г. Санкт-Петербург |
|
12 ноября 2018 г. |
Дело N А21-6317/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. И. Протас, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Е. А. Царегородцевым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26092/2018) Ватрушкина И.В. на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.2018 по делу N А21-6317/2018 (судья С.А.Иванов), принятое
по заявлению Ватрушкина И.В.
к Межрайонной ИФНС России N 1 по Калининградской области
3-е лицо: УФНС России по Калининградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-го лица: не явился (извещен)
установил:
Ватрушкин Иван Владимирович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 21.12.2017 N31687А об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "БалтРусьСтрой" (далее - ООО "БалтРусьСтрой").
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее - управление).
Решением суда от 23.08.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Ватрушкин И. В. просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.12.2017 Ватрушкин И.В. в лице единственного учредителя и директора ООО "БалтРусьСтрой" обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации ООО "БалтРусьСтрой".
Рассмотрев указанное заявление и приложенные к нему документы, инспекция вынесла решение от 21.12.2017 N 31687А об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в связи с непредставлением заявителем необходимых для государственной регистрации документов.
Решение инспекции от 21.12.2017 N 31687А обжаловано Ватрушкиным И.В. в вышестоящий налоговый орган.
Решением управления от 15.02.2018 жалоба Ватрушкина И.В. оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в силу решения инспекции, Ватрушкин И.В. обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд отказал Ватрушкину И.В. в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то судебная инстанция принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пунктов 1 и 5 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица в двух экземплярах; документ об уплате государственной пошлины.
В статье 14 Закона N 129-ФЗ указан перечень документов, которые подлежат представлению в регистрирующий орган для регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения). Данный перечень является исчерпывающим.
Приведенный в статье 23 Закона N 129-ФЗ перечень оснований для отказа в государственной регистрации является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
При этом, пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.
В силу пункта 1 статьи 40 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Следовательно, полномочия единоличного исполнительного органа возникают с момента его избрания.
Как следует из материалов дела, 12.12.2017 Ватрушкиным И.В. как единственным учредителем и директором ООО "БалтРусьСтрой" принято решение о создании ООО "БалтРусьСтрой".
18.12.2017 Ватрушкин И.В. в лице единственного учредителя и директора ООО "БалтРусьСтрой" обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации ООО "БалтРусьСтрой".
Представление в инспекцию полного комплекта документов подтверждается распиской о получении документов, представленных при государственной регистрации юридического лица от 22.12.2017.
Решением управления от 15.02.2018 установлено, что заявление о создании ООО "БалтРусьСтрой" оформлено в соответствии с Приложением N 20 к Приказу от 25.01.2012 года N ММВ-7-6/25@ "Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган".
Основанием для вынесения регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации юридического лица послужило то обстоятельство, что Ватрушкин И.В. является участником и руководителем двух юридических лиц. В связи с этим регистрирующий орган посчитал, что ООО "БалтРусьСтрой" создается заявителем не с целью ведения реальной хозяйственной деятельности, а для иных целей.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Закона.
В оспариваемом решении инспекции отсутствуют ссылки на нормы Закона N 129-ФЗ, либо на нормы иных нормативно правовых актов, которые были нарушены заявителем при обращении с заявлением о государственной регистрации юридического лица.
Законом N 129-ФЗ не предусмотрен в качестве основания для отказа в государственной регистрации факт наличия у регистрирующего органа сведений о том, что учредитель и генеральный директор, указанный заявителем в заявлении по форме Р11001, является руководителем еще нескольких юридических лиц.
Неявка заявителя в регистрирующий орган не является достаточным основанием для вывода регистрирующего органа о непредставлении документов, необходимых для государственной регистрации.
Таким образом, у инспекции отсутствовали основания для принятия оспариваемого заявителем решения от 21.12.2017 N 31687А об отказе в государственной регистрации ООО "БалтРусьСтрой" при его создании.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные Ватрушкиным И. В. требования - удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.2018 по делу N А21-6317/2018 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области от 21.12.2017 N31687А об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "БалтРусьСтрой".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области в пользу Ватрушкина Ивана Владимировича 450 руб. расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.
Возвратить Ватрушкину Ивану Владимировичу из федерального бюджета 5 700 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по заявлению, перечисленной по чеку по операции Сбербанк онлайн 31.05.2018.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.