г. Санкт-Петербург |
|
15 ноября 2018 г. |
Дело N А26-11630/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Юркова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бургановой А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Барбашин А.В., по доверенности от 21.08.2017, Мотылев Ю.И., по доверенности от 21.08.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15869/2018) KarjalaBus Oy на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.04.2018 по делу N А26-11630/2017 (судья Буга Н.Г.), принятое
по заявлению Выборгской таможни
к KarjalaBus Oy (КарьялаБас Ою)
о взыскании
установил:
Выборгская таможня (далее - заявитель, Таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к KarjalaBus OY (дата регистрации 13.02.2017, регистрационный номер 2812564-9, Kirstinsyrja 7 C 64, 02760, Espoo / Кирстинсирья 7 С 64, 02760, Эспоо) (далее - ответчик, Общество, КарьялаБас Ою, Компания) о взыскании 2 546 235 руб. 10 коп., в том числе: 2 519 010 руб. 74 коп. таможенных платежей и 27 224 руб. 36 коп. пени (с учетом уточнения размера заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
В обоснование требований заявитель ссылается на нарушение ответчиком положений части 2 статьи 344 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), выразившееся в использовании временно ввезенных транспортных средств международной перевозки (далее также - ТСМП) для внутренних перевозок грузов по таможенной территории Таможенного союза без помещения ТСМП под таможенные процедуры.
Решением суда от 28.04.2018 заявленные требования удовлетворены. Кроме того, суд по ходатайству Таможни решил обратить взыскание на принадлежащее КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy)(код компании 2812564-9) транспортное средство: автобус марки "Scania", модель "К113TLB-AA-6X2" с государственным номером N OGX-164, находящееся в постоянной зоне таможенного контроля Карельской таможни, в счет уплаты присужденной настоящим решением денежной суммы.
В апелляционной жалобе (с дополнениями) ответчик просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Определением апелляционного суда от 01.08.2018 производство по апелляционной жалобе было приостановлено до публикации Арбитражным судом Северо-Западного округа судебного акта по результатам рассмотрения дела N А26-6885/2017.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнений), ссылаясь, в том числе, на признание постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.08.2018 по делу N А26-6885/2017 недействительным требования об уплате таможенных платежей от 15.06.2017 N 155, в связи с неисполнением которого подано заявление Таможни о взыскании в рамках настоящего дела. Ответчик ссылается на необходимость принятия изменений, установленных с 01.01.2018 в связи с отменой ТК ТС и вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). Кроме того, ответчик указал, что перечислил в бюджет 77 907 руб. 55 коп. таможенных платежей, то есть суммы, указанной в постановлении Прионежского районного суда Республики Карелия от 24.01.2018 о прекращении уголовного дела.
Таможня о времени и месте судебного заседания извещена, представителей не направила, что не служит препятствием для рассмотрения дела в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ.
В составе суда в порядке и по основаниям статьи 18 АПК РФ произведена замена отсутствующей по уважительной причине в связи с нахождением в очередном отпуске судьи Сомовой Е.А. судьей Зотеевой Л.В., после чего рассмотрение дела произведено с самого начала.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, компания КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) зарегистрирована в Финляндской Республике 13.02.2017 с присвоением кода компании 2812564-9; учредителем и законным представителем Компании выступает гражданин Финляндии Барбашин Александр; сфера деятельности Компании - пассажирские перевозки наземным транспортом: регулярные автобусные рейсы на дальние направления, автобусные перевозки на заказ, не поддающиеся классификации пассажирские перевозки наземным транспортом в других местах. Барбашин Александр Валерьевич является также гражданином Российской Федерации.
Карельской таможней на основании статьи 131 ТК ТС была проведена камеральная таможенная проверка у гражданина Российской Федерации Барбашина Александра Валерьевича по вопросу соблюдения условий временного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС ТСМП - автобуса Scania (регистрационный номер OGX-164), задекларированного в ТДТС N 10206040/110517/300101580.
В указанной декларации автобус задекларирован в качестве ТСМП, временно ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС для осуществления международной перевозки 16 пассажиров; декларантом данного транспортного средства, зарегистрированного в Финляндии, являлась компания КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy); лицом, заявившим сведения о ТСМП - водитель Барбашин Александр Валерьевич; выпуск временно ввозимого ТСМП осуществлен таможенным органом 11.05.2017; срок временного ввоза ТСМП установлен таможенным органом до 11.08.2017.
Согласно представленным регистрационным документам на автобус (свидетельство о регистрации транспортного средства А100246004 от 20.03.2017) владельцем данного транспортного средства является компания "KarjalaBus Oy". В представленных с заявлением регистрационных документах (свидетельство о регистрации транспортного средства А111469191-А111469192 от 30.05.2017) другим собственником автобуса указан Барбашин Александр.
Международная перевозка пассажиров из Финляндии в Россию осуществлялась на основании разового разрешения от 09.05.2017 N 1189439, выданного Министерством транспорта Российской Федерации Компании "KarjalaBus Oy". Данное разрешение позволяло осуществить одну международную перевозку 16 пассажиров из Финляндии в Россию. Согласно общим предписаниям к данному разрешению оно действительно только для международных перевозок пассажиров и не дает право на выполнение внутригосударственных перевозок. Данное разрешение нельзя передавать третьим лицам. Перевозчик обязан соблюдать на территории Российской Федерации действующие в Российской Федерации нормативные правовые акты, в частности, в области автомобильного транспорта и дорожного движения.
14.05.2017 на стационарном пункте весового контроля 421 км автодороги Р-21 "Кола" сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия выявлен факт использования Барбашиным Александром Валерьевичем автобуса Scania (регистрационный номер OGX164) для перевозки пассажиров по маршруту город Санкт-Петербург - город Петрозаводск.
По факту перевозки пассажиров транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, в том числе временно ввезенным им на территорию Российской Федерации в качестве ТСМП, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 11.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку документы, подтверждающие правомерность ввоза и передвижения ТСМП на территории Российской Федерации, представлены не были, на место остановки автобуса прибыли сотрудники таможенного органа.
15.05.2017 транспортное средство изъято у Барбашина Александра Валерьевича должностным лицом Карельской таможни и помещено на территорию постоянной зоны таможенного контроля Прионежского таможенного поста Карельской таможни, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов от 15.05.2017 года (том 1 л.д. 46).
По факту использования автобуса Scania (модель К113TLB-AA-6X2, регистрационный номер OGX164, VIN YS4KT6X2B01830623, 1997 года выпуска) во внутренней перевозке по таможенной территории ЕАЭС должностным лицом Карельской таможни в отношении компании КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) возбуждено дело об административном правонарушении N 10227000-877/2017 по части 1 статьи 16.24 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках по таможенной территории Таможенного союза либо их передача во владение или в пользование, продажа либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных ограничений на пользование и распоряжение такими транспортными средствами.
Постановлением Карельской таможни от 09.06.2017 по делу N 10227000-877/2017 Компания привлечена к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.24 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Данное постановление обжаловано Компанией в судебном порядке в рамках дела N А26-5660/2017. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 18.10.2017 по названному делу, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018, Компании "КарьялаБас Ою" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Также по факту перевозки пассажиров транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику и временно ввезенным им на территорию Российской Федерации в качестве ТСМП, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, постановлением Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия от 25.05.2017 Компания привлечена к административной ответственности по статье 11.26 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 09.08.2017 по делу N 12-221/2017 жалоба Барбашина А.В. удовлетворена частично, постановление Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия от 25.05.2017 изменено в части назначения наказания - административный штраф снижен до 75 000 руб.; в остальной части постановление оставлено без изменения. Решением Верховного суда Республики Карелия от 27.09.2017 по делу N 21-334/2017 решение районного суда оставлено без изменения, жалоба Барбашина А.В. - без удовлетворения.
Карельской таможней в ходе административного расследования по делу об административном правонарушении N 10227000-877/2017 и в ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено, что временно ввезенное 11.05.2017 по ТДТС N 10206040/110517/300101580 ТСМП в период с 12 по 14 мая 2017 года использовалось во внутренней перевозке по территории ЕАЭС без помещения его под таможенную процедуру, что явилось нарушением пунктов 2 и 3 статьи 344 ТК ТС.
Поскольку в случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины и налоги, то Таможня пришла к выводу, что в отношении ТСМП подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" (далее - Решение Совета ЕЭК от 16.07.2012 N 54) и Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), которые подлежали бы уплате при помещении его под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленные по состоянию на дату регистрации ТДТС N 10206040/110517/300101580 - на 11.05.2017. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства, задекларированного в ТДТС N 10206040/110517/300101580, таможенный орган посчитал 12.05.2017 - первый день использования временного ввезенного ТСМП во внутренней перевозке по таможенной территории ЕАЭС.
Таможенная стоимость автобуса Scania определена таможенным органом в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" на основании заключения эксперта от 05.06.2017 N 12402030/0020028 с применением резервного метода определения таможенной стоимости с учетом отсутствия сведений об условиях и обстоятельствах перемещения товаров, и составила 11 325 евро; рыночная стоимость транспортного средства определена экспертом с учетом курса валют на 11.05.2017 (63,2634 руб. за 1 евро) - 716 458 руб. 01 коп. Единым таможенным тарифом ЕАЭС, утвержденным Решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 N 54, по состоянию на 11.05.2017 установлены ставки ввозной таможенной пошлины в отношении ТСМП, классифицируемого в подсубпозиции 8702 10 199 4 ТН ВЭД ЕАЭС, в размере 3 евро за 1 куб.см. Таможенным органом установлено, что в соответствии со статьями 151 и 164 НК РФ при ввозе автобуса Scania подлежал уплате налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 18 %.
Вышеуказанные результаты проверки оформлены Актом камеральной таможенной проверки N 10227000/210/070617/А000030 от 07.06.2017 (том 1 л.д. 25 - 29), который вручен директору Компании 09.06.2017.
07.06.2017 исполняющим обязанности начальника Карельской таможни Сухановым Э.А. (том 1 л.д. 30 - 32) принято решение по результатам таможенной проверки N 10227000/210/070617/Т0030 о непредоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении задекларированного по ТДТС N 10206040/110517/300101580 автобуса Scania, регистрационный номер OGX164, VIN YS4KT6X2B01830623, в связи с использованием данного временно ввезенного ТСМП в нарушение требований, установленных пунктами 2 и 3 статьи 344 ТК ТС. Решение вручено директору Компании 09.06.2017.
Таможенное декларирование автобуса Scania в качестве ТСМП осуществлялось на таможенном посту многостороннего автомобильного пункта пропуска Торфяновка Выборгской таможни.
На основании представленных документов, в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 30.12.2010 N 2708 "Об утверждении формы акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и порядка его составления" отделом таможенных платежей Выборгской таможни была проверена полученная информация и составлен Акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 15.06.2017 N 10206000/150617/0000156 (том 1 л.д. 23).
С учетом того, что в соответствии с пунктом 4 статьи 91 ТК ТС и статьей 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ, Закон о таможенном регулировании) при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный ТК ТС срок таможенных пошлин, налогов, уплачиваются пени, Выборгская таможня произвела расчет пеней за период с 13.05.2017 по 15.06.2017 (34 дня просрочки уплаты) на общую сумму 27 224 руб. 36 коп. (том 1 л.д. 22) и выставила Компании КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) требование об уплате таможенных платежей от 15.06.2017 N 155 на общую сумму, с учетом начисленных пеней, - 2 624 142 руб. 65 коп. (том 1 л.д. 21).
Неисполнение указанного требования ответчиком в добровольном порядке явилось основанием для обращения Таможни в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В связи уплатой ответчиком 77 907 руб. 55 коп. таможенных платежей (ввозной таможенной пошлины) чек-ордером от 19.02.2018 (том 2 л.д.174) Таможня уменьшила заявленные требования на указанную сумму.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, не учел следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 342 ТК ТС временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза ТСМП без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если ТСМП зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом;
2) если ТСМП ввозится на таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда ТСМП используется лицом государства - члена таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории Таможенного союза либо за ее пределами.
По правилам пункта 2 статьи 342 ТК ТС ТСМП, временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, имеют статус иностранных товаров. Временный ввоз ТСМП завершается их вывозом с таможенной территории Таможенного союза в сроки, предусмотренные статьей 343 настоящего Кодекса, или помещением под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (пункт 3 статьи 342 ТК ТС).
Из пункта 1 статьи 343 ТК ТС следует, что временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза ТСМП должны быть вывезены с этой территории после завершения операций перевозки, в связи с которыми такие транспортные средства были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза, в сроки, исчисляемые с учетом положений статьи 219 настоящего Кодекса, если иное не установлено международными договорами.
Статьей 344 ТК ТС предусмотрено, что с временно ввезенными ТСМП допускается совершать обычные операции по их техническому обслуживанию или ремонту, которые потребовались при их следовании на таможенную территорию Таможенного союза либо нахождении на указанной территории (пункт 1); на таможенной территории Таможенного союза не допускается, в том числе использование временно ввезенных ТСМП для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза (внутренняя перевозка по таможенной территории Таможенного союза) (пункт 2).
В силу пункта 3 статьи 344 ТК ТС использование временно ввезенных ТСМП либо их передача иным лицам в случаях, указанных в части первой пункта 2 настоящей статьи, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры. В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких ТСМП под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. При этом сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство.
Таким образом, законодателем установлены определенные ограничения на осуществление операций в отношении ввезенных транспортных средств, имеющих статус ТСМП, а именно: исходя из положений подпункта 40 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 343, пункта 1 статьи 344 ТК ТС, установлен исчерпывающий перечень операций, которые могут совершаться с транспортными средствами, заявленными как ТСМП, без помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры.
В развитие транспортного сообщения между Российской Федерацией и Финляндской Республикой Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о международном автомобильном сообщении, заключенным в городе Хельсинки 27.10.1995, предусмотрено следующее:
- на каждую нерегулярную перевозку пассажиров автобусом должно быть выдано отдельное разрешение, которое дает право на совершение одного рейса туда и обратно, если иное не оговорено в самом разрешении (пункт 3 статьи 3);
- перевозчику одной Договаривающейся Стороны не разрешается осуществлять перевозки пассажиров и грузов между двумя пунктами, расположенными на территории страны другой Договаривающейся Стороны (пункт 1 статьи 10).
Указанные положения полностью соответствуют таможенному законодательству Таможенного союза.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела суд установил, что временно ввезенное ТСМП - автобус Scania (регистрационный номер OGX164), процедура временного ввоза ТСМП в отношении которого завершена не была, использовался во внутренней перевозке по территории ЕАЭС в нарушение установленных ограничений на пользование таким транспортным средством.
Подпунктом 5 статьи 188 ТК ТС предусмотрена обязанность декларанта соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре.
В связи с тем, что декларантом транспортного средства - автобуса Scania, зарегистрированного в Финляндии, выступала компания КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy), то и осуществление внутренней перевозки по территории Российской Федерации детской хоккейной команды этим транспортным средством относилось к сфере ответственности указанной компании, для которой автобус являлся ТСМП. То обстоятельство, что гражданин Российской Федерации Барбашин Александр Валерьевич - директор Компании, находящийся в отпуске, как собственник автобуса Scania перевозил пассажиров по территории Российской Федерации, не освобождало декларанта, не завершившего процедуру временного ввоза ТСМП, от соблюдения обязанностей, установленных таможенным законодательством. Усмотрение собственника на совершение в отношении принадлежащего ему имущества любых действий ограничено тем, что такие действия не должны противоречить закону и иным правовым актам, а также не могут нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как верно заметил суд первой инстанции, компания КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) приняла на себя риски ведения предпринимательской деятельности при осуществлении международной перевозки пассажиров, в том числе ответственность за действия своего законного представителя на территории иностранного государства. Ненадлежащий контроль соблюдения процедуры временного ввоза ТСМП со стороны компании привел к наступившим для нее негативным последствиям.
В силу статьи 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант и иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (пункт 1 статьи 283 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств-членов таможенного союза.
Из анализа приведенных положений законодательства следует, что нарушение условий режима временного ввоза ТСМП является основанием для уплаты таможенных платежей.
Пунктом 4 статьи 91 ТК ТС предусмотрено, что при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.
В заявлении таможенный орган просил произвести взыскание с фирмы "KarjalaBus OY" (Финляндия) за счет имущества (автобуса "Scania", регистрационный номер OGX-164).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Закона о таможенном регулировании в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать таможенные пошлины, налоги за счет товаров плательщика, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов производится на основании решения суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является физическое лицо либо плательщик таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами, или решения арбитражного суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, за исключением случаев, когда такие товары переданы таможенным органам в качестве предмета залога в соответствии со статьей 140 настоящего Федерального закона, а также когда обращается взыскание на товары, предельные сроки хранения которых при их задержании таможенными органами, установленные частью 7 статьи 189 настоящего Федерального закона, истекли (пункт 3 статьи 157 Закона о таможенном регулировании).
При рассмотрении настоящего дела обстоятельства, исключающие возможность обращения взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин по решению арбитражного суда, предусмотренные пунктом 3 статьи 157 Закона о таможенном регулировании в Российской Федерации, не установлены.
В ходе рассмотрения спора Таможней представлена информация об отсутствия информации о счетах плательщика - KarjalaBus OY на территории Российской Федерации, что обуславливает возможность производства взыскания таможенных платежей и пени за счет товара плательщика - автобуса "Scania", регистрационный номер OGX-164.
С учетом отсутствия у таможенного органа и в деле сведений об открытых счетах ответчика в банках по ходатайству Таможни следует обратить взыскание на принадлежащее КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) (код компании 2812564-9) транспортное средство: автобус марки "Scania", модель "К113TLB-AA-6X2" с государственным номером N OGX-164, находящееся в постоянной зоне таможенного контроля Карельской таможни, в счет уплаты присужденной настоящим решением денежной суммы.
В отношении довода ответчика, изложенного в отзыве на заявление, относительно неверного расчета таможенных платежей, применительно к позиции Прионежского районного суда Республики Карелия, изложенной в постановлении от 24.01.2018, необходимо указать следующее.
Согласно части 4 статьи 69 АПК РФ, устанавливающей основания освобождения от доказывания, вступивший в силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.
При этом только эти два факта не подлежат доказыванию при рассмотрении в арбитражном суде заявления, вытекающего из уголовного дела.
Как следует из содержания постановления Прионежского районного суда Республики Карелия от 24.01.2018, факт уклонения от уплаты таможенных платежей при перемещении спорного автотранспортного средства судом установлен.
Аналогичное обстоятельство установлено Арбитражным судом Республики Карелия по делу N А26-6885/2017, которое в силу статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора. Основанием для прекращения производства по уголовному делу послужило обстоятельство вступления в силу с 01.01.2018 ТК ЕАЭС. С учетом расчета таможенных платежей относительно нового порядка, установленного ТК ЕАЭС, суд установил размер подлежащих уплате платежей в сумме 77 907 руб. 55 коп. (только по состоянию на 31.05.2017) и, применительно к части 1 статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с декриминализацией совершенного преступления, прекратил производство по уголовному делу.
При этом в настоящем арбитражном деле таможенные платежи и пени рассчитаны по 15.06.2017.
Ссылка ответчика на указание постановления Прионежского районного суда Республики Карелия от 24.01.2018 о передаче собственнику спорного транспортного средства в качестве оснований для отмены в настоящем деле обращения взыскания на транспортное средство в счет уплаты присужденной настоящим решением денежной суммы отклоняется. Названное указание суда общей юрисдикции произведено в отношении автобуса как вещественного доказательства в уголовном деле, что не соотносится и не зависит с обращением взыскания на имущество арбитражным судом в настоящем деле о взыскании задолженности.
Между тем судом первой инстанции в настоящем деле не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.08.2018 по делу N А26-6885/2017 подтверждено (часть 2 статьи 69 АПК РФ), что в связи с использованием ТСМП для внутренней перевозки у Компании в соответствии с пунктом 3 статьи 344 ТК ТС возникла обязанность по уплате таможенных платежей в сумме, подлежащей уплате при помещении данного транспортного средства под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. Суд кассационной инстанции признал законным решение Карельской таможни по результатам таможенной проверки от 07.06.2017 N 10227000/210/070617/Т0030 о непредоставлении Компании полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении задекларированного по ТДТС N 10206040/110517/300101580 автобуса "SCANIA", то есть, суд подтвердил обязанность Компании по уплате таможенных платежей, налогов.
Статьей 458 ТК ЕАЭС (вступившего в действие с 01.01.2018) установлены переходные положения в отношении ТСМП.
В соответствии с частью 4 статьи 458 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных ТСМП, возникшая и подлежащая исполнению до вступления настоящего Кодекса в силу в связи с совершением действий, указанных в пункте 2 статьи 344 ТК ТС, без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры, не исполненная в полном размере на дату вступления настоящего Кодекса в силу, подлежит исполнению в размере сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, как если бы ТСМП помещались под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 282 ТК ТС, за период со дня, следующего за днем их выпуска в качестве временно ввезенных ТСМП, по день вывоза товаров с таможенной территории Союза.
Из части 4 статьи 458 ТК ЕАЭС следует, что условиями, при которых подлежит применению установленный названной нормой порядок расчета сумм таможенных пошлин, налогов, являются:
- возникновение обязанности по уплате таможенных платежей в отношении временно ввезенных ТСМП в связи с совершением действий, указанных в пункте 2 статьи 344, до вступления в силу ТК ЕАЭС;
- неисполнение такой обязанности в полном размере на дату вступления в силу ТК ЕАЭС.
День вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, упоминаемый в рассматриваемой норме, имеет значение для определения периода, за который подлежат начислению таможенные платежи.
При таком положении у суда первой инстанции в настоящем деле не имелось оснований полагать, что то обстоятельство, что автобус в настоящее время не вывезен с таможенной территории ЕАЭС, исключает применение в данном случае предусмотренного частью 4 статьи 458 ТК ЕАЭС порядка расчета сумм таможенных пошлин. Такой вывод подтверждается постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.08.2018 по делу N А26-6885/2017.
При этом изменение (а не отмена) обязанности Компании по уплате таможенных платежей в связи со вступлением в силу ТК ЕАЭС и признание кассационным судом в деле N А26-6885/2017 недействительным требования об уплате таможенных платежей и пени от 15.06.2017 N 155 (на основании которого таможенный орган обратился в суд по настоящему делу), по мнению, апелляционной коллегии, не влечет полный отказ в удовлетворении заявленных в настоящем деле требований, поскольку суд на основе части 1 статьи 168, части 6 статьи 215 АПК РФ при применении соответствующих норм материального права (в том числе ТК ЕАЭС) должен был определить действительный размер таможенного обязательства (то есть, подлежащие взысканию суммы в пределах заявленных периодов расчета и начислений) на момент принятия судебного решения.
Признание судом недействительным требования об уплате не отменило подтвержденную кассационным судом обязанность по уплате таможенных платежей, которая возникла и существует в силу законодательства, а не самого только требования об уплате от 15.06.2017 N 155. Иное (отказ в удовлетворении заявленных в настоящем деле требований о взыскании) создаст возможность того, что повторное обращение в суд за взысканием платежей и пени за тот же, что в настоящем деле, период окажется невозможным (пункт 2 части 1 статьи 150 АПК РФ).
С учетом указанного апелляционный суд, не выходя за заявленный в деле период расчета (с 13.05.2017 по 15.06.2017), на основе применения пункта 4 статьи 468 ТК ЕАЭС в совокупностью со статьей 282 ТК ТС, представленных Таможней данных от 06.11.2018 и собственных пересчетов пени, посчитал правомерным взыскание с ответчика 79 540 руб. 83 коп., в том числе: 47 581 руб. 73 коп. ввозной таможенной пошлины (62 744 руб. 44 коп. х 2 месяца (1 полный и 1 неполный) (125 489 руб. 28 коп.) - 77 907 руб. 55 коп. добровольной уплаты), 30 325 руб. 82 коп. НДС (15 162 руб. 91 коп. х 2 месяца (1 полный и 1 неполный)), 1 315 руб. 40 коп. пени по ввозной таможенной пошлине, 317 руб. 88 коп. пени по НДС. В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
Добровольная уплата ответчиком 77 907 руб. 55 коп. ввозной таможенной пошлины чек-ордером от 19.02.2018 не затрагивает названный период начисления пени, но учтено апелляционным судом при определении итоговой суммы взыскания ввозной таможенной пошлины.
В силу указанного решение суда следует изменить с частичным удовлетворением заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Судебные расходы по государственной пошлине подлежат распределению по правилам статьи 110 АПК РФ. Ответчику следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.04.2018 по делу N А26-11630/2017 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) (код компании 2812564-9) 79 540 руб. 83 коп., в том числе: 47 581 руб. 73 коп. ввозной таможенной пошлины, 30 325 руб. 82 коп. налога на добавленную стоимость, 1 315 руб. 40 коп. пени по ввозной таможенной пошлине, 317 руб. 88 коп. пени по налогу на добавленную стоимость.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Обратить взыскание на принадлежащее КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) (код компании 2812564-9) транспортное средство: автобус марки "Scania", модель "К113TLB-AA-6X2" с государственным номером N OGX-164, находящееся в постоянной зоне таможенного контроля Карельской таможни, в счет уплаты присужденной настоящим решением денежной суммы.
Взыскать с КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) (код компании 2812564-9) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 116 руб.".
Взыскать с Выборгской таможни в пользу КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) (код компании 2812564-9) 2 906 руб. 10 коп. судебных расходов по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы.
Возвратить КарьялаБас Ою (KarjalaBus Oy) (код компании 2812564-9) из федерального бюджета 14 865 руб. 50 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы чек-ордером от 22.05.2018.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.