город Ростов-на-Дону |
|
13 ноября 2018 г. |
дело N А53-7507/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.,
судей Емельянова Д.В., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Булатовой К.В.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Ростовской области: представитель Дикова Н.С. по доверенности от 09.11.2018, Десятникова А.А. по доверенности от 07.11.2018,
от открытого акционерного общества "Новошахтинский завод нефтепродуктов": представитель Романова Л.Ю. по доверенности от 06.03.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Новошахтинский завод нефтепродуктов" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2018 по делу N А53-7507/2018 по заявлению открытого акционерного общества "Новошахтинский завод нефтепродуктов" (ИНН 6151012111, ОГРН 1046151001071) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Ростовской области, Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам о признании решения недействительным,
принятое в составе судьи Лебедевой Ю.В.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Новошахтинский завод нефтепродуктов" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Ростовской области N 59303 от 18.09.2017.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2018 по делу N А53-7507/2018 в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства отказано. В удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы отказано. В удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2018 по делу N А53-7507/2018, открытое акционерное общество "Новошахтинский завод нефтепродуктов" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела. Податель жалобы указывает, что наличие у налогоплательщика права на применение пониженной налоговой ставки по налогу на имущество, предусмотрено пунктом 3 статьи 380 НК РФ должно определяться исходя из функционального назначения указанных основных средств на основании технической документации и с учетом положений раздела "Примечание" Перечня Постановления N 504. Апеллянт указывает, что обществом доказан факт полного соблюдения требований, предъявляемых пунктом 3 статьи 380 НК РФ для применения пониженных налоговых ставок по налогу на имущество. Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении по делу технической экспертизы, мотивировав тем, что денежные средства не внесены на депозитный счет суда. Апеллянт указывает, что общество с силу специфики своей деятельности является одновременно как производителем определенного вида энергии, так и ее потребителем. Кроме того, податель жалобы указывает, что ГОСТы не являются нормативно-правовыми актами, поскольку применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции. Применение национального стандарта является обязательным только для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту. Апеллянт указывает, что налоговый орган, ссылаясь на тот факт, что налогоплательщик не относится к сетевым организациям, не опровергает правомерность применения пониженной ставки.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 21 по Ростовской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам через канцелярию суда поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство.
Судебная коллегия на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2018 по делу N А53-7507/2018 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год, представленной 29.03.2017, в ходе которой установлена неполная уплата налога на имущество организаций в связи с необоснованным применением пониженной налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения материалов проверки и письменных возражений принято Решение, согласно которому доначислены налог на имущество организаций в размере 11 345 058,00 рублей, пени в соответствии со ст. 75 НК РФ в размере 475 182,61 руб., налогоплательщик привлечен к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом смягчающих обстоятельств в виде штрафа в размере 1 134 505,80 руб.
Акт налоговой проверки N 57932 от 13.07.2017 вместе с извещением о времени и месте рассмотрения материалов проверки N 1809 от 20.07.2017 направлены заказным почтовым отправлением 20.07.2017. Рассмотрение акта назначено на 04.09.2017.
В связи с тем, что конверт с актом и извещением о времени и месте рассмотрения материалов вернулся в инспекцию принято решение об отложении рассмотрения материалов проверки N 6344 от 03.08.2017 и повторном направлении акта камеральной проверки в адрес налогоплательщика.
Акт налоговой проверки N 57932 от 13.07.2017 вместе с извещением о времени и месте рассмотрения материалов проверки N 1844 от 03.08.2017 и решение N 6344 от 03.08.2017 направлены заказным почтовым отправлением 03.08.2017 и получены налогоплательщиком 11.08.2017, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
11.09.2017 налогоплательщик, воспользовавшись правом, предусмотренным пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации, представил письменные возражения на акт камеральной проверки N 57932 от 13.07.2017.
Рассмотрение материалов было назначено на 18.09.2017. На рассмотрение материалов налогоплательщик явку представителей не обеспечил, материалы проверки и письменные возражения рассмотрены в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, в отношении которого проводится проверка. Рассмотрение материалов и письменных возражений оформлено протоколом рассмотрения материалов проверки N 102 от 18.09.2017.
По результатам рассмотрения материалов проверки и письменных возражений принято решение N 59303 от 18.09.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением N 59303 от 18.09.2017 ОАО "НЗНП" доначислен налог на имущество в размере 11 345 058,00 рублей, начислена пеня в соответствии со ст. 75 НК РФ в размере 475 182,61 рублей и налогоплательщик привлечен к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 134 505,80 рублей (с учетом обстоятельства, смягчающего ответственность).
Налогоплательщик, не согласившись с принятым решением, представил апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган в порядке ст. 138.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управлением ФНС России по Ростовской области принято Решение N 15-15/4967 от 19.12.2017, в соответствии с которым Решение N 59303 от 18.09.2017 Межрайонной ИФНС России N 21 по Ростовской области оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, общество обжаловало его в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, как каждому в отдельности, так и в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерской отчетности.
Исходя из положений Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
Понятие "основные средства" дано в Положении по ведению бухгалтерского учета.
К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства и другие основные средства.
Порядок учета на балансе организации объекта основных средств регулируется также Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".
В соответствии с названным Приказом актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владении и пользование или во временное пользование; объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта; объект способен приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.
В пункте 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств предусмотрено, что основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет в кладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд и в других случаях.
В пункте 28 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств установлено, что принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.
Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
С правовой точки зрения, налоговая льгота - это всегда специальная норма, которая может применяться только при наличии установленных законодательством условий. Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
При этом установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.
Согласно статье 380 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно пункту 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2015 году - 1,0 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 N 843-3C "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается в размере 2,2 процента, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 7 данной статьи.
Согласно пункту 5 статьи 2 Областного закона РО N 843 - ЗС (в соответствующей редакции) налоговые ставки по налогу на имущество организаций в отношении магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, устанавливаются в 2015 году в размере 1,0 процента.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, в котором указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, перечень содержит примечание, в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Право на применение пониженной ставки возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий:
имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации;
имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;
имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Иные основания для применения пониженной ставки в отношении линий электропередач в пункте 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Согласно вышеприведенному перечню, к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
В рамках рассмотрения дела судом установлено, что основным видом деятельности ОАО "НЗНП" является производство нефтепродуктов.
На балансе общества отражены объекты основных средств. В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "НЗНП" является плательщиком налога на имущество организаций.
Обществом в налоговой декларации применена пониженная 1% (льготная ставка) в отношении 184 объектов имущества, отражённых в его бухгалтерском учёте.
Полный перечень льготированного имущества по представленной декларации указан на странице 1-6 заявления (т. 1 л.д. 4-6).
Заявитель полагает, что поскольку поименованное имущество относится к линиям электропередач, следовательно, на него распространяется пониженная ставка при исчислении налога на имущество.
Учитывая изложенное, предметом доказывания по настоящему спору является возможность отнесения спорного имущества к линиям электропередачи и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Поэтому для рассмотрения вопроса об отнесении спорного имущества к линиям электропередач следует проанализировать содержание нормативных документов, применяемых в области электроэнергетики.
Энергетической системой согласно ГОСТ 21027-75 "Системы энергетические. Термины и определения" называется совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима в непрерывном процессе производства, преобразования и распределения электрической энергии и тепла при общем управлении этим режимом.
Линия электропередачи, - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения").
За пределы электростанции или подстанции выходит линия электропередачи (ЛЭП), предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Согласно ГОСТ 24291-90 электропередача - совокупность линий электропередачи подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.
В соответствии с ГОСТ 24291 -90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Таким образом, нормами отраслевого законодательства устанавливается возможность определения границ имущества, относящегося к линиям электропередачи.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон) определено, что электроэнергетика - это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
При этом объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование).
Пунктом 1 статьи 5 Закона установлено, что технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
В соответствии со статьей 7 Закона единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках (пункт 2 статьи 5 Закона).
Данным Законом установлены субъекты электрооэнергетики, к которым отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии; а также потребители электрической и тепловой энергии, к которым отнесены лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (ст. 3 Закона).
Статья 43 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обязывает субъекты электроэнергетики вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики: производству электрической энергии; передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов сетевого хозяйства); реализации (сбыту) электрической энергии; оперативно-диспетчерскому управлению.
Главой 2.4 Правил N 187, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и п. 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлено разграничение балансовой принадлежности электросетей, разграничение эксплуатационной ответственности ГРЭС и сетевой организации, являющейся собственником ЛЭП.
Таким образом, между электрической частью электростанций, потребителями электрической энергии и электрическими сетями имеется четкое технологическое и организационное разграничение. Такое разграничение в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пунктом 2.5.2 Правил устройства электроустановок устанавливается при технологическом подключении потребителя и производителей электроэнергии к электрическим сетям и фиксируется в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон - сетевых организаций и производителей и потребителей электрической энергии.
Электрическая часть потребителей электроэнергии не может относиться к оборудованию электрических сетей (в состав которых включены линии электропередачи). Линии электропередачи, входящие в состав оборудования и сооружений потребителей электрической энергии являются частью электрических сетей, используемых для собственных нужд. Подобные линии электропередачи не относятся к имуществу, включенному в Перечень N 504.
Следовательно, нормами отраслевого законодательства устанавливается возможность определения границ имущества, относящегося к линиям электропередачи.
Функциональным назначением имущества, указанного в Перечне N 504, является передача электрической и тепловой энергии, производимой на электростанциях, потребителям.
Из изложенного следует, что условием отнесения объектов к линиям энергопередачи является отнесение владельца имущества к субъектам электроэнергетики и их использование в деятельности по предоставлению услуг по передаче электроэнергии.
Использование объектов основных средств при получении и потреблении электроэнергии для нужд собственного производства не может позиционироваться как участие в процессе передачи электроэнергии.
Факт наличия у общества объектов электроэнергетики не может являться основанием для отнесения этих основных средств к линиям энергопередачи или сооружениям, являющимся их неотъемлемой частью, если они не связаны с процессом передачи электрической (тепловой) энергии в контексте Перечня N 504.
Заявителем в материалы дела представлено экспертное заключение N И-120-1/2017 от 09.07.2018. На разрешение экспертов поставлены вопросы:
1.Относятся ли спорные объекты основных средств, указанные в Перечне объектов к линиям энергопередачи, а также к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, поименованным в Перечне имущества, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504;
2. Находилось ли указанное в Перечне объектов имущество в цепи передачи электрической и тепловой энергии, и каким образом оно фактически участвовало в такой передаче?
В представленном заключении проанализированы объекты, с указанием фактического их описания и технических характеристик.
В соответствии с представленным заключением экспертами сделаны следующие выводы:
по первому вопросу: "Объекты 2,19,20,21,22,23,242526,27,28,29,30,32 не относятся к линиям энергопередачи, а так же к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, поименованными в Перечне имущества, утвержденном постановлением Правительства РФ N 504 от 30.09.2004.
остальные объекты основных средств, указанные в перечне N 1 ОС ОАО "НЗНП" относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, поименованными в Перечне имущества, утвержденном постановлением Правительства РФ N 504 от 30.09.2004 года".
По второму вопросу эксперт указал: "Имущество, указанное в Перечне N 1 ОС ОАО "НЗНП", находилось в цепи передачи электрической и тепловой энергии, для передачи электрической энергии к электроприемникам".
Вместе с тем, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Следовательно экспертное заключение не является единственным и неопровержимым доказательством по делу
Статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В ходе рассмотрения дела судом были исследована схема размещения льготируемых объектов, которая приобщена к материалам дела, а также с учетом описательной части экспертного заключения и пояснений представителя заявителя установлено местонахождение и функциональное назначение электрооборудования.
Судом установлено, что все объекты находятся за границей балансовой принадлежности между сетевой организацией и заявителем, находятся на территории заявителя и предназначены исключительно для обеспечения работоспособности предприятия и передачи электрической энергии к электроприемникам и к устройствам обогрева трубопроводов нефтепродуктов.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что общество неправомерно применило пониженную ставку по налогу на имущество, поскольку по своему функциональному назначению, принадлежащее обществу имущество не относится к линиям электропередачи в том смысле, который изложен в постановлении Правительства РФ N 504 от 30.09.2004 года.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией судебных инстанций по делам N А50-25401/2015, N А50-13904/2015 и N А32-13734/2016, а также по делу NА53-33173/2017 (постановление кассационной инстанции от 30.10.18), по которому рассматривался аналогичный спор между теми же сторонами.
Налогоплательщик в заявлении указывает, что в отношении объектов магистральных трубопроводов подход Инспекции по направленности использования объектов для собственных нужд или для реализации третьим лицам неприменим. Указывает, что данный подход не обоснован ни с позиции налогового законодательства, ни с позиции отраслевых норм.
В подтверждение своей позиции заявителем представлено экспертное заключение N И-120-1/2017 от 09.07.2018. На разрешение экспертов поставлен вопрос:
Относятся ли объекты основных средств, указанные в Перечне N 2 к магистральным трубопроводам, а так же сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, поименованным в Перечне имущества, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504.
В представленном заключении проанализированы объекты, с указанием фактического их описания и технических характеристик.
В соответствии с представленным заключением экспертами сделан вывод о то, что объекты основных средств, указанные Перечне N 2 ОС ОАО "НЗНП" относятся к магистральным трубопроводам, а так же сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, поименованными в Перечне имущества, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504, кроме ограждения ПСП на ОАО "НЗНП", блок-контейнера для хранения арбитражных проб и реактивов химлаборатории, сплит-системы Panasonic CS-E24EKD на ОАО "НЗНП".
Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрена пониженная ставка в отношении магистральных трубопроводов.
В соответствии с "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85" (утв. Приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 08/ГС) трубопровод магистральный: единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя здания, сооружения, его линейную часть, в том числе объекты, используемые для обеспечения транспортирования, хранения и (или) перевалки на автомобильный, железнодорожный и водный виды транспорта жидких или газообразных углеводородов, измерения жидких (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, газовый конденсат, широкая фракция легких углеводородов, их смеси) или газообразных (газ) углеводородов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации...".
Таким образом, магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приемки до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта.
Понятие "магистрального трубопровода" определяется выполняемой им функцией, связанной с обязанностью транспортных организаций обеспечивать сторонним лицам недискриминационный доступ к своим транспортным мощностям, что соответствует общему правилу применения данной льготы по налогу на имущество организаций только в отношении имущества общего пользования.
Постановлением Правительства Российской федерации от 29.03.2011 N 218 "Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены "Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации."
В соответствии с пунктом 3 "Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации" оператор осуществляет информирование об условиях получения доступа к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 N 844.
Согласно пункту 6 вышеназванных "Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации" услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) предоставляются оператором на основании договора об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, заключаемого оператором и потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 "Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации" подключение объекта нефтедобычи к магистральному трубопроводу осуществляется в соответствии с "Правилами подключения объектов нефтедобычи магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 N 90.
Вышеуказанные "Правила подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти" устанавливают порядок недискриминационного доступа к услугам по подключению объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам и учета объектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти, а также дают определения "магистрального трубопровода" и "объектов нефтедобычи", а именно:
"магистральный нефтепровод" - совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, от мест ее приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта;
"мероприятия по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу" - действия, направленные на обеспечение технологической возможности подключения объекта нефтедобычи, и непосредственно технологическое подключение объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу;
"объект нефтедобычи" - единый имущественно-технологический комплекс, исключающий сооружения, технологические установки и оборудование, обеспечивающий осуществление добычи, сбора, подготовки и транспортировки нефти для сдачи в магистральный нефтепровод.
Согласно статье 3 Постановления Правительства РФ от 29.03.2011 N 218 оператор - субъект естественной монополии, обеспечивающий оказание услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам), осуществляет информирование об условиях получения доступа к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам.
Подключение объекта нефтедобычи к магистральному трубопроводу осуществляется в соответствии с Правилами подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 90.
Услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) предоставляются оператором на основании договора об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам), заключаемого оператором и потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, положения пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений специальных законов, предоставляют льготу по налогу на имущество организации исключительно в отношении объектов, предназначенных для транспортировки (перевозки, передачи) различных предметов материального мира, имеющих важное хозяйственное значение для государства (автомобилей, поездов, нефти и газа, электроэнергии) в режиме общего пользования, то есть с предоставлением права доступа неограниченному кругу лиц, в то время как иные объекты, имеющие сходные по своему виду и свойствам качества характеристики, но использующиеся собственникам в режиме не общего пользования, не отвечают требованиям данного пункта.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 05.07.2017 по делу А40-118139/2016, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.10.2014 по делу N А45-21700/2013, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2017 N Ф05- 21797/2016 по делу N А40-51161/16.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 21.12.2009 N 1039 "О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации" (вместе с "Правилами подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в РФ") установлены понятия следующих терминов:
"завод" - нефтеперерабатывающий завод, являющийся единым имущественно-технологическим комплексом, включающим сооружения, технологические установки, оборудование и обеспечивающим осуществление первичных и вторичных процессов переработки нефти, а также производство готовой продукции;
"организация трубопроводного транспорта" - собственник магистрального трубопровода или уполномоченная им организация;
"подключение завода к магистральному трубопроводу" - технологическое присоединение завода к магистральному трубопроводу, а также расширение пропускной способности магистральных трубопроводов, если такое расширение предусмотрено техническими условиями;
"магистральный трубопровод" - совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти или нефтепродуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта.
Заявителем доказательств того, что он является собственником магистрального трубопровода в контексте вышеприведенного Постановления Правительства РФ от 21.12.2009 N 1039, а также "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85", не представлено.
Следовательно, при расчете налога на имущество организаций заявителем необоснованно применена пониженная налоговая ставка, предусмотренная пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, а также связанных с ними объектов.
Письма Министерства финансов РФ, на которые ссылается заявитель, не являются нормативными актами и обоснованно не учтены судом при вынесении решения по делу.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения налогового органа.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины отнесены судом на заявителя.
Довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении по делу технической экспертизы, отклоняется судом апелляционной инстанции, принимая во внимание нижеследующее.
Заключение экспертизы представляет собой один из видов доказательств по делу (часть 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и оценивается арбитражным судом наряду с другими представленными сторонами доказательствами по правилам, установленным статьей 71 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о назначении экспертизы отнесен на усмотрение арбитражного суда и разрешается в зависимости от необходимости разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний. Назначение экспертизы является способом получения доказательств по делу и направлено на всестороннее, полное и объективное его рассмотрение, находятся в компетенции суда, разрешающего дело по существу.
Согласно выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.03.2011 года N 13765/10 правовой позиции, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, следовательно, требование одной из сторон о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда ее назначить.
В соответствии с положениями статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд назначает экспертизу для разъяснения возникающих вопросов, требующих специальных знаний. Целесообразность проведения экспертизы определяет суд.
Оценив мотивы отказа в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы суда первой инстанции, изложенные в решении, суд апелляционной инстанции находит их обоснованными.
Ссылки подателя жалобы на договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 08.05.14, в котором в графе наименование и место нахождения объектов, в целях электроснабжения которых осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя указан автономный пост технического наблюдения, Российская Федерация, Ростовская область, г. Ростов н/Д, ул. 1-я Луговая, 344007, д.50, точки присоединения и максимальная мощность энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения помещение щитовой причального комплекса ОАО "НЗНП" от ТП 6/0,4 кВ ВЛ 6кВ от ПС 110/6-6 кВ Р-31 и сводные акты первичного учета электроэнергии ОАО "НЗНП" филиал "Ростовский", апелляционным судом во внимание не принимаются как не опровергающие выводы налогового органа.
В контексте заявленной обществом позиции апелляционным судом был задан представителю общества вопрос о том, установлен ли обществу Региональной службой по тарифам тариф на услуги по передаче энергии, на который получен отрицательный ответ.
При рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельств, предусмотренных статьями 109, 111 Налогового кодекса Российской Федерации, помимо установленных инспекцией и учтенных при принятии решения в соответствии со статьей 112, 114 НК РФ, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
В силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции облагается государственной пошлиной для юридических лиц в размере в размере 1 500 руб.
При подаче апелляционной жалобы ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов" в размере 3 000 руб.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено.
Таким образом, уплаченная ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов" государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2018 по делу
N А53-7507/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить АО "Новошахтинский завод нефтепродуктов" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.