г. Саратов |
|
20 ноября 2018 г. |
Дело N А12-18871/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
при участии в судебном заседании директора общества с ограниченной ответственностью "АЙТАКС-Молоко" Григорьева А.А., представителя общества с ограниченной ответственностью "АЙТАКС-Молоко" Бектимировой Р.Р., действующей на основании доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЙТАКС-Молоко"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 августа 2018 года по делу N А12-18871/2018 (судья Маслова И.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЙТАКС-Молоко" (403767, Волгоградская область, Жирновский о-н, с. Бутырки, ул. Производственная, д. 1, ОГРН 1063453000930, ИНН 3407010657)
к Комитету сельского хозяйства Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 19, ОГРН 1023403456944, ИНН 3444049941)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "АЙТАКС-Молоко" (далее - ООО "АЙТАКС-Молоко", общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет) по рассмотрению вопросов невыполнения показателей результативности использования субсидий, выразившегося в нерассмотрении комиссией предоставленных ООО "АЙТАКС-Молоко" документов, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, неопределении причин невыполнения показателей результативности использования субсидий, непринятии решения о признании обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, либо об отказе в признании обстоятельств таковыми.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23 августа 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "АЙТАКС-Молоко" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Комитет в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет сельского хозяйства Волгоградской области явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с заключенными между ООО "АЙТАКС-Молоко" и Комитетом соглашениями обществом в 2017 году получены субсидии за счет средств федерального бюджета в общей сумме 6 928 643 руб. на возмещение части процентной ставки по инвестиционным соглашениям на развитие агропромышленного комплекса, на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, на оказание поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, за произведенную и реализованную продукцию животноводства.
В январе 2018 года ООО "АЙТАКС-Молоко" в Комитет представлены отчеты о выполнении показателей результативности использования субсидий за 2017 год, а также сведения о наличии обстоятельств непреодолимой силы, влияние которых не позволило достичь плановых показателей.
02.03.2018 по результатам рассмотрения комиссией по рассмотрению вопросов невыполнения показателей результативности использования субсидий вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (далее - комиссия) представленных обществом документов принято решение, оформленное протоколом N 1, в соответствии с которым в связи с невыполнением ООО "АЙТАКС-Молоко" показателей результативности использования субсидий предоставленные обществу субсидии подлежат возврату из расчета один процент субсидии за процент невыполнения показателей.
ООО "АЙТАКС-Молоко", полагая, что протокол заседания комиссии от 02.03.2018 N 1 в части отказа в признании обстоятельств, заявленных обществом, обстоятельствами непреодолимой силы, является недействительным, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Впоследствии ООО "АЙТАКС-Молоко" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило признать незаконным бездействие Комитет по рассмотрению вопросов невыполнения показателей результативности использования субсидий, выразившееся нерассмотрении комиссией предоставленных ООО "АЙТАКС-Молоко" документов, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, неопределении причин невыполнения показателей результативности использования субсидий, непринятии решения о признании обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, либо об отказе в признании обстоятельств таковыми.
Суд первой инстанции, установив, что комиссией рассмотрены предоставленные ООО "АЙТАКС-Молоко" документы, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, и принято решение в пределах ее компетенции, пришел к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае незаконного бездействия, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о законности принятого комиссией решения, поскольку представленные ООО "АЙТАКС-Молоко" комиссии документы не подтверждают наличие обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших выполнить показателей результативности использования субсидий.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 Положения о комиссии по рассмотрению вопросов невыполнения показателей результативности использования субсидий вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, утвержденного приказом министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 27.01.2015 N 11 (далее - Положение о комиссии), основными задачами комиссии являются: определение причин невыполнения показателей результативности использования субсидий; принятие решений о признании обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, либо об отказе в признании обстоятельств таковыми.
Согласно пункту 4 Положения о комиссии (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения вопроса о достижении обществом показателей результативности использования субсидий) комиссия выполняет следующие функции: рассматривает предоставленные сельскохозяйственными товаропроизводителями либо организациями агропромышленного комплекса документы, подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств; принимает решение о признании обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, и неуменьшении субсидий при невыполнении показателей результативности использования субсидий, если их невыполнение явилось следствием возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то есть то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельства.
Материалами дела подтверждено, что представленные ООО "АЙТАКС-Молоко" документы в подтверждение наличия обстоятельств непреодолимой силы рассмотрены комиссией, по результатам рассмотрения принято решение о непризнании указанных заявителем обстоятельств обстоятельствами непреодолимой силы.
В приложениях 1, 3, 5 и 6 к протоколу от 02.03.2018 N 1, содержащих информацию о выполнении показателей результативности предоставления субсидий, в графе "Примечание (подтверждающие документы)" указаны документы, которые учитывались комиссией при определении причины невыполнения показателей результативности использования субсидий и принятии решения о признании обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, либо об отказе в признании обстоятельств таковыми.
В соответствии с пунктом 12 Положения о комиссии заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует более половины членов комиссии.
В приложении 1 вышеназванного приказа перечислен состав комиссии по рассмотрению вопросов невыполнения показателей результативности использования субсидий вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. В данный состав входит всего 19 человек.
Как указано в протоколе заседания комиссии от 02.03.2018 N 1 на заседании комиссии присутствовало 16 человек. Список присутствующих указан в приложении к протоколу.
Таким образом, кворум заседания соблюден.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда первой инстанции о непредставлении обществом доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших заявителю достичь показателей результативности использования субсидий.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка предоставления субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 13.02.2017 N 69-п (далее - Порядок предоставления субсидий), субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, определенным частью 1, пунктами 2 и 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
В соответствии с пунктом 4.6 Порядка предоставления субсидий в случае если фактическое значение показателей результативности использования субсидий за отчетный финансовый год ниже установленного в Соглашении вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, показатели результативности использования субсидий считаются выполненными на основании решения комиссии комитета сельского хозяйства по рассмотрению вопросов невыполнения показателей результативности использования субсидий вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Перечень обстоятельств непреодолимой силы, документов, подтверждающих наступление указанных обстоятельств, и сроки их представления утверждаются приказом комитета сельского хозяйства.
Указанный перечень утвержден приказом министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 27.01.2015 N 11 "О создании комиссии по рассмотрению вопросов невыполнения показателей результативности использования субсидий вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств".
К документам, подтверждающим наличие обстоятельств непреодолимой силы относятся правовой акт о введении режима ЧС (представляется при ведении режима ЧС); справка Волгоградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (представляется при наступлении стихийных природных явлений); акт обследования объектов сельского хозяйства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, об установлении факта гибели и списании посевов или сельскохозяйственных животных (представляется при наступлении стихийных природных явлений и (или) при наступлении обстоятельств общественной жизни); диагностическое заключение областной ветеринарной лаборатории или соответствующего профильного научно- исследовательского института ветеринарии об установлении инфекционного заболевания (представляется при наступлении таких обстоятельств общественной жизни как вынужденный убой и (или) падеж сельскохозяйственных животных); справка уполномоченного органа о факте пожара (представляется при наступлении стихийных природных явлений и (или) при наступлении обстоятельств общественной жизни).
Исходя из пункта 3.4 ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения "опасное метеорологическое явление" - природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.
Методические рекомендации по оформлению документов для экспертной оценки ущерба в отраслях агропромышленного комплекса, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного характера (рекомендованы к изданию НТС Минсельхоза России, протокол от 28.03.2011 N 8) содержат следующие понятия: Опасные метеорологические явления (далее - ОЯ) - природные процессы и явления, возникающие в атмосфере, которые по своей интенсивности (силе), масштабу распространения и продолжительности оказывают или могут оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду; неблагоприятные метеорологические явления - явления, которые значительно затрудняют или препятствуют деятельности отдельных отраслей экономики и по своим количественным значениям не достигают критериев ОЯ; комплекс неблагоприятных метеорологических явлений -сочетание двух и более одновременно наблюдающихся неблагоприятных метеорологических явлений, каждое из которых по интенсивности (силе) не достигает критериев ОЯ, но в совокупности наносит ущерб не меньших размеров, чем ОЯ.
Типовой перечень опасных природных явлений и определения терминов опасных метеорологических явлений и процессов представлен в Приложении N 18 к этим Методическим рекомендациям.
Как закреплено пунктом 3.1.3 "РД 52.88.699-2008. Руководящий документ. Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений", введенным в действие приказом Росгидромета от 16.10.2008 N 387, опасное природное явление - это гидрометеорологическое или гелиогеофизическое явление, которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может наносить значительный материальный ущерб.
К гидрометеорологическим явлениям относятся агрометеорологические явления -метеорологические, гидрологические явления или их сочетания, оказывающие воздействие на производство сельскохозяйственной продукции.
Типовой перечень опасных природных явлений содержится в приложении А к РД 52.88.699-2008, так к ним относятся: продолжительный сильный дождь - дождь с короткими перерывами (не более 1 ч) с количеством осадков не менее 100 мм (в ливнеопасных районах с количеством осадков не менее 60 мм) за период времени более 12 ч, но менее 48 ч, или 120 мм за период времени более 2 сут.; заморозки -понижение температуры воздуха и/или поверхности почвы (травостоя) до значений ниже 0С на фоне положительных средних суточных температур воздуха в периоды активной вегетации сельхозкультур или уборки урожая, приводящее к их повреждению, а также к частичной или полной гибели урожая сельхозкультур; переувлажнение почвы - в период вегетации сельхозкультур в течение 20 дней (в период уборки в течение 10 дней) состояние почвы на глубине 10-12 см по визуальной оценке увлажненности оценивается как липкое или текучее; в отдельные дни (не более 20% продолжительности периода) возможен переход почвы в мягкопластичное или другое состояние; засуха атмосферная - в период вегетации сельхозкультур отсутствие эффективных осадков (более 5 мм в сутки) за период не менее 30 дней подряд при максимальной температуре воздуха выше 25°С (в южных районах РФ - выше 30°С). В отдельные дни (не более 25% продолжительности периода) возможно наличие максимальных температур ниже указанных пределов; засуха почвенная - в период вегетации сельхозкультур за период не менее 3 декад подряд запасы продуктивной влаги в слое почвы 0-20 см составляют не более 10 мм или за период не менее 20 дней, если в начале периода засухи запасы продуктивной влаги в слое 0-100 см были менее 50 мм; раннее появление или установление снежного покрова - появление или установление снежного покрова (в том числе временного) любой величины раньше средних многолетних сроков на 10 дней и более.
Доказательства наступления данных обстоятельств заявителем не представлено.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции комитетом в материалы дела представлены документы, которые ООО "АЙТАКС-Молоко" направило в комиссию в подтверждение наличия обстоятельств непреодолимой силы: письменные пояснения от 22.01.2018 N 7, письмо Волгоградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 12.12.2017 N 53/04-649 с приложением оперативных данных наблюдений метеорологической станции за период с 01.10.2017 по 30.11.2017.
Из письменных пояснений от 22.01.2018 N 7 следует, что причиной невыполнения показателей результативности использования субсидий послужили неблагоприятные погодные условия в апреле, мае, июне 2017 года (проливные дожди), не позволившие своевременно осуществить сев культур, что в свою очередь повлекло необходимость уборки культур в более поздние сроки (октябрь, ноябрь 2017 года), когда вновь возникли неблагоприятные погодные условия. В результате часть урожая в 2017 году не была убрана.
При этом, документов подтверждающих наступление неблагоприятных погодных условий в апреле, мае, июне 2017 года, обществом не представлено.
В справке не конкретизирован посевной участок на территории Жирновского района Волгоградской области, на котором произошло выпадение осадков в количестве, превышающем норму. Справка не подтверждает наступления чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств в виде переувлажнения почвы.
В нарушение требований приказа министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 27.01.2015 N 11 акты обследования объектов сельского хозяйства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, об установлении факта гибели и списании посевов или сельскохозяйственных животных (представляется при наступлении стихийных природных явлений и (или) при наступлении обстоятельств общественной жизни) в апреле, мае, июне, октябре, ноябре 2017 года обществом не представлено.
Режим функционирования "Чрезвычайная ситуация" на территории Жирновского района Волгоградской области не вводился.
Каких-либо документов в обоснование невыполнения показателей результативности по иным видам субсидий (на возмещение части процентной ставки по инвестиционным соглашениям на развитие агропромышленного комплекса, на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, за произведенную и реализованную продукцию животноводства) ООО "АЙТАКС-Молоко" в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного оснований для принятия решения о признании обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, и неуменьшении субсидий при невыполнении показателей результативности использования субсидий, если их невыполнение явилось следствием возникновения обстоятельств непреодолимой силы, у комиссии не имелось.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 августа 2018 года по делу N А12-18871/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.