г. Ессентуки |
|
08 ноября 2018 г. |
Дело N А63-2103/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Войташовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города-курорта Железноводска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2018 по делу N А63-2103/2018 (судья Быкодорова Л.В.),
по заявлению отдельного батальона дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения
к администрации города-курорта Железноводска,
об оспаривании ненормативного правового акта,
третьи лица: управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Железноводска, Лефтерова Ивана Ивановича,
в отсутствие сторон,
УСТАНОВИЛ:
отдельный батальон дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - заявитель, ОБ ДПС ГИБДД) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города-курорта Железноводска, (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции формата 2,5 х 3,0 м на земельном участке, расположенном по адресу: город Железноводск, поселок Иноземцево, улица Гагарина, район пересечения с проспектом Свободы, утвержденного постановлением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 29.12.2016 N 1115.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2018 требования удовлетворены, суд признал недействительным разрешение на установку рекламной конструкции формата 2,5 х 3,0 м на земельном участке, расположенном по адресу: город Железноводск, поселок Иноземцево, улица Гагарина, район пересечения с проспектом Свободы, утвержденного постановлением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 29.12.2016 N 1115. Требование удовлетворено, поскольку рекламные конструкции не соответствуют положениям действующего законодательства, влекут угрозу безопасности дорожного движения.
В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Считает, что администрация не имела правовых оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на спорную рекламную конструкцию.
Управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Железноводска и Лефтеров Иван Иванович привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора, отзывы и своих представителей в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе осуществления государственного надзора за эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения на км 363+109 справа (пересечение улицы Гагарина и улицы Свободы поселка Иноземцево) муниципальной автомобильной дороги общего пользования "Кавказ", выявлены нарушения пунктов 4.2; 4.4;6.1;6.12 ГОСТ Р 52044-2004 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения". В случае отключения светофорного объекта, нарушается пункт 11.9 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", т.е. реклама размещена в треугольнике видимости по условию "транспорт-транспорт".
"Актом федерального государственного надзора за транспортно- эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения" от 27.09.2017 года зафиксировано следующее на км 363+109 справа (пересечение улицы Гагарина и улицы Свободы поселка Иноземцево) муниципальной автомобильной дороги общего пользования "Кавказ", установлена рекламная конструкция типа "лайт-бокс" с надписями "Автосервис, мойка, полировка, химчистка, компьютерная диагностика и т.д." Размеры рекламной конструкции 2.5х3.0; расстояние от края конструкции до светофорного объекта-0,43 м; от края конструкции до края проезжей части проспекта Свободы-1,53 м; от края конструкции до края проезжей части улицы Гагарина-2,05 м; высота фундамента конструкции, возвышающейся над уровнем поверхности, на которой установлена-0,2-м. При проведении измерений применялась лаборатория дорожная передвижная КП 514 МП, свидетельство о поверке N 096527 от 29.09.2016.
28 сентября 2017 года, главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по городу Железноводску Луговским А.А., вынесено представление администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края о необходимости демонтажа рекламной конструкции.
15 ноября 2017 года получен ответ N 3040/1702 согласно которому, администрация не имеет права применять меры к демонтажу рекламной конструкции ввиду наличия "разрешения на установку рекламной конструкции формата 2,5мх3,0 м на земельном участке расположенном по адресу: Ставропольский край, город Железноводск, поселок Иноземцево, улица Гагарина район пересечения с проспектом Свободы", утвержденного Постановлением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 29 декабря 2016 года N 1115.
На основании статьи 12 главы 3 Федерального закона N 3-ФЗ от 07.02.2011 "О полиции", статьи 11 "Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, на ОБ ДПС ГИБДД г. Пятигорск ГУ МВД России по Ставропольскому краю возложено осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 20 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", разрешение на установку рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке в случае обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента- по иску органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением технических регламентов.
Судом установлено, на км 363+109 справа (пересечение улицы Гагарина и улицы Свободы поселка Иноземцево) муниципальной автомобильной дороги общего пользования "Кавказ", установлена рекламная конструкция типа "лайт-бокс" с надписями "Автосервис, мойка, полировка, химчистка, компьютерная диагностика и т.д." Размеры рекламной конструкции 2.5х3.0; расстояние от края конструкции до светофорного объекта-0,43 м; от края конструкции до края проезжей части проспекта Свободы-1,53 м; от края конструкции до края проезжей части улицы Гагарина-2,05 м; высота фундамента конструкции, возвышающейся над уровнем поверхности, на которой установлена-0,2-м.
28 сентября 2017 года, главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по городу Железноводску Луговским А.А., вынесено представление администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края о необходимости демонтажа рекламной конструкции.
15 ноября 2017 заявителем получен ответ администрации, согласно которого она не имеет права принять меры к демонтажу рекламной конструкции ввиду наличия разрешения на установку рекламной конструкции, согласованной с заявителем.
В соответствии с п. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе администрацией города-курорта Железноводска разработана Схема размещения рекламных конструкций на территории города-курорта Железноводска Ставропольского края, которая утверждена постановлением администрации города-курорта Железноводска oт19.09.2014 N 747.
Данная схема разработана в соответствии с Законом о рекламе, постановлением Правительства Ставропольского края от 11.09.2013 N 335-п, а также в соответствии с документами территориального планирования: генеральным планом городского округа города-курорта Железноводска Ставропольского края, утвержденным решением Думы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 24.12.2013 N 326-IV, и Правилами землепользования и застройки города-курорта Железноводска Ставропольского края, утвержденными решением Думы города-курорта Железноводска Ставропольского края от 29.04.2011 N 17-IV, с учетом обязательных требований норм ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы". Схема расположения рекламных конструкций разработана с учетом необходимости сохранения уникального облика города-курорта Железноводска Ставропольского края.
Постановлением администрации города-курорта Железноводска от 18.02.2013 N 97 утвержден Административный регламент предоставления администрацией города-курорта Железноводска Ставропольского края муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города-курорта Железноводска Ставропольского края" (далее - Административный регламент, муниципальная услуга). Административный регламент является муниципальным нормативным правовым актом, на который прокуратурой г. Железноводска выданы положительные заключения о его соответствии требованиям законодательства РФ и обоснованности его принятия (вход.N 225/1302 от 19.02.2013, N 2609/1302 от 07.11.2013, N 1912/1502 от 06.11.2015). В установленном законодательством РФ порядке Административный регламент обжалован не был, является действующим и не отменен.
Согласно п. 1.1 Административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляет управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Железноводска.
23 ноября 2016 года Лефтеров Иван Александрович обратился с заявлением в управление архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Железноводска о выдаче разрешения на размещение рекламной конструкции отдельно стоящего лайт-бокса размером 2,5х3,0 м (л.д.47) с приложением необходимых документов, определенных требованиями Административного регламента, в том числе схемы размещения рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, ул. Гагарина/ул. Свободы.
Администрацией города-курорта Железноводска 29.12.2016 принято постановление N 1115 "О выдаче индивидуальному предпринимателю Лефтерову Ивану Александровичу разрешения на установку на земельном участке, расположенном по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, город Железноводск, поселок Иноземцево, улица Гагарина, район пересечения с проспектом Свободы рекламной конструкции - лайт-бокса форматом 2,5 м х 3,0 м.
Судом установлено, что в соответствии с ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Установленные ГОСТ Р 52044-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, следовательно, являются обязательными для исполнения и подлежат обязательному применению.
Из представленных надлежащим образом заверенных копий в материалы дела, судом установлено, что к заявлению о выдаче разрешения на размещение средств наружной рекламы индивидуальным предпринимателем Лефтеровым И.А. приложена светокопия схемы размещения рекламной конструкции (л.д.49). Указанная схема была согласована заявителем 07.04.2009, а договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 10-р заключен Лефтеровым И.А. с управлением имущественных отношений администрации города - курорта Железноводска 25.08.2016.
Суд относится к представленной схеме размещения рекламной конструкции критически ввиду того, что она не соответствует требованиям технического регламента (ГОСТ Р 52044-2003). Размер рекламной конструкции указанно1 в схеме составляет 2х3 м, вместе с тем в заявлении предприниматель просит представить ему разрешение на установку рекламной конструкции 2,5 х3,0 м., что было сделано администрацией и вынесено постановление N 1115. Указанный в схеме Указанный ГОСТ принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст, устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения, распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских (сельских) поселений.
По смыслу абзаца 12 пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 определение соответствия рекламной конструкции требованиям названного ГОСТ возможно после установки такой конструкции.
Судом установлено, что предпринимателем Лефтеровым И.А. не соблюдены требования ГОСТ Р 52044-2003, а именно расстояние размещения рекламной конструкции до бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) составляет менее 5 метров. Пунктом 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 установлено, расстояние средства наружной рекламы до светофора, должно составлять 25 метров. Между тем, как следует из документов, приложенных предпринимателем к заявлению о выдаче разрешения, необходимое расстояние не соблюдено. Размещение рекламных конструкций должно соответствовать как требованиям в области законодательства о рекламе, так и положениям нормативных актов о безопасности дорожного движения. Нарушение требований безопасности может повлечь негативные последствия для неопределенного круга лиц, создает угрозу безопасности дорожного движения. То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, само по себе уже свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.
Применение ГОСТ Р 52044-2003 при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.
К заявлению предпринимателем не представлен кадастровый паспорт. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (часть 4, пункт 3 части 15 статьи 19 Закона о рекламе).
В силу пункта 3 части 4 статьи 5 Закона N 38-ФЗ рекламные конструкции не должны угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента (часть 4 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденным и введенным в действие постановлением Госстандарта России N 124-ст от 22.04.2003.
В разделе 6 ГОСТ Р 52044-2003 указаны правила размещения средств наружной рекламы, пунктом 6.1 которого предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, не должны быть размещены, в частности, над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.
Пункт 6.6. ГОСТ Р 52044-2003 определяет расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров в зависимости от скорости движения и площади рекламной конструкции (приведены в таблице 1). Согласно указанному пункту расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 25 м.
Заявителем также представлены фотоматериалы, из которых следует, что размещенная рекламная конструкция типа "лайт-бокс" размером 2,5х3,0 м ограничивает видимость технических средств и мешает восприятию водителем дорожной обстановки; установлена в границах коридора безопасности; фундамент конструкции не заглублен ниже уровня грунта.
Судом установлено, что в случае отключения светофорного объекта, нарушается п. 11.9 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Положения п. 4 ч. 15 ст. 19 Федерального закона " О рекламе" во взаимосвязи с другими положениями данного Федерального закона (ст. 1, ч. 4 и 5.8, п. 4 ч. 20 ст. 19 и др.), а также с положениями Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в том числе ч. 2 ст. 1, п. 25 и 26.1 ч.1 ст. 16) направлены на обеспечение баланса свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и интересов населения соответствующего муниципального образования при решении вопросов местного значения через органы местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Данная позиция согласуется с определением Конституционного суда Российской Федерации от 16.07. 2015 N 1715-О.
Более того, положения ГОСТ Р 52044-2003 не противоречат требованиям Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827. Пунктом 13.8 статьи 3 данного Технического регламента установлено, что в полосе отвода автомобильной дороги не допускается размещение рекламной или иной информации, не имеющей непосредственного отношения к организации движения, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза. С целью обеспечения безопасности дорожного движения средства наружной рекламы не должны размещаться на дорожном знаке, его опоре или на любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения; ухудшать видимость средств регулирования дорожного движения или снижать их эффективность; иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода, животных или иного объекта; иметь яркость элементов изображения при внутреннем и внешнем освещении выше фотометрических характеристик дорожных знаков; освещаться в темное время суток на участках дорог, где дорожные знаки не имеют искусственного освещения; размещаться в зоне транспортных развязок, пересечений и примыканий автомобильных дорог, железнодорожных переездов и искусственных сооружений ближе расчетного расстояния видимости от них.
Таким образом, размещение на основании разрешения 29.12.2016 N 1115 рекламной конструкции, не соответствующей требованиям ГОСТ Р 52044-2003, нарушает права неопределенного крута лиц в сфере безопасности дорожного движения, поскольку создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
При указанных выше обстоятельствах вывод суда о необходимости удовлетворения заявленных ОГИБДД УМВД России требований о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции от 29.12.2016 N 1115, признается апелляционным судом обоснованным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционных жалобах, как основанные на неверном толковании норм законодательства РФ и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме и надлежаще оценены.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2018 по делу N А63-2103/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.