г. Киров |
|
08 ноября 2018 г. |
Дело N А17-8868/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глазыриной Н.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Скачковой Н.Н., действующей на основании доверенности от 21.08.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального Казначейства по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.06.2018 по делу N А17-8868/2017, принятое судом в составе судьи Калиничевой М.С.,
по заявлению администрации Приволжского муниципального района Ивановской области (ОГРН 1023701711824; ИНН 3719001961) к Управлению Федерального Казначейства по Ивановской области (ОГРН 1023700551710, ИНН 3728015865),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "СвязьПроектСтрой" (ОГРН 1123703001366, ИНН 3703046519)
о признании незаконным предписания,
установил:
администрация Приволжского муниципального района Ивановской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Ивановской области (далее - ответчик, Управление, УФК по Ивановской области) о признании незаконным предписания от 09.10.2017 N 10.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СвязьПроектСтрой" (далее - ООО "СвязьПроектСтрой").
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 04.06.2018 требования Администрации удовлетворены, предписание от 09.10.2017 признано незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик настаивает на том, что направление и использование Администрацией бюджетных средств, связанное с оплатой стоимости превышения площади предоставленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых помещений, в общей сумме 7 749 137 рублей (при строительстве жилья) и в общей сумме 442 521,92 рублей (при приобретении жилья на вторичном рынке) является нецелевым использованием бюджетных средств. Изменения, внесенные в региональную программу постановлением Правительства Ивановской области от 21.12.2016 N 430-п, на которых основывался суд при вынесении решения, не могут быть применены в данном случае, поскольку расходование бюджетных средств произведено до внесения данных изменений.
В дополнениях к апелляционной жалобе Управление указало, что расходы на строительство жилого дома в рамках муниципального контракта от 23.12.2014 N 3 составили 60 645 100 рублей 80 копеек, в том числе за счет средств Фонда в сумме 43 845 604 рубля, исходя из данных расходов Управлением произведен расчет суммы средств, использованных не по целевому назначению. Нецелевое использование Администрацией бюджетных средств в размере 7 749 137 рублей, по мнению заявителя жалобы, выразилось в расходовании данных средств на цели, не предусмотренные правовыми основаниями их получения, в том числе государственной программой Ивановской области, определяющей в качестве источников финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного муниципального жилья и жилых помещений, собственниками которых являются граждане, в том числе приобретение для них площади жилых помещений в размере, соответствующем размеру расселяемой площади, средства Фонда, средства областного бюджета, средства муниципального образования; на приобретение площади для переселения из аварийного муниципального жилья в размере, превышающем расселяемую (но в пределах установленной в муниципальном образовании нормы), - средства областного бюджета; приобретение и предоставление площади в размере, превышающем установленную в муниципальном образовании социальную норму, программой не предусмотрено.
Подробно позиция Управления изложена письменно в апелляционной жалобе и дополнению к ней от 10.10.2018.
ООО "СвязьПроектСтрой" в письменном отзыве на жалобу ссылается на то, что суд в обжалуемом решении не указал, что одно из оснований в признании незаконным предписания Управления от 09.10.2017 является заключенное дополнительное соглашение N 1/1 к муниципальному контракту N 3, пунктом 2 которого цена работ увеличена и составляет 66 649 930 рублей, а также не указал, что общая задолженность в пользу ООО "СвязьПроектСтрой" по муниципальному контракту составляет 6 004 829,20 рублей, что именно 66 649 930 рублей, а не 60 645 100,80 рублей сумма муниципального контракта N 3 подлежащая к выплате; в стоимость в 66 649 930 рублей строительства жилого дома не входит стоимость 3-х квартир общей площадью 184 кв.м., находящихся в собственности генерального подрядчика.
Администрация в письменном отзыве на жалобу настаивает на том, что ответчиком не учтена площадь помещений, находящаяся в собственности ООО "СвязьПроектСтрой", а также обосновывает необходимость применения стоимости одного квадратного метра в размере 28 185 рублей.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное разбирательство по делу откладывалось до 06.11.2018.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа от 29.06.2017 Управлением проведена выездная плановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в виде имущественного взноса в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в 2016 году.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ), в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан постановлением Правительства Ивановской области от 15.04.2013 N 134-п на территории Ивановской области утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013-2017 годы" (далее - Региональная программа).
Региональной программой на 2013 - 2017 годы по Приволжскому городскому поселению предусмотрено переселение в 4 этапа.
2014-2015 годы - 2 этап переселения, общая предоставляемая площадь гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда по этапу 2014 -2015 годов, составляет 2151,68 кв.м., ресурсное обеспечение предусмотрено в общей сумме 60 645 100,8 рублей, в том числе по расселяемой площади -2027, 68 кв.м. ресурсное обеспечение предусмотрено в сумме 57 150 160,50 рублей, из них за счет средств Фонда в сумме 43 845 604 рублей, что соответствует доле финансовой поддержки за счет средств Фонда на 2014 год, областного бюджета в сумме 11 590 054 рублей, местного бюджета в сумме 1 714 502,50 рублей; по превышающей расселяемую площадь 124 кв.м. в сумме 3 494 940 рублей (средства областного бюджета).
2016 - 2017 годы - 4 этап переселения, общая предоставляемая площадь 3013,4 кв. метра, ресурсное обеспечение предусмотрено в общей сумме 84 932 679 рублей, в том числе по расселяемой площади - 2938,8 кв.м. ресурсное обеспечение предусмотрено в общей сумме 82 830 078 рублей, из них за счет средств Фонда в сумме 65 071 310 рублей, что соответствует доле финансовой поддержки за счет средств Фонда на 2016 год, средств областного бюджета в сумме 15 273 866 рублей, средств местного бюджета в сумме 2 484 902 рублей; по превышающей расселяемую площадь 74,6 кв. м. в сумме 2 102 601 рубля (средства областного бюджета).
В целях реализации этапа переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2014 - 2015 года Администрацией с ООО "СвязьПроектСтрой" заключен муниципальный контракт N 3 на строительство многоквартирного жилого дома (на условиях "под ключ") от 23.12.2014 по адресу: г. Приволжск, ул. Фурманова, д.24. Техническим заданием, являющимся приложением к муниципальному контракту от 23.12.2014 N 3, определена общая площадь не менее - 2151,68 кв.м. Цена определена в сумме 60 645 100,80 рублей как произведение предоставляемой площади для расселения граждан из аварийного жилищного фонда на стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения, предназначенной для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по этапу 2014 года и предельной стоимости одного метра общей площади жилых помещений, используемой при приобретении жилых помещений в рамках реализации Закона N 185-ФЗ, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.02.2014 N 67/пр. (2151,68 кв.м x 28 185 рублей).
16.12.2016 сторонами подписан акт приемки объекта капитального строительства, согласно которому общая площадь жилых помещений возведенного объекта составила 2613,6 кв.м.
В целях реализации этапа переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2016-2017 года в 2016 году Администрация в интересах муниципального образования Приволжское городское поселение Приволжского муниципального района по итогам проведенных открытых аукционов в электронной форме заключила 6 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений на вторичном рынке для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. По вышеуказанным контрактам расселяемая площадь составила 322,9 кв.м., площадь фактически приобретенного жилья (по актам приема-передачи) 348,6 кв.м.
С учетом названных обстоятельств ответчиком сделан вывод о том, что увеличение площадей, переданных застройщиком Администрации для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, над площадями, предусмотренными муниципальным контрактом N 3, равно как и приобретение по муниципальным контрактам на вторичном рынке благоустроенных квартир в многоквартирных домах для предоставления гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда площадью, превышающей площади ранее занимаемых помещений, влечет изменение средней стоимости 1 квадратного метра приобретенного жилья, в связи с чем оплата за счет средств Фонда осуществлена с превышением.
Так нецелевое использование средств Фонда выразилось в оплате Администрацией превышения площади в количестве 582,92 кв. м. (2613,6 кв.м - 2027,68 кв.м.), предоставленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых ими помещений. Нарушение в денежном выражении определено в сумме 7 749 137 рублей, так как за счет средств Фонда на фактически расселяемую площадь (2027,68 кв.м) с учетом фактической стоимости 1 кв.м. жилой площади (60645100,80/2613,6 = 23 203,67 рублей) и доли финансовой поддержки за счет средств Фонда по этапу 2014 года (76,72%) в соответствии с Региональной программой следовало оплатить 36 096 467 рублей (2027,68х 23 203,67x76,72/100), в то время как за счет средств Фонда оплачено 43 845 604 рублей.
Также нецелевое использование средств Фонда выразилось в оплате Администрацией превышения площади в количестве 25,7 кв.м., предоставленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых ими помещений; нарушение в денежном выражении определено в сумме 442 521,53 рублей и рассчитано по 5 муниципальным контрактам, исходя из стоимости 1 кв. м. общей площади жилья, определенной на основании размера площади, реально предоставленной гражданам к переселению по каждому из контрактов, и суммы контракта, с учетом доли финансовой поддержки Фонда по этапу 2016 года (78, 56%).
По результатам проверки 09.10.2017 Администрации выдано предписание N 10 с требованием в срок до 25.12.2017 осуществить возврат денежных средств в сумме 8 191 658,53 рублей, использованных не по целевому назначению при оплате стоимости превышения площади жилых помещений, выделенных гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых жилых помещений, в доход субъекта - Ивановская область (для последующего возврата в Фонд). Возврат средств в областной бюджет осуществить с учетом особенностей, установленных статьей 23.1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1134 "Об утверждении правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Не согласившись с данным предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что результат реализации 2 этапа переселения граждан из аварийного жилого фонда достигнут: общая предоставляемая площадь гражданам, переселяемым из аварийного жилья, превысила запланированную, при этом увеличения пределов объема финансовых средств, запланированных на расселение данных помещений, не произошло. Также арбитражный суд указал, что этап 2016 года в части приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиком, на момент проверки не завершен, однако в части фактически расселенных помещений результат достигнут: гражданам, переселяемым из аварийного жилого фонда, предоставлены жилые помещения, площади которых превышают общую площадь занимаемых ранее, при этом объем финансовых средств, запланированный на расселение соответствующих помещений не превышен.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе, бюджетными полномочиями, по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Аналогичные бюджетные полномочия предусмотрены статьей 162 БК РФ для получателя бюджетных средств.
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
Из материалов проверки следует, что Администрацией в 2016 году допущено нецелевое использование бюджетных средств, источником формирования которых, в том числе, являлись средства Фонда, выразившееся в оплате стоимости площади жилых помещений, предоставленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, превышающей площадь ранее занимаемых гражданами помещений.
Так разделом 8 Региональной программы определено, что объем финансовых средств, запланированный на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию Программы, рассчитан как произведение общей площади многоквартирных домов, признанных аварийными, на стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Ивановской области, которая составляет 28 185 рублей, что не превышает стоимость одного квадратного метра, установленную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется из внебюджетных/дополнительных источников финансирования, а также могут быть использованы средства областного и местных бюджетов при наличии правовых актов, предусматривающих соответствующее финансирование.
Таким образом, данной редакцией Региональной программы определено, что средства Фонда являются целевыми и выделяются на оплату расселяемых площадей.
Постановлением Правительства Ивановской области от 21.12.2016 N 430-п в Региональную программу внесены положения, согласно которым средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета Ивановской области и местных бюджетов могут расходоваться на приобретение жилого помещения площадью, превышающей общую площадь ранее занимаемого жилого помещения, в пределах объема финансовых средств, запланированного на расселение данного помещения.
Вместе с тем, ответчиком определен проверяемый период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
Согласно пункту 1 оспариваемого предписания в качестве нецелевого использования бюджетных средств, учитываемых как средства Фонда, указано на факт оплаты Администрацией превышения площади, представленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых ими помещений, что подтверждается также муниципальным контрактом от 23.12.2014 N 3. В пункте 2 предписания в качестве нецелевого использования бюджетных средств, учитываемых как средства Фонда, расценена оплата Администрацией превышения площади, предоставляемой гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда над площадью ранее занимаемых помещений в количестве 25,7 кв.м., что подтверждается муниципальными контрактами от 05.12.2016, от 08.12.2016, от 19.12.2016, от 13.12.2016, от 19.12.2016.
Таким образом, расходование средств Фонда происходило до внесения изменений и на основании контрактов, заключенных также до внесения указанных выше изменений в Региональную программу, в связи с чем является ошибочным вывод суда об отсутствии нецелевого использования бюджетных средств.
Вопреки доводам Администрации факт принадлежности помещений в спорном доме ООО "СвязьПроектСтрой" не имеет значения для определения суммы подлежащей возврату заявителем, поскольку ответчик обоснованно использовал всю площадь дома для расчета цены за один квадратный метр.
Дополнительное соглашение от 15.11.2016 также не влияет на правомерность выводов Управления, в связи с тем, что не доказаны обстоятельства вступления в силу пункта 2 названного соглашения, предусматривающего увеличение объема работ, предусмотренного контрактом, и увеличение цены контракта в пределах десяти процентов объема и цены контракта, в связи с чем пункт 2.1. раздела 2 "Цена работ и порядок оплаты" муниципального контракта устанавливается в следующей редакции "Цена работ по контракту составляет 66 649 930 рублей 00 копеек, в том числе НДС - 18%, и является твердой. Между тем, в пункте 5 Соглашения согласовано условие о том, что пункт 2 вступает в силу со дня поступления средств из бюджета Ивановской области на увеличение цены контракта на счет Администрации, в случае не поступления денежных средств из бюджета Ивановской области (иного источника за исключением средств муниципального бюджета) на увеличение цены контракта до 01.09.2017, Соглашение в любом случае утрачивает силу, а генеральный подрядчик утрачивает право требования дополнительной оплаты по контракту с заказчика, соответствующие результаты работ подлежат передаче на безвозмездной основе. Доказательства поступления дополнительных денежных средств из областного бюджета и иных источников для оплаты работ не представлены.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, орган финансово-бюджетного надзора правомерно выдал в адрес заявителя оспариваемое предписание от 09.10.2017 N 10.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя. В нарушение положений статьи 65 АПК РФ иное Администрацией не доказано.
При таких условиях решение Арбитражного суда от 04.06.2018 по делу N А17-8868/2017 подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела; в удовлетворении требований заявителей надлежит отказать.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку Управление в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, при обращении в суд апелляционной инстанций государственную пошлину не уплачивало, оснований для распределения судебных расходов по апелляционной жалобе не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федерального Казначейства по Ивановской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.06.2018 по делу N А17-8868/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований администрации Приволжского муниципального района Ивановской области о признании незаконным предписания от 09.10.2017 N 10 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8868/2017
Истец: Администрация Приволжского муниципального района
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Ивановской области
Третье лицо: ООО "СвязьПроектСтрой"
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6784/18
08.11.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5762/18
04.06.2018 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-8868/17
27.11.2017 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-8868/17