г. Тула |
|
26 ноября 2018 г. |
Дело N А54-6509/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.11.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лемонджавой С.Н., в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью институт "Рязангражданпроект", ответчика - государственной инспекции строительного надзора Рязанской области, третьего лица - Гарцева Андрея Анатольевича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственной инспекции строительного надзора Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.10.2018 по делу N А54-6509/2018 (судья Шишков Ю.М.)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью институт "Рязангражданпроект" (г. Рязань, ОГРН 1136234004774, ИНН 6234116058) (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной инспекции строительного надзора Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201264605, ИНН 6231055488) (далее по тексту - инспекция, административный орган, ответчик) от 19.07.2018 N 88 по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Гарцев Андрей Анатольевич (г. Рязань).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.10.2018 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе государственная инспекция строительного надзора Рязанской области просит решение суда отменить, как незаконное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок, на котором возведено незаконное строение, на момент обнаружения правонарушения фактически выбыл из владения общества. Считает, что общество, являясь собственником земельного участка, обязано осуществлять контроль соблюдения требований градостроительного законодательства при его эксплуатации арендатором, и несет ответственность в случае нарушения данных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью институт "Рязангражданпроект" просит решение суда оставить без изменения.
Гарцев Андрей Анатольевич отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 22.05.2018 администрацией муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области проведено обследование территории, земельного участка с кадастровым номером 62:15:0080521:58, расположенного по адресу: Рязанская область, Рязанский район, село Поляны. Собственником земельного участка является общество с ограниченной ответственностью институт "Рязангражданпроект".
В результате обследования установлено, что на указанном земельном участке ведутся работы по строительству многоквартирного жилого дома.
Разрешение на строительство отсутствует.
В целях привлечения к административной ответственности данные материалы были направлены в государственную инспекцию строительного надзора Рязанской области.
В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации, в соответствии с пунктом 3.2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", главным специалистом отдела по надзору за объектами жилищного назначения 14.06.2018 был установлен факт строительства 5-ти этажного жилого дома; на момент осмотра производились работы по монтажу первого этажа.
Разрешение на строительство объекта капитального строительства: "Строительство 5-ти этажного жилого дома, расположенного по адресу: Рязанская область, Рязанский район, село Поляны", на земельном участке с кадастровым номером 62:15:0080521:58, в инспекцию представлено не было.
Усмотрев в бездействии общества состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо инспекции составило протокол от 28.06.2018 N ГЕ-04.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией вынесено постановление от 19.07.2018 N 88, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением инспекции, общество с ограниченной ответственностью институт "Рязангражданпроект" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешения на строительство.
Объектом правонарушения, квалифицируемого по части первой статьи 9.5 КоАП РФ, являются общественные отношения по охране установленного государством порядка строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется строительством, реконструкцией объектов капитального строительства без соответствующего разрешения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту регламентированы положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
При этом лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3 статьи 52 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией; 2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1, 2, 4 и 5.1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что общество (арендодатель) и Гарцев А.А. (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 29.12.2017 с кадастровым номером 62:15:0080521:58 площадью 5304 квадратных метров, по условиям которого арендатор имеет право: возводить с соблюдением правил застройки здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (пункт 3.1.2.); по истечении срока настоящего договора выкупить земельный участок в порядке и на условиях, установленных настоящим договором (пункт 3.1.4.).
Общество (продавец) и Гарцев А.А. (покупатель) 14.05.2018 заключили договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:15:0080521:58 площадью 5304 квадратных метров, по условиям которого продавец продал, а покупатель купил в соответствии с условиями настоящего договора земельный участок с кадастровым номером 62:15:0080521:58, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства двух четырехэтажных жилых домов, общая площадь 5304 квадратных метров, адрес (местоположение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир школа-интернат.
Участок находится примерно в 150 метрах от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Рязанская область, Рязанский район, село Поляны.
Переход прав на земельный участок по указанному договору зарегистрирован в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Рязанской области 26.06.2018.
Судом установлено и следует из пояснений третьего лица - Гарцева А.А., что на данном земельном участке строительство трех жилых секций (количество этажей - три) осуществлялось именно им.
Факт осуществления строительства Гарцевым А.А. подтверждается, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, проектной документацией, согласно которой заказчиком выступает Гарцев А.А.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции справедливо посчитал, что лицом, обязанным получить разрешение на строительство на спорном земельном участке, является непосредственно Гарцев А.А., а общество не является субъектом вменяемого правонарушения.
Отклоняя довод инспекции, продублированный в апелляционной жалобе, о том, что на момент обнаружения вменяемого правонарушения право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано за обществом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 62:15:0080521:58 площадью 5304 квадратных метров в момент обнаружения правонарушения фактически выбыл из владения общества, в связи с чем применительно к положениям пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской и статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации право на осуществление строительства и обязанность получения разрешения на строительство возникает у Гарцева А.А.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное обществом требование.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.10.2018 по делу N А54-6509/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной инспекции строительного надзора Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.