г. Самара |
|
23 ноября 2018 г. |
Дело N А49-3024/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Балакиревой Е.М., судей Николаевой С.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Пензаводмелиорация" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 06 августа 2018 года по делу N А49-3024/2018 (судья Иртуганова Г.К.),
по иску Департамента государственного имущества Пензенской области (ИНН 5836010385, ОГРН 1025801362971), Пенза г.,
к открытому акционерному обществу "Пензаводмелиорация" (ИНН 5835006474, ОГРН 1025801205836), Пенза г.,
о признании за Пензенской областью права собственности на движимое имущество,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: закрытого акционерного общества "Константиново" (ИНН 5829060515, ОГРН 1025801017120, Константиновка с., Пензенский район, Пензенская область); Администрации Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области (ИНН 5829011010, ОГРН 1025801014326, Саловка с., Пензенский район, Пензенская область); Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области (ИНН 1326211305, ОГРН 1091326001502, Саранск г., Республика Мордовия); государственного унитарного предприятия Пензенской области "Областная газоэнергетическая компания" (ИНН 5820000470, ОГРН 1025801087641, Пенза г.),
с участием в судебном заседании:
от заявителя апелляционной жалобы - директор Кантеев К. К. (паспорт),
от истца - представитель Панин А. А. по доверенности от 09.02.2018 г.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного имущества Пензенской области обратился в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Пензаводмелиорация" и признании права собственности за Пензенской областью на движимое имущество: металлические (чугунные) трубы бывшей системы мелиорации, диаметром трубы 300 мм, толщиной стен 10 мм, протяженностью 60 м, резанные на фрагменты различной длины, и находящиеся на территории Пензенского РОСП УФССП России по Пензенской области по адресу: г. Пенза, ул. Ростовская, 83.
Требования истцом основаны на положениях ст. ст. 135, 218 ч. 3, 226 ч. 2 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской Пензенской области от 06 августа 2018 года иск удовлетворен. Признано право собственности за Пензенской областью на движимое имущество: металлические (чугунные) трубы бывшей системы мелиорации, диаметром трубы 300 мм, толщиной стен 10 мм, протяженностью 60 м, резанные на фрагменты различной длины, и находящиеся на территории Пензенского РОСП УФССП России по Пензенской области по адресу: г. Пенза, ул. Ростовская, 83.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с дополнениями), в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что часть оросительной системы - трубы, на которые истец заявляет свои права, стояла на балансе ОАО "Пензаводмелиорация" и вошла в план приватизации предприятия. При этом ни одному совхозу на территории Пензенской области мелиоративные системы не передавались как основанные средства и не включались в планы приватизации их правопреемников. В рассматриваемом случае ГУП Пензенской области "Областная газоэнергетическая компания" не получало от правопредшественников мелиоративный объект в бывшем совхозе "Константиновский" по передаточному акту. Полагает, что собственником спорного имущества является ОАО "Пензаводмелиорация".
Судебные заседания, назначенные на 09.10.2018, 25.10.2018 откладывались судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 22.11.2018 представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - ГУП Пензенской области "Областная газоэнергетическая компания" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, которые судом апелляционной инстанции о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, явку в суд представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 58:24:0000000:2034; 58:24:0000000:2035; 58:24:0000000:2036; 58:24:000000:2037; 58:24:0284303:100; 58:24:0284303:101; 58:24:0284303:102; 58:24:0284303:103; 58:24:0284303:104; 58:24:0284303:105; 58:24:0284303:106; 58:24:0284303:107; 58:24:0284303:108; 58:24:0284303:109; 58:24:0284303:110; 58:24:0284303:111; 58:24:0284303:112; 58:24:0284303:113; 58:24:0284303:88; 58:24:0284303:89; 58:24:0284303:90; 58:24:0284303:91; 58:24:0284303:92; 58:24:0284303:93; 58:24:0284303:94; 58:24:0284303:95; 58:24:0284303:96; 58:24:0284303:97; 58:24:0284303:98; 58:24:0284303:99; 58:24:0284304:42 принадлежат на праве собственности Пензенской области, что подтверждается выписками из ЕГРП на л.д. 101-148 т. 3, л.д. 1-45 т. 4.
Истец, указывая, что на вышеназванных земельных участках расположена мелиоративная система, а ответчик незаконно производит демонтаж металлических напорных труб бывшей системы мелиорации, обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании права собственности на движимое имущество.
Сторонами не оспаривается, что спорные металлические (чугунные) трубы были некогда частью оросительной системы и выкопаны ответчиком с земельных участков, принадлежащих на праве собственности Пензенской области. В настоящее время трубы диаметром 300 мм, толщиной стен 10 мм, протяженностью 60 м, резанные на фрагменты различной длины, находятся на территории Пензенского РОСП УФССП России по Пензенской области по адресу: г. Пенза, ул. Ростовская, 83.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О мелиорации" (далее - Закон о мелиорации) мелиоративные системы - комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
В силу ст. ст. 10, 11 Закона о мелиорации государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
К федеральной собственности относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, размещенные на территории одного или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляющие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и построенные (строящиеся) за счет средств федерального бюджета, а также использующиеся для осуществления полномочий Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом.
К собственности субъектов Российской Федерации относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, не относящиеся к федеральной собственности, к муниципальной собственности, а также к собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц.
Законом предусмотрено, что отнесение государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 11 Закона).
Государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, объекты и другое имущество организаций по эксплуатации мелиоративных систем и проведению мероприятий по контролю за состоянием мелиорированных земель не могут быть переданы в собственность граждан (физических лиц) и юридических лиц (ч. 5 ст. 11).
При этом в силу ст. 13 Закона о мелиорации мелиоративные системы общего пользования и мелиоративные системы индивидуального пользования и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут находиться в собственности физических лиц.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" оросительные системы не входят в перечень имущества, которое запрещено передавать в частную собственность.
Из материалов дела (копии рабочего проекта и актов рабочей комиссии) следует, что мелиоративная (оросительная) система ранее использовалась для орошения земель совхоза "Константиновский", то есть одного хозяйствующего субъекта, поэтому не подпадала под признаки мелиоративной системы, относящейся к федеральной собственности, согласно ст. 11 Закона о мелиорации.
Система орошения участка в совхозе "Константиновский" Пензенского района Пензенской области создавалась в соответствии с рабочим проектом 1986 г. Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Всесоюзного проектно-изыскательского объединения "Союзводпроект", Всесоюзного государственного проектно-изыскательского института по проектированию водохозяйственных объектов "Приволжгипроводхоз" Пензенский филиал (т. 3 л.д. 2-17).
В соответствии с актами приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством мелиоративного объекта от 29.12.1982, от 11.10.1982, от 29.06.1987, от 24.07.1987, от 29.05.1990, от 19.07.1990, от 18.07.1990, извещениями о безвозмездной передаче от 13.01.1983 N 24, от 24.07.1987 N 29, от 31.08.1990 б/н, актами от 27.08.1990, от 29.08.1990 Константиновская оросительная система площадью 818 га с водохранилищем емк. 2500 т. куб. м и прудом емк. 395 т. куб. м Н. ст. 1 и 2 подъема принята и передана в эксплуатацию с насосно-силовым оборудованием и всеми сооружениями в совхоз (колхоз) Константиновский Пензенского района (т. 3 л.д. 45-85).
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР N 996 от 04.10.1991 совхоз "Константиновский" преобразован в племенной совхоз "Константиновский" по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы в Пензенской области (т. 3 л.д. 86).
В силу Перечня сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие постановления Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", утвержденного Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом Министерством сельского хозяйства РФ от 23.01.1992, племенные совхозы не могли быть реорганизованы в порядке указанного выше постановления N 86.
Распоряжением главы администрации Пензенского района Пензенской области N 408 от 29.03.2001 племхоз "Константиновский" перерегистрирован в государственное унитарное предприятие Пензенской области "Племхоз "Константиновский", который является правопреемником племхоза "Константиновский" (т. 3 л.д. 87-88).
В соответствии с копией свидетельства о государственной регистрации предприятия государственное унитарное предприятие Пензенской области "Племхоз "Константиновский" зарегистрировано за номером 49 (т. 3 л.д. 89).
Учредителем предприятия, согласно копии Устава, утвержденного министром госимущества Пензенской области от 29.03.2001, является Министерство государственного имущества Пензенской области (т. 3 л.д. 90).
В соответствии с приказом Министерства государственного имущества Пензенской области от 19.04.2010 N 181-пр государственное унитарное предприятие Пензенской области племхоз "Константиновский" переименовано в государственное унитарное предприятие Пензенской области "Центр реализации региональных программ в сфере природопользования", что подтверждается копией Устава ГУП "Центр реализации региональных программ в сфере природопользования", утвержденного приказом Министерства имущества Пензенской области от 19.04.2010 г. N 180 (т.3 л.д. 93-94).
Распоряжением Правительства Пензенской области N 437-рП от 18.11.2015 ГУП "Центр реализации региональных программ в сфере природопользования" реорганизовано в ГУП Пензенской области "Областная газоэнергетическая компания" (т. 4 л.д. 83 оборот).
Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 в редакции постановлений Верховного Совета Российской Федерации от 25.12.1992 N 4239-1, от 01.07.1993 N 5310-1 и с изменениями, внесенными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 28.04.1993 N 4881-1, предусмотрены объекты, приватизация которых запрещена: а именно: объекты водохозяйственных и мелиоративных систем и сооружений, а также объекты и предприятия по их эксплуатации (п. 2.1.12).
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 данного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (данный пункт статьи 8 утратил силу с января 2013 года).
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество им сделок с ним" введен в действие с 31.01.1998.
Доводы истца о том, что оросительная система, частью которой были спорные трубы, являлась собственностью совхоза "Константиновский", не подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, и более того, противоречат действовавшему в то время законодательству.
Анализируя правопреемников бывшего совхоза "Константиновский", суд первой инстанции пришел к выводу, что последним из них является ГУП Пензенской области "Областная газоэнергетическая компания". Вместе с тем, при реорганизации данного совхоза спорная оросительная система не была включена в передаточные акты каждого этапа реорганизации.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2016 N 308-эс15-15218 содержатся выводы о том, мелиоративные системы не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают земельный участок, на котором они расположены, и поэтому являются его неотъемлемой частью, применительно к статье 135 ГК РФ должны следовать судьбе самого земельного участка.
Как указано в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
Вместе с тем истцом в данном случае заявлен иск не о признании права собственности на мелиоративные системы как единый комплекс, а о признании права собственности на движимое имущество: металлические (чугунные) трубы бывшей системы мелиорации, диаметром трубы 300 мм, толщиной стен 10 мм, протяженностью 60 м, резанные на фрагменты различной длины, и находящиеся на территории Пензенского РОСП УФССП России по Пензенской области по адресу: г. Пенза, ул. Ростовская, 83.
Судом установлено, что бывшая система мелиорации расположена, в том числе, и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности иным лицам.
Согласно правовой позицией, изложенной в абзаце втором пункта 36 вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Вместе с тем, истец, обращаясь в суд с рассматриваемым иском, не представил надлежащих доказательств, подтверждающих возникновение у него права собственности на спорное движимое имущество.
Суд апелляционной инстанции в определении от 25.10.2018 обязал стороны составить совместный акт осмотра спорного имущества (металлические трубы бывшей системы мелиорации), в котором указать место нахождения данного имущества и его индивидуализирующие признаки.
Согласно представленному в суд апелляционной инстанции акту осмотра движимого имущества от 09.11.2018, металлические (чугунные) трубы бывшей системы мелиорации имеют диаметр 300 мм, толщину стен 10 мм, протяженность 60 м и порезаны на фрагменты различной длины. Иных индивидуализирующих признаков спорного имущества в акте не указано.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь статьей 11 Закона о мелиорации, пунктом 52 Постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", принимая во внимание отсутствие бесспорных доказательств включения спорного имущества в план приватизации бывшего совхоза "Константиновский" и доказательств возникновения у истца права собственности на указанное имущество, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании за Пензенской областью права собственности на спорное движимое имущество.
Таким образом, решение суда первой инстанции в силу пункта 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 06 августа 2018 года по делу N А49-3024/2018 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Департамента государственного имущества Пензенской области (ИНН 5836010385, ОГРН 1025801362971) за счет казны субъекта Пензенская область в пользу закрытого акционерного общества "Пензаводмелиорация" (ИНН 5835006474, ОГРН 1025801205836) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-3024/2018
Истец: Департамент государственного имущества Пензенской области
Ответчик: ОАО "Пензаводмелиорация"
Третье лицо: Администрация Саловского сельсовета Пензенского района Пензенкой области, Администрация Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области, ГУП Пензенской области "Областная газоэнергетическая компания", ЗАО "Константиново", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области, Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий-Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-668/19
26.02.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-42588/18
23.11.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14395/18
06.08.2018 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-3024/18