15 ноября 2018 г. |
А11-3272/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Ковровский" (601965, Владимирская обл., п. Новый, ул. Лесная, д.15; ОГРН 1033302201041, ИНН 3317000206)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.08.2018
по делу N А11-3272/2018,
принятое судьей Поповой З.В.
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Ковровский" о признании незаконными решений администрации Ковровского района Владимирской области, администрации города Коврова,
при участии в судебном заседании представителей:
сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Ковровский" - председателя Орлова А.В. на основании протокола от 25.05.2018 N 5, Поплавской И.Г. по доверенности от 01.02.2017 сроком действия три года,
администрации Ковровского района Владимирской области - Маевского С.В. по доверенности от 09.01.2018 N 3 сроком действия до 31.12.2018,
и установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Ковровский" (далее - СПК "Ковровский", Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными решения администрации Ковровского района Владимирской области от 15.12.2017 N 5159/01-24 и решения администрации города Коврова Владимирской области от 05.07.2018 N 08-01-06/2173 об отказе в продаже без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 33:07:000317:930. Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган направить проект договора купли-продажи указанного участка с течение 10 календарных дней с момента принятия решения.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 17.08.2018 Кооперативу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, СПК "Ковровский" обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Кооператив настаивает на том, что у органов местного самоуправления отсутствовали основания для отказов в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку в данном случае имеет место переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Администрации Ковровского района в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность судебного акта, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Кооператива и администрации Ковровского района поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Администрация г.Коврова Владимирской области о дате, времени и месте судебного заседания, извещена надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направила.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что на основании постановления администрации Ковровского района от 28.12.1992 N 219 земельный участок площадью 18 158 кв.м, кадастровый номер 33:07:000317:930, принадлежит СПК "Ковровский" на праве постоянного бессрочного пользования, номер записи 33-33/022-33/022/025/2016-649/1.
17.11.2017 СПК "Ковровский" обратился в администрацию Ковровского района с заявлением о выкупе земельного участка площадью 18 158 кв.м, кадастровый номер 33:07:000317:930, расположенного по адресу: Владимирская область, Ковровский район, Новосельское сельское поселение. В заявлении указано, что земельный участок необходимо предоставить на условиях сервитута, что не противоречит статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Также указано, что решением Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-12140/2016 в выкупе участка на льготных условиях отказано ввиду нахождения на участке газопровода высокого давления к д. Суханиха.
Администрация Ковровского района письмом от 15.12.2017 N 5159/01-24 отказала заявителю в выкупе участка, указав, что земельном участке с кадастровым номером 33:07:000317:930 находится объект муниципальной собственности - газопровод высокого давления к д.Суханиха (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 10.03.2017 N 33:07:000000-1234-33/022/2017-1 от 10.03.2017).
В ходе рассмотрения настоящего дела СПК "Ковровский" обратился с заявлением в администрацию г. Коврова о выкупе земельного участка с кадастровым номером 33:07:000317:930.
В письме от 05.07.2018 N 08-01-06/2173 администрация г.Коврова отказала в выкупе земельного участка, указав, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В настоящее время заключен муниципальный контракт на проведение работ по внесению изменений в городскую черту города Коврова и постановке черты на государственный кадастровый учет в измененных границах. Кроме того, на участке расположен объект недвижимости - газопровод высокого давления к д. Суханиха (кадастровый номер 33:07:000000:1234).
В соответствии со справкой Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области от 14.05.2018 N УЖ30-404 земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 33:07:000317:930 с 01.12.2017 включен в черту городского округа Ковров в силу закона Владимирской области от 08.08.2017 N 76-ОЗ "О внесении изменений в закон Владимирской области "О наделении Ковровского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ".
Посчитав, что указанные решения органов местного самоуправления противоречат положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Кооператива в сфере осуществления предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39.3, 39.16, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и исходил из того, что органы местного самоуправления доказали законность и обоснованность оспариваемых решений.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в числе прочего на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно статьям 9 и 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляется исполнительным органом государственной власти, обладающим правом управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
В силу части статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
Заявитель не относится к лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации:
В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Суд первой инстанции установил, что в границах земельного участка с кадастровым номером 33:07:000317:930 находится газопровод высокого давления к д. Суханиха, являющийся муниципальной собственностью Ковровского района (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 10.03.2017), что подтверждается материалами дела (том 1 л.д.100-101) и не оспаривается заявителем.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 10.03.2017 следует, что газопровод высокого давления расположен по адресу: Владимирская область, Ковровский район, Новосельское сельское поселение, д. Бельково - д. Суханиха, введен в эксплуатацию в 2015 году на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 10.08.2015 N 33-507-50-2015, выданного Управлением жизнеобеспечения, гражданской обороны, строительства и архитектуры администрации Ковровского района, право на газопровод зарегистрировано в установленном законом порядке.
В силу пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному заключению о том, что администрация Ковровского района и администрация города Коврова правомерно отказали СПК "Ковровский" в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка ввиду нахождения на спорном земельном участке объекта недвижимости (газопровод высокого давления к д. Суханиха), являющегося муниципальной собственностью Ковровского района, при отсутствии предусмотренного пунктом 5 статьи 39.16 Земельного кодекса исключения (если сооружение размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства).
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые решения приняты уполномоченными органами, соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы СПК "Ковровский" в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно отказал Кооперативу в удовлетворении заявления.
Суд излишне применил при рассмотрении настоящего спора положения статьи 1, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако это не привело к принятию неверного по существу судебного акта.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Кооператива признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего земельного законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.08.2018 по делу N А11-3272/2018 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.08.2018 по делу N А11-3272/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Ковровский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.