г. Воронеж |
|
14 ноября 2018 г. |
Дело N А64-3225/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Алфёровой Е.Е., |
судей |
Письменного С.И., |
|
Коровушкиной Е.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Шабановой Н.В.,
при участии:
от Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мучкапская центральная районная больница имени академика М.И.Кузина": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области, г.Тамбов: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.09.2018 по делу N А64-3225/2018 (судья Истомин А.В.) по исковому заявлению Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мучкапская центральная районная больница имени академика М.И.Кузина" (ОГРН 1026800815095, ИНН 6810003258) к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352) о взыскании 118 131,34 руб.,
третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области, г.Тамбов (ОГРН 1026801158812, ИНН 6831000265),
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Мучкапская центральная районная больница имени академика М.И. Кузина" (далее - ТОГБУЗ "Мучкапская ЦРБ", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее - Военный комиссариат, ответчик) о взыскании основного долга, образовавшегося в связи с оказанием в период с 2016 года по 2017 года внедоговорных услуг по проведению обязательных диагностических исследований гражданам при определении их годности к военной службе, на общую сумму 118131,34 руб.
Определением суда от 08.05.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 18.09.2018 по делу N А64-3225/2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что диагностические исследования призывников, хоть и проводятся в связи с освидетельствованием, но должны оплачиваться за счет средств ОМС в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
От ТОГБУЗ "Мучкапская ЦРБ" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который суд приобщил к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ТОГБУЗ "Мучкапская ЦРБ", соглашаясь со всеми выводами суда первой инстанции, настаивает на необоснованности и несостоятельности доводов заявителя жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В материалы дела от ТОГБУЗ "Мучкапская ЦРБ" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 2016 года по 2017 года ТОГБУЗ "Мучкапская ЦРБ" оказывало ответчику медицинские услуги (производило обязательные диагностические исследования) в целях определения годности граждан к военной службе при отсутствии заключённого с Военным комиссариатом договора на возмездное оказание услуг.
Договор о предоставлении медицинских услуг между истцом и ответчиком не заключался.
Направленная в адрес ответчика претензия N 1178 от 08.08.2017 с просьбой оплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке, оставлена без удовлетворения.
Неоплата фактически оказанных услуг, оставление претензионного письма N 1178 от 08.08.2017 без удовлетворения, послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассмотренным иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из фактического оказания услуг, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (часть 1 статьи 424 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктами 1, 2 статьи 314 ГК РФ определено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения, либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода
В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
Истец в период 2016 - 2017 годов фактически оказал услуги медицинского характера по проведению лабораторно-инструментальных исследований на общую сумму 118131,34 руб., что подтверждается счетами N 94 от 12.05.2017, N 163 от 31.08.2017, N 90а от 04.05.2017, актами выполненных работ N94 от 12.05.2017, N163 от 31.08.2017, N90а от 04.05.2017, а также списками призывников и списками лиц, которым проведены лабораторные и инструментальные исследования по направлениям Военного комиссариата.
С учетом положений статьи 59 Конституции Российской Федерации и соответствующих норм Федерального Закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) суд полагает, что оказываемые ТОГБУЗ "Бондарская ЦРБ" Военному комиссариату Тамбовской области услуги обладают особой спецификой и направлены на защиту охраняемых законом публичных интересов в сфере обеспечения обороноспособности РФ и боеготовности ее Вооруженных Сил.
В рассматриваемом случае основанием возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг является Закон о воинской обязанности и военной службе.
В силу пункта 7 статьи 1 Закона о воинской обязанности и военной службе компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно п. 1, пп. "д" п. 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 N 1441 (далее - Положение N 1441), финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Обязательная подготовка граждан к военной службе включает, в том числе медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Порядок компенсации соответствующих расходов определен утвержденными постановлением Правительства РФ N 704 от 01.12.2004 Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ, (далее - Правила N 704).
Пунктом 2 Правил N 704 предусмотрено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу.
Компенсация расходов, указанных в п. 2 Правил N 704, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ (п. 3 Правил N 704).
Согласно п. 4 Правил N 704 выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 п. 2 Правил N 704, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о воинской обязанности и военной службе проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны РФ договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
В пунктах 6 и 7 статьи 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ. Финансовое обеспечение медицинского обследования осуществляется в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан.
Обязательства, касающиеся предоставления медицинской организацией услуг по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются Законом о воинской обязанности и военной службе.
Согласно пп. "в", "г" п. 2 и пп. 5, 6 п. 4 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФции N 663 от 11.11.2006, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата (отдел), при содействии местной администрации. В целях реализации задач по проведению призыва на военную службу начальник отдела представляет заявки руководителям медицинских организаций на выделение требуемых врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием призывников и прохождением ими медицинского обследования. Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование осуществляется повестками отдела.
В силу пунктов 4, 14 утвержденного Постановлением Правительства РФ N 565 от 04.07.2013 Положения о военно-врачебной экспертизе при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Таким образом, именно на военные комиссариаты возложена обязанность организовать силами учреждений здравоохранения медицинское освидетельствования провести призывникам требуемые клинико-инструментальные исследования.
Согласно правовой позиции, отраженной в определении Верховного Суда РФ от 19.04.2017 N 310-ЭС17-3344, оплата стоимости диагностических исследований, проведенных гражданам, связанных с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования для решения вопроса о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу должна осуществляться военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета.
Истец свои обязательства по оказанию медицинских услуг выполнил в полном объеме, осуществив проведение лабораторных исследований на общую сумму 118131,34 руб., что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538, оказанные истцом во внедоговорном периоде услуги были направлены на обеспечение соответствующих призывов граждан на военную службу.
Не терпящие отлагательства, данные услуги выполнялись регулярно и на протяжении длительного времени в соответствии с заключавшимися в предыдущие периоды договорами. Претензий со стороны заказчика относительно объема и качества оказанных в спорный период услуг не было.
В связи с этим у суда отсутствует основание применять к заявленному истцом требованию в части взыскания неосновательного обогащения за оказанные во внедоговорном периоде медицинские услуги, правовую позицию, согласно которой в отсутствие государственного (муниципального) контракта недопустимо взыскивать в качестве неосновательного обогащения стоимость поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг для государственных или муниципальных нужд в пользу контрагентов, имеющих право вступать в договорные отношения с бюджетными учреждениями исключительно посредством заключения таких контрактов в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как следует из правовой позиции, приведенной в п. 21 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
Согласно пункту 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Довод заявителя о том, что оказанные истцом медицинские услуги в силу положений федеральной и региональной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи подлежат оплате за счет средств ФОМС, основан на неверном толковании норм материального права.
Так в разделе V утвержденной постановлением Правительства РФ N 1382 от 19.12.2015 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год закреплено, что в рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны РФ договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.
Аналогичное положение содержит раздел V утвержденной постановлением Правительства РФ N 1403 от 19.12.2016 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Таким образом, проведение обязательных диагностических исследований в рамках медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе не оплачивается за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств оплаты ответчиком фактически оказанных медицинских услуг, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.09.2018 по делу N А64-3225/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алфёрова |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.