г. Санкт-Петербург |
|
21 ноября 2018 г. |
Дело N А56-54105/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2018 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Полубехина Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Смирновой Н.В.
при участии:
от истца: Дубровина Е.Л. (доверенность от 12.11.2018)
от ответчика: Скоробогатова С.С. (доверенность от 29.05.2018)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20294/2018) ООО Корпорация "Роснефтегаз" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2018 по делу N А56-54105/2018 (судья Нефедова А.В.), принятое
по иску Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
к ООО Корпорация "Роснефтегаз"
о взыскании,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
истец - Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью Корпорация "Роснефтегаз" (далее - ООО Корпорация "Роснефтегаз", Общество) о взыскании 137 306 руб., в том числе 129 440 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного лесам самовольным использованием в квартале 713 выделе N 103, квартале 779 выделах NN 6, 22 Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества, на площади 0,9847 га; 821 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного лесам самовольным использованием в квартале N 782 выделе N 5 Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества, на площади 0,0072 га; 7 045 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного лесам, в результате незаконной рубки, уничтожения, повреждения до степени прекращения роста деревьев в квартале N 782 выделе N 5 Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества, на площади 0,0072 га.
Решением от 27.06.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, ООО Корпорация "Роснефтегаз" обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что рейдовый осмотр лесных участков проведен истцом с нарушением Федерального закона N 294-ФЗ от 26.10.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; истцом не доказан сам факт причинения вреда ответчиком, поскольку объекты, которые явились предметом административного нарушения, принадлежат иному юридическому лицу и не имеют отношения к ответчику.
Определением от 18.10.2018 апелляционный суд назначил судебное заседание с вызовом представителей сторон на 14.11.2018 в 09 час. 15 мин. для рассмотрения дела в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ, в порядке упрощенного производства единолично.
В судебном заседании, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, апелляционный суд установил обстоятельства, являющиеся основанием в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 227 АПК РФ для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Представитель истца исковые требования поддержал, представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать, ходатайствовал о приобщении дополнительных документов к материалам дела. Ходатайство апелляционным судом удовлетворено.
Из материалов дела следует, что в период с 12.09.2017 по 14.09.2017 в соответствии с приказом Департамента от 12.09.2017 N 75-про "О проведении планового (рейдового) осмотра" специалистом отдела Таркосалинское лесничество произведен выезд и осмотр лесных участков, расположенных в квартале N 782 выделе N 5 Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества, по результатам которого составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка от 12.09.2017 N 24-Т-17, в котором зафиксированы: наличие рекламного щита о понтонной переправе, услугах, оказываемых ООО Корпорация "Роснефтегаз" с указанием контактного номера телефона - (3494) - 93-55- 39 и установление флагштока с флагом "Роснефтегаз" на железных сваях на площадке отсыпанной песком площадью 0,0072 га, нарушения - незаконная рубка, объем вырубленной древесины - 0,8м3.
В квартале 713 выделе N 103, квартале 779 выделах NN 6, 22 Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества обнаружена АЗС с логотипом "Роснефтегаз" с платной парковочной площадкой, примыкающей с северной стороны АЗС, площадь занятого лесного участка составила 0,9847 га в отсутствие правоустанавливающих документов на использование данного лесного участка. Выявленные нарушения отображены на абрисах мест лесонарушений в квартале N 782 выделе N 5, в квартале 713 выделе N 103, квартале 779 выделах NN 6, 22 Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества.
В отношении ООО Корпорация "Роснефтегаз" 11.01.2018 составлен протокол N 260-325-17/18 об административном правонарушении; 06.10.2017 вынесено постановление N 167-212-17 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО Корпорация "Роснефтегаз" к административном ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольное занятие лесных участков. Платежным поручением от 09.02.2018 N 860046 административный штраф оплачен.
Согласно расчетам истца общий ущерб от самовольного занятия лесных участков, причиненный лесному фонду Российской Федерации, составил 137 306 руб. 13.12.2017 в целях урегулирования вопроса о возмещении ущерба лесам, Департаментом в адрес Общества направлены претензии N 2701-17/28057, N 2701- 17/28080, N 2701-17/28081 с требованием добровольного возмещения ущерба.
В связи с оставлением Обществом претензий без удовлетворения Департамент обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, руководствуясь ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд признал иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что основанием к составлению постановления N 167-212-17 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО Корпорация "Роснефтегаз" к административном ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось отсутствие правоустанавливающих документов на занятие лесных участков.
При этом административный протокол N 260-325-17/18 и постановление составлены в отношении ООО Корпорация "Роснефтегаз", которое имеет ИНН 8908054830.
Между тем собственником АЗС с логотипом "Роснефтегаз" и арендатором земельного участка, на котором расположена АЗС, является ООО Корпорация "Роснефтегаз" с ИНН 8904038997, то есть иное юридическое лицо. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными ответчиком в материалы дела документами: свидетельствами о государственной регистрации права от 03.08.2018 N 89АА147419, N 89АА147558, договором аренды земельного участка от 30.09.2013 N НУ/л-407.
То обстоятельство, что ООО Корпорация "Роснефтегаз" с ИНН 8904038997 является учредителем ответчика не имеет правового значения и не изменяет факта безосновательного привлечения к административной ответственности ООО Корпорация "Роснефтегаз" (ИНН 8908054830).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Доводы истца о том, что постановление об административном правонарушении не было обжаловано ответчиком, не свидетельствует о признании им своей вины и согласии с вменяемыми ему правонарушениями. Судом первой инстанции не давалась оценка данным документам на предмет их соответствия действующему законодательству и правомерности их вынесения, в связи с чем, они не имеют преюдициального значения для дела и не могут предрешать его исход.
Плановый (рейдовый) осмотр лесных участков, был проведен специалистом лесничества на основании приказа истца, изданного в соответствии со ст. 13.2. Федерального закона N 294-ФЗ от 26.10.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон).
Обращаясь в суд с исковым заявлением, на основании акта планового (рейдового) осмотра N 7 от 14.09.2017 г. (далее - акт осмотра) истцом были нарушены требования указанного Закона.
Согласно пп. 3 п. 2 статьи 5 Закона государственный контроль в соответствующих сферах деятельности осуществляется на основании административных регламентов, разрабатываемых органами исполнительно власти субъектов Российской Федерации
В соответствии со статьей 13.2 Закона в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В данном случае, истец, получив сведения о наличии признаков нарушения ответчиком законодательства об охране окружающей среды, должен был исполнить обязанность по проведению внеплановой проверки.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Таким образом, истец, проведя рейдовый осмотр лесных участков в отношении ответчика без его участия и не назначив проведение внеплановой проверки с составлением соответствующего акта с участием ответчика, нарушил требования Закона, при таких обстоятельствах, акт рейдового осмотра, сам по себе, не может считаться допустимым доказательством по настоящему делу по правилам ст. 68 АПК РФ.
Кроме того, отсутствие взаимодействия истца с проверяемым им юридическим лицом, необходимость в привлечении которого прямо указано в Законе, привело в итоге к обращению с исковым заявлением к ненадлежащему ответчику.
В материалы дела предоставлен договор аренды земельного участка N НУ/л-407 от 30.09.2013 г., в соответствии с которым ООО Корпорация "Роснефтегаз" (ИНН 8904038997) предоставлен земельный участок из земель населённых пунктов с кадастровым номером 89:11:070101:344 расположенный на перекрестке автодороги Коротчаево - Лимбяяха, занятый сооружением: Автозаправочная станция.
Согласно публичной кадастровой карте, данный земельный участок и АЗС находится рядом с земельными участками, отнесенные к категории лесов.
Таким образом, указанными в иске объектами владеет ООО Корпорация "Роснефтегаз" (ИНН 8904038997 ОГРН 1028900623344). Владение ООО Корпорация "Роснефтегаз" ИНН 8904038997 ОГРН 1028900623344 объектами является законным. В связи с чем, отсутствует само событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, а ответчик привлечен к административной ответственности в отсутствие законных оснований и в настоящем деле является ненадлежащим ответчиком.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Доказательств формирования в установленном законом порядке границ участка лесного фонда квартала N 782 выдел N 5, квартала N 713 выдел N 103, квартала N 779 выделы NN 6, 22, Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества истцом не представлено, в связи с чем не доказан факт незаконного занятия участка.
Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации доказательством оплаты государственной пошлины является оригинал платежного документа, вопрос о возмещении расходов по уплате госпошлины будет разрешен апелляционным судом при предоставлении оригинала чек-ордера от 20.08.2018.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2018 по делу N А56-54105/2018 отменить.
В иске отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.