город Воронеж |
|
15 ноября 2018 г. |
Дело N А08-4342/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 ноября 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Малиной Е.В.,
Семенюта Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ухтомской А.А.,
при участии:
от финансового управляющего Борзых Андрея Александровича: Борзых А.А.- предъявлен паспорт, Орлов П.В. - представитель по доверенности б/н от 02.04.2018;
от Управления записи актов гражданского состояния Белгородской области: Слюсаренко Т.М. - распоряжение N 176-р от 19.03.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу финансового управляющего Борзых Андрея Александровича на решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.09.2018 по делу N А08-4342/2018 (судья Линченко И.В.) по заявлению финансового управляющего Борзых Андрея Александровича (ИНН 312100525352, ОГРН 313313014100030) к Управлению записи актов гражданского состояния Белгородской области о признании незаконными действий и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
финансовый управляющий Борзых Андрей Александрович (далее - финансовый управляющий) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению записи актов гражданского состояния Белгородской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконными действий и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 10.09.2018 в удовлетворении заявленных финансовым управляющим Борзых Андреем Александровичем требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, финансовый управляющий обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что сведения о семейном положении должника, а также об имущественном положении супруга должника имею существенное значение для формирования конкурсной массы. Отсутствие у финансового управляющего таких сведений может привести к сокрытию должником каких-либо обстоятельств и отрицательно повлиять на возможность максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве.
При этом финансовый управляющий настаивает на том, что положения законодательства о банкротстве предоставляют ему право самостоятельно запрашивать у органов ЗАГС необходимую информацию.
Также финансовый управляющий отмечает, что законодательство о банкротстве не ограничивает финансового управляющего в объеме запрашиваемой информации. Тот факт, что нормами закона об актах гражданского состояния не урегулированы особенности предоставления органами ЗАГС сведений финансовому управляющему, не может повлечь отказ в удовлетворении требования финансового управляющего о предоставлении сведений, поскольку права и обязанности финансового управляющего урегулированы нормами Закона о банкротстве.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве административный орган возражает против доводов апелляционной жалобы финансового управляющего, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя лица, участвующего в деле, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Белгородской области от 15.03.2018 по делу N А08-15462/2017 заявление Куртова Александра Сергеевича (29.04.1992 г.р., место рождения: пос. Строитель Яковлевского района Белгородская область; ИНН 312181487110, СНИЛС 144- 029-132 25; адрес: 309070, Белгородская обл., Яковлевский район, г. Строитель, ул. Кривошеина, д. 2, кв. 63) о признании несостоятельным (банкротом) признано обоснованным и в отношении должника введена процедура банкротства - реструктуризация долгов гражданина. Финансовым управляющим утвержден Борзых Андрей Александрович.
29.03.2018 финансовый управляющий обратился в Управление ЗАГС Белгородской области с заявлением о предоставлении сведений о наличии зарегистрированного брака ( дата, место регистрации) должника,, об изменении имен, фамилий, отчеств в отношении Куртова А.С.
На указанное заявление финансовым управляющим получен ответ от 10.04.2018 N 03-46/886, в котором Управление указало, что в соответствии с пунктом 9 статьи 213.9 Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" гражданин обязан предоставить финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом. В случае непредставления данных сведений, они могут быть представлены органом ЗАГС на основании соответствующего решения суда.
Полагая отказ в предоставлении информации необоснованным и незаконным, финансовый управляющий обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных финансовым управляющим требований, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу норм частей 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, регулируются параграфами 1.1 и 4 главы X Закона, а при отсутствии специальных правил, регламентирующих особенности банкротства этой категории должников - главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона.
Пунктом 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве предусмотрено, что с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
Права и обязанности финансового управляющего применительно к процедуре банкротства физических лиц определены положениями статьи 213.9 Закона о банкротстве и направлены на достижение цели процедуры реализации имущества гражданина - соразмерное удовлетворение требований кредиторов (статья 2 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан, в том числе, принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества; проводить анализ финансового состояния гражданина; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.
Однако, согласно пункту 10 статьи 213.9 Закона о банкротстве сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.
В силу пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве гражданин обязан по требованию финансового управляющего предоставлять ему любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней со дня получения требования об этом. При исчислении названного пятнадцатидневного срока следует руководствоваться правилами главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об истребовании доказательств (абзац второй пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве).
Данное ходатайство предъявляется финансовым управляющим и рассматривается судом по правилам статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам его рассмотрения суд может выдать финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки (пункт 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых
вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан").
Таким образом, положениями законодательства о банкротстве установлены специальный порядок получения финансовым управляющим сведений из органов ЗАГС, необходимых для реализации полномочий финансового управляющего в процедуре банкротства физического лица.
Указанный порядок предусматривает необходимость обращения финансового управляющего в суд, рассматривающий дело о банкротстве.
При этом, судом первой инстанции правомерно учтено, что необходимость судебного контроля за составом и характером запрашиваемой финансовым управляющим информации в органах ЗАГС, имеющей отношение к делу о банкротстве физического лица, обусловлена следующими положениями законодательства.
Статья 19 Закона о банкротстве определяет круг заинтересованных по отношению к должнику-гражданину лиц, к которым относятся, в том числе супруг, дети.
Наличие признаков заинтересованности проверяется, в том числе при анализе сделок должника на предмет возможности их оспаривания (статьи 61.2, 61.3 Закона о банкротстве).
Кроме того, положениями статей 34, 45 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности режима имущества супругов и их ответственности по имущественным обязательствам. Проверка режима имущества супругов, по смыслу Закона о банкротстве и разъяснений, данных в пунктах 18, 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 51, должна осуществляться управляющим в ходе процедуры банкротства (для целей наличия оснований предъявления требований о разделе имущества).
Таким образом, истребуемая финансовым управляющим информация о наличии заключенных, расторгнутых браков, фактов рождения (смерти) детей, об изменении имен, фамилий, отчеств, пола в отношении должников - физических лиц необходима для осуществления возложенных на управляющего обязанностей, в том числе по анализу финансового состояния должника, поиску его имущества и формированию конкурсной массы, предназначенной для удовлетворения требований кредиторов.
Запрашивая информацию о должнике, финансовый управляющий действует на основании и во исполнение судебного акта о введении соответствующей процедуры банкротства в отношении должника в целях исполнения возложенных на него Законом о банкротстве обязанностей.
В то же время в соответствии со статьями 4, 7 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон об актах гражданского состояния) государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, к компетенции которых также отнесено хранение записей в информационной системе и предоставлении сведений в установлено названным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 23, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", сведения из записей актов гражданского состояния составляют личную и семейную тайну гражданина, относятся к категории конфиденциальной информации и могут быть предоставлены с согласия самого гражданина, а в отсутствие такого согласия - только в случаях, установленных федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 12 Закон об актах гражданского состояния руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка либо уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами.
Из положений статьи 9, пунктов 2 - 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) следует, что обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных допускается в случае, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных законом, осуществления правосудия, исполнения судебного акта.
В рассматриваемой ситуации порядок предоставление финансовому управляющему соответствующей информации в рамках процедур банкротства физического лица, как указано выше, регулируется положениями п.9 ст.213.9 Закона о банкротстве, предусматривающими необходимость получения финансовым управляющим запроса суда в порядке ст.66 АПК РФ, поскольку в рассматриваемом случае, как верно указано судом, сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния являются персональными данными не только физического лица - должника в деле о банкротстве, но и данные третьих лиц ( супруга, супруги, родственников)
Учитывая то, что финансовым управляющим при обращении в орган ЗАГС не соблюдены требования части 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве, соответствующий запрос суда не представлен, то у Управления записи актов гражданского состояния Белгородской области отсутствовала обязанность предоставить финансового управляющему указанные сведения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии совокупности оснований, необходимой в силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными оспариваемого отказа и обязании представить сведения, в связи с чем, требования финансового управляющего удовлетворению не подлежат.
Доводы, заявленные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неправильном толковании вышеприведенных положений Закона о банкротстве, поскольку положения п.9 ст.213.9 Закона о банкротстве являются специальными по отношению к положениям п. 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ввиду чего в рассматриваемом случае подлежат применению именно положения п.9 ст.213.9 Закона о банкротстве.
Доказательств того, что финансовый управляющий обращался в суд в рамках дела о банкротстве гражданина Куртова А.В. с ходатайством об истребовании соответствующих сведений ( информации) и ему было отказано по мотивам наличия у управляющего возможности самостоятельно получить указанную информацию в органах ЗАГС в материалах дела не имеется.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При подаче апелляционной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., что подтверждается чеком-ордером от 28.09.2018 (операция 22).
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, судебные расходы в размере 150 руб. подлежат отнесению на финансового управляющего. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 850 руб. подлежит возврату финансовому управляющему из федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.09.2018 по делу N А08-4342/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу финансового управляющего Борзых Андрея Александровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-4342/2018
Истец: Борзых Андрей Александрович
Ответчик: Управление ЗАГС Белгородской области
Третье лицо: Орлов Павел Вячаславович
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6450/18
05.09.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7991/18
14.02.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6450/18
15.11.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7991/18
10.09.2018 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-4342/18