г. Владивосток |
|
14 ноября 2018 г. |
Дело N А24-7088/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т.Васильевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления городского хозяйства Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение, апелляционное производство N 05АП-4633/2018, на решение от 07.05.2018 судьи И.А.Васильевой по делу N А24-7088/2017 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Управления городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4101128100, ОГРН 1094101000069)
к ответчику краевому государственному унитарному предприятию "Камчатский водоканал" (ИНН 4101119472, ОГРН 1074101006726)
третье лицо: Контрольно-счётная палата Камчатского края (ИНН 4101124539, ОГРН 1084101003095)
о взыскании 37 700 000 рублей,
при участии:
от Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - Шеременко С.В., доверенность от 23.05.2018, сроком по 31.12.2018, служебное удостоверение,
от Контрольно-счётной палаты Камчатского края - Зайцева Е.А., доверенность от 14.06.2018, сроком по 31.12.2018, паспорт,
от КГУП "Камчатский водоканал" - Супрун А.С., доверенность от 09.01.2018, сроком до 31.12.2018 года, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Управление городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к краевому государственному унитарному предприятию "Камчатский водоканал" (далее - КГУП "Камчатский водоканал", ответчик) о взыскании 37 700 000 рублей, составляющих выплаченную ответчику субсидию по соглашению от 12.11.2014 N 10.
Определением от 13.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Контрольно-счетная палата Камчатского края.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 07.05.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 07.05.2018, Управление просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает судом не дана оценка кредитного договора от 19.07.2013 N 2013-00997, из содержания которого не следует, что его целевое использование погашение задолженности, возникшей за поставленную продукцию перед ООО "ПолипластикСибирь".
Апеллянт полагает, что Порядком от 17.02.2014 N 353 не предусмотрены основания для погашения кредита.
Вывод суда о том, что Управление располагало сведениями о наличии кредитного договора, понесенных расходах и выделяла субсидию при наличии такой информации, также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Управление, как отраслевой орган (заключение от 05.07.2013 N 01-07-01/1339/13) не возражало против совершения крупной сделки по заключению кредитного договора, целевым использованием денежных средств которого являлось финансирование аварийного запаса трубопроводной продукции, а не погашение задолженности, возникшей за поставленную продукцию перед ООО "Полипластик Сибирь".
Ссылка в решении суда на переписку 2013, по мнению апеллянта, неправомерна, поскольку переписка велась с администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа и Комитетом по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, а не с Управлением. Указанная переписка не регламентирует отношения по предоставлению из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа субсидий организациям коммунального комплекса Петропавловск-Камчатского городского округа на реализацию отдельных мероприятий муниципальной программы "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами, услугами по благоустройству территории и охраны окружающей среды", утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2013 N 3183.
Кроме того, ни согласование сделки по заключению кредитного договора, целевым использованием денежных средств которого являлось финансирование аварийного запаса трубопроводной продукции, ни переписка 2013 года, не могло являться основанием подтверждения целевого расходования субсидии предоставленной в 2014 году в соответствии с нормами бюджетного законодательство Российской Федерации.
Выражая несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что при заключении соглашения для стороны истца не имело значения за счет каких средств ГКУП "Петропавловский водоканал" производил расчеты с поставщиком и на какие мероприятия будет потрачена субсидия, утверждает, что направляя денежные средства на погашение кредитных обязательства, ГКУП "Петропавловский водоканал" фактически не соблюдены условия Соглашения, что является нецелевым расходованием денежных средств.
Кроме того, в обоснование свое правовой позиции, апеллянт ссылается на судебные акты судов общей юрисдикции по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, которыми установлено, что Управлением допущено нецелевое расходование бюджетных средств.
Контрольно-счетная палата Камчатского края по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщенного к материалам дела, выразила несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
КГУП "Камчатский водоканал" в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
В суд апелляционной инстанции через канцелярию поступили ходатайство Управления городского хозяйства Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о процессуальном правопреемстве, в котором последнее просит заменить Управления городского хозяйства Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, а также выписка из Единого государственного реестра юридических лиц об образовании Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в связи с чем судом рассмотрен вопрос о процессуальном правопреемстве.
По правилам части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Как установлено судебной коллегией, в соответствии с Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 14.02.2018 N 113-р "О переименовании некоторых органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и о внесении изменений в Решение городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.04.2009 N 477-р "Об утверждении структуры администрации Петропавловск-Камчатского городского округа" Управление городского хозяйства Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа переименовано в Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, о чем 22.05.2018 была сделана запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Принимая во внимание, что Управления городского хозяйства Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа выбыло из правоотношения в связи с переименованием, указанное лицо подлежит замене на Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в порядке процессуального правопреемства.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Статьей 6 Закона Камчатского края от 20.11.2013 N 340 "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов), предоставляемых из краевого бюджета на 2014 год согласно приложению 12.
Законом Камчатского края от 06.11.2014 N 535 "О внесении изменений в Закон Камчатского края "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в Приложение 12 к Закону Камчатского края от 20.11.2013 N 340 внесены изменения, в частности, в рамках реализации мероприятий Государственной программы Камчатского края "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей населенных пунктов Камчатского края коммунальными услугами и услугами по благоустройству территорий на 2014 - 2018 годы" (далее - государственная программа), подпрограммы "Чистая вода в Камчатском крае" (далее - подпрограмма 2) Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края утвержден объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидии Петропавловск-Камчатскому городскому округу в размере 37 700 000 рублей на закупку запорной арматуры и трубопроводной продукции (позиция 39).
Данный Закон вступает в силу после дня его официального опубликования - 12.11.2014, и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014.
В целях реализации основных мероприятий подпрограммы 2 бюджету Петропавловск-Камчатского городского округа из бюджета Камчатского края уведомлениями Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края об изменениях бюджетных ассигнованиях и об изменениях лимитов бюджетных обязательств от 16.10.2014 N 14717 доведена субсидия в сумме 37 700 000 рублей на реализацию мероприятия "закупка запорной арматуры и трубопроводной продукции".
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 17.02.2014 N 353 утвержден порядок предоставления из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа субсидий организациям коммунального комплекса Петропавловск-Камчатского городского округа на реализацию отдельных мероприятий муниципальной программы "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами, услугами по благоустройству территории и охраны окружающей среды", утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2013 N 3183 (далее - Порядок N 353).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 353 субсидии носят целевой характер и не могут быть израсходованы на цели, не предусмотренные настоящим Порядком.
Пунктом 9 Порядка от 17.02.2014 N 353 определен следующий перечень документов для предоставления субсидии: копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц), копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей); копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации; копии учредительных документов (для юридических лиц); копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), копия выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей); копии протоколов заседаний комиссий по осуществлению закупок; копии договоров купли-продажи (поставки) и (или) выполнения работ (оказания услуг); копии актов сдачи-приемки выполненных работ, актов оказанных услуг, товарных накладных; информация о банковских реквизитах.
Согласно пункту 16 Порядка от 17.02.2014 N 353 основанием для перечисления бюджетных средств субсидии получателю субсидии является представление получателем субсидии копий следующих документов: актов о приемке выполненных работ формы N КС-2; счетов, счетов-фактур на оплату товаров, работ, услуг; справок о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 353 по результатам проверки представленных документов на соответствие пункту 9 Порядка и при несоответствии заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, главный распорядитель бюджетных средств возвращает документы получателю субсидии и письменно уведомляет его об отказе в рассмотрении представленных документов с указанием причин отказа.
12.11.2014 между Комитетом городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Комитет, на момент рассмотрения дела Управление городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение, Управление) и МУП "Петропавловский водоканал" (далее - МУП "Петропавловский водоканал", на момент рассмотрения дела КГУП "Петропавловский водоканал") заключено Соглашение N 10 (далее - Соглашение N10), которым определен порядок взаимодействия по вопросам перечисления средств бюджета Петропавловск-Камчатского округа для реализации отдельного мероприятия подпрограммы "Модернизация жилищно-коммунального хозяйства" муниципальной программы "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами и услугами по благоустройству территорий и охраны окружающей среды", утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2013 N 3183: компенсация расходов на закупку запорной арматуры и трубной продукции, согласно приложению.
Платежным поручением от 04.12.2014 N 25293 денежные средства в размере 37 700 000 рублей перечислены МУП "Петропавловский водоканал", назначение платежа: субсидии на финансирование программ в соответствии с соглашением МУП "ПВК" N10 от 12.11.2014 согл. С край 206-пк от 12.11.2014 (счет 821 от 12.11.2014) край 0190200010201.
В период с 25.11.2015 по 11.12.2015 Контрольно-счетной палатой проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности использования средств краевого бюджета, выделенных в рамках подпрограммы "Чистая вода в Камчатском крае" государственной программы Камчатского края "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей населенных пунктов Камчатского края коммунальными услугами и услугами по благоустройству территорий на 2014-2018 годы" в Петропавловск-Камчатском городском округе" в отношении, в том числе, Комитета, МУП "Петропавловский водоканал".
В результате контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой установлено, что комитетом допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 37 700 000 рублей, которое выразилось в следующем.
Бюджету Петропавловск-Камчатского городского округа из бюджета Камчатского края уведомлениями Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 16.10.2014 N 14717 доведены субсидии в сумме 37 700 000 рублей на реализацию мероприятия "закупка запорной арматуры и трубопроводной продукции"
При проверке установлено, что денежные средства в размере 37 700 000 рублей направлены на погашение финансовых обязательств МУП "Петропавловский водоканал", возникших в 2012 и 2013 годах при закупке трубопроводной продукции и запорной арматуры, тем самым субсидии, выделенные на реализацию мероприятий государственной программы, направлены на оплату денежных обязательств, не предусмотренных соответствующей программой и возникших до её утверждения: комитетом заключено соглашение N 10 и перечислены средства краевого бюджета до вступления в силу постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.12.2014 N 2974.
29.11.2017 истец обратился к ответчику с требованием о восстановлении в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа средств в размере 37 700 000 рублей, использованные не по целевому назначению.
Неисполнение ответчиком требования Управления послужило основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Управления и в отзывах на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции не обоснованным, а апелляционную жалобу Управления - подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.06.2013 N 1840 утвержден Порядок разработки и реализации муниципальных программ Петропавловск-Камчатского городского округа, пунктом 4.46 которого предусмотрено, что разработку проектов правовых актов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о внесении изменений в муниципальные программы, о приостановлении или о необходимости прекращения реализации программ и их согласование в установленном порядке осуществляют муниципальные заказчики.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2013 N 3183 утверждена муниципальная программа "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами, услугами по благоустройству территории и охрана окружающей среды", согласно которой комитет определен муниципальным заказчиком муниципальной программы "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск- Камчатского городского округа коммунальными услугами, услугами по благоустройству территории и охрана окружающей среды".
Постановлением администрации Петропавловск -Камчатского городского округа от 17.02.2014 N 353 утвержден порядок предоставления из бюджета Петропавловск -Камчатского городского округа субсидии организациям коммунального хозяйства на реализацию отдельных мероприятий муниципальной программы "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами, услугами по благоустройству территории и охрана окружающей среды".
Статьей 135 БК РФ установлено, что субсидии местным бюджетам являются одной из форм межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 136 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации регламентирован статьей 139 БК РФ.
Пункт 3 статьи 139 БК РФ устанавливает, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.
Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 139 БК РФ).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ), что также согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 14.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 23).
Из материалов дела следует, что на основании указанных выше муниципальных правовых актов 12.11.2014 между главным распорядителем средств краевого бюджета Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края (распорядитель) и администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа (получатель) заключено Соглашение N 10, которое определило порядок взаимодействия сторон по вопросам предоставления распорядителем межбюджетных трансфертов в целях реализации мероприятия подпрограммы "модернизация жилищно-коммунального хозяйства" государственной программы "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей населенных Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами и услугами по благоустройству территорий и охраны окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 31.10.2013 N 3183.
Соглашением от 12.11.2014 N 10 стороны определили условия, цель и порядок предоставления субсидии.
Пунктом 2.1 Соглашения N 10 предусмотрено, что предприятие обязуется обеспечить предоставление надлежаще заверенных копий договоров, сметного расчета; обеспечить представление актов о приемке выполненных работ (Форма КС-2), счетов, счетов-фактур на оплату товаров, работ, услуг и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) по мероприятиям, предусмотренным программой; обеспечить предоставление договоров, передаточных актов в случае приобретения имущества для реализации мероприятий, предусмотренных Программой; обеспечить использование средств, выделенных из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, на цели, предусмотренные Программой (пункты 2.1.-2.1.3, 2.1.5).
Пунктом 2.2 соглашения N 10 предусмотрено, что Комитет обязуется обеспечить перечисление средств, выделенных из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа Предприятию, в соответствии с Приложением, при условии предоставления Предприятием документов, предусмотренных пунктами 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3.
Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2014 (пункт 7 Соглашения N 10).
Согласно приложению N 1 названного Соглашения, программное мероприятие - компенсация расходов на закупку запорной арматуры и трубной продукции МУП "Петропавловский водоканал" в сумме 37 700 000 рублей финансируется за счет средств краевого бюджета.
МУП "Петропавловский водоканал" письмом от 13.11.2014 N 4338/33-02 обратилось на имя и.о. заместителя главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - председателю комитета городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о перечислении в соответствии с соглашением от 12.11.2014 N 10 средств, выделенных из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на реализацию отдельных мероприятий муниципальной программы "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами, услугами по благоустройству территории и охраны окружающей среды" МУП "Петропавловский водоканал" в 2014 году, которым просило предоставить бюджетные средства в размере 39 479 387,76 рублей по объекту "компенсация расходов на закупку запорной арматуры и трубной продукции", в объеме 39 479 387, 76 рублей.
Как следует из материалов дела, к заявлению предприятием были приложены счет на оплату от 12.11.2014N 821; договор от 03.07.2012 N 237 на поставку монтажных/демонтажных ставок с приложением спецификации; акт приемки-передачи товара от 29.12.2012; договор от 03.07.2012 N 238 на поставку запорной арматуры; акт приема-передачи товара от 29.12.2012; договор от 03.07.2012 N 239 на поставку сварочного оборудования, прибора по поиску маркеров с приложением спецификации и акта приемки-передачи товара.
Данные обстоятельства послужили основанием для перечисления субсидии ответчику в счет компенсации расходов на закупку и запорной арматуры и трубной продукции. Платежным поручением от 04.12.2014 N 25293 денежные средства в размере 37 700 тыс. руб. перечислены МУП "Петропавловский водоканал".
Обязанностью получателя субсидии в силу пункта 2.1.5, 2.1.7 Соглашения N 10 является своевременное и эффективное использование средств краевого бюджета, полученных в виде межбюджетных трансферов на реализацию мероприятий Программы, указанных в пункте 1.1. раздела 1 Соглашения N 10, на цели, предусмотренные законом Камчатского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 3.2 Соглашения N 10 получатель субсидии несет ответственность за осуществление нецелевого расходования средств, перечисленных распорядителем.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 23, если судом будет установлено, что исходя из содержания перечней расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, наименований статей и подстатей классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (то есть когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.
В ходе проверочных мероприятий законности и результативности использования подпрограммы "Чистая вода в Камчатском крае" программы Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей населенных Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами и услугами по благоустройству территорий и охраны окружающей среды" КСП Камчатского края установлено, что средства бюджета в размере 37 700 000 фактически направлены и использованы на погашение финансовых обязательств КГУП "Камчатский водоканал" (основного долга и процентов по нему), возникших в 2012- 2013 годах при закупке запорной арматуры и трубопроводной продукции на сумму 237 141 100 руб.
Данные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела кредитным договором от 19.07.2013 N 2013-00997, договором цессии N 5 от 24.07.2014, платежными документами. Предприятием также подтверждено, что кредитный договор закрыт 04.12.2014.
То, что кредитные средства фактически направлены и использованы на погашение финансовых обязательств КГУП "Камчатский водоканал", последним не оспаривается и не опровергнут.
При этом, согласно акта проверки КСП Камчатского края и пояснения самого предприятия при подаче документов на предоставление спорной субсидии указанный кредитный договор представлен не был, что противоречит пункту 16 Порядка N 353 и пункту 2.1 Соглашения N 10, а следовательно является нарушением принятых на себя обязательств, установленных указанными актами.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 353 субсидии носят целевой характер и не могут быть израсходованы на цели, не предусмотренные Порядком N 353. Основания для погашения кредита в качестве целевого использования предоставленной субсидии Порядком N 353 не предусмотрено.
На основании изложенного, коллегия считает ошибочным вывод о соблюдении КГУП "Камчатский водоканал" условий предоставления субсидии, установленных в Соглашении N 10 и Порядке N 353.
В рассматриваемом случае отсутствует неопределенность в вопросе о том, для какой цели была предоставлена субсидия, исходя из содержания перечисленных документов, усматривается, что цель выделения субсидии конкретизирована - закупка запорной арматуры и трубопроводной продукции.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об использовании выделенных бюджетных средств с нарушением, установленных в указанных выше документах целей, что свидетельствует о нецелевом использовании выделенных из краевого бюджета средств.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, помимо прочего, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
На основании пунктов 18, 19 Порядка N 353 предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае в рамках мероприятий программы (Приложение 1 к государственной программе "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск - Камчатского городского округа коммунальными услугами и услугами по благоустройству территорий и охраны окружающей среды", утвержденной постановлением администрации Петропавловск0 Камчатского городского округа от 31.10.2013 N 3183) определено, что субсидии, использованные не по целевому назначению подлежат возврату в краевой бюджет.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что обязанность возврата субсидий возникает у муниципального образования в случае нецелевого использования денежных средств, предоставленных в форме субсидий.
Таким образом, суд первой инстанции неправомерно посчитал доказанным факт целевого расходования средств краевого бюджета и отсутствие оснований для их возврата в краевой бюджет.
Коллегия апелляционного суда, признавая выводы суда первой инстанции ошибочными полагает, что КСП Камчатского края доказан факт нецелевого использования заявителем денежных средств в размере 37 700 тыс. руб., поскольку указанны денежные средства были направлены на погашение финансовых обязательств МУП "Петропавловский водоканал" возникших в 2012 и 2013 годах при закупке трубопроводной продукции и запорной арматуры, а субсидии в размере 37 700 тыс. руб., выделенные на реализацию мероприятий государственной программы, подпрограммы 2, были направлены на оплату денежных обязательств, не предусмотренных соответствующей программой и возникших до ее утверждения.
Выводы суда первой инстанции о компенсационном характере субсидии в связи с уже понесенными расходами на приобретение товара, коллегия находит ошибочным, поскольку направляя денежные средства на погашение кредитных обязательств КГУП "Камчатский водоканал" фактически не соблюдены условия Соглашения N 10, что в свою очередь является нецелевым расходованием бюджетных денежных средств.
Ссылка суда первой инстанции на переписку между КГУП "Камчатский водоканал" и администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа о перераспределении средств коллегия во внимание не принимает, поскольку данная переписка не регламентирует отношения по предоставлению из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа субсидии и Управление городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в указанной переписке участвовало, одобрение на перераспределение денежных средств не согласовывало.
На основании изложенного, коллегия апелляционного суда полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании КГУП "Камчатский водоканал" с 37 700 000 рублей, составляющих выплаченную ответчику субсидию по Соглашению от 12.11.2014 N 10.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности требования о возврате суммы субсидий, поскольку наличие нарушений при предоставлении субсидии и её использовании является безусловным основанием для возврата субсидии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При установленных обстоятельствах, апелляционный суд считает, что исковые требования Управления подлежали удовлетворению, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене а основании пунктов 1, 3 части 1 статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Соответственно апелляционная жалоба истца подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести в порядке процессуального правопреемства замену стороны по делу - Управления городского хозяйства Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на его правопреемника - Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 07.05.2018 по делу N А24-7088/2017 отменить.
Требования Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о взыскании в доход Петропавловск-Камчатского городского округа 37 700 000 (тридцати семи миллионов) рублей, использованных не по целевому назначению, удовлетворить.
Взыскать с краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" (ИНН 4101119472, ОГРН 1074101006726) в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа 37 700 000 (тридцать семь миллионов семьсот тысяч) рублей, использованных не по целевому назначению.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.