г. Челябинск |
|
23 ноября 2018 г. |
Дело N А76-15785/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2018 по делу N А76-15785/2018 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области- Хальфин Д.А. (удостоверение, доверенность от 08.08.2018);
общества с ограниченной ответственностью "СМУ Ремстроймонтаж"- Клевцова Е.В. (паспорт, доверенность от 21.12.2017).
Общество с ограниченной ответственностью "СМУ Ремстроймонтаж" (далее- заявитель, ООО "СМУ Ремстроймонтаж", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее- жилищная инспекция, ГУ ГЖИ Челябинской области) о признании недействительным и отмене предписания N 18-1908-1218 от 20.04.2018 в части перерасчета платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества за период с января по май 2017 года, в связи с неверным применением площади общего имущества в многоквартирном доме (далее- МКД).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2018 заявленные требования общества удовлетворены, предписание N 18-1908-1218 от 20.04.2018 жилищной инспекции в части перерасчета платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества за период с января по май 2017 года, признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением, ГУ ГЖИ Челябинской области (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 даны разъяснения, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте МКД. При этом, в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом МКД, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. На сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области размещено письмо от 27.01.2017 для управляющих организаций, в котором указано, то нормативы потребления по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденные Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 N 64/1, рассчитаны без учета площадей чердаков и подвалов. Таким образом, по мнению жилищной инспекции, расчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества МКД должен производиться без учета площадей подвальных и чердачных помещений.
В судебном заседании представитель жилищной инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя против доводов апеллянта возражал, в обоснование своих возражений представил отзыв на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "СМУ Ремстроймонтаж" осуществляет управление многоквартирным домом N 14 по адресу: пр.им.Ю.А.Гагарина, 3-й мкр в г. Златоусте.
Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на основании распоряжения от 02.04.2018 N 18-1908 была проведена внеплановая документарная проверка. Основанием для проведения проверки послужило обращение гражданина, проживающего по адресу г.Златоуст, пр.Ю.А. Гагарина, д. 14, кв.54.
В ходе проверки установлено, что заявителем допущено неправильное начисление жителям дома N 14 по адресу: проспект им. Ю. А. Гагарина, 3-й микрорайон, в г. Златоусте платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества, за период с января 2017 по май 2017. Так, обществом при начислении платы неправильно применены нормативы и определена площадь помещений, входящих к состав общего имущества многоквартирного дома, в нарушение пункта 17 приложения N2 к Правилам N 354 (формула 15).
По результатам проверки должностным лицом ГУ "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" составлен акт проверки N 18- 1908-1218.
На основании указанного акта проверки ООО "СМУ Ремстроймонтаж" выдано предписание N 18-1908-1218 от 20.04.2018, которым предписано произвести перерасчет платы за электроэнергию при содержании общего имущества за период с января 2017 по май 2017 из расчета площади мест общего пользования 340,2 кв.м и норматива 4,57 кВтч/кв.м. в срок до 20.05.2018.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "СМУ "Ремстроймонтаж" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о правильности исчисления платы за электроэнергию в части определения площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно статьям 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в таком доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (часть 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды утверждены постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 N 64/1.
Согласно пункту 9 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Привила N 306) норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по соответствующей формуле, одним из элементов которой является общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
Согласно пункту 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
В силу пунктов 13 и 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам.
Основанием для выдачи оспариваемого предписания послужили выводы жилищной инспекции о неправильности расчета платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, ввиду включения в состав помещений, относящихся к общему имуществу МКД, подвала.
Доводы апелляционной жалобы о том, что площадь подвала не может быть включена в состав помещений, относящихся к общему имуществу, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 разъяснения по применению Правил N306, которыми установлен порядок начисления платы, в том числе, за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2015 N 42868- ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Министерство в данном письме, кроме того, указало, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с нарушениями Правил N 306 в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в многоквартирном доме. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам государственного жилищного надзора в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.
Как отмечалось ранее, статья 36 Жилищного кодекса к общему имуществу МКД относит не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы). Таким образом, согласно нормам жилищного законодательства, подвал относится к общему имуществу МКД, следовательно, обществом правомерно учтена площадь подвала при исчислении платы за электроэнергию, потребляемую в целях освещения общего имущества.
Судом также не принимаются ссылки жилищной инспекции на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, а также письмо Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области размещено от 27.01.2017, поскольку, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", а также согласно части 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса. На основании изложенного, вопрос о том, относятся ли подвалы к общему имуществу МКД в целях исчисления платы за электроэнергию, должен разрешаться в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Соответственно, применение в расчетах ООО "СМУ Ремстроймонтаж" размера площади помещений входящих в состав общего имущества (включая подвал) в части электроэнергии, потребляемой в целях содержания общего имущества, к утвержденным нормативам, не противоречит действующему законодательству.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод об обоснованности требований заявителя, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ ГЖИ Челябинской области освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2018 по делу N А76-15785/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15785/2018
Истец: Главное управление "Государственная жилищная инспекция по Челябинской области", ООО "СМУ Ремстроймонтаж"
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция по Челябинской области", Златоустовский территориальный Отдел Главного управления "государственной жилищной инспекции Челябинской области"
Третье лицо: Златоустовский территориальный Отдел Главного управления "государственной жилищной инспекции Челябинской области"