06 ноября 2018 г. |
Дело N А84-164/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 06 ноября 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Баукиной Е.А.,
Чертковой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калякиной О.О.
при участии в заседании от:
общества с ограниченной ответственностью "Югжилсервис" - Хилютича И.А., представителя по доверенности от 01.08.2018 N б/н;
Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя - Сырцовой А.В., представителя по доверенности от 29.12.2017 N б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 июля 2018 года по делу N А81-164/2018 (судья Морозова Н.А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Югжилсервис" (ул. А. Фадеева, 21Д, помещение III-2, Севастополь, 299057; ул. А. Кесаева, 16А, Севастополь, 299038; ОГРН 1149204006380, ИНН 9203001045)
к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя (299053, ул. Руднева, д.40, Севастополь; ОГРН 1159204022922, ИНН 9201510255)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Правительства Севастополя (ул. Ленина, 2, Севастополь, 299011; ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231)
Департамента финансов города Севастополя (ул. Ленина, 2, Севастополь, 299011; ОГРН 1149204005390, ИНН 9204002845)
о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Югжилсервис" (далее - ООО "Югжилсервис", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее - Департамент, ответчик) о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения в сумме 125084,00 рублей (с учетом заявления об уточнении исковых требований, принятого судом). Исковые требования мотивированы отказом Департамента в возмещении расходов, понесенных Обществом в результате предоставления в период с января по апрель 2017 года льгот по оплате коммунальных услуг по договору от 10.05.2016 N 112.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 25.01.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 16.03.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Севастополя и Департамент финансов города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 19 июля 2018 года по делу N А84-164/2018 (судья Морозова Н.А.) исковые требования удовлетворены частично: взыскано 83119,36 рублей в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, в удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Департамент обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, которым в иске отказать.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что судом не принято во внимание, что истцом не соблюдены сроки составления и представления в Департамент расчетов об объемах фактических затрат, актов сверки объема оказанных услуг на сумму фактически предоставленных мер социальной поддержки. Кроме того, ответчиком исправленные и оформленные надлежащим образом документы в адрес истца в 2017 году не представлены. По мнению заявителя апелляционной жалобы, возмещение расходов за 2017 год в ином бюджетном периоде, согласно нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, не представляется возможным. Апеллянт считает, что отказ в возмещении расходов истцу связан с недобросовестными действиями самого истца. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 апелляционная жалоба Департамента принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2018 произведена замена судьи Зарубина А.В. на судью Баукину Е.А.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Третьи лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание, назначенное на 29.10.2018, не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте арбитражного апелляционного суда в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел", что подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
10 мая 2016 года между ООО "Югжилсервис" и Департаментом заключен договор N 112 о взаимодействии по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан (далее - Договор), согласно которому осуществляется взаимодействие между Департаментом и Обществом по возмещению расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право па меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи (далее - меры социальной поддержки), и соответствии с действующими нормативными правовыми актами на территории города федерального значения Севастополя.
Возмещение расходов Обществу за предоставленные меры социальной поддержки осуществляется Департаментом в соответствии с Порядком возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.01.2015 N 28-ПП (пункт 1.2 Договора).
Согласно пунктам 2.1.1 и 2.1.2 Договора Общество обязано производить расчеты на возмещение расходов, связанных с социальной поддержки отдельным категориям граждан, формировать и подавать расчеты на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде электронного файла, утвержденного Департаментом, и на бумажных носителях по формам, утвержденным Департаментом, в срок до 8-го числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно разделу 2 Договора Департамент обязан ежемесячно до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, передавать на электронных носителях Обществу реестры граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, производить проверку предоставленных организацией расчетов путем поручения структурному подразделению Департамента по месту жительства ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, осуществлять сверку представленных организацией реестров граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки. Акт сверки (в 2-х экземплярах) на бумажном носителе, подтверждающий объем предоставленных мер социальной поддержки, подлежащих возмещению в соответствии с установленными тарифами на эти услуги, передается до 15-го числа месяца в Департамент с подписью должностного лица структурного подразделения Департамента по месту жительства. Не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, произвести расчеты с Обществом за счет средств, поступающих из федерального бюджета, и за счет средств бюджета города Севастополя.
Истец, являясь управляющей компанией, оказывает коммунальные услуги в многоквартирных жилых домах согласно выданной ему лицензии от 21.08.2015 N 59.
В письмах от 21.11.2017, от 06.12.2017, от 11.12.2017, от 21.12.2017, адресованных ответчику, Общество указало о необходимости произвести возмещение расходов, связанных с представлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2017 году.
Письмами от 21.11.2017, 20.12.2017, 21.12.2017 Департамент возвратил представленные Обществом документы для их доработки.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании убытков в виде неполученного возмещения (с учетом заявления об уменьшении исковых требований).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 19 июля 2018 года исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 БК РФ расходами бюджета признаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета; к расходным обязательствам относятся обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средств из соответствующего бюджета.
Указанной статьей БК РФ также определено понятие "главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета)" - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно условиям Договора главным распорядителем средств является Управление, через которое осуществляется возмещение денежных средств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу, что выплата пособий на оплату коммунальных услуг, относящимся к федеральному регистру льготникам, признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство субъекта Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выплата пособий на оплату коммунальных услуг и услуг связи, относящимся к федеральному регистру льготникам, признается расходным обязательством Департамента.
Основания для переоценки указанных выводов суда первой инстанции судом апелляционной инстанции отсутствуют по основаниям, изложенным выше.
Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи, утвержден постановлением Правительства Севастополя от 22.01.2015 N 28-1111 (далее - Порядок N 28-ПП), которым установлена процедура предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах (далее - сжиженный газ в баллонах)), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)), по оплате услуг связи многодетным семьям, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя (далее - меры социальной поддержки), предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающим на территории города Севастополя (далее - льготники), по месту их жительства, согласно Приложению N 2 к Порядку предоставления мер социальной поддержки.
Согласно пункту 3 Порядка N 28-ПП возмещение расходов организациям осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя и регулируются договорами о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных и услуг связи отдельным категориям граждан.
В пункте 5 Порядок N 28-ПП установлено, что возмещение расходов организациям производится Департаментом за фактически предоставленные льготникам скидки на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи.
Пунктами 8, 9, 10 Порядка N 28-1III предусмотрено, что организации ежемесячно, до 8-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют в структурное подразделение органа социальной защиты населения по месту жительства реестры на магнитных носителях с указанием стоимости фактически предоставленных скидок на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи по каждому получателю. Структурное подразделение органа социальной защиты населения по месту жительства ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, осуществляет сверку представленных организациями реестров граждан, которым предоставлены скидки па оплату за жилое помещение и коммунальные услуги. Акт об оказании услуг (в 2 экземплярах) на бумажном носителе, подтверждающий объем предоставленных скидок на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи и сумму, подлежащую возмещению в соответствии с установленными тарифами на эти услуги, передается до 15-го числа месяца в Департамент с подписью должностного лица структурного подразделения органа социальной защиты населения по месту жительства. Акт об оказании услуг подписывается (в 2 экземплярах) должностными лицами Департамента и должностными лицами организации, предоставившей скидки на оплату за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи, и заверяется печатями сторон.
В соответствии с пунктом 14 Порядка N 28-ПП реестры, передаваемые на магнитных носителях, и акты сверки служат документами первичного учета для контроля за расходованием бюджетных средств и подлежат хранению в Департаменте в течение трех лет, а в случаях возникновения споров - до их разрешения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в указанные выше сроки Обществом представлены в Департамент документы, которые имели недостатки и были возвращены ответчиком истцу для их устранения. Надлежащим образом оформленные документы были представлены ответчику уже после возбуждения производства по делу, до вынесения решения судом первой инстанции.
Общество отнесено к исполнителям коммунальных услуг, и при предоставлении коммунальных услуг гражданам, пользующимся льготами, истец вправе требовать соответствующего возмещения от стоимости коммунальных услуг.
Расходы, понесенные Обществом в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, являются его убытками в силу части 2 статьи 15 ГК РФ и подлежат взысканию в соответствии с указанными выше нормами действующего законодательства и условиями Договора.
Истцом в ходе судебного разбирательства уточнены исковые требования, так как по результатам совместной сверки выявлены ошибки и неточности в отчетах, которые повлияли на сумму исковых требований, в связи с чем истец уменьшил размер исковых требований до 125084,00 рублей.
При этом суд первой инстанции установил, что формирование истцом задолженности осуществлено без учета частичных оплат за январь-февраль 2017 года, что послужило основанием для суда первой инстанции отказать во взыскании части заявленной истцом суммы в связи с ее оплатой.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции об обоснованности понесенных истцом убытков и частичном удовлетворении иска признаются судебной коллегией обоснованными.
Довод ответчика о несоблюдении истцом Договора и Порядка N 28-ПП принимается судебной коллегией, однако, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку на момент вынесения решения судом первой инстанции надлежащим образом оформленные документы предоставлены ответчику.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, доводы сторон были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом, и им была дана в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащая правовая оценка; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки апелляционная инстанция не имеет; нарушений норм материального и процессуального права не установлено; безусловных оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены решения не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины апелляционным судом не разрешается, поскольку Департамент, жалоба которого оставлена без удовлетворения, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 июля 2018 года по делу N А84-164/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.