г. Москва |
|
27 ноября 2018 г. |
Дело N А40-122856/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
С.Л. Захарова, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ГБУ города Москвы "Жилищник района Восточное Дегунино"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2018 по делу N А40-122856/18, принятое судьей Л.А. Дранко (79-1483),
по заявлению Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Восточное Дегунино"
к Территориальному отделу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Северном административном округе города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Крупин Д.Н. по дов. от 09.01.2018; |
от ответчика: |
Шевчук И.В. по дов. от 24.09.2018. |
УСТАНОВИЛ:
ГБУ "Жилищник района Восточное Дегунино" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в САО г. Москвы N 26-00484 от 25.05.2018 о привлечении к административной ответственности по ч. 9 ст. 9.22 КоАП РФ.
Решением суда от 05.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по г. Москве поступила жалоба жителя на нарушение порядка ограничения водоотведения в жилой квартире жилого многоквартирного дома. При рассмотрении обращения проведена предварительная проверка поступившей информации, факт ограничения водоотведения подтвердился, причинами ограничения стала задолженность жильца по оплате коммунальных платежей.
В связи с изложенным уполномоченным специалистом подготовлено представление о назначении внеплановой проверки в отношении управляющей организации по распоряжению которой ограничено водоотведение. Распоряжение на проведение проверки вручено 04.05.2018, срок проведения проверки с 03.05.2018 по 31.05.2018 В ходе проверки у Заявителя были запрошены документы, имеющие отношение к ограничению водоотведения по адресу г. Москва, ул. Дубнинская, д. 15, корп.1, кв. 112. Заявитель не отрицает, что водоотведение было ограничено, представил документы, по окончанию проверки составлен акт, который вручен Заявителю 17.05.2018.
Проверкой установлено, что Заявитель, являясь транзитной организацией, ограничил водоотведение по адресу г. Москва, ул. Дубнинская, д. 15, кв. 112, поручив осуществить монтаж водоограничительных устройств ООО "ОНИКС", почтовым отправлением уведомил о предстоящем ограничении жителей квартиры, почтовый идентификатор 12759112082682, письмо прибыло в место вручения 24.02.2018, но адресат его не получает на почте, срок хранения письма истек 30 марта, уведомление так и не получено адресатом, ограничения водоотведения произведены 23.03.2018, т.е. до истечения срока хранения письма, что подтверждается распечаткой с сайта Почты России.
Проверкой установлено, что ГБУ "Жилищник района Восточное Дегунино" является управляющей организацией по отношению к жилому многоквартирному дому по адресу г. Москва, ул. Дубнинская, д. 15, корп.1, кв. 112 и в пределах вышеуказанного жилого дома и квартиры осуществляет эксплуатацию, в том числе, канализационных труб системы водоотведения, обеспечивая жителям всего дома исправность работы этих систем, неся ответственность за качество оказываемых услуг. Таким образом, являясь исполнителем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги по транспортировке сточных вод, эксплуатирую канализационные сети внутри обслуживаемого дома, Заявитель обязан соблюдать установленные законом требования в сфере водоотведения.
О дате времени и месте составления протокола Заявитель уведомлен через представителя по доверенности Куприна Д.Н., имеющего право совершать любые необходимые юридически значимые действия в соответствии с КоАП РФ, уведомление вручено заблаговременно 17.05.2018 на 21.05.2018.
Протокол составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя при защитнике, уполномоченном доверенностью на право пользоваться процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ и быть защитником, защитник получил копию протокола с указанием в нем даты рассмотрения дела 25.05.2018, дело рассмотрено в назначенный день, штраф вынесен самый низкий по ч.9 с. 9.22 КоАП РФ.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, судом первой инстанции установлено, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004, судом не установлено. Оспариваемое постановление вынесено в срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.
Правовым основанием для проверки явилось соблюдение требований санитарного законодательства, которое в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В рассматриваемом случае к санитарному законодательству имеют отношения нормы, установленные Федеральным законом N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", так как ограничение водоотведения в жилом доме без учета состояния канализационных труб и эпидемиологической ситуации среди жителей дома может привести к распространению инфекции и инфекционным заболеваниям, эпидемиям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 юридические лица обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Отношения по ограничению водоотведения регулируется Федеральным законом N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными постановлением Правительства РФ N 644 от 29.07.2013, отношения между жильцами и управляющей организацией регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации N 188-ФЗ от 29.12.2004, в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011).
Право Ответчика составлять протоколы по ч.9 ст. 9.22 КоАП РФ за нарушение организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, либо транзитной организацией установленного законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод установлено в ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ.
Распоряжение на проверку издано, акт проверки составлен и вручен, в связи с изложенным, результаты проверки являются законными доказательствами вменяемых Заявителю правонарушений, грубых нарушений закона, влекущих отмену результатов проверки не допущено.
Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено в п. 119.
Согласно п. 119, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреяедения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
В соответствии со ст. 21 Федеральный закон N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более. Особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.
Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства РФ N 644 от 29.07.2013. В настоящих Правилах используются понятия, определенные в Федеральном законе "О водоснабжении и водоотведении", а также дается понятие транзитной организации:
"транзитная организация" - организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
В п. 51 этих Правил устанавливается, что по договору по транспортировке сточных вод транзитная организация, осуществляющая эксплуатацию канализационных сетей, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия в целях обеспечения поддержания канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
В п. 5 раздела П. этих Правил устанавливается, что Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 645 от 29.07.2013 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
В п. 52 этих Правил устанавливается, что существенными условиями договора по транспортировке сточных вод являются, в том числе, условия и порядок прекращения или ограничения приема (отведения) сточных вод, в том числе на период ремонтных работ, ответственность сторон по договору.
В типовом договоре по транспортировке сточных вод, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации N 645 от 29.07.2013 в разделе IX устанавливается:
"IX. Условия временного прекращения или ограничения транспортировки и приема сточных вод 40. Транзитная организация вправе временно прекратить или ограничить транспортировку и прием сточных вод только в случаях, установленных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", и при условии соблюдения порядка временного прекращения или ограничения транспортировки и приема сточных вод, установленного Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской V* Федерации N 644 от 29.07.2013 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
41. Сторона в течение одних суток со дня временного прекращения или ограничения транспортировки и приема сточных вод уведомляет о таком прекращении или ограничении:
а) другую сторону;
б) (указать орган местного самоуправления поселения, городского округа);
в) . (указать территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор);
42. Уведомление о временном прекращении или ограничении транспортировки и приема сточных вод, а также уведомление о снятии такого прекращения или ограничения и возобновлении транспортировки и приема сточных вод направляется соответствующим лицам любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом.
X. Ответственность сторон:
43. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным считаем, что материалами дела подтверждается:
1. нарушение Заявителем порядка ограничения водоотведения у жильцов квартиры N 112 по адресу г. Москва, ул. Дубнинская, д. 15, корп.1 в части проведения работ до истечения срока хранения уведомления на почте.
2. Заявитель не исполнил свою обязанность и не уведомил об ограничении водоотведения территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный, санитарно-эпидемиологический надзор, за что установлена административная ответственность по ч.9 ст. 9.22 КоАП РФ.
На основании изложенного, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, и объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о доказанности административным органом события и состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 9.22 КоАП РФ, а также вины ГБУ "Жилищник района Восточное Дегунино" в его совершении.
В соответствии с ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
В настоящем случае заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
Кроме того, согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений, а также восстановления нарушенной социальной справедливости.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемые постановления вынесены обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ч.9 ст. 9.22 КоАП РФ, предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконными и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2018 по делу N А40-122856/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-122856/2018
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ВОСТОЧНОЕ ДЕГУНИНО"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ В СЕВЕРНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2040/19
08.02.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2040/19
27.11.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51046/18
05.09.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-122856/18