город Ростов-на-Дону |
|
14 ноября 2018 г. |
дело N А53-22717/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Пустового С.С. по доверенности от 01.10.2018, Лесняк А.С. по доверенности от 30.08.2018, заинтересованного лица Шаповалова К.А. по доверенности от 18.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2018 по делу N А53-22717/2018 (судья Чернышева И.В.)
по заявлению муниципального предприятия "Азовводоканал"
к заинтересованному лицу Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу
об оспаривании ненормативного акта
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Азовводоканал" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, департамент) от 04.06.2018 N 09/527 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и обязании утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2018 заявленные требования удовлетворены частично, приказ департамента от 04.06.2018 N 09/527 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение признан недействительным. Суд обязал департамент пересмотреть материалы, представленные предприятием 27.04.2018 в составе заявки на утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Не согласившись с принятым решением, департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована неверным нормативно-правовым обоснованием обжалуемого решения, а также несоответствием вывода суда первой инстанции о том, что осадок сточных вод не является отходом, нормам действующего законодательства.
Предприятие с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в возражениях, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений предприятия, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.04.2018 предприятие обратилось в департамент с заявлением об утверждении представленного на рассмотрение проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Отказ департамента, изложенный в приказе от 04.06.2018, мотивирован следующим: в разделе 2 проекта указано, что смесь сырого осадка и избыточного активного ила (технологическая жидкость 98%), поступающая из аэробного стабилизатора на иловые площадки для обезвоживания, не является отходом и не включена в проект как отход производства. Со ссылкой на пункт 3.46 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" указал на понятие "ил" - отложения тонких минеральных и органических частиц, образующиеся на дне спокойных водоемов".
Указано также, что в соответствии с БЮЛ процессом образования отхода "ил избыточный" (код ФККО 7 22 221 11 394) является удаление избыточного активного ила биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, а отхода "Осадок биологических очистных сооружений хозяйственно бытовых и смешанных вод обезвоженный методом естественной сушки малоопасный" (код по ФККО 7 22 221 11 394) - обезвоживание осадка биологических очистных сооружений методом естественной сушки на иловых картах.
В связи с этим, смесь сырого осадка и избыточно активного ила департаментом признана отходом.
Поскольку, исходя из целей деятельности предприятия, оно фактически обезвреживает отходы при отсутствии лицензии, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение был возвращен заявителю.
Не согласившись с приказом, предприятие оспорило его в судебном порядке по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.
Деятельность по водоснабжению и водоотведению (включая очистку сточных вод) с использованием централизованных систем водоснабжения и водоотведения (канализации) в Российской Федерации осуществляется организациями ВКХ, к которым относится и предприятие "Азовводоканал".
Если организация ВКХ осуществляет сброс сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, то согласно части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" она обязана получить разрешение на сброс загрязняющих веществ, так как согласно указанной норме выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений на сбросы или выбросы, выдаваемых органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) раскрыто понятие норматива образования отходов - это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, а лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. размещение осадков (отходов), образующихся в процессе очистки сточных вод на иловых площадках, общество осуществляет в целях их обезвреживания (уменьшения их массы, изменения состава, физических и химических свойств),
Размещение отходов - это их хранение и захоронение; хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
На основании пункта 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Спорным моментом является различный подход сторон к отнесению илового осадка на иловых площадках предприятия к отходам или же стадии производственного процесса.
Из представленного в материалы дела технологического регламента по эксплуатации иловых площадок очистных сооружений канализации города Азова следует, что подсушенный в течении трех лет осадок подлежит лабораторному контролю с целью подтверждения его безопасности и безвредности, соответствия ГОСТ Р 17.4.3.07-2011,СанПиН 2.1.7.573-96.
В случае соответствия полученных результатов контроля требованиям законодательства, на исследованную партию осадка сточных вод необходимо получение сертификата соответствия, подтверждающего возможность использования данной партии осадка в качестве удобрения (пункт 5.7).
Согласно указанному ГОСТу осадки сточных вод - твердая фракция сточных вод, состоящая из органических и минеральных веществ, выделенных в процессе очистки сточных вод методом отстаивания (сырой осадок), и комплекса микроорганизмов, участвовавших в процессе биологической очистки сточных вод и выведенных из технологического процесса (избыточный активный ил).
На то, что иловые площадки относятся к инженерным сооружениям для обработки и обезвоживания осадка сточных вод и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов, указано в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.12.2015 N АС-03-02-36/21630, а также письмах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.11.2013 N 05-12-44/21713 и от 18.08.2014 N 05-12-44/18132.
Следовательно, к иловым площадкам не применимы требования к объектам размещения отходов в смысле, придаваемом этому понятию законодательством об отходах производства и потребления.
Кроме того, суд установил, что осадки сточных вод не являются отходами (то есть веществами или предметами, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом N 89-ФЗ - статья 1 названного Закона), так как, обладая потребительскими свойствами, после обезвоживания выступают сырьем для производства органических удобрений.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ил (иловый осадок), образованный в результате деятельности предприятие является стадией производственного процесса, а конечный результат оканчивается производством удобрения и его реализацией, соответственно отходом, который обезвреживается, не является и получение лицензии на данный вид деятельности не требуется.
При разрешении требования об обязании утвердить нормативы размещения отходов и лимиты на их размещение, суд обоснованно исходил из отсутствия в материалах дела полного проекта, который бы позволил суду оценить его на достоверность и соответствие предъявляемым требованиям по всем показателям, в связи с чем, возложил на департамент обязанность пересмотреть поданное 27.04.2018 заявление с учетом выводов суда по спорному показателю.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции, трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2018 по делу N А53-22717/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.