г. Вологда |
|
09 ноября 2018 г. |
Дело N А44-4415/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 ноября 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Алимовой Е.А., Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Гасымовой Л.Ф.
при участии от ответчика Васильевой С.Е. представителя по доверенности от 22.04.2016 N 49,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новгородской области апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 августа 2018 года по делу N А44-4415/2018,
установил:
Новгородское областное автономное учреждение "Пестовский лесхоз" (ИНН 5313006962; ОГРН 1095331000599; место нахождения:
Новгородская обл., Пестовский р-н, г. Пестово, ул. Меглинская; далее - НОАУ "Пестовский лесхоз", Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным требования Государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5321033864, ОГРН 1025300783848; место нахождения: Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15; далее - Фонд) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09.04.2018 N 3205ш.
Решением суда от 28 августа 2018 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Фонд обжаловал решение в апелляционном порядке, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Лесхоз извещён надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, отзыв не представил, для участия в слушаниях представителя не направил, поэтому судебное разбирательство проведено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Фонда, исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд апелляционной инстанции не находит основания для её удовлетворения.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что НОАУ "Пестовский лесхоз" 15.03.2017 посредством Единого портала государственных услуг представило Фонду заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности от 11.03.2017, справку подтверждение от 11.03.2017 и пояснительную записку к балансу учреждения. При этом в указанных документах основным видом деятельности за 2016 год было указано "лесоводство и прочая хозяйственная деятельность", код по ОКВЭД 02.10 (т. 1, л. 84-92).
В соответствии с заявленным основным видом деятельности Фонд уведомлением от 16.03.2017 установил размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 01.01.2017 в размере 6,1% (т. 1, л. 93).
Лесхоз заявлением от 26.04.2017 N 97 просил пересмотреть страховой тариф в связи с допущенной ошибкой при указании ОКВЭД по основному виду деятельности, правильным является ОКВЭД 02.40.1 "предоставление услуг в области лесоводства", по которому страховой тариф составляет 0,9% (т. 1, л. 94, 95-100).
Письмом от 11.05.2017 N 09-29/5309-13606 Фонд отказал в пересмотре размера страхового тарифа, ссылаясь на то, что Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, и Административным регламентом от 06.09.2012 N 178н не предусмотрена возможность представления страхователем уточнённых сведений для подтверждения основного вида деятельности и процедура пересмотра размера страхового тарифа (т. 1, л. 106).
При проведении Фондом камеральной проверки расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, представленных Лесхозом за 9 месяцев 2017 года, было установлено применение лесхозом страхового тарифа в размере 0,9% вместо установленного 6,1% (т. 1, л. 107-112).
Фонд предъявил Лесхозу требование от 22.11.2017 N 2270нс о внесении исправлений в отчётность в течение 5 дней со дня получения настоящего требования (т. 1, л. 114).
В связи с неисполнением требования в установленный срок Фондом составлен акт камеральной проверки от 23.01.2018 N 1ш и принято решение от 07.03.2018 N 134ш о привлечении НОАУ "Пестовский лесхоз" к ответственности, предусмотренной статьёй 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в сумме 20 147 руб. 46 коп., о доначислении 100 737 руб. 28 коп. страховых взносов и 5466 руб. 47 коп. пеней (т. 1, л. 115-119, 123-126). На основании решения Пестовскому лесхозу направлено требование от 09.04.2018 N 3205ш об уплате доначисленных сумм страховых взносов, пеней и штрафа (т. 1, л. 130).
Лесхоз не согласился с указанным требованием и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования. Правоотношения в указанной сфере регулируются Законом N 125-ФЗ.
В соответствии со статьями 3, 5, 22 Закона N 125-ФЗ Лесхоз является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязанным уплачивать страховые взносы исходя из страхового тарифа с учётом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
При этом под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику; страховой тариф - это ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных (абзацы двенадцатый и тринадцатый статьи 3 Закона N 125-ФЗ).
В соответствии со статьёй 21 Закона N 125-ФЗ и Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 19.12.2016 N 419-ФЗ) страховые тарифы дифференцированы по классам профессионального риска и установлены в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности.
Во исполнение статьи 22 Закона N 125-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
Пунктами 8, 9 Правил установлено, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общей объёме выпущенной продукции.
Согласно пункту 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В силу пункта 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объёме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации необходимые документы.
Исполнительный орган Фонда в двухнедельный срок с даты представления документов, указанных в пункте 3 Порядка, уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя (пункт 4 Порядка).
Пунктом 13 Правил и пунктом 5 Порядка закреплено, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Из представленных Лесхозом документов видно, что его основным видом деятельности в 2016 году являлось оказание услуг в области лесоводства, имеющее код по ОКВЭД 02.40.1. При этом доходы по данному виду деятельности составляли 100 % (т. 1, л. 103-104). Ошибка заявителя при указании кода по ОКВЭД выявлена им самостоятельно, о чём Фонд извещён.
В акте камеральной проверки и в решении Фонда не приведены доказательства осуществления лесхозом в 2016 году основного вида деятельности - "лесоводство и прочей хозяйственной деятельности", соответствующего коду ОКВЭД 02.10.
Следовательно, доначисление Лесхозу страховых взносов, исходя из страхового тарифа в размере 6,1%, соответствующего виду деятельности, фактически не осуществляемому страхователем, также пеней и штрафа является неправомерным.
Отсутствие в нормативных правовых актах утверждённой процедуры порядка пересмотра размера страхового тарифа на основе представленных страхователем уточнённых сведений для подтверждения основного вида деятельности не является основанием для возложения на страхователя обязанности по уплате страховых взносов в повышенном размере.
Апелляционной инстанцией также отклоняются доводы Фонда о том, что наличие неоспоренного уведомления об установлении Лесхозу страхового тарифа в размере 6,1%, а также решения о привлечении к ответственности, предусмотренной статьёй 26.29 Закона N 125-ФЗ, безусловно подтверждают правомерность выставления требования об уплате недоимки, поэтому основания для признания его незаконным у суда не имелось. Требование является самостоятельным ненормативным правовым актом, влекущим правовые последствия для плательщика страховых взносов, право на обжалование которого установлено статьёй 198 АПК РФ.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, нормы материального и процессуального права применены правильно
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 августа 2018 года по делу N А44-4415/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.