г. Хабаровск |
|
14 ноября 2018 г. |
А73-5511/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от ООО "Газпром трансгаз Томск": Новикова А.В., представитель по доверенности от 30.04.2018 N 0104-02/ПД-Б/258;
от ПАО "Газпром": Фаустов В.А., представитель по доверенности от 06.04.2018 N 0104-02/ПД-Б/218;
от Министерства природных ресурсов: Заяц С.Б., представитель по доверенности от 24.10.2016 N 13.3.40-28878;
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Пестова А.В., представитель по доверенности от 09.01.2018 N 09/02;
от Министерства финансов Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства: представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов Хабаровского края, Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 23.08.2018
по делу N А73-5511/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Дацуком С.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз
Томск"
к Хабаровскому краю в лице Министерства природных ресурсов Хабаровского края, Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному агентству лесного хозяйства
о взыскании 6 960 194,21 руб.,
третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: публичное акционерное общество "Газпром",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" (ОГРН 1027000862954, г. Томск, далее - ООО "Газпром трансгаз Томск") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Хабаровскому краю в лице Министерства природных ресурсов Хабаровского края (ОГРН 1072721005532, г. Хабаровск, далее - Министерство природных ресурсов) о взыскании неосновательного обогащения в размере 6 960 194,21 руб.
Требования мотивированы неправомерным отказом в применении поправочных коэффициентов к ставкам платы за единицу площади лесного участка, повлекшим перечисление ООО "Газпром трансгаз Томск" арендной платы по договору N 058-250/2010 от 19.07.2010 сверх установленных законом пределов.
Определением суда от 13.04.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, г. Хабаровск, далее - Управление лесами), публичное акционерное общество "Газпром" (ОГРН 1027700070518, г. Москва, далее - ПАО "Газпром"), Министерство финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, г. Москва, далее - Минфин РФ).
Определением суда от 21.06.2018 правовой статус Управления лесами Правительства изменен на соответчика.
Этим же определением на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, г. Москва, далее - Агентство лесного хозяйства).
Определением от 18.07.2018 по ходатайству истца Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства исключены из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, с привлечением их к участию в деле в качестве соответчиков; удовлетворено ходатайство ПАО "Газпром" о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. Решением от 23.08.2018 в удовлетворении иска ООО "Газпром трансгаз Томск" отказано.
Этим же решением с Управления лесами Правительства Хабаровского края в пользу ПАО "Газпром" взыскано неосновательное обогащение в сумме 6 960 194 руб. 21 коп., расходы по оплате государственной пошлины - 57 801 руб.
На судебный акт Министерством природных ресурсов Хабаровского края и Управлением лесами Правительства Хабаровского края поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Управление лесами считает решение подлежащим отмене с отказом в удовлетворении требований ПАО "Газпром".
В обоснование указано на ненадлежащий способ защиты права, поскольку нормы права, которыми руководствовался суд при принятии решения, и фактические обстоятельства спора, напротив, подтверждают отсутствие оснований для взыскания неосновательного обогащения.
По мнению заявителя жалобы, Управление лесами - ненадлежащий ответчик по иску, так как не может являться ни приобретателем, ни сберегателем арендных платежей ПАО "Газпром", исходя из положений Бюджетного кодекса РФ, конечным получателем спорных денежных средств является Российская Федерация.
Министерство природных ресурсов в своей апелляционной жалобе также считает решение суда подлежащим отмене, а требования - оставлению без удовлетворению, ссылаясь на фактическое возложение судом обязанности по возмещению неосновательного обогащения на Российскую Федерацию в лице Управления лесами, в то время как исковые требования к Российской Федерации не предъявлялись; бюджет Хабаровского края не мог завладеть денежными средствами, поступившими от истца в виде арендной платы за пользование лесными участками, на счет Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю.
Кроме того, указано на необоснованное признание судом доказанным факта окончания строительства линейного объекта и введения его в эксплуатацию, поскольку истцом не доказано, что все объекты, построенные на лесных участка (указанные в актах приема-передачи (возврата) лесных участков от 31.12.2017 N N 26, 28), входят в состав первого пускового комплекса, разрешение на ввод в эксплуатацию которого выдано 25.12.2012 за N RU-35-МРР-АТЭС; ввод объекта в эксплуатацию не означает, что на спорных лесных участках не могло вестись строительство иного объекта или продолжение строительства размещенного объекта (его частей), при этом, строительство может вестись и без разрешения на строительство.
В обоснование данного довода указано на письмо ПАО "Газпром" N 400 (вх.N 76217-9.3.39 от 24.09.2015), в котором арендатор просит продлить действие спорного договора в связи с необходимостью завершения комплекса работ по строительству инвестиционного проекта "Магистральный газопровод "Сахалин-Хабаровск-Владивосток"; подписание после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по инициативе ПАО "Газпром" двух дополнительных соглашений, в которых изменения цели использования лесных участков (для строительства линейных объектов) не содержалось; иные представленные документы (заявления ПАО "Газпром" о предоставлении лесных участков для строительства неотъемлемых технологических частей линейного объекта; договоры аренды лесных участков; акты возврата лесных участков), свидетельствующие о том, что после выдачи разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию ПАО "Газпром" продолжало вести строительство объектов на землях лесного фонда в период с 2014 по 2017 г.г.
Кроме того, указано на необоснованное отклонение судом заявления Министерства о пропуске срока исковой давности по предъявленным требованиям, ссылаясь на факт осведомленности об отказе производить расчет платы с применением понижающего коэффициента в декабре 2014 года.
В отзыве на апелляционные жалобы ПАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Томск" выразили несогласие с их доводами, указав, что Российская Федерация приобретает граждански права и обязанности, а также несет ответственность по своим обязательствам, не сама по себе, а через соответствующие уполномоченные органы государственной власти; Управление лесами является администратором доходов федерального бюджета по переданным полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений; взысканные спорные денежные средства оплачены в порядке исполнения договора аренды от 19.07.2010 N 058-250/2010, стороной которого Российская Федерация не является; доказанность факта введения спорного линейного объекта в эксплуатацию на основании разрешения от 25.12.2012 N RU-35-МРР-АТЭС, в котором прямо указано место расположения объектов магистрального газопровода; при этом, арендодатель признал правомерность применения понижающего коэффициента к арендной плате, подписав дополнительное соглашение, в котором размер арендной платы с 2016 года рассчитывается со спорным коэффициентом; после получения разрешения от 25.12.2012 на спорном лесном участке строительных работ не производилось, продление договорных отношений являлось необходимым для оформления документов по регистрации права собственности и использования лесных участков для эксплуатации объектов магистрального газопровода; поскольку непосредственным плательщиком арендной платы в спорный период выступало ООО "Газпром трансгаз Томск", ПАО "Газпром" узнало о действительном объеме произведенных платежей из отчета агента от 14.04.2016, в связи с чем срок исковой давности не пропущен.
В судебном заседании представители Управления лесами и Министерства природных ресурсов поддержали доводы апелляционных жалоб, настаивая на их удовлетворении.
Возражая против позиций заявителей жалоб, представители ПАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Томск" указали на отсутствие оснований для отмены решения суда.
Иные участвующие в деле лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, пояснения участников процесса, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела 19.07.2010 между Министерством природных ресурсов Хабаровского края (арендодатель) и ОАО "Газпром" (арендатор) на основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 26.10.2009 N 526-рп заключен договор аренды N 058-250/2010, по условиям которого во временное возмездное владение и пользование арендатора в целях строительства объекта "Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток" в Ульчском муниципальном районе переданы лесные участки из состава земель лесного фонда, общей площадью 560 828 га, в пределах Де-Кастринского лесничества, местоположение: Хабаровский край, Ульчский муниципальный район в составе участковых лесничеств: Булавинское, кварталы 1 - 49; Мариинское, кварталы 1 - 114; Кизинское, кварталы 1-141; Чиль-бинское, кварталы 1-65, номер учетной записи которого в государственном лесном реестре - 08:250:11, площадью - 462 912 га, в пределах Кизинского лесничества, номер учетной записи в государственном лесном реестре - 08:250:14, площадь - 219 149 га.
Согласно пункту 1.2 договора N 058-250/2010 лесные участки общей площадью 560,828 гектара, предоставляемые в аренду по настоящему договору, имеют следующее расположение: Хабаровский край, Ульчский муниципальный район, кварталы N 36 [выделы 21 (часть), 26 (часть), 38 (часть), 50 (часть)], 48 [выделы 4-6 (части), 8 (часть), 11 (часть), 13 (часть)], 56 [выделы 1 (часть), 3 (часть), 5 (часть), 7-9 (части)], 58 [выделы 4 - 6 (части), 8-11 (часть), 15 (часть), 18 (часть), 23 (часть)], 78 [выделы 1 (часть), 3 (часть), 4 (часть)], 79 [выделы 3 (часть), 5 (часть), 7 (часть)] Софийского участкового лесничества; кварталы N 6 [выделы 8 (часть), 11 (часть), 12 (часть), 22 (часть), 28 (часть)], 13 [выделы 10 (часть), 11 (часть), 13 - 16 (части), 21 (часть)], 14 [выделы 10 (часть), 14 (часть)], 15 [выделы 13 -15 (части), 22 (часть), 24 (часть)], 16 [выделы 4 (часть), 27 (часть), 32 (часть), 33 (часть)], 30 [выделы 4-6 (части), 8 (часть), 12 (часть), 13 (часть), 15-17 (части), 32 (часть)], 37 [выделы 10 (часть), 13 (часть), 15-19 (части), 22 (часть)], 38 [выделы 7 (часть), 8 (часть), 10 (часть), 15-18 (части)], 42 [выделы 1 (часть), 4 (часть), 11 (часть), 12 (часть), 17-23 (части)], 43 [выделы 1 (часть), 3 (часть), 5-7 (части), 9 (часть)], 48 [выделы 1 (часть), 2 (часть), 7-11 (части)], 50 [выделы 5 (часть), 9 (часть), 15-17 (части), 22 (часть)], 51 [выделы 1 - 4 (части)], 52 [выделы 6-8 (части), 10-17 (части)], 53 [выделы 1 - 5 (части), 7 (часть), 8 (часть)] Де-Кастринского участкового лесничества; кварталы N 3 [выделы 12 (часть), 13 (часть)], 4 [выделы 9-12 (части), 17 (часть)] Дуйского участкового лесничества Де-Кастринского лесничества; - номер учетной записи в государственном лесном реестре - 08:250:14:0709, площадь - 246,72 гектара; местоположение лесного участка: Хабаровский край, Ульчский муниципальный район, кварталы N 40 [выделы 1 (часть), 3 (часть), 8 (часть), 9 (часть), 21 (часть), 25 (часть), 28 (часть), 29 (часть), 32 (часть), 33 (часть), 36 (часть)] Чильбинского участкового лесничества; кварталы N 20 [выделы 2-4 (части), 6 (часть)], 38 [выделы 9-16 (части)], 50 [выдел 8 (часть)], 51 [выделы 1 (часть), 4-10 (части), 17 (часть)], 57 [выделы 22 (часть), 26 (часть), 28 (часть), 30 (часть), 34 (часть)], 104 [выделы 2 (часть), 22 (часть), 25 (часть), 27 (часть), 28 (часть)], 138 [выделы 7 (часть), 11 (часть), 15 (часть), 17 (часть), 25 (часть)] Кизинского участкового лесничества; кварталы N 104 [выдел 27 (часть)], 108 [выдел 27 (часть)], 110 [выделы 4 (часть), 6 (часть), 8 (часть), 21 (часть), 23-26 (части)], 11.1 [выделы 1 (часть), 3 (часть), 4 (часть), 14-17 (части)], 112 [выделы 4 (часть), 5 (часть), 9-14 (части)], 113 [выделы 4-6 (части), 8 (часть), 10-13 (части)] Мариинского участкового лесничества Кизинского лесничества.
Во исполнение пунктов 3.2.1, 8.4 договора аренды N 058-250/2010 передача лесных участков арендатору оформлена актом N 38 от 04.08.2010 (приложение N 5).
На основании пункта 7.1 действие договора распространено на период с момента государственной регистрации до 30.12.2011.
Дополнительными соглашениями от 19.04.2012, 26.12.2012, 30.12.2015 действие договора N 058-250/2010 продлевалось до 31.12.2012, 31.12.2015, 31.12.2017 соответственно.
Дополнительным соглашением от 30.12.2015 сторонами скорректировано целевое назначение лесных участков и установлено, что таковые предоставлены для эксплуатации магистрального газопровода.
Дополнительные соглашения зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю.
Схемы расположения лесных участков с указанием их предметных характеристик приведены в приложениях N N 1, 2 к договору.
Цели и объемы использования переданных объектов отражены в приложении N 3 к договору.
Порядок внесения арендной платы регламентирован разделом II договора.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) арендная плата составляет 7 286 570,26 руб. Арендатор вносит плату ежеквартально равными долями не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом путем перечисления денежных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации согласно Приложению N 4 и представляет арендодателю в течение 1 месяца по истечении установленного срока документы, подтверждающие произведенную оплату.
Приложением N 4 к договору предусмотрено, что арендная плата подлежит внесению в полном объеме в федеральный бюджет.
Непосредственным получателем арендной платы, в силу раздела 10 договора N 058-250/2010, является Управление лесами Правительства Хабаровского края.
Согласно пункту 2.3 при заключении или прекращении договора плата за неполный квартал исчисляется из размера арендной платы за квартал, предусмотренного Приложением N 4, пропорционально количеству дней фактического пользования лесными участками в таком квартале.
В силу пункта 2.4 платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. Арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет арендатора в письменной форме не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы об измененном размере платы и сумме, подлежащей уплате (зачету), ведет ведомость учета изменений арендной платы.
В целях оптимизации процессов планирования и организации использования лесных участков, упорядочения системы расчетов, 25.09.2002 между ОАО "Газпром" (принципал) и ООО "Томсктрансгаз" (правопредшественник ООО "Газпром трансгаз Томск", агент) заключен агентский договор N 0128-0901/0624-02, по условиям которого принципал поручает, а агент за вознаграждение обязуется провести все мероприятия по оформлению прав принципала как арендатора объектов, совершать действия по исполнению договоров аренды и иные действия в соответствии с договором и указаниями принципала.
В соответствии с пунктом 2.2 агентского соглашения N 0128-0901/0624-02 права и обязанности по сделкам, совершенным агентом с третьими лицами, возникают непосредственно у принципала.
Пунктом 3.1.2 договора N 0128-0901/0624-02 в состав обязанностей агента включено, в том числе, внесение арендной платы по заключенным договорам аренды.
На основании разрешения Министерства регионального развития от 25.12.2012 N RU-35-MPP-АТЭС объект - "Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток" (первый пусковой комплекс) введен в эксплуатацию.
Лесные участки, выступавшие предметом использования по договору аренды N 058-250/2010, возвращены арендодателю по актам N N 26, 28 от 31.12.2017.
В период действия договора аренды N 058-250/2010 - в течение 2015-2017 годов, в порядке исполнения обязанностей агента ООО "Газпром трансгаз Томск" на основании полученных расчетов Управления лесами произвело перечисление арендной платы в общей сумме 9 390 741,13 руб.
Считая, что с момента ввода указанного объекта в эксплуатацию к ставкам арендной платы, установленным договором и нормативными актами, подлежит применению регламентированный Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 поправочный коэффициент 0,1%, дочерним ОАО "Газпром" субъектом - Хабаровским линейным производственным управлением магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Томск" инициировано обращение в уполномоченный орган краевого Правительства - Управление лесами по вопросу об изменении сложившегося порядка расчетов, снижения размера периодических платежей (письма N 1918/394 от 06.11.2014; 1918/24 от 26.01.2015).
Письмами N 07-24/9506 от 05.12.2014, 07-24/1381 от 19.02.2015 ОАО "Газпром" извещено о невозможности применения поправочного коэффициента.
Претензией N 0104-01/02776 от 28.02.2018 Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Управление лесами Правительства Хабаровского края поставлены в известность о необоснованном начислении арендных платежей без учета поправочного коэффициента, возникновении неосновательного обогащения, необходимости возвращения излишне перечисленных сумм.
Претензия оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Газпром трансгаз Томск" с настоящим иском в арбитражный суд.
В свою очередь, ПАО "Газпром", вступившим в дело в качестве третьего лица, предъявлены самостоятельные аналогичные требования.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Правила о взыскании неосновательного обогащения применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).
Удовлетворение иска о взыскании неосновательного обогащения возможно при доказанности совокупности фактов приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, а также отсутствия правовых оснований для получения имущества ответчиком.
Определяя надлежащее лицо, у которого возникло право требования неосновательного обогащения, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Газпром трансгаз Томск" никогда не выступало в качестве стороны договора аренды, в рамках которого произведено внесение спорных платежей, права арендатора ПАО "Газпром" в какой-либо части не были переданы ООО "Газпром Трансгаз Томск", разрешение на ввод возведенного линейного объекта в эксплуатацию выдано ПАО "Газпром", арендная плата в спорный период во всех случаях перечислялась администратору доходов бюджета с указанием на принципала, то есть от имени и в интересах ПАО "Газпром", произведенные платежи в соответствующей части компенсировались ПАО "Газпром" ООО "Газпром Трансгаз Томск".
В силу пункта 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Так, в соответствии с пунктом 2.2 агентского соглашения N 0128-0901/0624-02 между ПАО "Газпром" и ООО "Газпром Трансгаз Томск" права и обязанности по сделкам, совершенным агентом с третьими лицами, возникают непосредственно у принципала.
Пунктами 3.4.4, 3.4.5 агентского соглашения N 0128-0901/0624-02 установлено, что к обязанностям принципала относится возмещение агенту расходов, связанных с исполнением поручения принципала, включая расходы по внесению арендной платы по договорам аренды; уплата агенту обусловленного вознаграждения.
В ходе рассмотрения настоящего спора установлено, что на всем протяжении действия договора аренды N 058-250/2010 от 19.07.2010 арендатором оставалось ПАО "Газпром".
Данное положение не было изменено в результате заключения дополнительных соглашений от 19.04.2012, 26.12.2012, 26.05.2014, 30.12.2015.
Разрешение Министерства регионального развития от 25.12.2012 N RU-35-MPP-АТЭС на ввод в эксплуатацию объекта "Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток" (первый пусковой комплекс) выдано ПАО "Газпром".
Из представленных в материалы дела платежных поручений N N 240548 от 31.03.2015, 267796 от 03.08.2015, 284580 от 09.10.2015, усматривается, что арендная плата в спорный период (2015), а также впоследствии - в 2016 и 2017 годах перечислялась администратору доходов бюджета (Управлению лесами) ООО "Газпром трансгаз Томск", при этом, в назначении платежа платежных поручений содержится указание, согласно которому платеж совершается непосредственно за ПАО "Газпром".
Согласно представленному по запросу суда акту N 81/АПС от 14.04.2016 и прилагаемому к нему отчету от 14.04.2016 оказанные агентом услуги (в части перечисления периодических арендных платежей) в рамках соглашения N 0128-0901/0624-02 приняты принципалом применительно к договору аренды N 058-250/2010 в объеме 7 733 549,12 руб., с выплатой ООО "Газпром трансгаз Томск" причитающегося агентского вознаграждения.
В соответствии со сведениями, приведенными в приложении к отчету, спор в части выплаты агентского вознаграждения отсутствует.
В период действия договора аренды N 058-250/2010 Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Управление лесами не предпринимали в отношении агента - ООО "Газпром Трансгаз Томск" каких-либо властно-распорядительных действий, которые бы явились основанием для возникновения прав и обязанностей непосредственно у истца.
По условиям агентского соглашения между ПАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Томск" (пункт 2.2), так и применительно к статье 1005 ГК РФ права и обязанности в результате совершенных агентом действий по перечислению спорных платежей в пользу третьего лица, в рассматриваемом случае возникли непосредственно у принципала - ПАО "Газпром".
Совокупность приведенных фактических обстоятельств позволила суду прийти к выводу о том, что ООО "Газпром трансгаз Томск" не является надлежащим истцом по рассматриваемому иску.
Обязательственные правоотношения ПАО "Газпром" возникли из договора аренды N 058-250/2010 от 19.07.2010, подлежащего регулированию положениями главы 34 ГК РФ.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1 статьи 607 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу частей 1, 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений; размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными государственными органами.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, стоимость аренды государственных (муниципальных) лесных участков относится к категории регулируемых цен.
В этой связи арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 установлены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка.
Согласно примечанию N 9 к таблице N 16 указанного постановления, вступившим в силу 13.03.2011, к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов подлежит применению поправочный коэффициент 0,1 (Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N109).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, лесные участки общей площадью 560 828 га, переданные ПАО "Газпром" по договору аренды N 058-250/2010, предоставлялись в целях строительства объекта "Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток".
Актами приемки законченного строительством объекта, утвержденными распоряжениями N 1039 от 30.12.2011, N 905 от 29.12.2012, подтвержден факт окончания строительства объекта Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток" (первый пусковой комплекс).
Согласно заключению N 496 от 10.10.2012, утвержденному приказом Дальневосточного управления Ростехнадзора от 10.10.2012, приложению к нему, возведенный объект "Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток" (первый пусковой комплекс) соответствует требованиям технических регламентов, иных правовых актов, проектной документации.
На основании разрешения Министерства регионального развития от 25.12.2012 N RU-35-MPP-АТЭС объект - "Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток" (первый пусковой комплекс) введен в эксплуатацию.
Указанное свидетельствует о доказанности факта окончания строительства названного объекта в 2012 году.
В силу статьи 6 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно предписаниям СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" (утверждены постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30), СП 86.13330.2014 "СНиП III-42-80* Магистральные трубопроводы" (утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.02.2014 N 61/пр), составляющим дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы в сфере эксплуатации объектов системы газоснабжения, в состав магистральных трубопроводов входят непосредственно трубопровод с ответвлениями и лупингами, компрессорные станции и газораспределительные станции; сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов, постоянные дороги, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, головные и промежуточные перекачивающие и наличные насосные станции, резервуарные парки, противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов.
Проанализировав содержание актов приемки законченного строительством объекта, заключения N 496 от 10.10.2012, приложения к нему, разрешения Министерства регионального развития от 25.12.2012 N RU-35-MPP-АТЭС на ввод в эксплуатацию, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что возведенное сооружение "Магистральный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток" (первый пусковой комплекс), включающее совокупность технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, является линейным объектом.
В этой связи, поскольку предоставленные ПАО "Газпром" в аренду лесные участки с момента выдачи разрешения Министерства регионального развития от 25.12.2012 N RU-35-MPP-АТЭС использовались для эксплуатации линейного объекта, при расчете платы за пользование этими участками в 2015 году, с учетом указанных актов Правительства Российской Федерации, подлежит применению поправочный коэффициент 0,1%. Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт внесения в спорный период арендной платы в сумме 7 733 549,12 руб. подтвержден платежным поручениям N N 240548 от 31.03.2015, 267796 от
03.08.2015, 284580 от 09.10.2015.
С учетом поправочного коэффициента 0,1%, размер арендной платы по договору N 058-250/2010 в 2015 году должен был составить 773 354,91 руб.
Предъявленная к взысканию сумма неосновательного обогащения (6 960 194,21 руб. определена в виде разницы между фактически произведенными агентом арендатора в течение 2015 года оплатами (7 733 549,12 руб.) и размером платежей, который подлежал оплате, с учетом поправочного коэффициента на основании примечания N 9 к таблице N 6 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N310 (773 354,91 руб.).
Таким образом, поскольку денежные средства в сумме 6 960 194,21 руб. внесены в отсутствие установленных законом оснований, взыскание неосновательного обогащения в указанном размере в порядке статьи 1102 ГК РФ является правомерным.
Определяя надлежащего ответчика по настоящему спору, суд первой инстанции, проанализировав положения пунктов 1 и 3 статьи 125 ГК РФ, статей 51, 57, пункта 2 статьи 160.1 БК РФ, пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 83 ЛК РФ, пунктов 1.1, 3.25, 3.30 Положения об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 20.07.2015 N 207-пр), приказа Рослесхоза от 10.04.2015 N 108 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета", пришел к правомерному выводу о том, что надлежащим ответчиком по спору является Управление лесами Правительства Хабаровского края, учитывая также, что в силу раздела 10 договора аренды N 058-250/2010 именно Управление лесами Правительства Хабаровского края определено в качестве непосредственного получателя спорных арендных платежей.
С учетом доказанности наличия на стороне ответчика неосновательного обогащения в заявленном размере, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования, отклонив довод Министерства природных ресурсов о пропуске ПАО "Газпром" срока исковой давности для защиты нарушенного права.
Довод апелляционной жалобы Управления лесами о ненадлежащем выборе ответчика подлежит отклонению по следующим основаниям.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Указанные органы и лица осуществляют права собственника Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 214 ГК РФ).
В соответствии со статьями 51, 57 Бюджетного кодекса РФ плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, являются неналоговыми доходами федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации соответственно.
Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
В соответствии со статьей 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений.
Аналогичное положение отражено в пункте 1.1 Положения об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 20.07.2015 N 207-пр).
Согласно пункту 3.30 Положения N 185-пр Управление лесами осуществляет функции главного распорядителя средств краевого бюджета, предусмотренных на финансирование подведомственных учреждений, межбюджетных трансфертов, функции главного администратора доходов краевого бюджета, администратора доходов федерального бюджета и функции получателя средств краевого бюджета по закрепленным кодам бюджетной классификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управление лесами осуществляет полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков и продавца по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным Правительством края до передачи Управлению полномочий на заключение таких договоров, в том числе заключает соглашения об изменении и расторжении указанных договоров, готовит и направляет лицам, использующим леса, предупреждения о необходимости исполнения обязательств в срок, требования о досрочном внесении арендной платы в соответствии с пунктом 5 статьи 614 ГК РФ предложения о досрочном расторжении договоров, подает соответствующие исковые заявления в суд, участвует в судебных заседаниях со всеми правами истца, ответчика и третьего лица (пункт 3.42 Положения N 185-пр)
В соответствии с пунктом 3.25 Положения N 185-пр одна из функций Управления заключается в осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислении, учете, взыскании и принятии решений о возврате (зачете) излишней уплаченных (взысканных) администрируемых Управлением платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ предусмотрено, что администратор доходов бюджета обладает рядом полномочий, в том числе осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
Согласующиеся с приведенными нормативные предписания отражены в приказе Рослесхоза от 10.04.2015 N 108 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета" (далее - Приказ N 108).
В силу приложения N 1 к приказу Рослесхоза N 108 ("Перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, - администраторов доходов федерального бюджета") Федеральное агентство лесного хозяйства наделило полномочиями администратора доходов федерального бюджета, в том числе в части спорной платы, Управление лесами Правительства Хабаровского края.
Приложением N 2 к приказу Рослесхоза от 10.04.2015 N 108 ("Перечень источников доходов федерального бюджета, закрепленных за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений") также установлено, что источником доходов федерального бюджета является, в числе иных, плата по договору аренды лесного участка в пределах земель лесного фонда.
Согласно пункту 3 Приказа N 108 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, администрируют доходы федерального бюджета, осуществляя следующие полномочия: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление заявки на возврат в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Кроме того, в силу раздела 10 договора аренды N 058-250/2010 именно Управление лесами Правительства Хабаровского края определено в качестве непосредственного получателя спорных арендных платежей, а действия, непосредственно приведшие к возникновению неосновательного обогащения - определение коэффициентов, начисление платы с учетом данных коэффициентов, фактически также предприняты именно Управлением лесами.
При этом, исходя из предоставленных полномочий, именно Управлению лесами принадлежит право на обращение в суд с иском о взыскании арендной платы, в том числе, когда взыскание платы производится в федеральный бюджет.
Таким образом, именно Управление лесами является надлежащим ответчиком по настоящему спору, независимо от того, что конечным получателем спорных платежей является федеральный бюджет - Российская Федерация.
При этом, на основании оспариваемого решения Управление лесами не лишено возможности представить в орган Федерального казначейства получения о возврате излишне уплаченных по договору от 19.07.2010 арендных платежей, который будет производиться за счет соответствующей бюджетной системы на основании представленного в УФК поручения.
Довод о том, что краевой бюджет не получил имущественных выгод от произведенных перечислений, не может быть признан обоснованным и влияющим на возложение ответственности на Управление лесами.
По указанным основания подлежит также отклонению довод жалобы Министерства природных ресурсов о том, что бюджет Хабаровского края не мог завладеть денежными средствами, поступившими от истца в виде арендной платы за пользование лесными участками, на счет Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю.
Поскольку обязательственные отношения возникли из договора аренды от 19.07.2010, довод Управления лесами о ненадлежащем способе защиты права и необходимости обращения за спорной суммой в административном порядке путем подачи заявления о возврате излишне уплаченных платежей, является несостоятельным.
Довод апелляционной жалобы Министерства природных ресурсов о фактическом возложении судом обязанности по возмещению неосновательного обогащения на Российскую Федерацию в лице Управления лесами, в то время как исковые требования к Российской Федерации не предъявлялись, является несостоятельным, противоречащий как требованиям ПАО "Газпром", так и самому тесту оспариваемого решения.
Довод жалобы Министерства природных ресурсов о недоказанности факта окончания строительства линейного объекта и введения его в эксплуатацию, со ссылкой на отсутствие доказательств, что все объекты, построенные на лесных участка (указанные в актах приема-передачи (возврата) лесных участков от 31.12.2017 N N 26, 28), входят в состав первого пускового комплекса, разрешение на ввод в эксплуатацию которого выдано 25.12.2012 за N RU-35-МРР-АТЭС, подлежит отклонению, исходя из следующего.
Представленные в материалы дела и исследованные судом акты приемки законченного строительством объекта, заключения N 496 от 10.10.2012, приложения к нему, разрешение Министерства регионального развития от 25.12.2012 N RU-35-MPP-АТЭС подтверждают тот факт, что объекты, построенные на лесном участке, использовавшемся по договору аренды N 058-250/2010 от 19.07.2010, входят в состав первого пускового комплекса.
При этом, в разрешении от 25.12.2012 N RU-35-MPP-АТЭС прямо указано место расположения объектов магистрального газопровода "Сахалин-Хабаровск-Владивосток", в том числе: Хабаровский край (Николаевский, Ульчский, Комсомольский, Амурский, Нанайский, Хабаровский, имени Лазо Вяземский и Бикинский муниципальные районы), включая район, указанный в договоре аренды лесного участка.
Довод Министерства природных ресурсов о возможном ведении строительства или продолжении строительства размещенного объекта (его частей) без соответствующего разрешения подлежит отклонению, как основанный на предположениях, что недопустимо в силу правил доказывания.
При этом, ссылка в жалобе на письмо ПАО "Газпром" N 400 (вх.N 76217-9.3.39 от 24.09.2015), в котором арендатор просит продлить действие спорного договора в связи с необходимостью завершения комплекса работ по строительству инвестиционного проекта "Магистральный газопровод "Сахалин-Хабаровск-Владивосток"; подписание после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по инициативе ПАО "Газпром" двух дополнительных соглашений, в которых изменения цели использования лесных участков (для строительства линейных объектов) не содержалось; иные представленные документы (заявления ПАО "Газпром" о предоставлении лесных участков для строительства неотъемлемых технологических частей линейного объекта; договоры аренды лесных участков; акты возврата лесных участков), не свидетельствуют о том, что после выдачи разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию ПАО "Газпром" продолжало вести строительство объектов на землях лесного фонда в период с 2014 по 2017 г.г.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Между тем, ответчиками не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств того, что после ввода магистрального газопровода в
эксплуатацию в 2012 году, ПАО "Газпром", его агентом - ООО "Газпром трансгаз Томск", дочерними, подведомственными или иными (в том числе подрядными) организациями фактически выполнялись какие-либо строительные работы.
В этой связи, при отсутствии первичной документации, фиксирующей отдельные этапы строительства, ход работ или их результат, при одновременном наличии установленного законом перечня приемочных актов (акты приемки законченного строительством объекта, заключения N 496 от 10.10.2012, приложения к нему, разрешение Министерства регионального развития от 25.12.2012 N RU-35-MPP-АТЭС), основания для вывода о продолжении строительства в спорный период отсутствуют.
При этом, продление сроков действия договора аренда обусловлено необходимостью оформления и регистрации прав на возведенный линейный объект.
Ссылки на представленные со стороны Министерства договоры аренды лесных участков от 21.08.2014 N 113-209/2014, дополнительное соглашение и акт возврата лесного участка от 31.12.2017, от 15.04.2014 N 47-250/2014, дополнительное соглашение и акт возврата от 31.12.2017, от 15.04.2014 N 49-250/2014, дополнительное соглашение и акт возврата от 31.12.2017, от 27.03.2014 N 32-250/2014, дополнительное соглашение и акт возврата от 31.12.2017 не могут быть приняты во внимание, как заключенные в отношении иных лесных участков, не относящихся к предмету спора.
Кроме того, факт завершения спорного линейного объекта в 2012 году подтвержден судебными актами по делам N А73-2992/2018, N А73-4492/2018, N А73-4479/2018.
Довод жалобы Министерства природных ресурсов о пропуске срока исковой давности по предъявленным требованиям, со ссылкой на факт осведомленности об отказе производить расчет платы с применением понижающего коэффициента в декабре 2014 года, подлежит отклонению, учитывая, что непосредственным плательщиком в спорный период выступал агент ПАО "Газпром" - ООО "Газпром трансгаз Томск", в отсутствие в агентском договоре условия о предварительном согласовании совершения периодических платежей.
Принимая во внимание, что ПАО "Газпром" впервые стало известно о действительном объеме платежей из акта N 81/АПС от 14.04.2016 и прилагаемого к нему отчета от 14.04.2016, предоставленных агентом принципалу, срок исковой давности для ПАО "Газпром" не пропущен.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о несостоятельности доводов апелляционных жалоб и отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
В этой связи решение суда, основанное на правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и надлежащей оценке доводов и возражений участников процесса, отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.08.2018 по делу N А73-5511/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.