г. Самара |
|
22 ноября 2018 г. |
Дело N А55-21201/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балашевой В.Т.,
судей Кузнецова С.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Степаненко О.В.,
при участии:
от ответчика - представитель Рудомакина О.П., доверенность от 25.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 - 15 ноября 2018 года апелляционную жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 5 сентября 2018 года по делу N А55-21201/2018 (судья Лукин А.Г.),
по иску Государственного казенного предприятия Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области о взыскании 4 414 682 руб. 08 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное предприятие Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - ответчик, министерство) о взыскании 4 414 682 руб. 08 коп. задолженности по государственному контракту N 108-40/16 от 27.12.2016.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2018 по делу N А55-21201/2018 с учетом определения суда от 10.10.2018 об исправлении опечатки в наименовании истца заявленные исковые требования Государственного казенного предприятия Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" удовлетворены в полном объеме. Суд взыскал с Самарской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Государственного казенного предприятия Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" 4 414 682,08 руб. основного долга, а также 45 073,00 руб. расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда в части и принять по делу новый судебный акт, которым взыскать в пользу предприятия 4 414 682,08 руб. основного долга, а также 45 073,00 руб. расходов по оплате госпошлины с министерства.
По мнению заявителя жалобы, решение суда в части взыскания за счет казны Самарской области является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 08.11.2018 на 09 час. 10 мин.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что обжалует решение суда только в части указания на взыскание за счет казны Самарской области.
В судебном заседании 08.11.2018 объявлялся перерыв до 16 час. 05 мин. 15.11.2018, после перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие истца.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений, на основании части 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой ответчиком части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое в части решение суда не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, между министерством (заказчик) и предприятием (подрядчик) был заключен государственный контракт N 108-3/40/16 на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Самарской области от 27.12.2016 (далее - контракт), предметом которого являлись обязательства подрядчика по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Самарской области и обязательства заказчика по приемке и оплате результата работ.
В Приложении N 2 к контракту (пункт 9) предусмотрена обязанность заказчика по возмещению затрат за электроэнергию, потребленную устройствами, размещенными на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения.
Однако, как указал истец, министерством нарушено обязательство по возмещению затрат за потребленную электроэнергию за декабрь 2017 года, в связи с чем возникла задолженность в размере 4 414 682,08 руб., в том числе НДС 18%.
В связи с неисполнением ответчиком в досудебном порядке обязательств по оплате затрат на электроэнергию подрядчик обратился с иском в суд о взыскании 4 414 682 руб. 08 коп. задолженности.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь условиями контракта, положениями статей 309, 310, пункта 2 статьи 453 ГК РФ, суд удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности.
Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.
Ответчиком обжалуется решение суда в части взыскания долга и госпошлины за счет казны Самарской области.
Как указывает ответчик, оплата работ по контракту осуществлялась за счет средств дорожного фонда Самарской области, которые в состав казны Самарской области не входят.
В пункте 3.2. контракта установлено, что оплата осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных министерству на соответствующие цели согласно Закону Самарской области "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 179.4 БК РФ установлено, что дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 179 БК РФ дорожный фонд субъекта Российской Федерации создается законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации).
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема установленных законом субъекта Российской Федерации, указанным в абзаце первом настоящего пункта, формируется из доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от транспортного налога; доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от иных поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации, утвержденных законом субъекта Российской Федерации, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации; межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 34.2. Закона Самарской области от 28.12.2005 N 235-ГД "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области" в составе областного бюджета формируется дорожный фонд Самарской области.
Органы государственной власти Самарской области, учреждения, финансируемые из областного бюджета, осуществляют расходы за счет средств областного бюджета и иных средств, подлежащих учету в доходах областного бюджета, через систему казначейского исполнения областного бюджета, обеспечиваемую финансовым органом Самарской области (статья 62 Закона Самарской области от 28.12.2005 N 235-ГД).
Статьей 1 Закона Самарской области от 14.11.2011 N 113-ГД "О дорожном фонде Самарской области" установлено, что дорожный фонд Самарской области - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области, а также автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области, в том числе деятельности по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, расположенных на территории Самарской области, в порядке, определяемом Правительством Самарской области.
Положением о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2017 N 89, установлено, что министерство является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление в сфере транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства Самарской области и ответственным за координацию основных направлений реализации государственной политики в области развития транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства, проводимой с целью повышения уровня жизни населения Самарской области; финансирует в пределах предоставленных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальные и текущие расходы по направлениям, относящимся к предметам ведения министерства; заключает в пределах своей компетенции договоры (государственные контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд, осуществляет иные полномочия государственного заказчика, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 179.4 БК РФ, статьей 5 Закона Самарской области "О дорожном фонде Самарской области" Правительство Самарской области приняло постановление от 03.02.2012 N 41 "Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Самарской области".
Статьей 44 Устава Самарской области от 18.12.2006 N 179-ГД установлено, что средства бюджета Самарской области и иное имущество, находящееся в собственности Самарской области и не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями Самарской области, составляют казну Самарской области.
Таким образом, в силу названных норм права дорожный фонд Самарской области - это часть средств областного бюджета, составляющего казну Самарской области.
Следовательно, исходя из положений статей 125, 214 ГК РФ, разъяснений, изложенными в абзаце 3 пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции обоснованно указал в резолютивной части решения на взыскание задолженности за счет казны публично-правового образования.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалоб отклоняет и считает, что обжалуемое в части решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, поскольку министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 5 сентября 2018 года по делу N А55-21201/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.