г. Москва |
|
27 ноября 2018 г. |
Дело N А40-24198/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2018 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Елоева А.М., Юрковой Н.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровым Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерного общества "ГУ ЖКХ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.08.2018 г.
по делу N А40-24198/18,
принятое судьей Регнацким В.В. (шифр судьи 161-153 )
по иску Акционерного общества "ГУ ЖКХ" (ОГРН 1095110000325)
к Министерству обороны Российской Федерации (ГРН 1037700255284)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Грудева Е.А. по доверенности от 30.10.2018,
от ответчика: Шетова Л.А. по доверенности от 10.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
АО "ГУ ЖКХ", с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Минобороны России задолженности по государственному контракту N 5-ТХ от 21.09.2015 года на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций за период с 01.01.2016 года по 31.10.2016 года в сумме 1 604 505 руб.21 коп..
Решением суда от 13.08.2018 года в удовлетворении исковых требований АО "ГУ ЖКХ" отказано.
АО "ГУ ЖКХ" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Минобороны России представило письменные объяснения, в которых считает доводы апелляционной жалобы ответчика необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1089-р от 11.06.2015 года АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 20152016гг. закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя (ГВС) для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казарменных, бюджетных и автономных учреждений.
Как установлено судом, 21.09.2015 года между АО "ГУ ЖКХ" (исполнитель) и Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) был заключен государственный контракт N 5-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в рамках которого АО "ГУ ЖКХ" в период с ноября 2015 года по октябрь 2016 года поставляло тепловую энергию и горячее водоснабжение для нужд подведомственных Минобороны России организаций и учреждений, в том числе, расположенным на территории города Москвы, Московской, Калужской, Волгоградской, Астраханской, Вологодской, Ярославской, Ивановской, Костромской областей, Республик: Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Дагестан, Кабардина-Балкария и Чечня.
Истцу для исполнения госконтракта N 5-ТХ на период с ноября 2015 года по октябрь 2016 года, в соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Минобороны России от 01.10.2015 года N 2251, балансодержателями в безвозмездное пользование предоставлены объекты теплохозяйства Минобороны России (котельные, центральные и индивидуальные тепловые пункты, наружные тепловые сети).
Факт исполнения истцом в спорный период обусловленных госконтрактом N 5-ТХ обязательств, подтверждается соответствующими актами приема-передачи услуг, подписанными региональным представителем Минобороны России без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.
Считая требования истца необоснованными, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате задолженности.
Между тем выводы суда первой инстанции сделаны по неполно выясненным обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно приказу АО "ГУ ЖКХ" N 129/2 от 25.10.2016 года истец осуществляет свою деятельность по исполнению госконтракта через созданные по территориальному принципу 38 обособленных подразделений, за каждым из которых закреплена определенная территория обслуживания объектов - Минобороны России в пределах Российской Федерации.
По условиям пункта 2 контракта, исполнитель обязуется в установленный контрактом срок, оказать услуги теплоснабжения, услуги по поддержанию резервной мощности, услуги по поставке горячего водоснабжения в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом, а государственный заказчик обязуется организовать прием услуг в объеме, в сроки и на условиях, установленных контрактом, и оплатить фактический объем оказанных услуг в объеме и сроки и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 2.3 контракта).
Договорной объем услуг на календарный год с разбивкой по месяцам приведен в приложении N 1 к контракту.
Согласно пункта 4.1 контракта, цена контракта составляет 22 893 700 810 руб. 19 коп. При этом распределение финансовых средств в пределах цены контракта, предназначенных для выплаты государственным заказчиком исполнителю, составляет: на 2015 год 3 045 486 308 руб. (пункт 4.1.1 контракта); на 2016 год 19 848 214 501 руб. (пункт 4.1.2 контракта).
По условиям пункта 4.11 контракта, при исполнении контракта по предложению государственного заказчика допускается увеличение или уменьшение предусмотренного контрактом объема оказываемых услуг, но не более чем на 10 процентов. При этом стороны вправе при увеличении объема оказываемых услуг, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, изменить цену контракта пропорционально объему дополнительно оказываемых услуг, на установленной в контракте цены единицы услуги, но не более чем на 10 процентов от цены контракта, При установлении объема оказываемых услуг стороны обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы услуги.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2016 года по 31.10.2016 года АО "ГУ ЖКХ" оказывало услуги Минобороны России по поставке тепловой энергии и горячему водоснабжению для нужд подведомственных Минобороны России организаций и учреждений, в том числе расположенным на территориях, закрепленных за ОП "Московское", "Волгоградское", "Подольское", "Ногинское", "Владикавказское", "Верхневолжское".
В соответствии с пунктом 3.3.2 и 4.2 государственного контракта, ответчик обязуется оплачивать оказанные услуги в соответствии с тарифами, установленными регулятором.
В соответствии со ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
В силу положений ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
При этом отсутствие надлежаще установленных тарифов соответствующим органом регулирования не освобождает потребителей от обязанности оплатить фактически потребленные услуги.
Под фактическим объемом услуг, согласно пункта 1.9 контракта, понимается объем услуг теплоснабжения, оказанных в расчетном периоде и определенный с учетом показаний узлов учета тепловой энергии или расчетным способом. Фиксируются оказанные услуги справкой о фактически оказанных услугах которая является документом, составленным потребителем (госзаказчиком) по форме N 10, установленной приложением к контракту, подтверждающей фактический объем оказанных услуг теплоснабжения и является основанием для составления акта оказанных услуг теплоснабжения, который в свою очередь подтверждает фактический объем оказанных услуг на момент проверки.
Объем оказанных услуг, в расчетном периоде, определяется региональным представителем исполнителя на основании справки (пункт 6.1, 6.2 контракта).
Потребитель не позднее 28 числа расчетного периода, предоставляют районному представителю государственного заказчика справку, который не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, предоставляет региональному представителю исполнителя информацию об объеме фактически оказанных услуг.
В свою очередь региональный представитель исполнителя оформляет акт оказания услуг и представляет районному представителю государственного заказчика (пункты 6.3, 6.4, 6.5 контракта). Районный представитель госзаказчика группирует поступившие акты оказанных услуг по военным городкам и принимает решение о подписании либо отказе от подписи.
Согласно пункта 6.14 контракта, в случае превышения показателей, указанных в актах оказания услуг теплоснабжения по отношению к справке, районный представитель государственного заказчика вправе внести соответствующие исправления во все экземпляры актов и заверить их своей подписью и печатью. После чего региональным представителем исполнителя формируется сводный акт, который направляется окружному представителю государственного заказчика.
Из представленных актов выполненных работ следует, что все они приняты районным представителем государственного заказчика без каких - либо замечаний, о чем свидетельствует подпись и печать, а, следовательно, все они соответствуют первичным справкам о фактически оказанных услугах,
предоставленных в адрес исполнителя потребителем в период действия госконтракта, в период с января 2016 года по октябрь 2016 года.
При формировании сводных актов АО "ГУ ЖКХ" было выявлено превышение объема фактически оказанных услуг, установленных приложением N 1 к госконтракту, в связи с чем АО "ГУ ЖКХ" в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации было направлено дополнительное соглашение от 20.01.2017 N 278 на увеличение цены государственного контракта, однако какого-либо ответа в адрес истца не последовало, в связи с чем было направлено повторное письмо с аналогичным предложением от 28.04.2017 года N 2376, которое осталось без ответа.
Исполнителем в адрес госзаказчика направлены сводные акты, что подтверждается письмами N 7692 от 12.12.2016 года, N 7723 от 13.12.2016 года, N 7951 от 22.12.2016 года, N 8037 от 26.12.2016 года, N 8050 от 27.12.2016 года, N 187 от 17.01.2017 года.
Условиями контракта допускается увеличение или уменьшение предусмотренного контрактом объема оказанных услуг, но не более чем на 10 %.
10% от цены контракта будет составлять 2 289 370 081 руб. 01 коп. (22 893 700 810,19 * 10% = 2 289 370 081,01), что свидетельствует о соблюдении требований контракта.
При этом, АО "ГУ ЖКХ" на момент исполнения государственного контракта являлось единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации в 2015-2016 г.г. закупок, работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя (ГВС) для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казарменных, бюджетных и автономных учреждений (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 годаN 1089-р.).
В силу положений ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства по оплате потребленной тепловой энергии и горячей воды за спорный период, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.08.2018 г. по делу N А40-24198/18 отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской федерации в пользу Акционерного общества "ГУ ЖКХ" (ОГРН 1095110000325) задолженность в сумме 1 604 505 (один миллион шестьсот четыре тысячи пятьсот пять) руб.21 коп..
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 29 045 (двадцать девять тысяч сорок пять) руб. и по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (три тысячи) руб..
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.