г. Чита |
|
14 ноября 2018 г. |
Дело N А78-10880/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Н. А. Корзовой, судей О. В. Монаковой, Л. В. Ошировой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О. П. Забелиной,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07 августа 2018 года (суд первой инстанции: судья Л. В. Малышев)
по исковому заявлению акционерного общества "Читаэнергосбыт" (основной государственный регистрационный номер 1057536132323, ИНН 7536066430, адрес: 672039, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бабушкина, д.38) к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" (основной государственный регистрационный номер 1057536070900, ИНН 7536060653 адрес: 672010, Забайкальский край, г. Чита, ул. Ингодинская, 6) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за апрель, май 2017 года в размере 1 673 201,53 рублей, неустойки за апрель 2017 года за период с 16.05.2017 по 08.06.2018 в размере 267 272,17 рублей, с последующим начислением по день фактической оплаты основного долга, начиная с 09.06.2018 по 1/130 ставки рефинансирования, неустойку за май 2017 года за период с 16.06.2017 по 08.06.2018 в размере 226 379,83 рублей, с последующим начислением по день фактической оплаты основного долга, начиная с 09.06.2018 по 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07 августа 2018 года по делу N А78-10880/2017.
В зал судебных заседаний в Четвертый арбитражный апелляционный суд явились:
от истца: Васильева Л. Ю. - представитель акционерного общества "Читаэнергосбыт" по доверенности от 29.12.2017;
от ответчика: Василик К. В. - представитель общества с ограниченной ответственностью "Лидер" по доверенности от 02.10.2018.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что акционерное общество "Читаэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с уточненным иском к обществу с ограниченной ответственностью Лидер" о взыскании о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за апрель, май 2017 года в размере 1 673 201,53 рублей, неустойки за апрель 2017 года за период с 16.05.2017 по 08.06.2018 в размере 267 272,17 рублей, с последующим начислением по день фактической оплаты основного долга, начиная с 09.06.2018 по 1/130 ставки рефинансирования, неустойку за май 2017 года за период с16.06.2017 по 08.06.2018 в размере 226 379,83 рублей, с последующим начислением по день фактической оплаты основного долга, начиная с 09.06.2018 по 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 07 августа 2018 года исковые требования удовлетворены. Суд решил взыскать 1 673 201,53 рублей - основного долга, 493 652 рублей - пени, 33 834 рублей - государственной пошлины, всего 2 200 687,53 рублей. Суд решил, что взыскание пени с общества с ограниченной ответственностью "Лидер" в пользу акционерного общества "Читаэнергосбыт" производить с 09.06.2018 по день фактической оплаты долга по правилам абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" по ставке рефинансирования Центрального банка РФ действующей на момент исполнения обязательства по оплате.
Не согласившись с решением суда, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции. Заявитель жалобы отмечает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что судом не исследованы и не учтены факты, имеющие существенное значение для дела, а именно точность и достоверность подсчета объемов электроэнергии, поставленной гражданам.
Ответчик отмечает, что разница объемов индивидуального потребления электроэнергии возникла в связи с необоснованным перерасчетом электроэнергии, в материалы дела не представлены доказательства, обосновывающие перерасчет, т.е. не представлены ни заявления граждан с просьбой произвести перерасчет, ни акты снятия показаний, подписанные исполнителем коммунальной услуги - акционерным обществом "Читаэнергосбыт" в соответствии с п. 82, п. 84, п. 85.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Суд не отразил в своем решении, на каком основании приняты отрицательные объемы потребленной электроэнергии. Не исследован вопрос и не отражен в решении, почему конечные показания за предыдущий месяц меньше чем начальные показания рассматриваемого месяца, разница между которыми может составлять 1 000 киловатт.
В решении не отражено, на каком основании акционерное общество "Читаэнергосбыт" применяло аналитический метод расчета при отсутствии показаний более 6 месяцев (п.59 Правил N 354).
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" представило сопроводительные письма, свидетельствующие о сообщении акционерному обществу "Читаэнергосбыт" сведений о безучетном потреблении электроэнергии ранее отключенных потребителей. На данные сообщения акционерное общество "Читаэнергосбыт" как исполнитель коммунальной услуги не отреагировало, по данным лицевым счетам потреблении электроэнергии стоит 0. Тем самым истец способствовал краже электроэнергии потребителями в виду отсутствия заинтересованности в выявлении указанных случаев, ведь все, что будет украдено гражданами, возместит управляющая компания как сверхнормативный ОДН.
Суд не стал учитывать данный факт и в нем разбираться.
В возражениях на апелляционную жалобу акционерное общество "Читаэнергосбыт" сообщает о согласии с выводами суда первой инстанции. Указывает, что согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет задолженности произведен в соответствии с договором энергоснабжения N 104410, согласно п. 9.1 которого объем электрической энергии (мощности) в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов электрической энергии (мощности) собственникам жилых и нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам энергоснабжения (купли-продажи) (поставки) электрической энергии), заключенным ими непосредственно поставщиком.
Показания по индивидуальным приборам учета электроэнергии были направлены ответчиком в АО "Читаэнергосбыт". В соответствии с договором энергоснабжения N 104410 (п. 9.3) при наличии показаний, полученных в различные даты расчетного месяца, для определения объёма потребления электрической энергии используются показания прибора учета, снятые в более позднюю дату. В соответствии с п. 3.1.11 договора АО "Читаэнергосбыт" обязано принимать от потребителей ( в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.), фиксировать и ежемесячно в срок не позднее 28 числа расчетного месяца передавать исполнителю показания индивидуальных приборов учета электроэнергии, которые используются для расчетов по договору.
Кроме того, истец не согласен с доводами ответчика о фактическом потреблении энергии абонентами в спорный период, по которым истец указывает нулевые объемы потребления электроэнергии. Так по указанным истцом абонентам в связи с отсутствием в предыдущие периоды сведений индивидуальных приборов учета о потребленной электроэнергии, расчеты производились расчетным способом и абонентам было начислено в предыдущие периоды больше, чем было фактически потреблено электроэнергии, с чем ответчик соглашался. Соответственно количество общедомового потребления ответчику в предыдущие месяцы за счет таких абонентов уменьшалось. В спорные же периоды, предоставив сведения индивидуальных приборов учета о потреблении электроэнергии этими же абонентами, было установлено, что фактически в предыдущие периоды было начислено больше, чем потреблено в спорном периоде (апрель - май). Соответственно объем потребления электроэнергии на общедомовые нужды в спорные периоды был увеличен за счет таких абонентов (которым было поставлено потребление 0), с целью компенсации недоплаты в предыдущие периоды. Кроме того, в отношении расхождения показаний ряда потребителей истец получил сведения о потреблении от самих потребителей посредством телефонной связи, поэтому разница может возникнуть за счет снятия показаний абонентом и управляющей компанией в разные дни.
Акты о безучетном потреблении, составленные обществом с ограниченной ответственностью "Лидер", не могут быть приняты акционерным обществом "Читаэнергосбыт", так как их содержание не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
В дополнительных пояснениях акционерное общество "Читаэнергосбыт" подробно описывает ситуации, связанные с отрицательными значениями. В частности, по адресу: г. Чита, 1 мкр. д. 9 кв. 58 в марте 2017 года от абонента через личный кабинет переданы показания "9119", общество с ограниченной ответственностью "Лидер" передает в мае 2017 года показания "8997", что значительно меньше показания, переданного абонентом. АО "Читаэнергосбыт рассчитывает объём за апрель, май 2017 года по среднемесячному потреблению, в апреле 2017 г. учитывает управляющей компании объём 55 кВт, в мае 2017 г.- 34 кВт. Однако, в расчете общества с ограниченной ответственностью "Лидер" начальные и конечные показания не меняются, а составляют "8997".
В судебном заседании представители истца и ответчика полностью поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Лидер" является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов в г. Чите, расположенных по Ингодинская, д. 4, ул. Селенгинская, д. 9, ул. Украинский бульвар, д. 28, ул. Шестиперова, д. 16, ул. Шевченко д. 26 и т. д.
Поставку электрической энергии в указанные дома осуществляет гарантирующий поставщик - акционерное общество "Читаэнергосбыт".
Между акционерным обществом "Читаэнергосбыт" (поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью "Лидер" (исполнитель) заключен договор энергоснабжения N 104410 от 17.11.2016 в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
По договору энергоснабжения N 104410 от 17.11.2016 акционерное общество "Читаэнергосбыт" в апреле - мае 2017 года производило отпуск электрической энергии обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" (как управляющей организации в обслуживаемые ею многоквартирные дома) в объемах согласно уточненным ведомостям электропотребления.
Обусловленные договором электроснабжения обязательства по оплате потребленной электроэнергии ответчик своевременно не исполнил.
В соответствии с пунктами 9.1. и 9.2. договора энергоснабжения N 104410 от 17.11.2016 в целях содержания общего имущества многоквартирных домов объем поставленной электроэнергии определяется по показаниям общедомовых приборов учета за вычетом показаний индивидуальных приборов учета.
В домах, где общедомовые приборы учета (ОДПУ) не установлены, объем определяется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Согласно пунктам 4.1.10 и 4.1.14 договора энергоснабжения N 104410 от 17.11.2016 общество с ограниченной ответственностью "Лидер" обязано предоставлять сведения показаний приборов учета как общедомовых так и индивидуальных, а акционерное общество "Читаэнергосбыт" обязано принять данную информацию и на основании нее и данных, переданных по количеству зарегистрированных лиц, производить расчет задолженности (п. 3.1.12 договора).
По расчетам истца задолженность ответчика за спорный период (апрель - май 2017 года), с учетом корректировок, возражений ответчика, оплат, за потребленную электрическую энергию составляет 1 673 201,53 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что в материалы дела представлены акты допуска в подтверждение установки общедомовых приборов учета и индивидуальных приборов учета.
Требования к приборам учета и к порядку их допуска к эксплуатации определены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее Правила N 442).
Так, в силу пункта 152 Правил N 442 установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;
лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
При допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), и сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного дома, для совершения указанных действий. В случае если представители указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск в эксплуатацию указанных приборов учета самостоятельно.
Процедура допуска приборов учета в эксплуатацию соблюдена, о чем в материалы дела представлены соответствующие акты.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что представленные в материалы дела акты допуска приборов учета к эксплуатации содержат все обязательные реквизиты, перечисленные в пунктах 152 и 154 Правил N 442.
Объем потребленной в спорный период электрической энергии подтверждается ведомостями электропотребления, актами снятия показаний приборов учета, ведомостями показаний индивидуальных приборов учета, актами снятия показаний.
Суд первой инстанции правомерно исходил из данных об объемах потребленной электрической энергии, полученных на основании приборов учета, поскольку на основании пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ответчик является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Управляющие компании в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению.
Поскольку собственники помещений в многоквартирных жилых домах выбрали ответчика в качестве управляющей организации, ответчик в силу части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должен заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В этой связи правомерен и вывод суда первой инстанции о том, что ответчик обязан приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, производить оплату ресурсоснабжащей организации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" потребителем электроэнергии признается лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
С учетом этих обстоятельств не имеет правового значения довод заявителя апелляционной жалобы о том, что данные приборов учета не могут быть приняты, поскольку имело место безучетное потребление гражданами электрической энергии.
В соответствии с п. 137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее Основные положения N 442), приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, а также иным требованиям.
Согласно пункту 145 Основных положений N 442 собственник прибора учета обязан обеспечить его эксплуатацию (функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, в том числе посредством организации проведения своевременной поверки прибора); обеспечить сохранность и целостность прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля.
В случае выявления факта безучетного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии ( п. 192 основных положений N 442).
Акт о безучетном потреблении должен содержать сведения, предусмотренные пунктом 193 Основных положений N 442, а именно: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии). При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии. Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
Нормами Основных положений N 442 безучетное потребление электрической энергии определено как потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности), - пункт 2 Основных положений N 442).
Между тем в силу пункта 62 Правил N 354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Однако, из представленных обществом с ограниченной ответственностью "Лидер" актов о безучетном потреблении не следует, что было установлено несанкционированно подключенное оборудование в обход приборов учета.
Приборы учета не признаны неисправными, поэтому их показания должны быть приняты к учету.
Согласно статье 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Во исполнение указанных выше норм законодательства подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к Основным положениям N 442 предусмотрен расчетный способ определения объемов электрической энергии (мощности), стимулирующий потребителя к установке прибора учета электрической энергии, в котором используется величина максимальной мощности конкретного энергопринимающего оборудования потребителя.
Следовательно, главный способ определения объема поставленного ресурса - технически исправный прибор учета, допущенный в эксплуатацию соответствующим образом.
Следовательно, доводы ответчика о неправомерности использования приборов учета не могут являться обоснованными.
В отношении следующего довода апелляционной жалобы о том, что в решении суда первой инстанции не отражено, на каком основании акционерное общество "Читаэнергосбыт" применяло аналитический метод расчета при отсутствии показаний более 6 месяцев (п. 59 Правил N 354), суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
В силу подпункта "б" пункта 59 Правил N 354 в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные данными Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
При этом в силу пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) названных Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) указанных Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета).
Материалами дела подтверждается, что в связи с отсутствием в предыдущие периоды сведений индивидуальных приборов учета о потребленной электроэнергии, расчеты истцом производились расчетным способам, поэтому абонентам было начислено в предыдущие периоды больше, чем было фактически потреблено электроэнергии.
Поэтому количество общедомового потребления ответчику в предыдущие месяцы за счет таких абонентов уменьшалось. В спорные же периоды, получив сведения индивидуальных приборов учета о потреблении электроэнергии этими же абонентами, истец установил, что фактически в предыдущие периоды было начислено больше, чем потреблено.
Исходя из этого, объем потребления электроэнергии на общедомовые нужды в спорные периоды был увеличен за счет таких абонентов (которым было поставлено потребление 0), с целью компенсации недоплаты в предыдущие периоды.
Кроме того, в отношении расхождения показаний ряда потребителей истец получил сведения о потреблении от самих потребителей посредством телефонной связи, поэтому, действительно, разница может возникнуть за счет снятия показаний абонентом и управляющей компанией в разные дни.
Таким образом, обоснованным представляется вывод суда первой инстанции о том, что с ответчика надлежит взыскать сумму 1 673 201,53 рублей задолженности.
Следовательно, при определении обязанности ответчика по оплате основного долга, правомерен вывод суда о необходимости начисления неустойки в размере 493 652 рублей за просрочку исполнения обязанности по оплате электроэнергии, начисленной на основании статьи 37 Закона об электроэнергетике, в том числе и неустойки по день фактической оплаты долга.
Все остальные доводы заявителя апелляционной жалобы учтены судом апелляционной инстанции при принятии настоящего судебного акта, однако, существенного влияния на выводы суда не имеют с учетом фактически установленных обстоятельств.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07 августа 2018 года по делу N А78-10880/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Н. А. Корзова |
Судьи |
Л. В. Оширова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.