г. Ессентуки |
|
09 ноября 2018 г. |
Дело N А61-2233/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суховеевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.07.2018 года по делу N А61-2233/2018 (судья Коптева М.Б.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ардонский щебеночный завод N 1" (ИНН 1514003481, ОГРН 1071514000821)
к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1513060134, ОГРН 1161513053404)
о признании недействительным решения об отказе в продлении лицензии на право пользования недрами и об аннулировании лицензии, обязании продлить срок действия данной лицензии сроком на 5 лет,
при участии в судебном заседании: от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания - Хубецова К.А. по доверенности от 16.10.2017 года,
от ООО "Ардонский щебеночный завод N 1" - директор Калоев В.Ю. и его представитель Халлаев Т.Р. по доверенности от 17.04.2018 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ардонский щебеночный завод N 1" (далее - общество, ООО "Ардонский щебеночный завод N 1") обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство) о признании незаконным решения министерства об отказе в продлении лицензии на право пользования недрами серии ВЛК N 80023 TP и об аннулировании лицензии, оформленные протоколом лицензионной комиссии от 19.03.2018 N 2/18 и приказом министерства от 19.03.2018 N 79 и обязании министерства продлить срок действия лицензии на право пользования недрами серии ВЛК N 80023 TP, выданной ООО "Ардонский щебеночный завод N 1" на 5 лет.
К участию в деле в качестве третьего лица, привлечена: администрация местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.07.2018 требования общества удовлетворены (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Отказ министерства в продлении срока действия лицензии на право пользования недрами признан незаконным. Суд обязал министерство продлить обществу срок действия указанной лицензии на 5 лет. Решение суда обоснованно тем, что заявитель имеет право на продление срока пользования участком недр, независимо от наличия согласия органов, предоставивших лицензию.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы министерство ссылается на то, что обществом были нарушены существенные условия лицензионного соглашения, в связи с чем министерство отказало в продлении лицензии общества.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании объявлен перерыв. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети интернет.
От общества поступили дополнения (копия договора поставки, план отработки участка на 2017 г.).
Определением от 03.10.2018 рассмотрение дела отложено на более поздний срок.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию на право пользования недрами серии ВЛК N 80023 ТР (далее - лицензия) сроком действия до 30.04.2018, целевым назначением и видами работ - для геологического изучения с одновременной добычей ПГС (песчано-гравийной смеси) на участке "Щебзавод N 1" Алагирского месторождения ПГС, расположенного в Ардонском районе Республики Северная Осетия-Алания.
Лицензия выдана Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания и зарегистрирована 23.04.2008 в реестре за N 46180023 ТР. Срок действия лицензии был продлен Комитетом Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей среды и природных ресурсов до 30.04.2018.
Приложением N 1 к лицензии является лицензионное соглашение об условиях недропользования для геологического изучения с попутной добычей ПГС на участке "Щебзавод N 1" Алагирского месторождения ПГС в Ардонском районе Республики Северная Осетия-Алания с дополнениями и изменениями от 21.05.2009 (далее - соглашение).
В пункте 1 соглашения уточнено месторасположение участка недропользования (горного отвода) - 15-й километр автодороги "Кавказ" (пойма р. Таргайдон) и указаны координаты угловых точек.
Общество письмом от 27.02.2018 обратилось в министерство с заявкой на продление срока действия лицензии на 5 лет с целью завершения разработки месторождения ПГС.
Министерство письмом от 21.03.2018 N 150/793 уведомило общество о том, что по результатам работы лицензионной комиссии от 19.03.2018 принято решение отказать в продлении и аннулировать лицензию по окончании срока ее действия 30.04.2018. Обществу предлагалось привести участок земли и другие природные объекты, нарушенные недропользованием, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, а также сдать оригинал лицензии в министерство.
Приказом министерства от 19.03.2018 N 79 отделу недропользования министерства предписывалось аннулировать лицензию общества по окончании срока действия 30.04.2018.
Из протокола заседания комиссии министерства по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования участками недр местного значения от 19.03.2018 следует, что на заседании названной комиссии рассматривалась заявка общества на продление срока действия лицензии (вопрос N 4).
В протоколе отражено, что обществом при обращении за продлением срока действия лицензии в министерство поданы: заявка на продление лицензии, справка межрайонной ИФНС об отсутствии задолженности по налогу на добычу полезных ископаемых, копия лицензии, отчет о выполнении условий лицензионного соглашения, договор аренды земельного участка, платежное поручение об оплате госпошлины.
Вместе с тем, комиссией отмечено, что обществом в период действия лицензии систематически нарушались условия лицензионного соглашения, а именно: в нарушение пункта 2.1 соглашения в 2016 году годовой объем добычи ПГС не достиг уровня, предусмотренного соглашением - 23,45 тыс. куб. м. вместо установленного объема в 30 тыс. куб. м., за что общество было привлечено министерством к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб. постановлением от 14.03.2017 N 118.
Маркшейдерскими замерами от 18.05.2018 установлено проведение работ по добыче полезных ископаемых с нарушениями требований пункта 2 и пункта 6 соглашения, а именно - не соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития работ, что подтверждается актом замеров объемов фактической добычи от 18.05.2017 N 150/2017-41. Актом замеров объемов фактически добытого полезного ископаемого от 24.05.2017 N 150/2017-72 зафиксирован факт выборочной отработки месторождения, чем нарушены пункт 6 соглашения и подпункт 3.3 пункта 3 технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых.
В период с 19.12.2017 по 25.12.2017 установлены факты несоответствия требованиям технического проекта по разработке карьера полосами шириной 14,5 м. по горизонтам высотой 3,3 м. в направлении с запада на восток и несоответствие плану развития горных работ на 2017 год, что зафиксировано в акте производства маркшейдерских работ министерства N 150/2017-117, что свидетельствует, по мнению комиссии, о выборочной отработке карьера.
По данным отдела лесопользования Министерства лицензионный участок полностью находится в государственном лесном фонде Российской Федерации с лесным адресом: Кировское лесничество, Ардонское участковое лесничество, квартал 24, выделы 3 ч, 5 ч, 8 ч, 9 ч, 6 ч, 10 ч, 12 ч, соответственно собственником земли является министерство, однако, договор аренды земельного участка от 29.12.2012 N 49 заключен с администрацией, что противоречит Лесному кодексу Российской Федерации.
Согласно протоколу от 19.03.2018 комиссия единогласно решила отказать обществу в продлении срока действия лицензии.
Считая, что отказ являются незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В силу ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу пункта 7.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение N 3314-1), лицензии выдаются для геологического изучения недр на срок до 5 лет, для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с их добычей, - на срок до 20 лет, при совмещении геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых - на срок до 25 лет.
Согласно части 3 статьи 10 Закона о недрах срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь (п. 2); ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами (п. 3); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 04.10.2012 N АКПИ12-1108 по применению статьи 10 Закона о недрах, в случае необходимости завершения разработки месторождений полезных ископаемых пользователь недр, не допустивший нарушений условий лицензии, имеет безусловное право на продление срока пользование участком недр независимо от наличия согласия органов, предоставивших лицензию.
Согласно материалам дела обществом допущено нарушение условий лицензии, указанных в пункте 2.1 лицензионного соглашения - установить планируемый годовой объем добычи ПГС - 30 тысяч куб. метров. Как следует из материалов дела и признается заявителем, в 2016 году объем добычи ПГС составил 23,45 тыс. куб. метров.
Из протокола комиссии министерства от 19.03.2018 следует, что несмотря на недовыполнение годового плана выработки полезного ископаемого на 6,55 тыс. куб. метров в 2016 году, общество уплатило за тот же период в соответствующий бюджет налог НДПИ в сумме 168 000 рублей, что исходя из установленной Налоговым кодексом Российской Федерации ставки налога (5,5 % от стоимости добытого ископаемого) и согласованной министерством цены реализации ПГС (90 руб. за 1 куб. м) и суммы налога в денежном выражении (4,95 р. за 1 куб. м) составит сумму налога за добычу 33,9 тысячи куб. метров ПГС (168000: 4,95).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что общество полностью оплатило налог НДПИ за 2016 и другие годы действия лицензии и перевыполнило план добычи ПГС в 2017 году на 16 тыс. куб. метров, отмеченный в протоколе комиссии министерства от 19.03.2018.
При этом суд первой инстанции, отклоняя довод министерства выборочной отработки полезных ископаемых, в нарушение требований технического проекта и плана развития горных работ, правильно исходил из следующего.
Согласно актам министерства о замерах объемов фактически добытого полезного ископаемого от 18.05.2017 N 150/2017-41, 25.08.2017 N 150/2017-72, акта производства маркшейдерских работ с 19.12.2017 по 25.12.2017 не усматривается, что общество допускало вменяемые ему нарушения. Указанные акты и приложенные к ним схемы составлены единолично сотрудником министерства Кондратенко П.В. без участия при составлении актов и производстве замеров представителей общества.
Иных доказательств выборочной отработки полезных ископаемых в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерством в материалы дела не представлено.
Кроме того, письмо общества от 24.05.2017 свидетельствует о том, что ООО "Ардонский щебеночный завод N 1" не намерено осуществлять добычу полезного ископаемого в части участка недр, где его качество не соответствует ГОСТу.
В отношении правомерности заключенного обществом договора аренды земельного участка с администрацией установлено следующее.
Согласно договорам аренды от 02.11.2007 N 57 и от 29.12.2012 N 49, заключенных между обществом (арендатор) и администрацией (арендодатель) следует, что земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010202:75, площадью 20 га, расположенный в Ардонском районе Республики Северная Осетия-Алания (далее - земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010202:75), предоставлен обществу для целей разработки карьера для добычи гравийно-песчаной смеси. Срок действия договора от 29.12.2012 установлен до 01.01.2033.
Из представленного Управлением Росреестра по Республики Северная Осетия-Алания регистрационного дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010202:75 следует, что Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21.03.2008 N 56 данный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи.
Постановлением администрации от16.10.2007 N 430 участок предоставлен в аренду ООО "Ардонский щебеночный завод N 1" сроком на 5 лет.
Постановлением администрации от 29.12.2012 участок предоставлен обществу в аренду сроком на 20 лет.
В материалы дела не представлено сведений о том, что спорный земельный участок относится или когда-либо ранее относился к землям государственного лесного фонда; о предпринятых мерах по надлежащему оформлению права собственности Российской Федерации на данный участок; доказательств о предпринятых министерством мерах по оспариванию названного договора.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у министерства правовых оснований для отказа обществу в продлении срока действия лицензии на право пользования недрами.
Довод апелляционной жалобы о том, что обществом были нарушены существенные условия лицензионного соглашения, в связи с чем министерство отказало в продлении лицензии общества, подлежит отклонению.
Так, обществу вменяется недовыработка минимального объема породы по сравнению с предусмотренным лицензионными условиями показателями в 30 тысяч куб.метров.
В тоже время как видно из материалов дела, несмотря на выработку предприятием в 2016 году 23,5 тыс. куб. метров ПГС вместо 30 000 куб. метров, предприятие уплатило налог на добычу ископаемых за 2016 год в сумме эквивалентной объему добычи в 33 000 куб. метров, то есть общество не допустило снижение налоговых поступлений в соответствующий бюджет. Кроме того, уже в следующем году обществом выработано ПГС на 16 000 куб. метров больше запланированного, следовательно, общество восполнило недовыработку предыдущего года.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, так как на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.07.2018 по делу N А61-2233/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.