г. Хабаровск |
|
08 ноября 2018 г. |
А73-2462/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от Администрации г. Хабаровска: Каун О.А., представитель по доверенности от 23.10.2017 N 1.1.29-308; Миннегалиева А.В., представитель по доверенности от 30.01.2018 N 875;
от ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России: Заверяев А.Н., представитель по доверенности от 17.05.2018 N 55;
от Минобороны России: Селезнев Г.А., представитель по доверенности от 07.02.2018 N 212/1/310;
от Управления Росреестра по Хабаровскому краю, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО: представители не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 16.08.2018
по делу N А73-2462/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Серовой Е.Н.,
по иску Администрация города Хабаровска
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Межрегиональному Территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской Автономной области
о признании права отсутствующим
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, место нахождения: Хабаровск, далее - Администрация г. Хабаровска) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, место нахождения: г. Москва, далее - Минобороны России), Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1042700128371, место нахождения: г. Хабаровск, далее - ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России), Межрегиональному Территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН 1092721008005, место нахождения: г. Хабаровск, далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г. Хабаровск, Квартал ДОС Большой Аэродром, 75, с кадастровым номером 27:23:0041210:2324, площадью 14 632 кв.м, разрешенное использование - под административное здание - отсутствующим.
Требования мотивированы отсутствием правовых оснований для регистрации права собственности на спорный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление Росреестра по Хабаровскому краю).
Решением от 16.08.2018 право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г. Хабаровск, Квартал ДОС Большой Аэродром, 75, с кадастровым номером 27:23:0041210:2324, площадью 14 632 кв.м, разрешенное использование - под административное здание, признано отсутствующим. Этим же решением в иске к ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России отказано.
Не согласившись с судебным актом, Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить, в иске отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что спорный земельный участок находится в границах земельного участка, предоставленного в интересах Вооруженных сил РФ на основании свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования от 21.07.1994 N 126, является государственной собственностью, что установлено при рассмотрении дела N А73-17861/2015. В муниципальную собственность земельный участок также не передавался, что подтверждается распоряжением директора Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 03.02.2009 N 86-ра, которым Чернореченской КЭЧ утверждена схема расположения спорного земельного участка. Объекты недвижимого имущества на спорном земельном участке отсутствуют.
Кроме того, ссылается на ненадлежащий способ защиты права, поскольку истец не владеет спорным объектом недвижимости; доказательств того, что иные способы защиты нарушенного права исчерпаны, истцом не представлено.
Отзыв в материалы дела не направлен.
В судебном заседании представитель Минобороны России поддержал доводы апелляционной жалобы, дав соответствующие пояснения.
Представитель ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России поддержал позицию заявителя жалобы.
Представители истца возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оспариваемый судебный акт оставить без изменения, указав, что спорный земельный участок не входил в перечень имущества, передаваемого в постоянное (бессрочное) пользование и не передавался для нужд Минобороны.
МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, Управление Росреестра по Хабаровскому краю, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, пояснения сторон, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения.
Согласно материалам дела на основании свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования от 21.07.1994 N 126, ситуационной схемы ФГУ "Чернореченская КЭЧ района" Минобороны России предоставлен земельный участок общей площадью 7 139 187,37 кв.м, расположенный по адресу: г. Хабаровск, Большой Аэродром, 75, с кадастровым номером 27:23:0041309:0004.
Основанием предоставления земельного участка указано постановление главы Администрации г. Хабаровска от 04.08.1992 N 737.
Данный земельный участок снят с государственного кадастрового учета в связи с образованием нескольких других земельных участков.
Так, на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 10.12.2004 N 1000 "О предоставлении Министерству обороны РФ (для Восточной квартирно-эксплуатационной части района) в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся по адресу: г. Хабаровск, Большой Аэродром" утверждена схема раздела земельных участков, в соответствии с которой образованы:
- участок N 1 площадью 579,13 га для нужд Минобороны России;
- участок N 2 площадью 8 267 м2 для нужд Минобороны России;
- участок площадью 8 073,48 м2 под здание детского сада N 21;
- участок площадью 9 071,95 м2 под здание детского сада N 37;
- участок площадью 5 217,51 м2 под ДОС N 74.
Пунктом 2 вышеуказанного Распоряжения прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Чернореченской КЭЧ на часть земельного участка площадью 582,1229 га из земельного участка общей площадью 713,92 га.
Пунктом 3 данного Распоряжения указанные земельные участки общей площадью 582,1229 га предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование для нужд Министерства обороны России Минобороны России (для Восточной КЭЧ района).
Земельный участок для нужд Минобороны России площадью 5 773 084 м2 (577,3 га) поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый номер 27:23:0000000:435. На данный земельный участок зарегистрировано право собственности РФ от 03.12.2008, номер записи регистрации 27-27-01/116/2008-166 и право постоянного (бессрочного) пользования за Учреждением от 25.06.2013 номер записи регистрации 27-27-01/227/2013-243.
Земельный участок для нужд Минобороны России площадью 8 267 м2 поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый номер 27:23:0041201:18. На данный земельный участок зарегистрировано право собственности РФ от 03.12.2008, номер записи регистрации 27-27-01/116/2008-168 и право постоянного (бессрочного) пользования за Учреждением от 20.05.2013, номер записи регистрации 27-27-01/227/2013-244.
Земельный участок под детский сад N 21 площадью 8 073,48 м2 поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый номер 27:23:0041202:3. На данный земельный участок зарегистрировано право собственности Городского округа "Город Хабаровск" от 26.06.2013, номер записи регистрации 27-27-01/035/2013-654.
Земельный участок под детский сад N 37 площадью 9 071,95 м2 поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый номер 27:23:0041202:4. На данный земельный участок зарегистрировано право собственности РФ от 26.12.2008, номер записи регистрации 27-27-01/116/2008-677.
Кроме того, из земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041309:0004 образован земельный участок площадью 14 632 м2, который не вошел в указанный выше перечень земельных участков, переданных для нужд Минобороны России, с присвоением земельному участку кадастрового номера 27:23:0041210:2324.
Право собственности на данный земельный участок перешло к муниципальному образованию "Городской округ "Город Хабаровск" вместе с передаваемым жилищным фондом.
Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.01.2018 N 99/2018/63247043 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 14 632 м2 с кадастровым номером 27:23:0041210:2324.
Указывая на отсутствие правовых оснований для регистрации права Российской Федерации на спорный земельный участок, истец обратился с настоящим иском в суд.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 ГК РФ и не является исчерпывающим.
При этом действующее законодательство не ограничивает субъектов в выборе способа защиты нарушенного права, граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума N 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты и не может заменять собой специальные иски (виндикационный, негаторный, о признании права) поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами.
Таким образом, возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена исключительно истцу, в чьем фактическом владении находится зарегистрированное за ним на праве собственности спорное недвижимое имущество, которое одновременно с этим числится в ЕГРП за другим лицом (ответчиком) как собственником этого же имущества.
В ином случае такой способ защиты при удовлетворении требований о признании зарегистрированного права отсутствующим не приведет к восстановлению нарушенного права, поскольку не будет являться основанием для принудительного возврата собственнику принадлежащего ему имущества из чужого незаконного владения.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены полномочия органов местного самоуправления, в том числе и по распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности городских округов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования.
Частью 1 статьи 273 ГК РФ, частью 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ установлено, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежащее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041210:2324 площадью 14 632 м2 образован из земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041309:0004 площадью 7 319 187,37 м2.
При этом, спорный земельный участок не вошел в перечень земельных участков, предоставленных для нужд Минобороны на основании Распоряжения от 10.12.2004 N 1000, а в силу указанных выше правовых норм перешел в муниципальную собственности вместе со всем жилищным фондом, расположенном на нем.
Таким образом, право собственности на спорный земельный участок перешло к муниципальному образованию "Городской округ "Город Хабаровск" вместе с передаваемым жилищным фондом в силу закона.
При таких обстоятельствах, учитывая возникновение права собственности муниципального образования на спорный земельный участок в силу закона, последним избран надлежащий способ защиты нарушенного права.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части, в связи с изложенным, апелляционным судом отклоняются.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт - Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если в границах земельных участков наряду с военным недвижимым имуществом, подлежащим передаче, расположены объекты, не подлежащие передаче из федеральной собственности то, до принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества, уполномоченный федеральный орган обеспечивает образование земельного участка или земельных участков, занятых объектами, не подлежащими передаче, проведение кадастровых работ в отношении такого земельного участка или таких земельных участков, а также предоставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, документов, необходимых для постановки такого земельного участка или таких земельных участков на государственный кадастровый учет.
Между тем, из материалов дела следует, что при передаче в 2007-2009 годах из федеральной собственности вышеуказанных объектов недвижимого имущества спорный земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041210:2324 не образовывался, следовательно, перешел вместе с остальными землями под передаваемыми объектами в муниципальную собственность.
Также согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт - Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принятие решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации, для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским и Земельным кодексами РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Ссылка заявителя жалобы на Распоряжение директора Департамента Архитектуры, строительства и землепользования от 03.02.2009 N 86-ра, как на основание зарегистрированного в дальнейшем права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, апелляционным судом не принимается, поскольку указанное Распоряжение об утверждении схемы земельного участка площадью 16 096 м2 под перспективное жилищное строительство не является основанием приобретения права собственности на спорный земельный участок площадью 14 632м2.
Кроме того, доказательств нахождения на спорном земельном участке построенных объектов недвижимости, в том числе составляющих жилищный фонд, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, материалы дела не содержат.
При этом, следует отметить, что спорный земельный участок не предоставлялся органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Доводы апелляционной жалобы в связи с изложенным, апелляционным судом отклоняются как несостоятельные.
С учетом установленного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.08.2018 по делу N А73-2462/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2462/2018
Истец: Администрация г. Хабаровска
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, ФБУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Третье лицо: РОСИМУЩЕСТВО, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Департамент муниципальной собственности Админитсрации г.Хабаровска