г. Санкт-Петербург |
|
30 ноября 2018 г. |
Дело N А56-18790/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Савиной Е.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ушаковой М.В.
при участии:
от истца: представитель Сумхарова Т.Х. по доверенности от 20.08.2018
от ответчика: представитель Соседко Ю.В. по доверенности от 03.04.2018
от 3-их лиц: представители не явились, уведомлены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27465/2018) СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2018 по делу N А56-18790/2018 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску ОАО "Хозяйственно-эксплуатационное управление Адмиралтейского района"
к СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"
3-е лицо: Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга; Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании
установил:
открытое акционерное общество "Хозяйственно-эксплуатационное управление Адмиралтейского района" (190068, г Санкт-Петербург, г СанктПетербург, ул Садовая 55-57/111; Россия 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр. 2, лит А, пом N 1, ОГРН: 1047833052420; 1047833052420, далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (190000, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова 83/ОФИС, ОГРН: 1027810344000, далее - Жилищное агентство) о взыскании платы за горячее водоснабжение, начисленной с учетом повышающего коэффициента, в размере 213 873,34 рублей; платы по холодному водоснабжению, с учетом повышающего коэффициента, в размере 75305,67 рублей; платы по электроснабжению, начисленной с учетом повышающего коэффициента, в размере 160879,79 рублей; расходов по уплате государственной пошлины в размере 12001,00 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и Комитет финансов Санкт-Петербурга.
Решением от 03.09.2018 арбитражный суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Решение обжаловано СПб ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" в апелляционном порядке.
Податель жалобы просит отменить обжалуемое решение.
В жалобе Жилищное агентство ссылается на то, что требование о взыскании повышающего коэффициента в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: 11-я Красноармейская ул., д. 10, лит. А, Измайловский пр., д. 15, лит. Д, 11-я Красноармейская, д. 15, лит. А, Садовая ул., д. 72/16, лит. А. за один и тот же период предъявлено ОАО "ХЭУ" к Адмиралтейскому РЖА дважды - по делу А56-26424/2018 и А56-18790/2018. Договоры управления многоквартирными домами N 01/УО-13 от 23.12.2013, N 04/УО-13 от 23.12.2013, N 05/УО-13 от 23.12.2013, ОЗ/УО-13 от 23.12.2013, не содержат условий о внесении Адмиралтейским РЖА доплаты при внесении нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления. Дополнительные соглашения к договорам управления сторонами не заключались. В период действия договоров управления многоквартирными домами, платежные документы, в нарушение п.п. г (1) п. 69 Правил N 354, Адмиралтейскому РЖА истцом не выставлялись, счета на оплату повышающего коэффициента выставлены ОАО "ХЭУ" за пределами срока действия договоров управления в рамках досудебного урегулирования спора. Податель жалобы полагает, что судом не рассмотрен довод Адмиралтейского РЖА о том, что часть жилых помещений (коммунальные квартиры), в отношении которых заключены договоры управления (указанные в приложениях к договору), находились в долевой собственности Санкт-Петербурга и граждан (подтверждается справками формы 7), поэтому обязанность установки приборов индивидуального учета распространяется в равной степени на всех собственников таких помещений, а не только на Адмиралтейское РЖА. Податель жалобы указывает, что адресной программой по целевой статье 9900000610 "расходы на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга" на 2016 год предусмотрены расходы на установку индивидуального прибора учета только в одной квартире - 2-С, указанной в приложении к договору управления N 4/УО -13 и расположенной по адресу: 11-я Красноармейская, д. 15А. Адресной программой по целевой статье 9900000610 "расходы на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга" на 2017 год предусмотрены расходы на установку индивидуального прибора учета также только в одной квартире - 6-С, указанной в приложении к договору управления N 5/УО -13 и расположенной по адресу: 11-я Красноармейская, д. 10А.
В настоящем судебном заседании представитель ответчика снял с рассмотрения доводы жалобы о двойном взыскании, поддержал доводы жалобы в остальной части.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, Жилищное агентство осуществляло управление многоквартирными домами по адресам: 11-я Красноармейская, д.10, лит. А, Измайловский пр., д.15, лит. Д в период с 01.07.2016 по 31.12.2016; ул. Садовая, д. 72/16, лит. А, 11-я Красноармейская, д. 15а, лит. А в период с 01.07.2016 по 28.02.2017 (далее - многоквартирные дома), которые подключены к системе централизованного горячего, холодного водоснабжения, электроснабжения.
В многоквартирных домах имеются помещения, находящиеся в собственности города Санкт-Петербурга, не оборудованные индивидуальными приборами учета горячего, холодного водоснабжения, электроснабжения.
Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, отопление.
Ссылаясь на неисполнение Жилищным агентством обязанности, предусмотренной Законом N 261 по оплате оказанных услуг, Управление направило в адрес Жилищного агентства требования о погашении задолженности в виде разницы между суммой начисленной нанимателям платы за потребленные коммунальные ресурсы: горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, электроснабжение и размером указанной платы, рассчитанной с учетом повышающего коэффициента к нормативам потребления коммунальных услуг.
Отсутствие со стороны ответчика удовлетворения претензий послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал обоснованными требования истца по праву и по размеру.
Между тем, судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Сторонами не оспаривается, что все спорные МКД оснащены общедомовыми приборами учета. При этом индивидуальные приборы учета в жилых помещениях, принадлежащих городу Санкт-Петербургу, не установлены.
Правоотношения предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункты 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункты 1 и 36 Правил N 354). В силу пункта 14 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту.
Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Названным Законом на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность по оснащению и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии и газа.
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) были введены повышающие коэффициенты, применяемые с 1 января 2015 года, при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации была дополнена положением, предусматривающим, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
С 30.06.2016 пункты приложения к Правилам N 306, которыми были установлены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг, признаны утратившими силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603. Этим же Постановлением в Правила N 354 были внесены дополнения, в силу которых при наличии технической возможности установки приборов учета тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за соответствующую коммунальную услугу определяется по формулам приложения к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом повышающего коэффициента.
Таким образом, исходя из положений, содержащихся в Правилах N 306 и Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, повышающие коэффициенты подлежат применению при расчете платы лишь в случае неисполнения собственником обязанности по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии исключительно при наличии технической возможности установки таких приборов учета.
Из вышеуказанных норм права следует, что повышающие коэффициенты подлежат применению при расчетах с субъектами, которыми не исполнена соответствующая обязанность по установке приборов учета при наличии такой технической возможности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2018 N 307-ЭС18-17104, Жилищное агентство не относится к лицам, обязанным оборудовать квартиры индивидуальными (квартирными) приборами учета.
Указанное препятствует признанию на стороне ответчика нарушения обязанности по установке приборов учета даже при наличии такой технической возможности, что исключает взыскание с Жилищного агентства спорной задолженности.
В данном случае собственником спорных жилых помещений, не оснащенных индивидуальными приборами учета коммунальных услуг, является город Санкт-Петербург.
Из буквального толкования положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, системного толкования положений Правил N 309, Правил N 354 следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей по их установке.
В свою очередь пунктом 7 статьи 12 Закона N 261-ФЗ установлена обязанность истца как лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
В данном случае ОАО "Хозяйственно-эксплуатационное управление Адмиралтейского района" не представило доказательства совершения указанных действий.
С 30.06.2016 повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 01.01.2017 - 1,5, применяется в порядке, установленном Правилами N 354, путем включения данного коэффициента в формулы расчета размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению и отоплению.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления управляющая компания оказывает услуги за плату (услуги по управлению МКД, услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, коммунальные услуги). Перечень этих услуг - существенное условие договора управления (пп. 2 п. 3 ст. 162 ЖК РФ).
В платежном документе, который управляющая компания обязана представлять потребителям и на основании которого последние вносят плату, детально прописываются элементы такой платы. Требования к платежному документу, в том числе в части наименования отдельных элементов платы (услуг), установлены нормативными актами, в том числе п.69 Правил N 354. В платежном документе указывают отдельно:
- наименование каждого вида оплачиваемых коммунальных услуг, тариф на каждый вид коммунального ресурса, единицы измерения объемов каждого вида ресурсов, объем каждого вида коммунальных услуг, размер платы за каждый вид предоставленных услуг (пп. "в", "г" п. 69 Правил N 354);
- повышающий коэффициент (пп. "г(1)" п. 69 Правил N 354).
В материалы дела не представлены платежные документы, содержащие сведения о включении истцом в размер платы в отношении спорных помещений повышающего коэффициента.
Одновременно с указанным ответчиком представлены относимые и допустимые доказательства того, что Жилищное агентство в спорный период осуществляло действия по запрашиванию бюджетных средств, необходимых для оснащения жилых помещений, принадлежащих городу Санкт-Петербургу, индивидуальными приборами учета; а также по использованию выделяемых бюджетных средств для оснащения жилых помещений такими приборами учета. Так, адресной программой по целевой статье 9900000610 "расходы на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга" на 2016 год предусмотрены расходы на установку индивидуального прибора учета только в одной квартире - 2-С, указанной в приложении к договору управления N 4/УО -13 и расположенной по адресу: 11-я Красноармейская, д. 15А. Адресной программой по целевой статье 9900000610 "расходы на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга" на 2017 год предусмотрены расходы на установку индивидуального прибора учета также только в одной квартире - 6-С, указанной в приложении к договору управления N 5/УО -13 и расположенной по адресу: 11-я Красноармейская, д. 10А.
Кроме того, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что правоотношения сторон урегулированы договоры управления многоквартирными домами N 01/УО-13 от 23.12.2013, N 04/УО-13 от 23.12.2013, N 05/УО-13 от 23.12.2013, ОЗ/УО-13 от 23.12.2013. Условиями подписанных сторонами договоров управления не предусмотрена обязанности ответчика оплачивать начисления, связанные с применением повышающих коэффициентов.
Таким образом, отсутствуют основания для взыскания с Жилищного агентства спорной задолженности, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2018 по делу N А56-18790/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт: в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ОАО "Хозяйственно-эксплуатационное управление Адмиралтейского района" в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" 3000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18790/2018
Истец: ОАО "Хозяйственно-эксплуатационное управление Адмиралтейского района"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"
Третье лицо: Администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга, ООО "СВАРГОН"