г. Санкт-Петербург |
|
31 октября 2018 г. |
Дело N А56-78363/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семенова А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунов В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованное лицо: Ашноков С.А. по доверенности от 03.04.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23981/2018) ПАО "Ростелеком" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2018 по делу N А56-78363/2018 (судья Терешенков А.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Управления Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике
к ПАО "Ростелеком"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кабардино-Балкарской Республике (адрес: 360051, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, пр-кт Шогенцукова, д. 14; далее - Управление Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", в лице Кабардино-Балкарского филиала (адрес: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15; адрес филиала: 360051, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Головко, д. 4; далее - ПАО "Ростелеком", Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением от 16.07.2018 суд первой инстанции привлек ПАО "Ростелеком" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Ростелеком" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что решение вынесено судом без учета доводов, приведенных Обществом в отзыве на заявление Управления. По мнению подателя апелляционной жалобы, в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, ввиду отсутствия надлежащего финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи Федеральным агентством связи.
Управление, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной Управлением, согласно Приказу от 26.04.2018 N 27-нд, установлено, что ПАО "Ростелеком" оказывает универсальные услуги связи с использованием 4 точек доступа на территории Кабардино-Балкарской Республики (в населенных пунктах: с. Бедык, с. Верхний Баксан Эльбрусского района, х. Сарский Майского района, п. Джулат Терского района), из предусмотренных Договором 20 или 20% от общего количества. В Управлении имеются в наличии акты приемки по данным точкам доступа. В соответствии с Приложением к Дополнительному соглашению N5 от 29.06.2017 к Договору от 13.05.2014 NУУС-01/2014 количество точек доступа, с помощью которых УУС должны быть оказаны на 30.06.2017 должно составлять 84.1% от общего числа точек доступа. По вышеуказанному договору на территории Кабардино-Балкарской Республики общее количество населенных пунктов на территории которых должны быть установлены точки доступа составляет 20. На дату 30.06.2017 должны быть установлены не менее 16 точек доступа.
Однако в населенных пунктах КБР: с.п. Эльбрус, с. Тегенекли, с.п. Ново-Ивановское, х. Ново-Курский отсутствуют точки доступа для оказания универсальных услуг по передаче данных и доступа в сеть "Интернет" с использованием пользовательского оборудования абонента. Иных Уведомлений о вводе сетей (фрагментов) сетей электросвязи для оказания универсальных услуг связи по передаче данных и доступа в сеть "Интернет" с использованием точек доступа в соответствии с существующим законодательством в Управление Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике, изменений количества точек доступа в Договор по состоянию на 08.05.2018 не установлено.
На основании изложенного, Управление пришло к выводу о том, что Обществом нарушены требования:
- п.1. статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", согласно которому Оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с Законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи;
- пункта 10 раздела XVI Перечней лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 г. N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии и перечней лицензионных условий".
- Договора с Федеральным агентством связи заключенного 13.05.2014 за N УУС-01/2014 и подписанного президентом ПАО "Ростелеком", требующего выполнение лицензиатом обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти.
- пункта 1.2 Дополнительного соглашения N 5 от 29.06.2017 к Договору (Приложение N 2).
- пункта 10 лицензии на оказание телематических услуг связи N 135993, выданной ПАО "Ростелеком", который в свою очередь гласит: "Лицензиат обязан выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг в соответствии с договором об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти".
По состоянию на 08.05.2018 функционируют только 4 точки доступа - 20%, по состоянию на 30.09.2017 должно функционировать 16 точек доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", то есть 84,1 % согласно условиям договора.
По факту нарушения лицензионных требований уполномоченным должностным лицом Управления 01.06.2018 в отношении Общества составлен протокол N АП-07/1/138 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу подпункта 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) оказание услуг связи является лицензируемым видом деятельности.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно пункту 1 статьи 57 Закона о связи в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи.
К универсальным услугам связи в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся услуги связи, оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа:
- услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;
- услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа;
- услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием точек доступа.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
ПАО "Ростелеком" оказывает телематические услуги связи на основании лицензии N 135993 от 16.02.2016, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сроком до 16.02.2021.
Пунктом 10 лицензионных условий осуществления деятельности по лицензии N 135993 предусмотрена обязанность лицензиата выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договором об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенным с уполномоченным органом исполнительной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.03.2014 N 437-р на Общество возложены обязанности по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации.
Во исполнение указанного распоряжения между Обществом и Федеральным агентством связи (далее - Агентство, Россвязь) заключен договор от 13.05.2014 N УУС-01/2014 "Об условиях оказания универсальных услуг связи" (далее - Договор), в соответствии с которым Общество, имея лицензии на соответствующие виды услуг связи, обязалось оказывать универсальные услуги связи (далее - УУС).
В соответствии с Приложением к Дополнительному соглашению N 5 от 29.06.2017 к Договору от 13.05.2014 N УУС-01/2014 количество точек доступа, с помощью которых УУС должны быть оказаны на 30.06.2017 должно составлять 84.1% от общего числа точек доступа.
В ходе проведения проверочных мероприятий Управлением выявлено, что по вышеуказанному договору на территории Кабардино-Балкарской Республики общее количество населенных пунктов на территории которых должны быть установлены точки доступа составляет 20. На дату 30.06.2017 должны быть установлены не менее 16 точек доступа.
Согласно пункту 6.1 договора N УУС-01/2014, договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует в течение десяти лет с даты вступления его в силу. В соответствии с условиями договора N УУС-01/2014, Федеральное агентство связи обязано нести финансовое обеспечение оказания универсальных услуг связи.
Вместе с тем, согласно пункту 3.7 Договора в случае, если бюджетные ассигнования, доведенные в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий календарный год до Агентства для финансирования обеспечения УУС, меньше размера сумм финансового обеспечения оказания УУС, указанных в приложении N 1 к Договору, стороны соглашаются с тем, что объем обязательств Агентства перед оператором универсального обслуживания за соответствующий календарный год будет уменьшен, при этом объем обязательств оператора универсального обслуживания по оказанию УУС за соответствующий календарный год также будет уменьшен в соответствии с Приложением N 6 к Договору. Указанное уменьшение объема обязательств сторон фиксируется в отдельном дополнительном соглашении к Договору, которые стороны должны будут в этом случае заключить.
Размер финансового обеспечения универсальных услуг связи обществу на 2016 год был определен в размере 14 012 130 тыс. руб. (Приложение N 1) к договору N УУС-01/2014. Указанные средства должны были быть направлены обществу для организации и оснащения ПКД (СКД) необходимым оборудованием, обеспечением работоспособности и беспрепятственным доступом к ПКД (СКД), находящимся в муниципальных районах КБР.
В 2016 году ожидаемая сумма денежного финансирования в размере 14 012 130 тыс. руб. была уменьшена до 7 926 214,2 тыс. руб., что на 46% меньше размера выплат финансового обеспечения оказания УУС за 2016 год, определенных Приложением N 1 к договору N УУС-01/2014.
Об этом Федеральное агентство связи уведомило ПАО "Ростелеком" письмом от 03.02.2016 N РШ-ПЗЗ-2606.
Таким образом, Федеральное агентство связи в порядке пункта 3.7 договора N УУС-01/2014 уведомило ПАО "Ростелеком" о снижении в 2016 году своих обязательств перед ПАО "Ростелеком".
Согласно Приложению N 6 к договору, при уменьшении бюджетных ассигнований, оператор универсального обслуживания вправе уменьшить объем своих обязательств по оказанию УУС за соответствующий год. При этом, оператор универсального обслуживания обязан уведомить Агентство о ПКД (СКД), за счет которых произошло изменение объема обязательств по оказанию УУС и на которых не гарантируется оказание УУС в течение такого календарного года.
Указанное уведомление об уменьшении объема своих обязательств ПАО "Ростелеком" направило в адрес Федерального агентства связи 29 апреля 2016 года за исх. N 01/05/8536-16 (л.д.204-205).
Кроме того, в целях исполнения требований п. 3.7. договора N УУС-01/2014, а также п. 1 ст. 452 ГК РФ, ПАО "Ростелеком" письмом N 01/05/8536-16 от 29.04.2016 направило в адрес Федерального агентства связи для заключения, подписанное со стороны ПАО "Ростелеком" дополнительное соглашение об уменьшении объема своих обязательств.
В данном случае, при соблюдении Оператором уведомительного порядка, отсутствие подписанного со стороны Агентства дополнительного соглашения не исключает право ПАО "Ростелеком" на одностороннее уменьшение объема обязательств по Договору, при этом нарушение договорных обязательств отсутствует.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ПАО "Ростелеком" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению условий Договора (уведомило о снижении объема обязательств в соответствии с Приложением N 6, направило для подписания дополнительное соглашение в порядке п. 3.7. Договора), а равно и по соблюдению норм законодательства в области связи и лицензионных требований.
Кроме того, подобного рода договоры заключаются на уровне Корпоративного центра ПАО "Ростелеком" (г.Москва). Региональный филиал (Кабардино-Балкарский филиал) (г.Нальчик, КБР) и его должностные лица заведомо не могут повлиять на исполнение обязательств по нему Федеральным агентством связи, а также нести ответственность в связи с этим.
Вместе с тем, судом первой инстанции не были учтены доводы Общества, изложенные в отзыве на заявление о привлечении ПАО "Ростелеком" к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенных фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в связи со значительным уменьшением размера выплат финансового обеспечения оказания УУС на 2016 год у Общества не имелось возможности для соблюдения норм действующего законодательства в области связи, поскольку решение вопроса по получению полного финансирования не относится к компетенции Общества.
Проанализировав представленные в материалы дела Обществом документы с отзывом на заявление Управления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Обществом предприняты все зависящие от него меры в части оформления отдельного дополнительного соглашения с Федеральным агентством связи.
Отсутствие вины Общества во вменяемом ему правонарушении свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции от 16.07.2018 подлежит отмене, заявление Управления Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 июля 2018 года по делу N А56-78363/2018 отменить.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кабардино-Балкарской Республике отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.