30 октября 2018 г. |
А43-9711/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.08.2018 по делу N А43-9711/2018,
принятое судьей Горбуновой И.А.
по заявлению акционерного общества "Нижегородский научно-исследовательский институт машиностроительных материалов "Прометей" (ОГРН 1025204418073, ИНН 5263004406) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода (ОГРН 10252044148174, ИНН 5263036221) от 25.12.2017 N 062/057/96-2017.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Нижегородский научно-исследовательский институт машиностроительных материалов "Прометей" - Лазарева М.А. по доверенности от 10.07.2017 N 1-09-252 сроком действия 3 года.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя акционерного общества "Нижегородский научно-исследовательский институт машиностроительных материалов "Прометей", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода (далее - Управление) в отношении акционерного общества "Нижегородский научно-исследовательский институт машиностроительных материалов "Прометей" (далее - Общество) проведена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен акт от 14.11.2017 N 062/057/96-2017, в котором зафиксировано, что Общество не включило в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу выплаты за 2014-2016 годы в пользу физических лиц, занятых на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, за июль 2016 года не включены суммы вознаграждений членам совета директоров, за апрель 2014 года не включена сумма выплаченных расходов на командировку генеральному директору Общества.
По итогам рассмотрения материалов проверки Управлением вынесено решение от 25.12.2017 N 062/057/96-2017 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 46 606 руб. 22 коп.
Данным решением Обществу начислены страховые взносы в общей сумме 233 031 руб. 15 коп., пени в общей сумме 14806 руб. 89 коп.
Не согласившись с решением Управления от 25.12.2017 N 062/057/96-2017, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 27.08.2018 Арбитражный суд Нижегородской области решение Управления от 25.12.2017 N 062/057/96-2017 признал недействительным.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, сославшись на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просило отменить решение суда.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что почтовая корреспонденция направлялась по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц. Управление считает, что Общество, зная о проводимой проверке, не приняло надлежащих мер к получению акта, уведомления и решения.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Признавая недействительным решение Управления от 25.12.2017 N 062/057/96-2017, суд первой инстанции посчитал несоблюденной процедуру привлечения Общества к ответственности.
При этом судом первой инстанции применены положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не в последней редакции (действующей на дату утраты силы этого Закона), то есть в устаревшей редакции.
До 31.12.2016 включительно правоотношения по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного закона - 1 января 2017 года.
Порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов был определен главой 5 Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 38 Закона N 212-ФЗ по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Как предусмотрено частью 4 указанной статьи Закона N 212-ФЗ, акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 названного Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что решение о проведении плановой выездной проверки от 09.10.2017 N 92 получено генеральным директором Общества лично 09.10.2017 (т.1 л.д.13-14). Требование от 09.10.2017 N 1 о предоставлении документов в течение 10 дней со дня вручения получено также генеральным директором Общества лично 09.10.2017 (т.1 л.д.16-18).
Справка о проведенной выездной проверке от 24.10.2017 N 92 получена генеральным директором Общества лично 24.10.2017 (т.1, л.д.19-20).
Акт выездной проверки от 14.11.2017 N 062/057/96-2017 направлен Обществу совместно с уведомлением от 14.11.2017 N 96-2017 о времени и месте рассмотрения материалов выездной проверки, назначенного на 25.12.2017 в 09 час 00 мин., по адресу государственной регистрации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (г. Нижний Новгород, ул. Заводской парк, д.33, помещение N 1) (т.1, л.д.97), что подтверждается реестром почтовых отправлений от 15.11.2017, почтовым конвертом (т.1 л.д.72-75).
Согласно части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ датой вручения акта проверки от 14.11.2017 и уведомления от 14.11.2017 считается шестой день с даты отправки заказного письма, то есть в данном случае - 20.11.2017.
Следовательно, о времени и месте рассмотрения материалов выездной проверки Общество извещено заблаговременно и надлежащим образом, в связи с чем Управление правомерно рассмотрело акт проверки в отсутствие представителя Общества.
Доводы Общества о наличии почтового адреса, о неполучении акта от 14.11.2017 и уведомления от 14.11.2017 по адресу государственной регистрации не могут являться основанием для вывода о несоблюдении Управлением процедуры привлечения к ответственности.
Сведений о почтовом адресе представленная в материалы дела выписка из Единого государственного реестра юридических лиц не содержит (т.1 л.д.97).
В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 1 постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Рассмотрение материалов проверки с вынесением Управлением оспоренного решения состоялось 25.12.2017, то есть по истечении 15 дней, предусмотренных частью 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ, и в пределах срока, предусмотренного частью 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, решение от 25.12.2017 N 062/057/96-2017 принято Управлением в установленный срок с соблюдением предусмотренной Законом N212-ФЗ процедуры.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанций не имелось правовых оснований для признания названного решения недействительным по процедурным мотивам и удовлетворения заявленного Обществом требования.
По материально-правовым основаниям решение Управления от 25.12.2017 N 062/057/96-2017 в суде первой инстанции Обществом не оспаривалось.
С учетом изложенного апелляционную жалобу следует удовлетворить, в связи с чем решение суда первой инстанции от 27.08.2018 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
От уплаты государственной пошлины заявитель апелляционной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.08.2018 по делу N А43-9711/2018 отменить.
В удовлетворении заявленного требования акционерному обществу "Нижегородский научно-исследовательский институт машиностроительных материалов "Прометей" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.