за период с 01.07.2016 по 30.06.2017 в размере 1 837 620,39 руб., оставление которой без удовлетворения явилось основанием обращения в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции неверно пришел к выводу, что расчет количества потребленных коммунальных ресурсов (за исключением отопления) по спорным жилым помещениям, в которых нет зарегистрированных лиц - из расчета норматива потребления на одного человека.
Апелляционный суд отмечает что, несмотря на то, что часть помещений в МКД является коммунальными квартирами, истец как управляющая компания не лишен возможности произвести расчет размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальных квартирах, в порядке, предусмотренном пунктом 50 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судами установлено, что в МКД находятся жилые помещения секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов и блоков душевых). Истец поставляемую в спорный дом электрическую энергию учитывает по комнатным приборам учета, в том числе фиксирующим расход электроэнергии в общих кухнях, туалетах и блоках душевых в секциях.
Часть 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относит: жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в МКД, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 41 ЖК РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире).
Собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире (часть 1 статьи 43 ЖК РФ).
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в коммунальной квартире, бремя которых несет собственник комнаты в данной квартире, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире указанного собственника (часть 2 статьи 43 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 50 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7, 7 (1), 8, 16, 19 и 21 приложения N 2 к настоящим Правилам, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулами 25 - 27 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пунктом 51 Правил N 354 предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
ЖК РФ не содержит понятия "коммунальная квартира". Вместе с тем анализ статей 57 и 59 ЖК РФ дает возможность сделать вывод, что под коммунальной понимается квартира, состоящая из двух и более изолированных комнат, предназначенная для одной семьи, но предоставленная по самостоятельным договорам социального найма разным нанимателям. Такая квартира становится коммунальной в силу особенностей ее заселения. Поэтому коммунальными можно назвать квартиры, в которых проживают несколько нанимателей по отдельным договорам социального найма.
Судом первой инстанции учтено, что жилые помещения по адресу г. Томск, пр. Кирова, 49 стр. 1, статус служебных не имеют, приказом Минобороны России N 1138 от 13.03.2014 переданы в собственность МО "Город Томск" (т.2, л. д. 145- 148). В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу, что жилые помещения в МКД не относятся к специализированному жилищному фонду (общежитие).
Однако данное обстоятельство не исключает возможность отнесения жилых помещений в спорном доме, расположенных в секциях, к разряду коммунальных квартир.
Учитывая изложенное, коллегия судей исходя из конкретных обстоятельств дела приходит к выводу о том, что жилые помещения в МКД, являются коммунальными квартирами.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в МКД регулируются жилищным законодательством (пункт 10 части 1 статьи 4, часть 2 статьи 5 ЖК РФ).
В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в МКД включает плату за потребленную электрическую энергию.
Собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Из пункта 17 Правил N 354 следует, что ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении МКД, в МКД, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в МКД являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления МКД.
При управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства МКД; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в МКД управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик.
Апелляционный суд указывает, что абонентом (потребителем) по договору и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая организация. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается в качестве выполнения потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплаты задолженности по коммунальным услугам.
Указанный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918.
Подпунктами "б", "г" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Таким образом, положения подпунктов "б", "г" пункта 31 Правил N 354 позволяют истцу как управляющей компании произвести расчет размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальных квартирах, в порядке, предусмотренном пунктом 50 указанных Правил.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с расчетами истца.
1. Услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома.
Исходя из площади жилых и нежилых помещений которая составляет 1745,90 м.кв., стоимость услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома составляет: 1745,90 м.кв. х 20,27р./м.кв./мес. х 22 = 778566,65 руб. - полная стоимость услуг за указанный период.
От полной стоимости услуг необходимо отнять:
1. Стоимость услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома комнат которые заключили договор с ООО "УК Громада" (к. 6, 204, 205, 213, 310, 307, 305, 304, 410, 413, 414, 401, 403, 407, 510, 511, 501, 508, 503, 504, 505, 517, 612, 615, 602, 607, 713, 708, 808, 802, 805, 806, 807, 817, 913, 916, 909, 901, 904) общей площадью 549,10 м.кв.
549,10 м.кв. х20,27р/м.кв./мес. х 22 месяца = 244865,65 руб.
2. Стоимость услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома комнат N 801, 906, 907, 908, общей площадью 43,90 м.кв., которые заключи договор социального найма с Администрацией Кировского района г. Томска, составляют 12591,71 руб.
3. Оплата Администрацией Кировского района за услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, в отношении нежилых помещений первого этажа, общей площадью 252,60 м.кв. в сумме 112644,40 руб.,
4. Суммы платежей оплаченных за комнаты N 217, 402, 404, 406, 408, 410, 416, 417, 601, 703, 705, 706, 707, 708, 709, 717, 807, 817, 906, 907, 909, 910 = 36406,03 руб.
Итого: 778566,65 - 244865,65 - 12591,71 - 112644,40 - 36406,03 = 372059,26 руб.
Услуги отопление дома.
За период с 01.07.2016 по 30.04.2018 г, общая по дому сумма потребленной тепловой энергии: 1 485 948,51 руб. (961,002 Гкал), что подтверждается счет - фактурами, и соответствует показаниям общедомового прибора учета. От общей стоимости услуги по отоплению необходимо отнять:
1. Стоимость услуги по отоплению комнат которые заключили договор с ООО "УК Громада" (к. 204, 205, 213, 310, 307, 305, 304, 410, 413, 414, 401, 403, 407, 510, 511, 501, 508, 503, 504, 505, 517,612,615, 601, 602, 607, 713, 708, 808, 802, 805, 806, 807, 817, 913, 916, 909, 910, 904), общей площадью 549,10 м.кв., равной 467343,10 руб.
Расчет производится: (общедомовой объем услуги (Гкал) х тариф (руб) / площадь всех жилых и нежилых помещений(м.кв.)) х площадь комнаты (м.кв.).
2. Стоимость услуги по отоплению комнат N 801, 906, 907, 908, общей площадью 43,90 м.кв., которые заключи договор социального найма с Администрацией Кировского района г, Томска, составляют 25558,97 р. (к. 801 с 11.08.17г., к. 906, 907, 908 с 13.01.17)
Расчет производится: (общедомовой объем услуги (Гкал) х тариф (руб) / площадь всех жилых и нежилых помещений(м.кв.)) х площадь комнаты (м.кв.).
3. Оплата собственника в период с 01.07.2016 по 30.04.2018 г. за нежилые помещения составляет 95098,31 руб., сумма 2725,34 руб. не доплачена по выставленному счету. Итого 97823,65 руб.
4. Суммы платежей оплаченных за комнаты N 217, 402, 404, 406, 408, 410, 416, 417, 601, 703, 705, 706, 707, 708, 709, 717, 807, 817, 906, 907, 909, 910 - 18589,31 руб.
Итого: 1 485 948,51 - 467343,10 - 25558,97 - 97823,65 - 18589,31 = 876633,48 руб.
Услуги ГВС
За период с 01.07.2016 по 30.04.2018 г, общая по дому сумма по услуге ГВС составляет 561840,84 руб. (5492,2807 м.куб.), что подтверждается имеющимися в деле счет -фактурами и соответствует показаниям общедомового прибора учета.
От общей стоимости услуги по ГВС необходимо отнять:
1. Стоимость услуги по ГВС комнат которые заключили договор с ООО "УК Громада" (к. 6, 204, 205, 213, 310, 307, 305, 304, 410, 413, 414, 401, 403, 407, 510, 511, 501, 508, 503, 504, 505, 517, 612, 615, 602, 607, 713, 708, 808, 802, 805, 806, 807, 817, 913, 916, 909, 901, 904), равной 151139,92 руб. (Расчет производится: объем услуги - норматив потребления (м.куб.) х количество проживающих (чел) х тариф (руб))
2. Стоимость услуги по ГВС комнат N 801, 906, 907, 908, общей площадью 43,90 м.кв., которые заключи договор социального найма с Администрацией Кировского района г. Томска, составляют 4999,02 р. (к. 801 с 11.08.17, к. 906, 907, 908 с 13.01.17) (Расчет производится: объем услуги - норматив потребления (м.куб.) х количество проживающих (чел) х тариф (руб))
3. Суммы платежей оплаченных за комнаты N 217, 402, 404, 406, 408, 410, 416, 417, 601, 703, 705, 706, 707, 708, 709, 717, 807, 817, 906, 907, 909, 910 = 5457,09 руб.
Итого: 561 840,84 - 151139,92 -4999,02 - 5457,09 р. =400244,81 руб.
Услуги ХВС
За период с 01.07.2016 по 30.04.2018, общая по дому сумма по услуге ХВС составляет 920958,50 руб. (24954,4761 м.куб.), что подтверждается счет - фактурами и соответствует показаниям общедомового прибора учета.
От общей стоимости услуги по ХВС необходимо отнять:
1. Стоимость услуги по ХВС комнат которые заключили договор с ООО "УК Громада" (к. 6, 204, 205, 213, 310, 307, 305, 304, 410, 413, 414, 401, 403, 407, 510, 511, 501, 508, 503, 504, 505, 517, 612, 615, 602, 607, 713, 708, 808, 802, 805, 806, 807, 817, 913, 916, 909, 901, 904), составляет 67288,63 руб. (Расчет производится: объем услуги - норматив потребления (м.куб.) х количество проживающих (чел) х тариф (руб))
2. Стоимость услуги по ХВС комнат N 801, 906, 907, 908, общей площадью 43,90 м.кв., которые заключи договор социального найма с Администрацией Кировского района г. Томска, составляют 1985,35 руб. (к. 801 с 11.08.17, к. 906, 907, 908 с 13.01.17) (Расчет производится: объем услуги - норматив потребления (м.куб.) х количество проживающих (чел) х тариф (руб))
3. Суммы платежей оплаченных за комнаты N 217, 402, 404, 406, 408, 410, 416, 417, 601, 703, 705, 706, 707, 708, 709, 717, 807, 817, 906, 907, 909, 910 = 9211,37 руб.
Итого: 920958,50- 67288,63 - 1985,35 -9211.37 = 842473,15
Услуги водоотведения.
За период с 01.07.2016 по 30.04.2018, общая по дому сумма по услуге Водоотведения: 585487,92 руб. (24954,4761 м.куб.), что подтверждается счет - фактурами и соответствует показаниям общедомового прибора учета.
От общей стоимости услуги по Водоотведению необходимо отнять:
1. Стоимость услуги по Водоотведению комнат которые заключили договор с ООО "УК Громада" (к. 6, 204, 205, 213, 310, 307, 305, 304, 410, 413, 414, 401, 403, 407, 510, 511, 501, 508, 503, 504, 505, 517, 612, 615, 602, 607, 713, 708, 808, 802, 805, 806, 807, 817, 913, 916, 909, 901, 904), равной 98241,46 руб. (Начисление выполняются: объем услуги - норматив потребления (м.куб.) х количество проживающих (чел) х тариф (руб)).
2. Стоимость услуги по Водоотведения комнат N 801, 906, 907, 908, общей площадью 43,90 м.кв., которые заключи договор социального найма с Администрацией Кировского района г. Томска, составляют 2896,14 руб. (к. 801 с 11.08.17, к. 906, 907, 908 с 13.01.17) (Начисление выполняются: объем услуги - норматив потребления (м.куб.) х количество проживающих (чел) х тариф (руб)).
3. Суммы платежей оплаченных за комнаты N 217, 402, 404, 406, 408, 410, 416, 417, 601, 703, 705, 706, 707, 708, 709, 717, 807, 817, 906, 907, 909, 910 = 5181,57 руб.
Итого: 585487,92- 98241,46 - 2896,14 - 5181,57 = 479168,75 руб.
Услуги электроснабжения
За период с 01.07.2016 по 30.04.2018, общая по дому сумма по услуге Электроснабжение: 1223304,00 руб.(550035 кВт), что подтверждается счет - фактурами и соответствует показаниям общедомового прибора учета.
От общей стоимости услуги по Электроснабжению необходимо отнять:
1. Стоимость услуги по Электроснабжению комнат которые заключили договор с ООО "УК Громада" (к. 6, 204, 205, 213, 310, 307, 305, 304, 410, 413, 414, 401, 403, 407, 510, 511, 501, 508, 503, 504, 505, 517, 612, 615, 602, 607, 713, 708, 808, 802, 805, 806, 807, 817, 913, 916, 909, 901, 904), составляет 299047,32 р. (Расчет производится: объем услуги - норматив потребления (м.куб.) х количество проживающих (чел) х тариф (руб)).
2. Стоимость услуги по электроснабжению комнат N 801, 906, 907, 908, общей площадью 43,90 м.кв., которые заключи договор социального найма с Администрацией Кировского района г. Томска, составляют 8817,12 р. (к. 801 с 11.08.17, к. 906, 907, 908 с 13.01.17) (Расчет производится: объем услуги - норматив потребления (м.куб.) х количество проживающих (чел) х тариф (руб)).
3. Суммы платежей оплаченных за комнаты N 217, 402, 404, 406, 408, 410, 416, 417, 601, 703, 705, 706, 707, 708, 709, 717, 807, 817, 906, 907, 909, 910 = 11373,47 руб.
4. Стоимость услуги по электроснабжению на ОДН комнат N 801, 906, 907, 908, общей площадью 43,90 м.кв., которые заключи договор социального найма с Администрацией Кировского района г. Томска, составляют 362,8 р (к.801) и 2084,82 р. (к. 906, 907, 908) итого 2447.62 руб. (к. 801 с 11.08.17, к. 906, 907, 908 с 13.01.17)
ОДН рассчитан исходя из норматива на ОДН 1,05 кВт.ч./мес./м.кв.моп. Площадь МОП -2996,2 кв.м. (Норматив потребления электроэнергии на ОДН(кВт.ч../мес/м.кв. МОП) х площадь помещений МОП(м.кв.) х тариф (руб.)) / площадь всех жилых и нежилых помещений (м.кв) х площадь комнаты (м.кв.).
Итого: 1223304,00 - 299047,32 - 8817,12 - 11373,47 - 2447,62 = 901618,47 руб.
Общая задолженность по оплате коммунальных услуг, услуг по обслуживанию и ремонту общедомового имущества дома N 49/1 по пр. Кирова в период с 01.07.2016 по 30.04.2018, составляет 3 872 197,92 руб., а именно:
- услуги теплоснабжения 876633,48 руб.
- услуги горячего водоснабжения 400244,81 руб.
- услуги холодного водоснабжения 842473,15 руб.
- услуги водоотведения 479168,75 руб.
- услуги электроснабжения 901618,47 руб.
- услуги по обслуживанию и ремонту общедомового имущества 372059,26 руб.
Ответчик (муниципальное образование "Город Томск"), как собственник помещений по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 49/1, несет обязанность по оплате потребленных коммунальных услуг и расходов на содержание общего имущества.
Доказательств потребления коммунальных услуг в меньшем объеме ответчик суду не представил.
Довод подателя апелляционной жалобы что в спорный период в спорных комнатах проживали граждане и следовательно они обязаны платить за поставленный коммунальный ресурс, подлежит отклонению исходя исследующего.
В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Из положений части 2 статьи 153 ЖК РФ следует, что с момента заключения соответствующего договора (договора социального найма, договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договора аренды, договора найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда) на жилое помещение в муниципальном жилищном фонде обязанность по несению таких расходов возлагается на нанимателя либо арендатора жилого помещения.
Поскольку упомянутый в части 3 статьи 153 ЖК РФ установленный законодательством порядок заселения в квартиры, являющийся условием для перехода обязанности по оплате содержания жилого помещения и коммунальных услуг с публичного собственника на нанимателя, ответчиком не соблюден, физические лица без законных на то основаниях и без регистрации проживали в спорных квартирах, поэтому соответствующие расходы в данном случае должен нести публичный собственник в лице своих органов.
Также ответчик суду не представил доказательств оплаты коммунальных услуг в большем размере, чем указывал истец, напрямую ресурсоснабжающим организациям, либо оплаты третьим лицом за ответчика.
Муниципальное образование как собственник помещений являлось потребителем услуг, оказанных истцом, но не оплатило их. Контррасчет стоимости услуг ответчики не представили; иную цену, которая, по их мнению, более достоверно отражала бы затраты истца на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, не назвал; с ходатайством об экспертной оценке этих обстоятельств в суд не обращался. Позиция ответчиков по существу свелась к полному отказу от оплаты услуг, которыми ответчики воспользовались, что противоречит статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Произведенный истцом расчет стоимости оказанных услуг суд апелляционной инстанции проверил и признал его верным. Оснований для освобождения Муниципального образования от несения расходов по содержанию общего имущества дома и оплаты коммунальных услуг в полном объеме, как требует того Муниципальное образование, либо для уменьшения взыскиваемой суммы у суда не было.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в размере 3 872 197,92 руб.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К этим субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно части 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с положением о Департаменте финансов Администрации города Томска, утвержденным Решением Думы города Томска от 15.09.2005 N 1001, департамент финансов является финансовым органом администрации города Томска, обеспечивает проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления (пункт 1.2 положения).
Департамент финансов имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени Администрации г. Томска и муниципального образования "Город Томск" (пункт положения).
Согласно пунктам 3.57, 3.58 Департамент финансов составляет и ведет реестр расходных обязательств г. Томска, представляет интересы муниципального образования "Город Томск" по искам к муниципальному образованию в случае отсутствия главного распорядителя бюджетных средств, к ведомственной принадлежности которого относятся спорные правоотношения, и при отсутствии иного органа, обладающего необходимыми полномочиями.
Учитывая изложенное, отсутствие доказательств иного надлежащего органа, обладающего соответствующими полномочиями, довод доводы о том, что департамент финансов не является надлежащим представителем ответчиком, судом отклоняется.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Государственная пошлина по иску и по апелляционной жалобе подлежит распределению по правилам ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 110, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.07.2018 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7196/2017 изменить. Изложить резолютивную часть судебного акта в следующей редакции:
Взыскать с Муниципального образования "Город Томск" в лице департамента финансов администрации Города Томска за счет казны муниципального образования "Город Томск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Громада" 3 872 197 руб. 92 коп. основной задолженности, 6 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлине по иску.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Громада" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 1 184 руб.
Взыскать с Муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента финансов администрации Города Томска за счет казны муниципального образования "Город Томск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Громада" 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области
Председательствующий |
Е.И. Захарчук |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7196/2017
Истец: ООО "Управляющая Компания "Громада"
Ответчик: "Город Томск" в лице Администрации Кировского района г. Томска, Департамент финансов администрации г. Томска, МО "Город Томск" в лице администрации Города Томска
Третье лицо: Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7113/19
07.11.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8199/18
11.03.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7113/19
05.03.2019 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8199/18
31.10.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8199/18
25.07.2018 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-7196/17