город Ростов-на-Дону |
|
29 ноября 2018 г. |
дело N А32-5609/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2018 по делу N А32-5609/2017, принятое судьей Назыковым А.Л. по заявлению государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи" к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края; администрации города Сочи при участии третьих лиц Департамента ветеринарии Краснодарского края; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю о признании незаконными отказов
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Ветуправление города Сочи" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), администрации муниципального образования город Сочи (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Сочи, Хостинский район, пер. Ветеринарный, 1, и утверждении схемы расположения земельном участке на кадастровом плане территории незаконным;
- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края издать соответствующее распоряжение (приказ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Сочи, Хостинский район, пер. Ветеринарный, 1 и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- признать незаконным бездействие администрации города Сочи в разрешении вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Сочи, Хостинский район, пер. Ветеринарный, 1 и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- обязать администрацию города Сочи издать соответствующее распоряжение (приказ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Сочи, Хостинский район, пер. Ветеринарный, 1 и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Определением от 23.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено государственное управление ветеринарии Краснодарского края.
Определением от 26.12.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Определением от 17.05.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра филиал по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2018 заявленные требования удовлетворены частично, решение департамента имущественных отношений Краснодарского края о возврате материалов, представленных государственным бюджетным учреждением "Ветуправление города Сочи" для принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории признано незаконным. Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского краярассмотреть по существу в соответствии с положениями статей 11.10, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации заявление учреждения от 10.11.2016 о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принять по результатам рассмотрения данного заявления с приложенными к нему документами решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с направлением принятого решения заявителю.
Не согласившись с принятым решением, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ввиду отсутствия сформированного земельного участка под объектом недвижимого имущества, образование земельного участка должно быть осуществлено в соответствии с утвержденным проектом межевания территории администрацией города Сочи, а департамент не является органом, уполномоченным на утверждение схемы расположения земельного участка.
Заявитель и третье лицо Департамент ветеринарии Краснодарского края с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзывах, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; судебное заседание провести в отсутствие их представителей.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя и третьего лица Департамента ветеринарии Краснодарского края, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, учреждение обратилось в департамент с заявлением от 10.11.2016, в котором просило осуществить предварительное согласование предоставления земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по пер. Ветеринарный, 1 в Хостинском районе г. Сочи, для эксплуатации здания ветеринарного участка, находящегося в собственности Краснодарского края.
Департамент в письме от 18.11.2016 N 52-33581/16-33-13 "О возврате материалов" сообщил учреждению о том, что право государственной собственности Краснодарского края на земельный участок, в границах которого располагается объект недвижимого имущества, не зарегистрировано.
Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", осуществляется после государственной регистрации права собственности на них (статья 3.3).
Учреждение обратилось с аналогичным заявлением от 29.10.2016 в администрацию, однако в письме от 23.12.2016 департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи возвратил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории без утверждения, в связи с несоответствием схемы требованиям к её подготовке, установленным в пункте 16.1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учреждение повторно обратилось с таким же по содержанию заявлением от 12.01.2017 в администрацию с просьбой осуществить предварительное согласование предоставления земельного участка и утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В письме от 27.02.2017 N 21.01-13/1196 департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку формируемый земельный участок расположен под зданием ветеринарного участка, находящимся в собственности Краснодарского края, в связи с чем, администрация не является уполномоченным органом, которому статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлено право на принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Не согласившись с указанными решениями департамента и администрации, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Как следует из заявления учреждения в департамент о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 10.11.2016, учреждению на праве оперативного управления принадлежит здание ветеринарного участка, находящееся в собственности Краснодарского края. Земельный участок под этим зданием не сформирован.
В силу статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок относится к собственности Краснодарского края.
В целях последующего предоставления земельного участка учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению им подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расчет нормативной площади земельного участка, которая составляет 324 кв. м, формируемого для эксплуатации здания ветеринарного участка. Аналогичная информация содержалась и в обращениях учреждения в администрацию города Сочи.
Из материалов дела следует, что на здание ветеринарного участка зарегистрировано в ЕГРП 15.06.2016 право собственности Краснодарского края на основании распоряжения Теруправления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 12.07.2007 N 467-р и акта приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность Краснодарского края от 03.08.2007.
В отношении здания ветеринарного участка 05.12.2011 зарегистрировано в ЕГРП право оперативного управления учреждения. Земельный участок под зданием ветеринарного участка не сформирован, на кадастровый учет не поставлен.
В соответствии со статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату оспариваемых решений департамента и администрации) к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 3.3 этого Федерального закона установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
По мнению департамента, отсутствие государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок исключает рассмотрение по существу заявления учреждения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении его схемы.
Между тем, возложение соответствующих функций на администрацию города Сочи означало бы понуждение муниципального образования к управлению и распоряжению землями, которые в силу закона отнесены к собственности Краснодарского края.
Департаментом не принимаются во внимание положения статьи 11.2, 11.3, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено следующее:
- схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1);
- подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2);
- подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3);
- подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4);
- схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13);
- в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются (пункт 14): 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок;
- основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является (пункт 16): 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;
- в решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок (пункт 18);
- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц (пункт 20).
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Таким образом, по смыслу правил, содержащихся в пунктах 3, 13 статьи 11.10, статьи 39.2 Земельного кодекса, надлежащим органом, утверждающим схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, является исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, представляющий собственника соответствующих земель.
В данном случае таким органом является департамент имущественных отношений Краснодарского края, представляющий Краснодарский край как собственника соответствующего земельного участка, расположенного под зданием ветеринарного участка, на который право собственности Краснодарского края зарегистрировано в ЕГРН.
Администрация города Сочи соответствующими полномочиями не наделена.
При этом в соответствии с пунктом 18 статьи 11.10 Земельного кодекса в решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 39.15 Земельного кодекса установлен следующий порядок осуществления процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка: "В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом; 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
2. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
7. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
8. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
9. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (при наличии данного номера);
2) площадь испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
3) адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка;
4) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
5) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
6) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
7) наименование органа государственной власти, если заявителем является орган государственной власти;
8) наименование органа местного самоуправления, если заявителем является орган местного самоуправления;
9) в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
10) территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка;
11) категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок;
12) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок;
13) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, в соответствии с которым предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка (при наличии этого проекта).
10. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования:
1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны;
2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию;
3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
11. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
14. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
15. Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
16. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса".
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.15 Земельного кодекса у департамента отсутствовали основания для возвращения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка ("уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка").
В заявлении учреждения в департамент о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории имелись все необходимые реквизиты и приложения для рассмотрения этого заявления по существу с принятием соответствующего решения, а не для его возврата.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок не исключает процедуру рассмотрения указанного заявления, поскольку такой земельный участок только предстоит образовать и произвести регистрацию права собственности Краснодарского края на него.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.15 Земельного кодекса, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
- в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (подпункт 9);
- право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок (подпункт 12).
Таким образом, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок вовсе не являются основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или для возвращения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд сделал вывод о том, что департамент необоснованно возвратил письмом от 18.11.2016 заявление учреждения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не рассмотрев его по существу в соответствии с положениями приведенных статей Земельного кодекса.
Поскольку заявление учреждения осталось не рассмотренным по существу департаментом имущественных отношений Краснодарского края, являющимся уполномоченным органом на рассмотрение такого заявления, а арбитражный суд не обладает компетенцией по рассмотрению по существу таких заявлений, в том числе компетенцией по проверке правильности составления схемы расположения земельного участка, и не должен подменять своими решениями функции исполнительных органов государственной власти по рассмотрению адресованных им обращений, в качестве надлежащей меры по восстановлению прав заявителя, суд пришел к обоснованному выводу о возможности обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края рассмотреть по существу заявление учреждения от 10.11.2016 о предварительном согласовании предоставления земельного участка с принятием решения по существу такого обращения - решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В удовлетворении требований, заявленных к администрации города Сочи, суд первой инстанции обоснованно отказал, поскольку администрация в данном случае не является уполномоченным органом на принятие указанных решений.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, в связи с чем не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2018 по делу N А32-5609/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.