22 ноября 2018 г. |
Дело N А83-7609/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Голика В.С.,
Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стефаненко Ю.В.,
при участии:
представителей общества с ограниченной ответственностью "Южстройсервис" - Беличенко М.В., Мирошниченко Н.С.;
иные лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Южстройсервис", Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 июня 2018 года по делу N А83-7609/2017 (судья Колосова А.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южстройсервис" (ул. Свердлова, 7Б, г. Ялта, Республика Крым, 298603)
к Администрации города Ялта Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600),
Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты Республики Крым (ул. Свердлова, 21, г. Ялта, Республика Крым, 298600)
о признании недействительным постановления,
установил:
Обществом с ограниченной ответственностью "Южстройсервис" (ОГРН 1149102037611, ранее с 23.04.2002 зарегистрированное по законодательству Украины с ИНН 31873157 - л.д. 40-49, 20-36 т.1, далее - ООО "Южстройсервис" или заявитель) заявлены требования о признании незаконным постановления N 1841-п от 14.04.2017 Администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102101609 - л.д. 50-57 т.1, далее Администрация) об отказе в предоставлении в порядке переоформления права аренды земельного участка площадью 2.828 кв.м, кадастровый N 90:25:010106:176, расположенный в г. Ялта, ул. Свердлова, 7-Б (л.д. 8-18 т.1).
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, признано недействительным названное постановление Администрации; на Администрацию возложена обязанность в течение 65-ти дней рассмотреть обращение о предоставлении в аренду земельного участка; из федерального бюджета заявителю возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3.000 руб. (л.д. 57-70 т.3).
Решение суда мотивировано тем, что не утверждение Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта не является основанием для отказа в переоформлении ранее возникшего права аренды земельного участка, предоставленного для реконструкции с расширением, увеличением этажности на базе водной станции клуба юных моряков под яхт-клуб "Марина"; принадлежность расположенного на испрашиваемом земельном участке объекта - нежилого здания площадью 198,6 кв.м, кадастровый N 90:25:010105:799, является предметом рассмотрения дела N А83-1405/2017 по иску ООО "Южстройсервис" к Администрации о признании отсутствующим права собственности муниципального образования; восстановление нарушенного права на переоформление права аренды земельного участка возможно путем возложения на Администрацию обязанности повторно рассмотреть обращение заявителя; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета; уплаченную в установленном размере государственную пошлину следует возложить на заявителя, о чем он ходатайствовал, так как Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Не согласившись с этим решением, участники подали апелляционные жалобы:
1) ООО "Южстройсервис" - просит изменить решение суда в части способа восстановления нарушенного права и обязать ДИЗО в течение 14-ти дней направить в адрес заявителя подписанный проект договора аренды земельного участка, а также исключить из мотивировочной части решения выводы о разрешенном виде использования земельного участка - причалы для маломерных судов, о наличии спора и отсутствии государственной регистрации права собственности на расположенное на земельном участке нежилое здание с кадастровым N 90:25:010105:799 (л.д. 20-27 т.6),
2) Администрация - просит отменить судебный акт в удовлетворенной части требований и отказать в удовлетворении заявленных требований полностью, так как судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права; в апелляционной жалобе указано на то, что до утверждения Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта невозможно определить вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка; на этом земельном участке расположено принадлежащее муниципальному образованию городской округ Ялта здание (л.д. 6-9 т.6),
3) Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым (ОГРН 1149102130264 - л.д. 57-60 т.1, далее ДИЗО) - просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований полностью, так как судебный акт принят с нарушением норм материального права; в апелляционной жалобе указано на то, что на испрашиваемом расположены принадлежащие муниципальному образованию городской Ялта здания, земельный участок ООО "Южстройсервис" в нарушение определенного договором аренды вида разрешённого использования фактически используется по иному виду - для хранения, обслуживания и аренды (проката) водного транспорта (л.д.14-15 т.6).
Отзывов на апелляционные жалобы не поступило.
В судебном заседании (с перерывом с 08.11.2018 по 15.11.2018) представители заявителя просили удовлетворить поданную ООО "Южстройсервис" апелляционную жалобу и отказать в удовлетворении апелляционных жалоб Администрации и ДИЗО.
Представители Администрации, ДИЗО и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102130275, далее Департамент архитектуры) в судебное заседание повторно не явились.
О месте и времени судебного заседания на 08.11.2018 эти участники извещены определением от 11.10.2018, копию которого получили 17.10.2018 и 19.10.2018, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 10-12 т. 7).
13.10.2018 и 09.11.2018 информация о судебном заседании (в том числе о перерыве в судебном заседании) опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 13 т. 7, л.д. 17 т. 9).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее суд апелляционной инстанции) истребовал дополнительные доказательства, исследовал в устные и письменные доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
15.11.2016 ООО "Южстройсервис" направило по почте в ДИЗО обращение о предоставлении в порядке переоформления в аренду земельного участка площадью 2828 кв.м по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, дом 7б, с целевым назначением - для реконструкции с расширением, увеличением этажности на базе водной станции клуба юных моряков под яхт-клуб "Марина", и видом разрешенного использования, установленным согласно приложенным документам. К этому обращению приложены (в том числе) заверенные копии: договора аренды земельного участка от 28.04.2005, проекта землеустройства 2005 года, договора купли-продажи от 28.12.2004, свидетельств о праве собственности от 20.01.2005, 15.05.2015 и 25.04.2016, трех кадастровых паспортов на здания, кадастровой выписки о земельном участке, а также оригинал кадастрового паспорта на земельный участок (л.д. 30-33 т.2).
14.04.2017 Администрацией города Ялта вынесено постановление N 1841-п, которым отказано ООО "Южстройсервис" в предоставлении в порядке переоформления права в аренду земельного участка площадью 2.828 кв.м, кадастровый N 90:25:010106:176, расположенный в г. Ялта, ул. Свердлова, 7-Б, из земель населенного пункта (л.д. 63 т.1).
Копия постановления направлена заявителю по почте 18.04.2017 (л.д. 34 т.2).
Названное постановление принято с учетом представленных заявителем документов, включая ранее заключенный договор аренды земельного участка, а также заключение Департамента архитектуры N 02-08/8252 от 08.09.2016 о расположении испрашиваемого земельного участка в границах существующей водной станции (вид функционального использования земельного участка), для причалов для маломерных судов (разрешенное использование) по Генеральному плану г. Ялта, утвержденного решением Ялтинского городского совета N 33 от 27.11.2013 (л.д. 119 т.2), о чем указано в оспоренном постановлении.
Из представленных для переоформления права аренды документов, пояснений представителей заявителя, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, подтверждены следующие обстоятельства.
25.05.2005 по законодательству Украины осуществлена государственная регистрация в Государственном реестре земель за N 040502100081 права частного предприятия "Южстройсервис" (ИНН Украины 31873157) аренды сроком на 25 лет земельного участка площадью 0,2828 кв.м, кадастровый N 0111900000:01006:0156, расположенный в г. Ялта, ул. Свердлова, 7-Б, из земель населенного пункта для реконструкции с расширением, увеличением этажности на базе водной станции клуба юных моряков под яхт-клуб "Марина", по договору от 28.04.2005 с арендодателем - Ялтинским городским советом (л.д. 8-26 т.2).
По этому договору и приложений к нему предоставленный в аренду земельный участок расположен в 100 м зоне Чёрного моря.
Земельный участок с кадастровым N 90:25:010106:176 (предыдущий кадастровый N 0111900000:01006:0156) поставлен на кадастровый учет по законодательству Российской Федерации, установлены его границы, вид разрешенного использования не указан, категория - земли населенных пунктов, о чем 13.07.2016 Госкомрегистром выдан кадастровый паспорт N 90-02/2016-335646 (л.д. 1-7, 27 т.2).
Правоустанавливающие и правоподтверждающие документы свидетельствуют о том, что заявитель на момент обращения о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2.828 кв.м, принятия по нему оспариваемого постановления являлся и в настоящее время является собственником расположенных на данном земельном участке зданий и сооружения общей площадью 199,8 кв.м:
1) одноэтажного нежилого здания (литера "А") площадью 93,50 кв.м, кадастровый N 90:25:010105:97 (л.д. 82, 85 т.1, 10-12, 27-33 т.3),
2) одноэтажного склада-сарая (литера "Г") площадью 10,60 кв.м, кадастровый N 90:25:010105:717 (л.д. 81 т.1, 7-9, 20-26 т.3),
3) иного сооружения - навеса (литера "Ж") площадью 95,70 кв.м кадастровый N 90:25:010104:649 (л.д. 83-84 т.1, 43 т.2, 4-6, 13-19 т.3).
Предоставляя 11.04.2005 в аренду земельный участок площадью 0,2828 кв.м, Ялтинский городской совет исходил из того, что ЧП "Южстройсервис" имел, кроме названного права собственности на указанные здания и сооружение с литерами А, Ж и Г, права пользования:
- сроком на 49 лет берегоукрепительными, противооползневыми и пляжными сооружениями по договору от 01.11.2004 N 298 от 1.11.2004,
- сроком до 08.09.2005 коммунальным имуществом по договору N 107 от 13.09.2004,
а также в связи с включением в перечень приоритетных инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Большой Ялты в 2004-2205 годах, строительства яхт-клуба "Марина", о чем указано в решении 29 сессии 4 созыва Ялтинского городского совета N 114 от 11.04.2005, на основании которого был заключен вышеназванный договор аренды земельного участка (л.д. 16 т.2).
Положительное заключение государственной землеустроительной экспертизы от 31.03.2005 N 306-05 по разработанному в 2005 году проекту отвода земельного участка в аренду было выдано под условием - оформление права собственности на арендованные строения, расположенные на земельном участке (л.д. 88-170 т.1).
Письменные доказательства свидетельствуют о том, что на момент принятия оспариваемого постановления заявитель, кроме права собственности на названные здания и сооружение общей площадью 199,8 кв.м, иных прав на пользование расположенными в границах испрашиваемого земельного участка здания и сооружения не имеет; инвестиционный проект по реконструкции базы водной станции клуба юных моряков в яхт-клуб "Марина" не реализован.
Как пояснили представители заявителя не достижение цели инвестиционного договора от 28.01.2005 по реконструкции водной станции в яхт-клуб произошло не по вине "Южстройсервис", которое заказало и получило разработанную проектно-сметную документацию на реконструкцию берегоукпрепительных сооружений и здания яхт-клуба, рабочий и эскизные проекты для обеспечения строительства (подключение к коммуникациям), но строительство (реконструкция) начато не было из-за нахождения на водной станции служб и оборудования Ялтинского клуба моряков, в подтверждение чего представлены инвестиционный договор N 1 с изменениями и дополнениями, проектно-сметная документация, переписка с Администрацией и Ялтинским городским советом (л.д. 26-41, 86-159 т. 7, 3-420 т. 8).
Из кадастрового паспорта на иное сооружение следует, что противооползневые сооружения г. Ялты на участке от морпорта до Массандровских гостиниц площадью 25.988 кв.м. поставлено на кадастровый учет Российской Федерации, кадастровый N 90:00:000000:275 (л.д. 160-161 т. 7).
Предметом заключенного 01.04.2010 между ЧП "Южстройсервис" и Крымским республиканским предприятиям "Противооползневое управление" договора N 15/10-Н являлся надзор за техническим состоянием берегоукрепительных сооружений и оползневой обстановкой на участке 2-го комплекса берегоукрепительных сооружений г. Ялты от морпорта до Массандровских гостиниц от буны N 1 вкл. до буны N 2 вкл., протяженностью 97 м (л.д. 42-84 т. 7).
Доказательств приведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации договорных отношений по пользованию и надзору за техническим состоянием названных гидротехнических сооружений, а также фактического исполнения этих обязательств суду апелляционной инстанции не представлено, о их наличии не заявлено.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (ред. от 28.12.2016, далее - Закон N 6-ФКЗ) на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым.
Частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Такими правовыми актами в области регулирования особенностей земельных отношений на территории Республики Крым, городского муниципального округа Ялта являются:
- Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в ред. от 30.12.2016, далее - Закон N 38-ЗРК),
- Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденный Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 (в ред. 11.11.2016, с изм. от 12.04.2017) далее - Порядок N 313),
- Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденные Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30.03.2015 N 37 (далее - Правила N 37).
Согласно статье 3 Закона N 38-ЗРК, пунктам 2, 5-7, 13, 15 Порядка N 313, пунктам 2, 4-6, 13, 16 Правил N 37 предоставление земельного участка в аренду по законодательству Российской Федерации в порядке переоформления ранее возникшего права аренды (срок которой не истек) осуществляется по поданному арендатором заявлению с предоставлением подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа и кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке, содержащей сведения о его границах.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в порядке переоформления права аренды установлены частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК и пунктом 11 Правил N 37:
1) нахождения испрашиваемого участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов;
2) несоответствия места расположения предоставляемого для строительства земельного участка градостроительной документации, документации по планировке территории.
Проверку наличия оснований для отказа в переоформлении права согласно пункта 9 Порядка N 313 и пункта 8 Правил N 37 осуществляет ДИЗО, направляя соответствующие межведомственные запросы.
Из представленных Департаментом архитектуры на межведомственный запрос сведений следует, что испрашиваемый для строительства (реконструкция водной станции в яхт-клуб) земельный участок по градостроительной документации (Генеральному плану Большой Ялты, утвержденному решением Ялтинского городского совета N 33 от 27.11.2013) расположен в границах существующей водной станции с видом разрешенного использования - причалы для маломерных судов, что свидетельствует о несоответствии места расположения предоставляемого для строительства земельного участка градостроительной документации, не предусматривающей такое строительство.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Как установлено, Администрацией без нарушений названных выше норм закона и иных нормативных правовых актов принято постановление об отказе заявителю в предоставлении земельного участка в аренду для реконструкции; права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности этим постановлением не нарушены; имея на праве собственности здания и сооружения на части испрашиваемого в аренду земельного участка, заявитель не лишен возможности оформления прав на земельный участок, необходимый для размещения и эксплуатации этих объектов; правоотношения по исполнению инвестиционного договора не могут быть разрешены в рамках рассмотрения данного дела.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы Администрации и ДИЗО обоснованы; судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела; судебный акт подлежит отмене; в удовлетворении заявленных требований следует отказать; при таких обстоятельствах апелляционная жалоба заявителя удовлетворена быть не может.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 333.21 налогового кодекса РФ установлено, что
по делам, рассматриваемым арбитражными судами, государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций составляет 3 000 рублей.
Судом установлено, что обществом заявлено одно требование о признании недействительным постановления, следовательно, излишне уплаченная государственная
пошлина в размере 3000,00 рублей подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 июня 2018 года по делу N А83-7609/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить ООО "Южстройсервис" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу заявления в размере 3.000 рублей (три тысячи руб.), уплаченную платежным поручением N 117 от 24.11.2016 через ПАО РНКБ Банк.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.С. Голик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.