город Ростов-на-Дону |
|
25 ноября 2018 г. |
дело N А32-18787/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Н.В. Сулименко, Д.В. Николаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Булатовой К.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой-Н": представителя Шелкоплясовой А.В. по доверенности от 24.04.2018,
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару: представителя Урайкиной Н.Е. по доверенности от 26.10.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой-Н"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.09.2018 по делу N А32-18787/2018
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой-Н", г. Краснодар (ИНН 2308109692, ОГРН 1052303689921)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару
(ИНН 2311024047, ОГРН 1042306453078),
третье лицо: Департамент финансов Администрации муниципального образования
г. Краснодара (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799)
о признании недействительным решения,
принятое в составе судьи Хмелевцевой А.С.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственность "Инвестстрой-Н" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции ФНС России N 4 по г. Краснодару об оспаривании решения от 26.01.2018 N 69938 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2018 по делу
N А32-18787/2018 удовлетворено ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Строй" о приобщении к материалам дела доказательств. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Строй" отказано.
Не согласившись с решением суда от 14.09.2018 по делу N А32-18787/2018, общество с ограниченной ответственностью "Инвестстрой-Н" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при определении налоговой ставки необходимо учитывать, что в 2016 году участок не был использован заявителем в предпринимательской деятельности, общество не имело целей, ориентированных на получение прибыли в 2016 году в отношении земельного участка, что подтверждается материалами дела. Общество предполагает в будущем размежевать участок и реализовать его физическим лицам. Необоснованны ссылки суда первой инстанции на определения Верховного Суда РФ, поскольку указанные акты не имеют какого-либо отношения в рассматриваемому делу и не могут быть применены в настоящем споре.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2018 по делу N А32-18787/2018 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой-Н" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Инвестстрой-Н" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:4862, расположенный по адресу: г.Краснодар, восточнее ул. 1-го Мая, площадью 639 281 кв.м., с категорией земель "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "индивидуальные жилые дома" (свидетельство о государственной регистрации права от 21.10.2015 N АА 723592).
В налоговый орган из ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю в электронном виде поступили сведения о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0143021:4862 по состоянию на 01.01.2016 составляет 1 210 855 749,29 рублей.
19.06.2017 ООО "Инвестстрой-Н" в инспекцию представило уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2016 год, в которой отражен земельный участок с кадастровым номером 23:43:0143021:4862 и исчислен земельный налог, подлежащий уплате в бюджет в сумме 2 421 711 рублей, т.е. применена кадастровая стоимость в размере 1 210 855 749,29 рублей и ставка налога 0,1%.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, представленной ООО "Инвестстрой-Н" 19.06.2017, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 31.10.2017 N 91981.
Инспекция при исчислении земельного налога применила кадастровую стоимость, установленную по состоянию на 01.01.2016 в размере 1 210 855 749,29 рублей и ставку в размере 0,3%.
Решением N 69938 от 26.01.2018 общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислено к уплате 4 840 162 рубля земельного налога, 684 572,62 рублей пени, 241 677,80 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, общество обжаловало его в Управление ФНС России по Краснодарскому краю.
Решением Управления от 03.05.2018 N 24-12-590 решение налогового органа от 26.01.2018 N 69938 оставлено без изменения.
Заявитель не согласился с решением налогового органа от 26.01.2018 N 69938, что явилось основанием его обращения с заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 390 НК РФ установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Решением Городской Думы муниципального образования г.Краснодара от 24.11.2005 N 3 пункте 2 (в редакции от 22.05.2014 N 63 п. 3 действующей в проверяемом периоде) "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" установлена ставка:
* 0,1 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки и используемых для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
* 0,3 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, и частично используемых для целей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Инспекция при исчислении земельного налога применила кадастровую стоимость, установленную по состоянию на 01.01.2016 в размере 1 210 855 749,29 рублей и ставку в размере 0,3%.
Инспекция при этом налоговым органом направлен запрос N 10-31/50563 главе администрации муниципального образования г. Краснодара.
Письмом от 06.12.2017 N 28.03-12/4039 Департамент финансов администрации муниципального образования г. Краснодар сообщил, что применение ставки земельного налога 0,1% к земельным участкам, имеющим вид разрешенного использования "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки" в отношении всех юридических лиц (за исключением некоммерческих) необоснованно, так как деятельность юридических лиц направлена на извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Таким образом, применение ставки земельного налога 0,1% юридическим лицом возможно лишь в случае наличия факта размещения на земельном участке объектов индивидуального жилищного строительства, не связанных с предпринимательской деятельностью.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Установлено, что ООО "Инвестстрой-Н" зарегистрировано в качестве юридического лица и является коммерческой организацией, т.е. юридическим лицом, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 по делу N 305-КГ14-9101 указано, что по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как общество осуществляет на этих участках строительство дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли.
Также Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 15.01.2018 N 305-КГ17-20424 N А41-90821/2016, от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502 указал, что суды пришли к выводу о неправомерном применении заявителями, являющимися индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом), и целью экономический деятельности которых является извлечение прибыли, пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Минфин России в письме от 29.06.2017 N 03-05-05-02/41181 разъяснил, что для исчисления земельного налога в отношении земельного участка с видом разрешенного использования "для объектов жилой застройки", на котором не ведутся строительные работы, должна применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка. При этом в отношении такого земельного участка исчисление земельного налога должно осуществляться с применением повышающих коэффициентов, определенных пунктом 15 статьи 396 Кодекса.
Таким образом, устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для строительства индивидуальных жилых домов, законодатель под данным видом разрешенного использования подразумевал форму некоммерческого землепользования.
Кроме того, в апелляционной жалобе общество указывает, что спорный земельный участок приобретен для дальнейшей продажи физическим лицам после размежевания. Какое-либо строительство на участке не ведется.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0143021:4862, принадлежащем на праве собственности коммерческой организации, деятельность которой направлена на извлечение прибыли, отсутствуют какое-либо размещение домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения льготной налоговой ставки 0,1% при исчислении земельного налога за 2016 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0143021:4862, приобретенного обществом для целей коммерческой деятельности.
В определении от 12.04.2016 N 304-КГ16-2281 по делу N А46-5243/2015 Верховный Суд РФ указал, что приобретение земельных участков для перепродажи не освобождает налогоплательщика от обязанности применить повышающий коэффициент, если в правоустанавливающих документах на земельный участок указан вид разрешенного использования "для жилищного строительства".
Ссылка апеллянта на пояснительную записку к проекту решения Городской Думы муниципального образования г.Краснодара от 24.11.2005 N 3 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" выводы суда о том, что пониженная ставка земельного налога носит льготный характер, не опровергает.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принял обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в дело доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2018 по делу N А32-18787/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Инвестстрой-Н" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 02.10.2018 N 805.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
Н.В. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18787/2018
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 марта 2019 г. N Ф08-916/19 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО " Инвестстрой-Н"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару, ИФНС Росии N4 по г.Краснодару
Третье лицо: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент финансов Администрации МО г. Краснодара
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-916/19
25.11.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17857/18
18.10.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8853/18
14.09.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-18787/18
07.08.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10910/18
30.05.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-18787/18