город Томск |
|
1 ноября 2018 г. |
Дело N А67-4971/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Логачева К.Д.
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (N 07АП-8700/2018) на решение от 07.08.2018 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4971/2018 (судья Сенникова И.Н.) по заявлению Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" (ОГРН 1137000001027, ИНН 7017996657, 634041, г. Томск, пр. Кирова, дом 41) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ОГРН 1027000907944, ИНН 7021052041, 634041, г. Томск, пр. Кирова, дом 41) об отмене предписаний от 15.12.2017 N С-5704 и от 06.04.2018 N С-5704/1.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис ТДСК" (ОГРН 1137017006983, ИНН 7017327906, 634061, г. Томск, пер. Нечевский, дом 10).
В судебном заседании приняли участие:
от Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области": Шмыков А.А. по доверенности от 09.01.2018 (по 31.12.2018),
от Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области: Камышева С.Э. по доверенности от 09.02.2018 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
Фонд "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" (далее - Фонд, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, ответчик) об отмене предписаний от 15.12.2017 N С-5704, от 06.04.2018 N С-5704/1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис ТДСК" (далее - ООО "Дом-Сервис ТДСК", третье лицо).
Решением от 07.08.2018 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены частично, предписание Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 06.04.2018 N С-5704/1, проверенное на соответствие требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, признано недействительным.
Суд обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области".
В удовлетворении требования о признании недействительным предписания от 15.12.2017 N С-5704 отказано.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, просит изменить решение суда первой инстанции в части и принять по делу новое решение об отказе в признании предписания Департамента от 06.04.2018 N С-5704/1 недействительным.
Полагает, что обязанность по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирном доме, куда входит и работа с должниками, и взыскание задолженностей в судебном порядке, прямо предусмотрена пунктом 7 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанный судом специальный порядок касается только случая, указанного в части 8 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, когда размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт. Предусмотренные частью 9.1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации меры, направляемые на погашение задолженности по взносам на капитальный ремонт, являются дополнительными по отношению к обязанности, предусмотренной пунктом 7 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Добросовестные плательщики взносов на капитальный ремонт вправе рассчитывать на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на общую сумму начисленных по указанному дому денежных средств.
Однако суд фактически указывает на то, что, выбрав в качестве владельца специального счета регионального оператора, собственники тем самым ограничили себя в возможности проведения капитального ремонта, так как по их дому работа по взысканию указанных средств с недобросовестных собственников проводиться не будет.
Между тем указанные действия нарушают права граждан на проведение капитального ремонта в доме, в том числе на благоприятные и безопасные условия проживания граждан, так как по общим правилам об истечении срока исковой давности судом может быть отказано во взыскании задолженности после истечения трех лет с момента, когда такая обязанность должны была быть выполнена.
Заявитель и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, а представитель Фонда возражал против удовлетворения жалобы.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей Департамента и Фонда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений от 20.02.2015 многоквартирный жилой дом (далее - МКД) по адресу: г. Томск, ул. Дальне-Ключевская, 16б передан под управление ООО "Дом-Сервис ТДСК", с которым заключен договор управления МКД.
В соответствии с решением общего собрания собственников помещений указанного дома (протокол от 05.05.2014) выбран способ формирования фонда капитального ремонта МКД на специальном (депозитном) счете; владельцем специального (депозитного) счета и лицом, уполномоченным на совершение операций по решению собственников либо Совета дома с денежными средствами, находящимися на специальном (депозитном) счете, определен Фонд "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области".
Кредитной организацией для открытия специального депозитного счета определено ОАО "Сбербанк России".
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений МКД от 02.06.2015 осуществление функций по начислению и сбору взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД: обработка (в том числе, учет и начисление взносов) и печать штрих-кодовых платежных квитанций для оплаты взносов на капитальный ремонт, выбор организаций - платежных агентов для уплаты взносов на капитальный ремонт и заключение с ними соответствующего договора, поручено УМП "ЕРКЦ г. Томска".
По результатам внеплановой документарной проверки, проведенной Департаментом по жалобе председателя Совета МКД по адресу: г. Томск, ул. Дальне-Ключевская, 16б на отказ Фонда в осуществлении исковой работы в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является Фонд (распоряжение от 29.11.2017 N С-5704), составлен акт проверки от 15.12.2017 N С-5704, содержащий указания на выявленные нарушения.
15.12.2017 государственным жилищным инспектором Томской области С.Э. Камышевой в адрес Фонда вынесено предписание N С-5704, которым заявителю предписано в срок до 01.03.2018 устранить нарушения требований законодательства путем выполнения следующих мероприятий по выявленным нарушениям: организовать работу по взысканию задолженности в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Дальне-Ключевская, 16б, формирующего фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор.
На основании распоряжения начальника Департамента от 20.03.2018 N С-5704/1 проведена проверка исполнения Фондом ранее выданного предписания от 15.12.2017 N С-5704, по результатам которой составлен акт от 06.04.2018 N С-5704/1, содержащий указание на не исполнение Фондом предписания от 15.12.2017 N С-5704.
06.04.2018 государственным жилищным инспектором Томской области Камышевой С.Э. в адрес Фонда вынесено предписание N С-5704/1, которым заявителю вновь предписано в срок до 01.07.2018 организовать работу по взысканию задолженности в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт в МКД по адресу: г. Томск, ул. Дальне-Ключевская, 16б, формирующего фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор.
Полагая, что предписания Департамента от 15.12.2017 N С-5704 и от 06.04.2018 N С-5704/1 не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Поскольку возражений от заявителя не поступило, руководствуясь статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", Седьмой арбитражный апелляционный суд проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах заявленных в апелляционной жалобе доводов - в части законности предписания Департамента от 06.04.2018 N С-5704/1.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу, что Департаментом сделан ошибочный вывод о том, что из указанных норм следует обязанность Фонда вести работу по взысканию задолженности в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт в МКД по адресу: г. Томск, ул. Дальне-Ключевская, 16б, формирующего фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является Фонд.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод обоснованным, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Из материалов дела следует, что спорным у лиц, участвующих в деле, является вопрос о наличии (отсутствии) у Фонда как владельца специального счета, на котором формируется фонд капитального ремонта, обязанности по взысканию задолженности с неплательщиков взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете (часть 1).
В силу части 3 названной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
По правилам части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- владелец специального счета;
- кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 175 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом (часть 1).
Владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса;
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления (часть 2).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (часть 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4).
Статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено следующее:
- в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1).
- в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 названного Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).
Из системного толкования приведенных норм следует, что обязанность по оформлению платежных документов (в части взносов на капитальный ремонт) и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме возлагается на регионального оператора, если иное не установлено субъектом Российской Федерации, только в случае формирования фонда капремонта на счете регионального оператора (часть 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации). Во всех остальных случаях - это обязанность органа, осуществляющего управление многоквартирным домом (ТСЖ, жилищный кооператив или управляющая организация).
Из материалов дела следует, что собственниками помещений МКД по адресу: г. Томск, ул. Дальне-Ключевская, 16б выбран способ формирования фонда капитального ремонта МКД на специальном счете, владельцем которого определен Фонд.
В тоже время суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованности позиции Департамента в части нарушения Фондом части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 15 Закона Томской области от 07.06.2013 N 116-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области".
Так, согласно пункту 7 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме.
В пункте 1 части 2 статьи 15 Закона Томской области от 07.06.2013 N 116-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области" закреплено, что функциями регионального оператора является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
Суд апелляционной инстанции полагает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что из указанных норм не следует обязанность Фонда вести работу по взысканию задолженности в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт в МКД по адресу: г. Томск, ул. Дальне-Ключевская, 16б, формирующего фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является Фонд.
Согласно статье 180 Жилищного кодекса Российской Федерации в функции регионального оператора входит лишь открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в МКД на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета.
Функции же аккумулирования взносов на капитальный ремонт (что подразумевает под собой и ведение работы по взысканию задолженности в судебном порядке) региональный оператор выполняет только в отношении взносов, уплачиваемых собственниками МКД, фонды капитального ремонта которых формируются на счете, счетах регионального оператора (пункт 1 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Аналогичная норма закреплена в пункте 1 части 2 статьи 15 Закона Томской области от 07.06.2013 N 116-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области".
Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено аналогичных функций по аккумулированию взносов на капитальный ремонт применительно к специальным счетам, владельцем которых является региональный оператор.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что понятия "счет, счета регионального оператора" и "специальный счет" различны.
Оснований для расширительного толкования норм пункта 1 части 1 статьи 180, пункта 7 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации и вменения обязанности региональному оператору ведение работы по взысканию задолженности в отношении специального счета, владельцем которого он является, не имеется.
Обязанности регионального оператора как владельца специального счета применительно к контролю за формированием фонда капитального ремонта определены в статье 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.
Владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт о специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров (часть 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, положения указанной статьи не возлагают на владельца специального счета обязанностей, связанных с ведением работы по взысканию задолженности с неплательщиков взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 8 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера представленных к оплате счетов, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
Согласно части 9.1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор, избранный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в качестве владельца специального счета и получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 настоящей статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение.
В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 настоящей статьи, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, лицо, указанное в части 3 статьи 164 настоящего Кодекса, при непосредственном управлении многоквартирным домом обязаны инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
Согласно части 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.
Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрен специальный порядок контроля собираемости средств фонда капитального ремонта на специальном счете, при котором владелец специального счета ведет работу с собственниками, имеющими задолженность, лишь в случае получения соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора.
Правовым последствием непогашения задолженности, установленной в уведомлении, является направление органом государственного жилищного надзора информации в орган местного самоуправления для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Из материалов дела не следует, что Департамент направлял в адрес Фонда уведомление, предусмотренное частью 8 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении МКД по адресу: г. Томск, ул. Дальне-Ключевская, 16б, в соответствии с которым Фонд обязан бы был предпринимать меры, направленные на погашение задолженности, послужившей основанием для направления такого уведомления, но не предпринял таких мер.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что в силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
В соответствии с пунктом 4 Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением ряда стандартов, одним из которых является подготовка предложений по вопросу проведения капитального ремонта многоквартирного дома (подпункт "в"). На основании таких предложений собственники помещений МКД принимают решение о проведении капитального ремонта общего имущества (части 1, 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В подпункте "ж" пункта 4 Правил приведен стандарт, касающийся организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Этот стандарт подразумевает, что в обязанности управляющей организации входят в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платежей, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, по общему правилу при управлении домом управляющей организацией на нее возлагаются обязанности: по планированию и организации услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества МКД; по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД, ведению претензионной работы в отношении должников.
Из материалов дела видно, что ООО "Дом-Сервис ТДСК" является управляющей организацией названного многоквартирного дома, что не оспаривается заявителем, следовательно, на нем лежит обязанность в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества, обеспечения возможности проведения капитального ремонта МКД в установленные сроки, принять меры к своевременному и полному сбору средств на капитальный ремонт. Выполнение данной обязанности должно быть реализовано, в том числе, путем ведения претензионной и исковой работой с должниками, допустившими неуплату взносов на капитальный ремонт в установленные сроки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Фондом не было совершено вмененное нарушение в виде не организации работы по взысканию задолженности в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт, требующее вынесения предписания.
Доводы Департамента основаны на неправильном толковании норм Жилищного кодекса Российской Федерации и отклоняются судом апелляционной инстанции.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 07 августа 2018 года по делу N А67-4971/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4971/2018
Истец: Фонд "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области"
Ответчик: Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области
Третье лицо: ООО "Дом-Сервис Томской домостроительной компании"