г. Пермь |
|
21 ноября 2018 г. |
Дело N А50-33618/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.
при участии:
от заявителей товарищества собственников жилья "Куйбышева 86" (ОГРН 1085904013470, ИНН 5904191245) - Никитин Т.Ф., предъявлен паспорт, доверенность от 05.04.2017; товарищества собственников жилья "Седова-9" (ОГРН 1075900007292, ИНН 5904174987) - Никитин Т.Ф., предъявлен паспорт, доверенность от 21.07.2017;
от заинтересованных лиц Администрации города Перми (ОГРН 1025900532460, ИНН 5902290635) - не явились, извещены надлежащим образом; Администрации Свердловского района города Перми (ОГРН 1025900918251, ИНН 5904080513) - Рябова М.С., предъявлен паспорт, доверенность от 09.01.2018;
от третьего лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, администрации Свердловского района города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 августа 2018 года
по делу N А50-33618/2017,
принятое судьей Мещеряковой Т.И.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Куйбышева 86", товарищества собственников жилья "Седова-9"
к Администрации города Перми, Администрации Свердловского района города Перми
третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
о признании незаконным решения, недействительным ненормативного правового акта в части,
установил:
Товарищество собственников жилья "Куйбышева 86" и Товарищество собственников жилья "Седова-9" (далее - заявители, ТСЖ, ТСЖ "Куйбышева 86", ТСЖ "Седова-9") обратились в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации города Перми и Администрации Свердловского района г. Перми (далее - ответчики) о признании незаконным решения общественной комиссии по обсуждению проекта муниципальной программы "Формирование современной городской среды" на 2017 год (далее - Программа) в части невключения заявок ТСЖ "Куйбышева 86" и "Седова - 9" в Программу по благоустройству дворовых территорий в Свердловском районе г. Перми, а также строки 1.1.1.1.1 раздела "Финансирование подпрограммы 1.1 "Формирование комфортного внутригородского пространства на территории муниципального образования город Пермь" в части невключения в число дворовых территорий многоквартирных домов Свердловского района, на которых выполнены мероприятия по повышению уровня благоустройства, дворовых территорий многоквартирных домов N 86 по ул. Куйбышева г. Перми, N 9 по ул. Седова г. Перми, раздела 7 Приложения N 5 к муниципальной программе "Формирование современной городской среды", утвержденной постановлением Администрации г. Перми от 14.04.2017 N 288, в части невключения многоквартирных домов N 86 по ул. Куйбышева г. Перми, N 9 по ул. Седова г. Перми (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04 декабря 2017 года (резолютивная часть решения объявлена 30.11.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 (резолютивная часть от 01.03.2018) решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21.06.2018 (резолютивная часть от 20.06.2018) решение Арбитражного суда Пермского края от 04.12.2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 по настоящему делу отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 августа 2018 года (резолютивная часть решения объявлена 21.08.2018) признано незаконным решение общественной комиссии по обсуждению проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год в части благоустройства дворовых территорий в Свердловской районе города Перми от 21.04.2017 в части невключения заявок Товарищества собственников жилья "Куйбышева 86", Товарищества собственников жилья "Седова-9" в Муниципальную программу "Формирование современной городской среды на 2017 год", признаны недействительными строки 1.1.1.1.1 раздела "Финансирование подпрограммы 1.1 "Формирование комфортного внутригородского пространства на территории муниципального образования город Пермь", утвержденной постановлением администрации города Перми от 14.04.2017 N 288 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды", в части невключения в число дворовых территорий многоквартирных домов Свердловского района, на которых выполнены мероприятия по повышению уровня благоустройства, дворовых территорий многоквартирных домов N 86 по ул. Куйбышева г. Перми, N 9 по ул. Седова г. Перми, а также раздел 7 Приложения N 5 к муниципальной программе "Формирование современной городской среды", утвержденной постановлением администрации города Перми от 14.04.2017 N 288 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды", в части невключения многоквартирных домов N 86 по ул. Куйбышева г. Перми, N 9 по ул. Седова г. Перми, как не соответствующие ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". На Администрацию города Перми и Администрацию Свердловского района города Перми возложены обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация Свердловского района города Перми обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что оценка заявок осуществляется до принятия решения (п. п. 3.2, 3.3 Порядка), но Порядок (п. 3.4 Порядка) и Положение (п. 3.8 Положения) не предусматривают, что решение комиссии ставится в зависимость от количества баллов, присвоенных заявкам. По мнению подателя жалобы, количество баллов по заявке не являлось основанием для включения в Программу на 2017 год, а являлось основанием для включения заявки в программу в целом, поскольку Программа является долгосрочной (до 2022 года). Указывает, что в настоящее время придомовая территория по улице Куйбышева, 86 включена в муниципальную программу "Формирование современной городской среды", утвержденную постановлением администрации г. Перми от 19.10.2017 N 897. Присутствующий в судебном заседании представитель Администрации Свердловского района города Перми доводы и требования жалобы поддержал.
Заявители (ТСЖ "Куйбышева 86", ТСЖ "Седова-9") с доводами апелляционной жалобы не согласны по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и поддержанным участвующим в судебном заседании представителем, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Администрация города Перми и УФАС России по Пермскому краю о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из обстоятельств дела и установлено судом первой инстанции, 19.04.2017 товарищество собственников жилья "Куйбышева 86" и товарищество собственников жилья "Седова-9" обратились в Администрацию Свердловского района г. Перми с заявками на включение дворовой территории в муниципальную программу формирования современной городской среды на 2017 год (л.д. 74-75 т. 1).
Заявке ТСЖ "Куйбышева 86" присвоен номер 206, заявке ТСЖ "Седова-9" - N 207.
Протоколом заседания общественной комиссии по обсуждению проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год в части благоустройства дворовых территорий в Свердловском районе г. Перми от 21.04.2017 N 1 по вопросу рассмотрения и оценки заявок, поступивших в комиссию от Администрации Свердловского района г. Перми, рекомендовано включить в Муниципальную программу 74 заявки, в число которых не попали заявки NN 206 и 207 (л.д. 11-16 т. 1).
14.04.2017 Администрацией города Перми принято постановление N 288 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды" (далее - Постановление N 288) (л.д. 17-70 т. 1).
Согласно коду 1.1.1.1.1 раздела "Финансирование подпрограммы 1.1 "Формирование комфортного внутригородского пространства на территории муниципального образования город Пермь" муниципальной программы "Формирование современной городской среды" указано число дворовых территорий многоквартирных домов Свердловского района, на которых выполнены мероприятия по повышению уровня благоустройства, - 74 (л.д. 23-25). В разделе 7 "Свердловский район", Приложения N 5 к муниципальной программе "Формирование современной городской среды" "Адресный перечень многоквартирных домов города Перми, дворовые территории которых были отобраны общественными комиссиями по обсуждению проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год в части благоустройства дворовых территорий в районах города Перми и подлежат благоустройству в 2017 году с условием обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения", указан перечень многоквартирных домов г. Перми, дворовые территории которых были отобраны общественными комиссиями и подлежат благоустройству в 2017 году с условием обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения (л.д. 63-65 т. 1). При этом спорные придомовые территории не были включены для решения вопроса о финансирования в рамках реализации муниципальной программы.
Полагая, что невключение заявок N N 206, 207 в Программу на 2017 год является незаконным и нарушает права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ТСЖ "Куйбышева 86", ТСЖ "Седова-9" обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции при разрешении спора пришел к выводу о том, что действия общественной комиссии и Администрации города Перми по утверждению муниципальной программы без учета последовательных действий по отбору заявок, содержащих максимальное количество баллов, противоречат требованиям антимонопольного законодательства, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч.2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" во исполнение обязательств органов местного самоуправления по обеспечению мероприятий, направленных на реализацию приоритетного проекта "Формирование современной городской среды", определенных постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды", Правительства Пермского края от 15.03.2017 N 96-П "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1331-п "Об утверждении государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края" Администрацией города Перми издано постановление от 30.03.2017 N 241 "Об общественных комиссиях по обсуждению проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год в части благоустройства дворовых территорий в районах города Перми, общественном обсуждении проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год" (далее -Постановление N 241).
Указанным постановлением утверждены Порядок представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу формирования современной городской среды на 2017 год; Положение об общественной комиссии по обсуждению проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год в части благоустройства дворовых территорий в районах города Перми; Порядок проведения общественного обсуждения проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год.
Порядок представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу формирования современной городской среды на 2017 год разработан в целях формирования комфортной городской среды на территории города Перми, путем благоустройства дворовых территорий (далее - Порядок).
Кроме того, Администрацией города Перми принято постановление N 288 от 14.04.2017 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды".
Исходя из Положения об общественной комиссии указанные комиссии создаются в территориальных органах Администрации города Перми (за исключением Администрации п. Новые Ляды г. Перми) по обсуждению проекта Программы, а также рассмотрению и оценке предложений собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству, о включении дворовой территории в муниципальную программу формирования современной городской среды на 2017 год (далее - общественные комиссии).
В п. 1.5 Положения об общественной комиссии определено, что состав комиссии утверждается распоряжением главы территориального органа в количестве не менее 10 человек.
Распоряжением главы Администрации Свердловского района г. Перми от 03.04.2017 N СЭД-059-39-01-01-124 утвержден состав общественной комиссии по обсуждению проекта Программы на 2017 год в части благоустройства дворовых территорий в Свердловском районе г. Перми.
Согласно п.п. 2.1, 2.5 Порядка представления предложений заявки от заинтересованных лиц на включение дворовой территории многоквартирного дома в Программу на 2017 год принимались в территориальных органах администрации г. Перми с 31.03.2017 до 19.04.2017.
Как верно установил суд первой инстанции, ТСЖ "Куйбышева 86", ТСЖ "Седова-9" в установленный Порядком предоставления предложений срок - 19.04.2017 обратились с заявками установленной формы на включение дворовой территории в муниципальную программу формирования современной городской среды на 2017 год с приложением соответствующих документов (л.д. 74, 75 т. 1).
Согласно Протоколу заседания от 21.04.2017 N 1 из 27 утвержденных членов комиссии на заседании присутствовали 24 члена, что составляет более половины состава комиссии. В связи с чем, заседание считается правомочным.
При рассмотрении первого вопроса повестки заседания отмечено, что Администрацией Свердловского района произведена оценка каждой заявки по критериям. Комиссией принято решение принять к сведению и руководствоваться в работе результатами оценки заявок.
В соответствии с реестром заявок, представленных Администрацией Свердловского района для рассмотрения оценок в общественную Комиссию по обсуждению проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год в части благоустройства дворовых территорий в Свердловском районе города Перми, номерам заявок 206 и 207 присвоено 14 и 12 баллов соответственно. При этом указанные баллы являются максимальными.
Оценка заявки осуществляется комиссией по критериям оценки заявок, установленным в Приложении N 2 к настоящему порядку (п. 3.3 Порядка).
В тоже время, заявки сдаются на обсуждение в общественную комиссию, члены которой могут выносить рекомендации по включению заявок (п. 3.1 Порядка).
При этом ввиду наличия в Порядке двусмысленных положений благоустройство территорий многоквартирных домов поставлено в зависимость от волеизъявления конкретного члена комиссии, его субъективного мнения, а не от набранного высокого балла по критериям.
Между тем, заявки ТСЖ "Куйбышева 86", ТСЖ "Седова-9", набравшие максимальное количество баллов на основании критериев оценки заявок, определенных Приложением N 2 к Порядку представления предложений, не были включены в Программу на 2017 год по причине того, что общественная комиссия в нарушение п. 3.3 Порядка представления предложений руководствовалась не критериями оценки заявок, а отдельными предложениями членов комиссии.
Таким образом, при рассмотрении общественной комиссией третьего вопроса повестки дня о рассмотрении и оценке заявок, поступивших в Комиссию от Администрации Свердловского района города Перми, было допущено нарушение порядка его рассмотрения. При принятии рекомендаций, единогласного решения, критерии оценки заявок членами общественной комиссии в рассматриваемом случае учтены не были.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что оценка заявок и решение комиссии о включении дворовых территорий в программу на 2017 год принято в полном соответствии с Порядком и Положением, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как противоречащие материалам дела, поскольку обязанность Комиссии осуществлять оценку заявок по критериям, установленным в Приложении N 2 к Порядку прямо закреплена в пункте 3.3 Порядка, а пункт 3.8 Положения об общественной комиссии по обсуждению проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год, определяют процедуру принятия решения (голосование простым большинством ее членов), а не критерии, в соответствии с которыми Комиссия осуществляет оценку заявок и их последующую рекомендацию для включения в спорную программу.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Администрацией фактически создана ситуация, при которой конкурентный порядок отбора заявок на основании установленных критериев фактически заменен на волеизъявление отдельных членов комиссии.
Вопреки доводам апеллянта, вышеуказанные действия (бездействие) Администрации города Перми противоречат требованиям антимонопольного законодательства, а именно содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами.
В связи с чем УФАС по Пермскому краю в адрес Администрации города Перми вынесено предупреждение от 01.12.2017 N 14760 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Кроме того, суд правомерно указал, что незаконно принятые Администрацией акты препятствуют получению субсидий из средств бюджета для осуществления хозяйственной деятельности ТСЖ на проведение работ по благоустройству общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку совокупность условий для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными установлена в ходе судебного разбирательства по делу, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Включение ТСЖ "Куйбышева 86" в муниципальную программу "Формирование современной городской среды", утвержденную постановлением администрации г. Перми от 19.10.2017 N 897, не устраняет нарушение закона и прав заявителей в оспариваемый период.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При данных обстоятельствах решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 августа 2018 года по делу N А50-33618/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Свердловского района города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Л. Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.