г. Пермь |
|
8 ноября 2018 г. |
Дело N А71-6658/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.11.2018.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сусловой О.В.,
судей Григорьевой Н.П., Дружининой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моор О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, ООО "АГСБЕТОН",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.07.2018,
вынесенное судьей Коньковой Е.В.,
по делу N А71-6658/2018
по иску ООО "СИТЕК-ИТ" (ОГРН 1111841000061, ИНН 1841015695, г. Ижевск)
к ООО "АГСБЕТОН" (ОГРН 1157746036194, ИНН 7736124093, г. Москва)
о взыскании задолженности, неустойки по договору возмездного оказания услуг,
при участии
от истца: не явились,
от ответчика: не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СИТЕК-ИТ" (далее - общество "СИТЕК-ИТ", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АГСБЕТОН" (далее - общество "АГСБЕТОН", ответчик) о взыскании 77 700 руб. задолженности, 17 434 руб. 50 коп. неустойки за период с 14.07.2017 по 05.03.2018 по договору от 27.02.2017 N СИТ001970 на оказание услуг сопровождения программного продукта "1С: предприятие" (с учетом уменьшения суммы иска, принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.07.2018 иск удовлетворен.
Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом "СИТЕК-ИТ" (исполнитель) и обществом "АГСБЕТОН" (заказчик) заключен договор от 27.02.2017 N СИТ001970 на оказание услуг сопровождения программного продукта "1С: предприятие" (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по сопровождению программного продукта, описанные в приложении N 1, и в объеме, описанном в приложении N 1.
Исполнитель оказывает услуги посредством удаленного доступа к компьютерной технике заказчика. Выезд к заказчику на место обслуживания программного продукта не осуществляется, если услуга может быть оказана дистанционно (пункт 3.1 договора).
При оказании услуг учет рабочего времени ведется путем составления листов учета рабочего времени (приложение N 4 к настоящему договору) (пункт 4.1 договора).
Ежемесячно, до 6 числа текущего месяца, исполнитель высылает заказчику отчет об оказанных услугах за предыдущий месяц в виде листов учета рабочего времени на адрес электронной почты, указанный в приложении N 3 (пункт 4.10 договора).
Заказчик рассматривает лист учета рабочего времени, подписывает его и отправляет скан-копию по электронной почте Hotmail@sitec-it.ru в течение 3 рабочих дней с момента получения, либо направляет в указанный срок письменный мотивированный отказ от подписания (пункт 4.11 договора).
Листы учета рабочего времени с одной стороны являются документами, подтверждающими приемку оказанных услуг и определяют объем подлежащего оплате рабочего времени для работ с почасовой тарификацией (пункт 4.13 договора).
Ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг, исполнитель передает заказчику акт приемки-сдачи выполненных работ на основании листов учета рабочего времени (приложение N 4 к договору) (пункт 4.15 договора).
Заказчик рассматривает акт приемки-сдачи и подписывает его в течение 3 рабочих дней с момента получения, либо направляет в указанный срок письменный мотивированный отказ от подписания (пункт 4.16 договора).
Если заказчик не направит исполнителю мотивированный отказ от подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг в течение 3 рабочих дней с момента получения, услуги считаются принятыми и заказчик обязан оплатить исполнителю результат оказанных услуг в полном объеме (пункт 4.17 договора).
Стоимость одного часа предоставления услуг исполнителя составляет 1 500 руб. (пункт 5.1 договора).
Ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг, исполнитель передает заказчику счет на оплату на основании подписанных заказчиком листов учета рабочего времени с учетом внесенной ранее предоплаты (пункт 5.4 договора).
Оплата услуг исполнителя производится на основании выставленных заказчику счетов на оплату оказанных услуг не позднее 5 рабочих дней с момента получения счета заказчиком (пункт 5.5 договора).
За нарушение срока оплаты оказываемых услуг заказчик уплачивает исполнителю неустойку (пеню) в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки. Неустойка (пеня) подлежит начислению к уплате заказчиком только на основании письменной претензии исполнителя, содержащей в себе требование об уплате неустойки (пени) (пункт 7.2 договора).
Сторонами оформлены: лист требований от 13.03.2017 N 000000919 на сумму 148 500 руб., листы учета рабочего времени от 04.06.2017 N 000001545 на 99,5 часов, от 03.07.2017 N 000001581 на 1,8 часов.
Исполнителем выставлены счета на оплату от 06.07.2017 N 334 на сумму 2 700 руб., от 14.07.2017 N 362 на сумму 75 000 руб. за оказание услуг в мае-июне 2017 года.
Данные счета совместно с актами оказанных услуг направлены заказчику по электронной почте на адрес bel0005@yandex.ru а также по почте согласно спискам заказной корреспонденции от 14.07.2017 и 20.07.2017.
Заказчику направлена претензия от 07.12.2017 N 24 с требованиями об уплате задолженности и неустойки по договору.
Неисполнение заказчиком указанных требований послужило основанием для обращения исполнителя с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что наличие и основание возникновения задолженности ответчика перед истцом в сумме 77 700 руб. подтверждены материалами дела, доказательств оплаты долга в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения судебного акта.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что листы рабочего времени сами по себе не являются основаниями для расчетов; акты оказанных услуг со стороны заказчика подписаны не были, поскольку фактически заявленный истцом объем услуг выполнен не был.
Также ответчик указывает на то, что истец в адрес ответчика акты не направлял, что лишило заявителя жалобы представить возражения относительно объема и качества оказанных услуг.
Данные доводы отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьей 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Из материалов дела усматривается, что акты оказанных услуг вместе со счетами на оплату направлялись заказчику по электронной почте на адрес bel0005@yandex.ru. Согласно пункту 2 приложения N 3 к договору данный адрес электронной почты принадлежит главному бухгалтеру заказчика. Также согласно пункту 5 приложения N 3 на указанный адрес исполнитель направлял счета на оплату.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что материалами дела подтвержден факт отправки заказчику актов оказанных услуг.
Между тем заказчиком в нарушение условий пунктов 4.16, 4.17 договора мотивированный отказ от подписания актов исполнителю не направлен, в связи с чем услуги считаются принятыми заказчиком (в соответствии с пунктом 4.17 договора).
Согласно части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Акты оказанных услуг хотя и являются наиболее распространенными в гражданском обороте документами, фиксирующими оказание исполнителем услуг, в то же время не являются единственным средством доказывания соответствующих обстоятельств. Законом не предусмотрено, что факт оказания услуг исполнителем может доказываться только актами оказанных услуг (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам заявителя жалобы по условиям пунктов 4.13, 4.15 договора именно листы учета рабочего времени являются документами, подтверждающими приемку оказанных услуг и определяют объем подлежащего оплате рабочего времени; акты оказанных услуг составляются истцом на основании сведений, содержащихся в листах учета рабочего времени.
Листы учета рабочего времени от 04.06.2017 N 000001545 на 99,5 часов, от 03.07.2017 N 000001581 на 1,8 часов подписаны со стороны заказчика без возражений по объему и качеству оказанных услуг.
Доказательств направления ответчиком в адрес истца каких-либо замечаний после подписания листов учета рабочего времени и получения актов оказанных услуг по электронной почте материалы дела не содержат.
Таким образом, факт оказания услуг исполнителем подтвержден материалами дела.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В связи с чем решение арбитражного суда от 30.07.2018 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.07.2018 по делу N А71-6658/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
О.В. Суслова |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.